a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Хохлома"

Опубликовано: 2016-02-03 12:34:00

Документы для скачивания

Проектная деятельность в подготовительной группе. Тема: « Чудесная страна Хохлома». Разработали и провели: воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад №22». Коченова Н. А. , Вдокичева Е. И. г. Кимры, 2015 г. Проект « Чудесная страна Хохлома»( подготовительная к школе группа) . Вид пр оекта: познавательно- творческий, краткосрочный( один месяц) . Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители воспитанников, музыкальный работник. Срок и реализации проекта: один месяц. Цель проекта: П ознакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью. Закрепить умение детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи на разных шаблонных формах. Задачи проекта: Привлечь внимание детей к русской народной культуре. Познакомить детей с народными промыслами. Познакомить детей с традициями хохломской росписи( «кудри», «завиток», «ягодка», «травка», «листочек») . Закреплять умение детей оформлять декоративную композицию, используя элементы хохломы. Развивать эстетические чувства, воображение. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. Актуальность: Нравственно- патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. Поэтому приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным обще че ловеческим ценностям. Нельзя не отметить роль русской культуры и в духовно- нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам огромнейший запас народной мудрости. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Эта тема несомненно привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально это в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа. Планируемые результаты проекта: Знание детьми хохломской росписи. Умение детьми составлять узоры по мотивам хохломской росписи. Умение детей ориентироваться в различных видах росписи. Этапы реализации проекта: Разработка проекта( подготовительный) . Цель: подбор иллюстраций, картинок, наглядных пособий о народных промыслах. Подбор литературы, посвященной народным промыслам России( стихи, рассказы, загадки, прибаутки, потешки, песенки) . Подбор фильмов о Хохломе. Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, слайдов, альбомов с изображением русских народных инструментов. Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников. Составление дидактических игр: «На чем играю», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Найди пару». Оформление папки- передвижки «Хохлома». Консультация для родителей( папка- передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Художественно- эстетическое воспитание детей в семье». Подборка стихов о Хохломе. Чтение стихов: Л. Гулыга «Пестрый хоровод», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». Загадывание загадок. Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома»( об истории хохломской росписи) . Реализация проекта( практический) . Цель: Знакомство детей с народным промыслом России – Хохлома. Задачи: Знакомство детей с историей возникновения народного промысла – Хохлома. Обучить детей элементам хохломской росписи. Закрепить умение выполнять декоративные узоры хохломской росписи на плоскостных формах( ложки, вазы, бочонки, утицы, балалайки) . Методические приемы: Рассказ воспитателей о народном промысле Хохлома. Чтение легенды и сказки о хохломской росписи. Рассматривание картинок, фотографий с изображением предметов хохломской росписи. Показ детям деревянной посуды, сувениров с хохломской росписью. Беседы об истории хохломской росписи, быте русского народа. Дидактические игры «продолжи рисунок», «Найди пару». Цикл занятий: «Возникновение деревянной посуды на Руси». Программное содержание: расширить представления детей о разнообразии видов посуды. Познакомить детей с разными промыслами. Обобщить знания истории посуды на Руси. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России. Воспитывать любовь к истории. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова. Развивать речь, память, воображение, кругозор и творческие способности. «Рисование элементов хохломской росписи на полоске». Программное содержание: знакомить с искусством хохломской росписи, воспитывать уважение к труду народных мастеров, воспевающих красоту русской природы в изделиях, созданных руками человека. Учить хохломской росписи, используя основные элементы узора: «травки», «ягодки». Расписать разделочную доску по своему эскизу, ритмично располагая элементы узоров «травки» и «ягодки». «Роспись. Хохломская ложка». Программное содержание: продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: реснички, травинки, усики, завитки, капельки. Обращать вним ание детей на связь декоративно й росписи с реальной действительностью окружающего природного мира. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти. «Роспись хохломским узором. Разделочная доска ». Программное содержание: учить основным приемам кистевой росписи плоскостной модели. Совершенствовать свободное владение кончиком кисти. Закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома. Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму. Развивать фантазию и воображение. «Знