a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Учебная рабочая программа по музыке для детей 3-7 лет на 2015-2016 учебный год

Опубликовано: 2016-02-03 11:22:09

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АННИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №7 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Принято на заседании Утверждаю_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ педагогического совета Заведующий МКДОУ АДС №7 ОРВ № 1 Изюмова Н. В. Протокол № 1 приказ № 32 от «17» 08 2015г от «17» 08 2015г Учебная р абочая программа по музыке для детей 3- 7 лет на 2015- 2016 учебный год Составила: Сахута Наталья Александровна музыкальный руководитель Образовательная программа Оглавление. Целевой раздел. Пояснительная записка: Цели и задачи реализации Программы; Принципы и подходы к формированию Программы; Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. 1. 2. Планируемые результаты освоения Программы. 2. Содержательный раздел. 2. 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; 2. 2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы. 2. 3. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей. 2. 4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 2. 5. Способы и направлен ия поддержки детской инициативы. 2. 6. Особенности взаимодействия педагогического кол лектива с семьями воспитанников. 2. 7. Иные характеристики содержания Программы. 3. Организационный раздел. 3. 1. Материально- техническое обеспечение Программы. 3. 2. О беспеченност ь методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 3. 3. Р ежим дня воспитанников. 3. 4. Т радиционны е событи я, праздник и, мероприяти я. 3. 5. О рганизаци я развивающей предметно- пространственной среды. Целевой раздел. Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной о сновной общеобразовательной программы дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ- в соотве тствии с ФГОС для детей дошкольного возраста. Раздел «музыкально- художественная деятельность » проработан доктором педагогических наук А. Антоновой, М. Зацепиной на основе музыкально- педагогической концепции Н. Ветлугиной. Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «Художественно- эстетическое разв итие предполагает развитие пред посылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношени я к окружающему миру; формирова ние элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модель- ной, музыкальной и др. ) ». Музыкально- художественная деятельность. Основная цель музыкального воспитания в детском саду- приобщение детей к музыкальному искусству. Приобщение к музы кальному искусству; формирование осн ов музыкальной культуры, ознаком ление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально- художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально- ху дожественного творчества, реали зация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении. Принципы и п одходы к формированию Программы. Программа разработана на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155. Основные принципы формирования п рограммы по музыкально- художественной деятельности: - возможность включения ребенка в образовательный процесс как полноценного его участни ка на разных этапах реализации п рограммы; - ориентирование содержатель ных и организационных аспектов п рограммы на поддержку детской инициативы, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенк а в музыкальном развитии; - учет возрастной адекватности и индивид уальных потребностей воспитанников при выборе форм, методов, способов и средств реализации п рограммы; - построение образовательной деятельности на основе индивидуально- ориентированного обучения и воспитания; Основные подходы к формированию п рограммы по музыкально- художественной деятельности. Данная Про грамма формировалась как модель психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, содержащую комплекс основных характеристик предоставляемого дошкольного образования. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особе нностей развития детей дошкольного возраста. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников. Вторая младшая группа( от трех до четырех лет) Развитие детей этого возраста позволяет проводить планомерную работу по формированию основ музыкальной культуры в НОД и в процессе использования музыки в повседневной жизни, а также в хо де культурно- досуговой деятельности. Образовательная деятельность по музыкальному развитию во второй младшей группе имеют ту же структуру( вводная часть, ос новная и заключительная) , что и в первой младшей группе, и прово д и тся два раза в неделю. ОД может быть разных видов: типовая, тематическая, доминантная, комплексная и интегрированная. Музыкальному рук оводителю следует помнить: любая образовательная деятельность по музыкальному развитию должна обучать и развивать ребенка, а главное — формировать его базов ую культуру. Музыкальная образовательная деятельность включае т слушание, пе ние, музыкально- ритмическую и игровую деятельность. Педагог дол жен создать эстетически- развивающую среду, содействующую целена правленному обучению, развитию и вызывающую у ребят интерес к тому, что они делают. Средняя группа( от четырех до пяти лет) Дети уже имеют достаточный муз ыкальный опыт, благодаря кото- рому начинают активно включаться в разные виды музыкальной дея- тельности: слушание, пение, музыкально- ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах и творчество. Музыкальная образовательная деятельность являе тся основной формой обучения, структура остается прежней, но характер несколько меняется. Детям дают более сложные задания, которые требуют сосредоточенности и осознанности дейст вий, хотя до какой- то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Старшая группа( от пяти до шести лет) Дети с больши м интересом относятся к музыкальной деятельности; у каждого ребен ка есть свой любимый вид деятельности, их интересы уже носят устой чивый характер. Основное внимание уделяется формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения, дальнейшему развитию музыкальных способностей. Выделяются следующие разделы: слушание музыки, испол нение( песни, движения, игра на детских музыкальных инструментах) , творческая деятельность. Подготовительная к школе труппа( от шести до семи лет) В этом возрасте у детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество; желание высказать свое мнение об услы шанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышен ный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование лично сти ребенка с опорой на музыкальное искусство по- прежнему остается стержнем музыкального воспитания. Планируемые результаты освоения Программы. Реализация Программы по музыкально- художественной деятельности предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики( оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) . Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка. Результаты педагогической диагн остики используются для решения следующих образовательных задач: Индивидуализации образования( в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или коррекции особенностей его развития) ; Оптимизации работы с группой детей В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику Вторая младшая группа( от трех до четырех лет) Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку. Познако мить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Спо собствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение уз навать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки( веселый, бодрый, спокойный) , э моционально на нее реагировать. Слушание Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, пони мать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произ ведении( одночастная или двухчастная форма) ; рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания ме лодии( громко, тихо) . Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов( музы кальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металло фон и др. ) . Пение Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре( ми) — ля( си) ; в одном темпе со всеми, чисто и ясно про износить слова, передавать характер песни( весело, протяжно, ласково) . Песенное творчество Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю- баю» и веселых мелодий на слог «ля- ля». Формировать навыки сочинитель ства веселых и грустных мелодий по образцу. Музыкально- ритмические движения Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания( громко, тихо) ; реагировать на начало звучания музыки и ее окончание( самостоятельно начинать и заканчивать движение) . Со вершенствовать навыки основных движений( ходьба и бег) . Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в уме ренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональ ной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза ро гатая и др. Формировать навыки ориентировки в пространстве. Развитие танцевально- игрового творчества Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных дви жений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движе ний, передающих характер изображаемых животных. Игра на детских музыкальных инструментах Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инстру ментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погре мушкой, барабаном, а также их звучанием. Способствовать приобрете нию элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах. Примерный музыкальный репертуар Слушание «Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Листопад», муз. Т. Попатен ко; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Вальс снежных хлопьев»( из балета «Щелкунчик») , муз. П. Чайковского; «Дед Мороз», муз. Р. Шумана; «Подснежники», муз. В. Калинникова; «Дождик», «Дождик и радуга», муз. Г. Свиридова; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня; «Солдатский марш», муз. Л. Шульгина; «Марш», муз. М. Жур бина; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой; «Зайчик», муз. Л. Лядовой; «Мед ведь», муз. Е. Тиличеевой; рус. нар. плясовые мелодии. Пение «Солнышко- ведрышко», муз. В. Карасевой, сл. нар. ; «Люлю, бай», рус. нар. колыбельная; «Петушок», рус. нар. прибаутка; «3айчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Гуси», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Поедем, сыночек, в деревню», рус. нар. мелодия из сб. «Гусельки», обр. Н. Метлова; «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. Н. Плакиды; »«Осенняя песенка», муз. Ан. Александро ва, сл. Н. Френкель; «Мы умеем чисто мыться», муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Зима прошла», муз. Н. Мет лова, сл. М. Клоковой; «Пастушок», муз. Н. Преображенского; «Птич ка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто. П есенное творчество «Ах ты котенька- коток», «Бай- бай, бай- бай», «Лю- лю, бай», рус. нар. колыбельные; «Петух и кукушка», «Человек идет», муз. М. Лазарева, сл. Л. Дымовой; «Закличка солнца», сл. нар. , обр. И. Лазарева и М. Ла зарева. М узыкально- ритмические движения Игровые упражнения. «Марш», муз. Э. Парлова; «Шагаем, как физ культурники», муз. Т. Ломовой; «Ладушки», муз. Н. Римского- Корса кова; «Птички летают», муз. Л. Банниковой; «Прыжки», «Этюд», муз. К. Черни; «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко. Этюды- драматизации. «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой; «Птички», муз. Л. Банниковой; «Мышки», муз. Н. Сушева; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Смело идти и прятаться», муз. И. Бер- кович( «Марш») . Игры. «Солнышко и дождик », муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Жмурки с Мишкой», муз. Ф. Флотова; «Заинька, выходи», муз. Е. Ти- личеевой; «Игра с куклой», муз. В. Карасевой; «Коза рогатая», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна; «Бубен», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Куколка», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Ходит Ваня», рус. нар. пес ня, обр. Н. Метлова. Хороводы и пляски. «Пляска с погремушками», муз. и сл. В. Антоно вой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высот ской; «Танец около елки», муз. Р. Равина, сл. П. Границыной; «По ули це мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской. Развитие танцевально- игрового творчества «Пляска», муз. Р. Рустамова; «Зайцы», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые ножки», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Волшебные платоч ки», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова. Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах Народные мелодии. К концу года дети могут Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте( в пределах октавы) . Замечать изменения в звучании( тихо — громко) . Петь, не отставая и не опережая друг друга. Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопы вать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами( флажк и, листочки, платочки и т. п. ) . Различать и называть детские музыкальные инструменты( метал лофон, барабан и др. ) . Средняя группа( от четырех до пяти лет) Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слу шать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музы кальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способ ствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. Слушание Формировать навыки культуры слушания музыки( не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца) . Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказы вать свои впечатления. Замечать динамику музыкального произведения, его выразитель ные средства: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте( высокий, низкий в пределах сексты, сеп тимы) . Пение Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно( в пределах ре- си первой окта вы) . Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальны- , ми фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смяг чать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопро вождением и без него( с помощью воспитателя) . Песенное творчество Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и от вечать на музыкальные вопросы( «Как тебя зовут? », «Что ты хочешь, кошечка? », «Где ты? ») . Формировать умение импровизировать мело дии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша. Музыкально- ритмические движения Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенство вать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хло пать в ладоши, выполнять простейшие перестроения( из круга врас сыпную и обратно) , подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений( ходьба: «торжественная», спокойная, «таинст венная»; бег: легкий и стремительный) . Развитие танцевально- игрового творчества Способствовать развитию эмоционально- образного исполнения музыкально- игровых упражнений( кружатся листочки, падают сне жинки) и сценок, используя мимику и пантомиму( зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотли вая курица) . Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и по становке небольших музыкальных спектаклей. Игра на детских музыкальных инструментах Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на дере вянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. Примерный музыкальный репертуар Слушание Произведения из детских альбомов фортепианных пьес: «Материн ские ласки»( из альбома «Бусинки» А. Гречанинова) ; «Пастушок»( из альбома «Бирюльки» С. Майкапара) ; ««Новая кукла», «Болезнь куклы»( из «Детского альбома» П. Чайковского) ; «Музыкальный ящик»( из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова) и другие пьесы( по выбору музыкальных руководителей) ; «Бабочка» Э. Грига; «Пьес ка», «Смелый наездник»( из «Альбома для юношества») Р. Шумана; симфонические произведения, написанные специально для детей: «Петя и волк», муз. С. Прокофьева; «Детские игры», муз. Ж. Бизе( фрагменты) . Пение «Кукушечка», рус. нар. песня, обр. И. Арсеева; «Как на тоненький ле док», «Паучок» и «Кисонька- мурысонька», «Где был Иванушка», рус. нар. песни; «Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «В лесу роди лась елочка», муз. Л. Бекмана, сл. Р. Кудашевой; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; колядки: «Здравствуйте», «С Но вым годом»; заклички: «Ой, кулики! Весна поет! » и «Жаворонушки, прилетите! », песни из детских мультфильмов: «Улыбка», муз. В. Ша- инского, сл. М. Пляцковского( мультфильм «Крошка Енот») ; «Песен ка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова( мультфильм «Приключения Кузнечика») ; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского( мультфильм «День рождения кота Леопольда») . Песенное творчество «Котенька- коток», рус. нар. колыбельная песня; «Марш», муз. Н. Бого словского; «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Марш», муз. А. Гречани нова, сл. А. Барто. Музыкально- ритмические движения Игровые упражнения. «Пружинки» под рус. нар. мелодию «Посеяли девки лен»; прыжки под англ. нар. мелодию «Полли»; легкий бег под латвийскую «Польку», муз. А. Жилинского; ходьба под «Марш», муз. И. Беркович. Этюды- драматизации. «Веселая прогулка», муз. П. Чайковского; «Ба рабанщик», муз. М. Красева; «Танец осенних листочков», муз. А. Фи липпенко, сл. Е. Макшанцевой; «Считалка», «Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова; «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик; «Что ты хо чешь, кошечка? », муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой. Хороводы и пляски. «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова- Метнер, сл. Е. Кар- гановой; «Покажи ладошку», «Пляска парами», латыш, нар. мелодии; «По улице мостовой», «Танец с платочками», рус. нар. мелодии; «Сне жинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова. Музыкальные игры «Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Жмурки», муз. Ф. Флотова; «Медведь и заяц», муз. В. Ребикова; «Веселые мячики», муз. М. Сату- лина; «Самолеты», муз. М. Магиденко; «Игра Деда Мороза со снежка ми», муз. П. Чайковского( из балета «Спящая красавица») . Игры с пением. «Огородная- хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой; «Заинька, выходи», «Гуси, лебеди и волк», муз. Е. Ти личеевой, сл. М. Булатова; «Платочек», укр. нар. песня, обр. Н. Метло ва; «Веселая девочка Таня», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р. Борисовой. Музыкально- дидактические игры Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики», «Качели», «Эхо», «Курицы». Развитие ритмического слуха. «Кто как идет? », «Веселые дудочки», «Петушок, курочка и цыпленок». Развитие тембрового и динамического слуха. «Узнай свой инстру мент», «Громко — тихо», «Угадай, на чем играю»: Развитие танцевально- игрового творчества «Лошадка», муз. Н. Потоловского; «Зайчики», «Наседка и цыплята», «Воробей», муз. Т. Ломовой; «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мело дия, обр. М. Раухвергера; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко. Игра на детских музыкальных инструментах «Мы идем с флажками», «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Доли- нова; «Сорока- сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко; «Кап- кап- кап. . . », рум. нар. песня, . обр. Т. Попатенко; «Лиса», рус. нар. приба утка, обр. В. Попова. К концу года дети могут Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением. Узнавать песни по мелодии. Различать звуки по высоте( в пределах сексты — септимы) . Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и закан чивать пение. Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоя тельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движе ние парами по кругу, кружение по одному и в парах. Выполнять движения с предметами( с куклами, игрушками, лен точками) . Инсценировать( совместно с воспитателем) песни, хороводы. Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. Старшая группа( от пяти до шести лет) Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысот- ный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах. Слушание Учить различать жанры музыкальных произведений( марш, танец, песня) . Совершенствовать музыкальную память через узнавание мело дий по отдельным фрагментам произведения( вступление, заключение, музыкальная фраза) . Совершенствовать навык различения звуков по вы соте в пределах квинты, звучания музыкального инструмента( клавиш но- ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка) . Пение Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапа зоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканч ивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус. Песенное творчество Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбель ную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую. Музыкально- ритмические движения Развивать чувство ритма, умение передавать через движения харак тер музыки, ее эмоционально- образное содержание, свободно ориен тироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, са мостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений( поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; пристав ной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед) . Формировать танцевальное творчество. Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить импро визировать образы сказочных животных и птиц( лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д. ) в разных игровых ситуациях. По знакомить с русским хороводом, пляской, с танцами других народов. Музыкально- игровое и танцевальное творчество Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя ориги нальность и самостоятельность в творчестве. Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характе ра; самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни; придумывать простейшие танцевальные движения. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов. Игра на детских музыкальных инструментах Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; исполнять знакомые песенки индивидуально и небольши ми группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. Примерный музыкальный репертуар Слушание «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова; «Листопад», муз. Т. Попа тенко, сл. Е. Авдиенко, « Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам», муз. С. Прокофьева; «Тревожная минута»( из альбома «Бирюльки» С. Майкапара) ; «Утренняя молитва», «В церкви»( из «Детского альбома» П. Чайковского) ; «Раская ние», «Утро», «Вечер»( из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева) ; старинный танец из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова и другие пье сы по выбору музыкального руководителя; «Полька», муз. Д. Львова- Компанейца, сл. 3. Петровой; «Мамин праздник», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Румарчук; «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; «Кто при думал песенку? », муз. Д. Львова- Компанейца, сл. Л. Дымовой; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Пляска птиц», «Колыбельная», муз. Н. Римско- го- Корсакова; «Первая потеря»( из «Альбома для юношества») Р. Шума на; Одиннадцатая соната для фортепиано, 1- я часть( фрагменты) , Прелю дия ля мажор, соч. 28, № 7 Ф. Шопена; Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5( фрагменты) Л. Бетховена; Менуэт ре мажор В. Моцар та и другие произведения западноевропейских композиторов. Пение Упражнения на развитие слуха и голоса. «Зайка», «Паровоз», «Пет рушка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Колыбельная», муз. Е. Ти личеевой, сл. Н. Найденовой; «Андрей- Воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; русские народные песенки и попевки. Песни. «Барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Журав ли», муз. А. Лившица, сл. М. Познанской; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Кури ца», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Гуси- гусенята», муз. Ан. Алек сандрова, сл. Г. Бойко; «Гуси», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Песенное творчество «Колыбельная», рус. нар. песня; «Дили- дили! Бом! Бом! », укр. нар. песня, сл. Е. Макшанцевой; «Марш», муз. М. Красева; потешки, драз нилки, считалки и другие русские народные попевки. Музыкально- ритмические движения Упражнения. «Маленький марш», муз. Т. Ломовой; «Росинки», муз. С. Майкапара; «Пружинка», муз. Е. Гнесиной( «Этюд») ; «Шаг и бег», муз. Н. Надененко; «Канава», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамо ва; «Плавные руки», муз. Р. Глиэра( «Вальс», фрагмент) ; «Кто лучше скачет», муз. Т. Ломовой; «Учись плясать по- русски! », муз. Л. Вишка- рева( вариации на рус. нар. мелодию «Из- под дуба, из- под вяза») . Упражнения с предметами. «Упражнения с ленточками», укр. нар. ме лодия, обр. Р. Рустамова; «Гавот», муз. Ф. Госсека; «Передача платоч ка», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. А. Дворжака; «Упражнения с мяча ми», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. Ф. Бургмюллера. Этюды. «Ау! »( «Игра в лесу») , муз. Т. Ломовой; «Тихий танец»( тема из вариаций, муз. В. Моцарта) ; «Полька», нем. нар. танец; «Поспи и по пляши»( «Игра с куклой* ) , муз. Т. Ломовой; ходьба на носках с пере дачей предмета. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам», муз. С. Прокофьева; «Тревожная минута»( из альбома «Бирюльки» С. Майкапара) ; «Утренняя молитва», «В церкви»( из «Детского альбома» П. Чайковского) ; «Раская ние», «Утро», «Вечер»( из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева) ; старинный танец из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова и другие пье сы по выбору музыкального руководителя; «Полька», муз. Д. Львова- Компанейца, сл. 3. Петровой; «Мамин праздник», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Румарчук; «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; «Кто при думал песенку? », муз. Д. Львова- Компанейца, сл. Л. Дымовой; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Пляска птиц», «Колыбельная», муз. Н. Римско- го- Корсакова; «Первая потеря»( из «Альбома для юношества») Р. Шума на; Одиннадцатая соната для фортепиано, 1- я часть( фрагменты) , Прелю дия ля мажор, соч. 28, № 7 Ф. Шопена; Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5( фрагменты) Л. Бетховена; Менуэт ре мажор В. Моцар та и другие произведения западноевропейских композиторов. Пение Упражнения на развитие слуха и голоса. «Зайка», «Паровоз», «Пет рушка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Колыбельная», муз. Е. Ти личеевой, сл. Н. Найденовой; «Андрей- Воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; русские народные песенки и попевки. Песни. «Барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Журав ли», муз. А. Лившица, сл. М. Познанской; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Кури ца», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Гуси- гусенята», муз. Ан. Алек сандрова, сл. Г. Бойко; «Гуси», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Песенное творчество «Колыбельная», рус. нар. песня; «Дили- дили! Бом! Бом! », укр. нар. песня, сл. Е. Макшанцевой; «Марш», муз. М. Красева; потешки, драз нилки, считалки и другие русские народные попевки. Музыкально- ритмические движения Упражнения. «Маленький марш», муз. Т. Ломовой; «Росинки», муз. С. Майкапара; «Пружинка», муз. Е. Гнесиной( «Этюд») ; «Шаг и бег», муз. Н. Надененко; «Канава», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамо ва; «Плавные руки», муз. Р. Глиэра( «Вальс», фрагмент) ; «Кто лучше скачет», муз. Т. Ломовой; «Учись плясать по- русски! », муз. Л. Вишка- рева( вариации на рус. нар. мелодию «Из- под дуба, из- под вяза») . Упражнения с предметами. «Упражнения с ленточками», укр. нар. ме лодия, обр. Р. Рустамова; «Гавот», муз. Ф. Госсека; «Передача платоч ка», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. А. Дворжака; «Упражнения с мяча ми», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. Ф. Бургмюллера. Этюды. «Ау! »( «Игра в лесу») , муз. Т. Ломовой; «Тихий танец»( тема из вариаций, муз. В. Моцарта) ; «Полька», нем. нар. танец; «Поспи и по пляши»( «Игра с куклой* ) , муз. Т. Ломовой; ходьба на носках с пере дачей предмета. Инсценировки и музыкальные спектакли «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Где ты был, Иванушка? », рус. нар. мелодия, обр. М. Иорданского; «Моя любимая кукла», автор Т. Ко ренева; «Полянка»( музыкальная игра- сказка) , муз. Т. Вилькорейской. Развитие танцевально- игрового творчества «Котик и козлик», «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой; «Вальс кошки», муз. В. Золотарева; свободная пляска под любые плясовые ме лодии в аудиозаписи; «Гори, гори ясно! », рус. нар. мелодия, обр. Р. Ру стамова; «А я по лугу», рус. нар. мелодия, обр. Т. Смирновой. И гра на детских музыкальных инструментах «Небо синее», «Смелый пилот», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Дон- дон», рус. нар. песня, обр. Р. Рустамова; «Гори, гори ясно! », рус. нар. мелодия; «Пастушок», чеш. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «Пе тушок», рус. нар. песня, обр. М. Красева; «Часики», муз. С. Вольфензо- на; «Жил у нашей бабушки черный баран», рус. нар. шуточная песня, обр. В. Агафонникова. К концу года дети могут Различать жанры музыкальных произведений( марш, танец, пес ня) ; звучание музыкальных инструментов( фортепиано, скрипка) ; произведения по мелодии, вступлению. Различать высокие и низкие звуки( в пределах квинты) . Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчет ливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в со провождении музыкального инструмента. Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки. Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами. Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении. Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, дей ствовать, не подражая друг другу. Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами. Подготовительная к школе группа( от шести до семи лет) Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре. Воспиты вать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Про должать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, раз витию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музы кальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями. Слушание Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в преде лах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать му зыкальный вкус, развивать музыкальную память. При анализе музы кальных произведений учить ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения. Способствовать развитию мы шления, фантазии, памяти, слуха. Развивать словарный запас для опре деления характера музыкального произведения. Знакомить с элемен тарными музыкальными понятиями( регистр, динамика, длительность, темп, ритм; вокальная, инструментальная и оркестровая музыка; испол нитель; жанры: балет, опера, симфония, концерт) , творчеством компо зиторов: И. С. Баха, В. А. Моцарта, М. Глинки, Н. Римского- Корсакова, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского и др. Познакомить де тей с Государственным гимном Российской Федерации. Пение Совершенствовать певческий голос и вокально- слуховую координа цию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения пе сен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию( дикцию) . Закреплять умение петь самостоятельно, инди видуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. Песенное творчество Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни и танцы; самостоятельно импровизи ровать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы и танцы. Музыкально- ритмические движения Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно передавать в танце эмоционально- об разное содержание. Знакомить с особенностями национальных плясок( русские, белорусские, украинские и т. д. ) и бальных танцев. Развивать танцевально- игровое творчество; формировать навыки художествен ного исполнения различных образов при инсценировании песен, тан цев, театральных постановок. Музыкально- игровое и танцевальное творчество Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности( игра в оркестре, пе ние, танцевальные движения и т. п. ) . Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей( лыжник, конь кобежец, наездник, рыбак и т. п. ) , образы животных( лукавый котик и сердитый козлик) ; характерные движения русских танцев. Учить само стоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, ва риации элементов плясовых движений; выразительно действовать с во ображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов. Стимулировать формирование музы кальных способностей, мышления, фантазии, воображения; содейство вать проявлению активности и самостоятельности. Игра на детских музыкальных инструментах Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различ ных инструментов и в оркестровой обработке. Учить играть на метал лофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремуш ках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и ансамбле. Примерный музыкальный репертуар Слушание «Детская полька», муз. М. Глинки; «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Камаринская», « Песня жаворонка», муз. П. Чайковского; «Море», «Белка», муз. Н. Римского- Корсакова( из оперы «Сказка о царе Салта- не») ; «Пляска птиц», муз. Н. Римского- Корсакова( из оперы «Снегуроч ка») ; «Табакерочный вальс», муз. А. Даргомыжского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Рассвет на Москве- реке», муз. М. Му соргского( вступление к опере «Хованщина») ; «Осень», муз. Ан. Алек сандрова, сл. М. Пожаровой; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Танец с саблями», муз. А. Хачатуряна; «Грустная песня», «Старинный та нец», «Весна и осень» «Зима пришла», «Тройка», муз. Г. Свиридова; «Вальс- шутка», «Гавот», «Полька», «Танец», муз. Д. Шостаковича; «Кавалерийская», муз. Д. Кабалевского; «Менуэт» из детского альбо ма «Бирюльки» С. Майкапара; «3имнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского «Шарманка» из альбома «Танцы кукол» Д. Шостако вича; «На гармонике» из альбома «Бусинки» А. Гречанинова и другие произведения из детских альбомов фортепианных пьес( по выбору му зыкального руководителя) ; «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех» и «Наша хохлома», муз. Ю. Чич- кова( сб. «Ромашковая Русь») ; «Колыбельная», муз. В. А. Моцарта; «Веселый крестьянин», муз. Р. Шумана; «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди; «В пещере горного ко роля»( сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт») , «Шествие гномов», соч. 54 Э. Грига; «Кампанелла» Ф. Листа; Органная токката ре минор И. С. Баха и другие произведения русских и западноевропей ских композиторов( по выб ору музыкального руководителя) . Пение Упражнения на развитие слуха и голоса. «Лиса по лесу ходила», рус. нар. песня; «Бубенчики», «Наш дом», «Качели», «Дудка», ка», «Спите, куклы», «В школу», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Ходит зайка по саду », «А я по лугу», рус. нар. мелодии; «Скок- скок, поскок», рус. нар. песня; «Волк и козлята», эстон. нар. песня; «Ого род», «Котя- коток», «Зайка», «Петрушка», «Колыбельная», ' «Гороши на», муз. В. Карасевой; «Труба », « Конь», «Вальс», «Чепуха», «Бала лайка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой. Песни. . «Листопад», «Будет горка во дворе», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Ав- диенко; «Праздник веселый», муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова; «Здравствуй, Родина моя! », муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «3имняя песенка», муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой) , «Елка», муз. Е. Тили чеевой, сл. Е. Шмановой; ( «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова; «Самая хорошая», муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой; « Пришла вес на», муз. 3. Левиной, сл. Л. Некрасовой; «Веснянка», укр. нар. песня, обр. Г. Лобачева; «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой; «Хорошо у нас в саду», муз. В. Герчик, сл. А. При шельца; «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского- Корсакова; «Я хочу учиться», муз. А. Долуханяна, сл. 3. Петровой; «Летние цветы», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой; «Как пошли наши подружки», рус. нар. песня; «На мосточке», муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко; «До свиданья, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Мал- кова; «Про козлика», «Моя Россия», «Мы теперь ученики», муз. Г. Струве; «Хорошо, что снежок пошел», муз. А. Островского; «Ново годняя хороводная», муз. С. Шнайдера; «Урок» и «Новогодний хоро вод», муз. Т. Попатенко; «Это мамин день», муз. Ю. Тугаринова; «Кто придумал песенку? », муз. Д. Львова- Компанейца; Песенка про ба бушку», «Нам в любой мороз тепло», «Праздник Победы», «Брат- сол дат», муз. М. Парцхаладзе; «Улетают журавли», муз. В. Кикто; «Песня о Москве», муз. Г. Свиридова. П есенное творчество «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Осенью», «Весной», муз. Г. Зингера; «Веселая песенка», муз. Г. Струве, сл. В. Викторова; «Грустная песен ка», «Тихая песенка», «Громкая песенка», «Медленная песенка», «Быст рая песенка», муз. Г. Струве. М узыкально- ритмические движения Упражнения. «Марш», муз. И. Кишко; ходить бодрым и спокойным ша гом под «Марш», муз. М. Робера; «Бег », «Цветные флажки», муз. Е. Тиличеевой; «Кто лучше скачет? », «Бег», муз. Т. Ломовой; «Смелый на ездник», муз. Р. Шумана; «Шагают девочки и мальчики», муз. В. Зо лотарева; потопаем- покружимся: «Ах, улица, улица широкая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Качание рук», польск. нар. мелодия, обр. В. Иванникова; полоскать платочки: «Ой, утушка луговая», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Упражнение с лентами», муз. В. Мо царта; «Упражнение с кубиками», муз. С. Соснина; «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской. Упражнения с предметами. «Упражнение с мячами», «Скакалки», муз. А. Петрова; «Упражнение с цветами», муз. Т. Ломовой; «Упражне ние с лентой», швед. нар. мелодия, обр. Л. Вишкарева; «Упражнение с лентой»( «Игровая», муз. И. Кишко) ; поднимай и скрещивай флажки( «Этюд», муз. К. Гуритта) ; «Упражнение с флажками»( нем. нар. тан цевальная мелодия) . Этюды. Попляшем( «Барашенька», рус. нар. мелодия) ; дождик( «Дож дик», муз. Н. Любарского) ; лошадки( «Танец», муз. Дарондо) ; показы вай направление( «Марш», муз. Д. Кабалевского) ; каждая пара пляшет по- своему( «Ах ты береза», рус. нар. мелодия) ; «Попрыгунья», «Упря мец», муз. Г. Свиридова; «Обидели», муз. М. Степаненко; «Дождик», муз. Н. Любарского; «Лягушки и аисты», муз. В. Витлина; «Медведи пляшут», муз. М. Красева; «Пляска бабочек», муз. Е. Тиличеевой. Танцы и пляски. «Парная пляска», карельск. нар. мелодия; «Танец с ко лосьями», муз. И. Дунаевского( из кинофильма «Кубанские казаки») ; «Круговой галоп», венг. нар. мелодия; «Пружинка», муз. Ю. Чичкова( «Полька ») ; « парный танец», латыш, нар. мелодия; «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Полька», муз. В. Косенко; «Вальс», муз. Е. Макаро ва; «Полька», муз. П. Чайковского; «Менуэт», муз. С. Майкапара; «Вальс», муз. Г. Бахман; «Мазурка», муз. Г. Венявского; «Каблучки», рус. нар. мелодия, обр. Е. Адлера; «Яблочко», муз. Р. Глиэра( из балета «Красный мак») ; «Прялица», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; «Рус ская пляска с ложками», «А я по лугу», «Полянка», рус. нар. мелодии; «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Уж я колышки тешу», рус. нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Тачанка», муз. К. Листова; «Вальс», муз. Ф. Шу берта; «Пошла млада», «Всем, Надюша, расскажи», «Посеяли девки лен», рус. нар. песни; «Сударушка», рус. нар. мелодия, обр. Ю. Слонова; «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна; «Барыня», рус. нар. песня, обр. В. Кикто; «Пойду ль, выйду ль я», рус. нар. мелодия. Характерные танцы. «Танец снежинок», муз. А. Жилина; «Танец пе трушек», муз. А. Даргомыжского( «Вальс») ; «Веселый слоник», муз. В. Комарова; «Матрешки», муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой; «Вы ход к пляске медвежат», муз. М. Красева. Хороводы. «Выйду ль я на реченьку», рус. нар. песня, обр. В. Иван никова; «Зимний праздник», муз. М. Старокадомского; « Во поле бе реза стояла», рус. нар. . песня, обр. Н. Римского- Корсакова; «Во саду ли, в огороде», рус. нар. мелодия, обр. И. Арсеева; «Под Новый год », муз. Е. Зарицкой «На горе- то калина», рус. нар. мелодия, обр. А. Но викова; нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой. Музыкальные игры Игры. «Звероловы и звери», муз. Е. Тиличеевой; «Поездка», «Прогул ка», муз. М. Кусе( к игре «Поезд») ; «Бери флажок», «Найди себе па ру», венг. нар. мелодии; «Полька», муз. В. Косенко( к игре «Лиса и зай цы») ; «Пастух и козлята», рус. нар. песня, обр. В. Трутовского; «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Экосез», муз. Ф. Шуберта( к «Игре с погремушками») ; «Кто скорей? », муз. М. Шварца. Игры с пением. «Плетень», рус. нар. мелодия «Сеяли девушки», обр. И. Кишко; «Уж как по мосту- мосточку», «Как у наших у ворот», «Камаринская», обр. А. Быканова; «Колобок», «Я на горку шла», рус. нар. мелодии; «Разноцветные диски», муз. Б. Александрова; «Метелица», «Ой, вставала я ранешенько», рус. нар. песни; «Тень- тень», муз. В. Ка линникова; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня, обр. А. Гречанинова; «Зайчик», «Медведюшка», рус. нар. песни, обр. М. Красева; «Узнай по голосу», муз. В. Ребикова( «Пьеса») ; «Ищи», муз. Т. Ломовой; «Ново годний хоровод», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой; «Как на то ненький ледок», «Теремок», «Земелюшка- чернозем», рус. нар. песни; «Савка и Гришка», белорус, нар. песня; «Журавель», укр. нар. песня; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова. Музыкально- дидактические игры Развитие звуковысотного слуха. ' «Три поросенка», «Подумай, отга дай», «Звуки разные бывают», «Веселые петрушки». Развитие чувства ритма. «Прогулка в парк», «Выполни задание», «Определи по ритму». Развитие тембрового слуха. « Угадай, на чем играю», «Рассказ музы кального инструмента», «Музыкальный домик». Развитие диатонического слуха. «Громко- тихо запоем», «Звенящие колокольчики, ищи». Развитие восприятия музыки. «На лугу», «Песня — танец — марш», «Времена года», «Наши любимые произведения». Развитие музыкальной памяти. «Назови композитора», «Угадай пес ню», «Повтори мелодию», «Узнай произведение». И нсценировки и музыкальные спектакли «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня; «На зеленом лугу», рус. нар. мело дия; «Заинька, выходи», рус. нар. песня, обраб. Е. Тиличеевой; «Комара женить мы будем», «Со вьюном я хожу», рус. нар. песни, обр. В. Ага фонникова; «Новогодний бал», «Под сенью дружных муз», «Золушка», авт. Т. Коренева, «Муха- цокотуха»( опера- игра по мотивам сказки К. Чу ковского) , муз. М. Красева. Развитие танцевально- игрового, творчества «Полька», муз. Ю. Чичкова; «Танец медведя и медвежат»( «Медведь», муз. Г. Галинина) ; «Уж я колышки тешу», рус. нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Хожу я по улице», рус. нар. песня, обр. А. Б. Дюбюк; «Зимний праздник», муз. М. Старокадомского; «Вальс», муз. Е. Макарова; «Та чанка», муз. К. Листова; «Два петуха», муз. С. Разоренова; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; «Полька», латв. нар. мелодия, обр. А. Жилинского; «Русский перепляс», рус. нар. песня, обр. К. Волкова; «Потерялся львенок», муз. В. Энке, сл. В. Лапина; «Черная пантера», муз. В. Энке, сл. К. Райкина; «Вальс петушков», муз. И. Стрибога. Игра на детских музыкальных инструментах «Бубенчики», «В школу» и «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. До- линова; «Андрей- воробей», рус. нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Наш оркестр», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского; «Латвийская поль ка», обр. М. Раухвергера; «На зеленом лугу», «Во саду ли, в огороде», «Сорока- сорока», рус. нар. мелодии; «Белка»( отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», муз. Н. Римского- Корсакова) ; «Ворон», рус. нар. прибаутка, обр. Е. Тиличеевой; «Я на горку шла», «Во поле береза стояла», рус. нар. песни; «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Вальс», муз. Е. Тиличеевой; «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко. К концу года дети могут Узнавать мелодию Государственного гимна РФ. Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произве- дение( марш, песня, танец) и на каком из известных инструментовоно исполняется. Различать части произведения( вступление, заключение, запев, припев) . Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выра женные в ней чувства и настроения. Определять общее настроение, характер музыкального произведе- ния в целом и его частей; выделять отдельные средства выразитель ности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы. Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы. Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках. Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их вырази тельно и музыкально, правильно передавая мелодию( ускоряя, замед ляя, усиливая и ослабляя звучание) . Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и от дельные ее отрезки с аккомпанементом. Сохранять правильное положение корпуса при пении, относитель но свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание. Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него. Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообраз ным характером музыки, музыкальными образами; передавать не сложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начи нать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий. Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предме тами( шарами, обручами, мячами, цветами) . Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах. Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных дет ских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. В соответствии с п. 4. 7 ФГОС ДО ц елевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Содержательный раздел. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО. Важнейшим усло вием реализации программы по музыкально- художественной деятельности является создание развивающей и эмоционально- комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Реализация ООП осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Виды музыкальной деят ельности реализуются в НОД, в по вседневной жизни детск ого сада, в процес се досуговой деятельности( во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту) . Основная цель — научить детей слышать, любить и понимать му зыку, чувствовать ее красоту, огромную роль в достижении этой цели играет работа с родителями. Перспективный план работы с родителями на 2015- 16 учебный год. Квартал Работа с родителями I квартал( сентябрь, октябрь, ноябрь) 1. И ндивидуальные консультации с родителями( в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования музыкальности у ребенка. 2. Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок и музыка». 3. У частие в выставке поделок из природного материала. Все участники награждаются грамотами на осеннем празднике. 4. Родительское собрание «Давайте поговорим всерьёз о музыке». II квартал( декабрь, январь, февраль) 1. Консультация «Как организовать в семье праздник Новогодней елки». 2. Конкурс «Лучшая елочная игрушка своим руками ». 3. Оформление папки- консультации « Как самостоятельно изготовить детские музыкальные инструменты». 4. День открытых дверей с показом музыкального занятия. III квартал( Март, апрель, май) 1. Консультация на тему «Влияние музыки на развитие ребенка ». 2. Фотоконкурс «Здоровый образ жизни моей семьи ». 3. Совместные развлечения, посвященные международному женскому дню. 4. И ндивидуальные беседы с родителями детей подготовительной группы с рекомендациями по дальнейшему обучению детей в детской школе искусств. Помимо непосредственной образовательной деятельности, ведётся нерегламентированная деятельность, которая осуществляется в рамках кружковой работы. С детьми 5- 7 лет проводятся музыкальные занятия по обучению вокалу – кружок «Колокольчик». Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Обучение детей вокалу ведётся по программе, которая разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»( авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева) . Программа по вокальному пению предназначена для детей от 5- 7 лет. Занятия в вокальном кружке «Колокольчик» проводятся с сентября по май, 72 занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек. Цель – формирование эсте тической культуры дошкольника; развитие эмоционально- выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Задачи: Формирование интереса к вокальному искусству. Развитие умений петь естес твенным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса. Развитие ум ений различать звуки по высоте. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни. Формирование певческой культуры( правильно передавать мелодию естест венным голосом, без напряжения) . Совершенствование вокально- хоровых навыков. Содержание Количество занятий Восприятие музыки 10 Артикуляция, выразительная дикция 22 Освоение техники распределения дыхания 10 Расширение певческого диапазона, чистота интонирования 10 Эмоционально- выразительное исполнение 20 Итого: 72 Примерный учебный план Примерное распределение материала по пению на год Репертуар Количество занятий Русские народные песни( с музыкальным сопровождением) 11 Русские народные песни( без музыкального сопровождения) 5 Детские эстрадные песни( с фортепианным сопровождением) 8 Детские эстрадные песни( под фонограмму) 5 Песни из мультфильмов( с фортепианным сопровождением) 7 Песни из мультфильмов( под фонограмму) 4 Упражнения и попевки 32 Всего: 72 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре- до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга. Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальной образовательной деятельности 2 раза в неделю в каждой возрастно й группе. Исходя из учебного года( с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных на музыка льные занятия, равняется 7 2 часам для каждой возрастной группы. Учет и оценка музыкаль но- творческих способностей осуществляться на основе диагностики музыкальных способн остей по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Организационный раздел. Материально- техническое обеспечение Программы. Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музыкально- педагогического оборудования: детских музыкальных ин струментов( бубен, барабан, металлофон, ложки, ксилофон, треуголь ник, трещотка, погремушка, колотушка и др. ) ; музыкальных игрушек( органчик, музыкальные волчки, игрушечное пианино, детская гитара и др. ) ; настольных музыкально- дидактических игр; экранных, звуко вых и экранно- звуковых( аудиовизуальных) пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским музы кальным репертуаром; оборудования для художественно- театральной деятельности в детском саду; атрибутов и костюмов для игр. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Перечень используемых методических пособий, методик, технологий, обеспечивающих реализацию содержания программы Литература 1. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада( из опыта работы) . – М. : Просвещение, 1985. – 160 с. : нот. 2. Зарецкая, Н. В. Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста: пособие для практ. работников ДОУ/ Н. В. Зарецкая. – 4- е изд. – М. : Айрис- пресс, 2006. – 144 с. : ил. –( Дошкольное воспитание и развитие) . 3. Зимина, З. Я. Музыкальные игры и этюды в дет. саду: пособие для муз. руководителя. – М. : Просвещение, 1971. – 96 с. : ил. , нот. 4. Кононова, Н. Г. Музыкально- дидактические игры для дошкольников: из опыта работы муз. руководителя. – М. : Просвещение, 1992. 5. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада : из опыта работы. – М. : Просвещение, 1990. – 159 с. : ил. , нот. 6. Луконина, Н. Праздники в детском саду: для  детей 2–4 лет/ Н. Луконина, Л. Чадова. – 2- е изд. – М. : Айрис- пресс, 2004. – 112 с. : ил. –( Внимание: дети! ) . 7. Макшанцева, Е. Д. Детские забавы: кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/ Е. Д. Макшанцева. – М. : Просвещение, 1991. – 64 с.  : нот. 8. Макшанцева, Е. Д. Скворушка: сборник музыкально- речевых игр для дошкольного возраста/ Е. Д. Макшанцева. – М. : Аркти: Илекса, 1998. 9. Метлов, Н. А. Музыка – детям: пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/ сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева. – М. : Просвещение, 1985. –144 с. : нот. 10. Музыка в детском саду. – Вып. 2. – М. , 1993. 11. Музыка и движение( упражнения, игры и пляски для детей 3–4 лет) : из опыта работы муз. руководителей дет. садов/ сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнин. – М. : Просвещение, 1981. 12. Музыкальные игры и пляски в детском саду: пособие для муз. руководителей детских садов/ сост. Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, С. Д. Руднева. – Л. : Государственное учебно- педагог. издательство Министерства просвещения РСФСР. Ленингр. отд- ние, 1963. 13. Музыкальный руководитель: науч. - метод. журн. – 2004. – № 4. 14. Музыкальный руководитель: науч. - метод. журн. – 2005. – № 3. 15. Музыкальный руководитель: науч. - метод. журн. – 2005. – № 5. 16. Музыкальный руководитель: науч. - метод. журн. – 2006. – № 1. 17. Музыкальный руководитель: науч. - метод. журн. – 2006. – № 2. 18. Музыкальный руководитель: науч. - метод. журн. – 2006. – № 4. 19. Песни и хоры волгоградских композиторов. – Волгоград : Государственное учреждение «Издатель», 2000. – 156 с. 20. Петрова, В. А. Музыкальные занятия с малышами: кн. для муз. руководителя дет. сада: из опыта работы/ В. А. Петрова; предисл. К. В. Тарасовой. – М.  : Просвещение, 1993. – 191 с. : нот. 21. Роот, З. Я. Музыкально- дидактические игры для детей дошкольного возраста: пособие для муз. руководителей. – М. : Айрис- пресс, 2004. – 64 с. : ил. –( Дошкольное воспитание и развитие) . 22. Слушание музыки в детском саду. – Вып. 1/ сост. В. Кукловская, С. Шоломович. – КИ Ï В: Музична Укра ï на, 1984. 23. Учите детей петь: ( песни и упражнения для развития голоса у детей 3–5 лет) : пособие для воспитателя и муз. руководителя детского сада/ сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : нот. Музыкально- дидактические игры: «Теремок», «Угадай- ка», «Кого встретил колобок? », «Зайцы», «Птица и птенчики», «Что делают в домике? », «Шкатулка», «Колпачок». Аудио приложения: « Песенки- игры для детей Железновых», «Абсолютный слух», «Ладушки 1, 2, 3, 4», «Русские народные песни для детей», «Песни для детей А. Кудряшов», «Если только захотеть Д. Воскресенский», «Левой- правой. Марши в детском саду», «Потешные уроки Т. Тетюнникова», «Теремок – русские народные песни». Презентации: «Времена года», «Где музыка берёт начало? », «Мажор и минор», «Музыкальный алфавит», «Весёлые нотки», «Народная музыка», «Музыкальные инструменты». Традиционные события, праздники, мероприятия. В основе лежит комплексно- тематическое планирование воспитательно- образовательной работы в ДОУ Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. Организационной основой реализации комплексно- тематического принципа построения программы являются примерные темы( праздники, события, проекты) , которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к: • явлениям нравственной жизни ребенка • окружающей природе • миру искусства и литературы • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка( родной поселок, День народного единства, День защитника Отечества и др. ) • сезонным явлениям • народной культуре и традициям. Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения. Месяц года Праздники Развлечения Сентябрь «Моя любимая мама» «Наши любимые воспитатели» Октябрь «Что нам осень принесла? » Ноябрь «Веселые старты» Декабрь «Новый год у ворот» Январь Рождество Февраль «День защитников отечества» Март «Праздник мам» Апрель Пасха «Цветочный хоровод» Май 9мая Выпускной «Красный, желтый, зеленый» Июнь Летнее развлечение 3. 5. Организация развивающей предметно- пространственной среды. Требования к развивающей предметно- пространственной среде. Предметно- развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной деятельности. Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Пространство музыкального зала, так же как и групповую комнату, можно условно разделить на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Рабочая зона. Р абочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельн ость. ПРС этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д. Конечно, такая зона бывает нужна далеко не на каждом музыкальном занятии, чаще она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. Поэтому возможность ее быстрой организации следует все же предусмотреть. Однако основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона. Активная зона. В условиях музыка льного зала активной зоной счи тается достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально- ритмические упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности происходит сидя или леж а на полу, то на нём находится ковёр такого размера, чтобы все дети чувствовали себя не стесненно. В активной зоне не должно быть громоздкой мебели и декораций. Все стеллажи в этой зоне надежно за креплены. Фортепиано расположено таким образом, что музыкальный руководитель, исполн яя музыкальное произведение, видит абсолютно всех дете й. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей. Спокойная зона. Если активная зона – самая большая по площади, то спокойная зона в музык альном зале самая важная, самая значимая для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности, как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки является основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных ви дов музыкальной деятельности. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента- фортепиано, музыкального центра, ноутбука, пространства, где дети сидят на стульях или стоят, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя. Здесь же оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе.

Оставить комментарий: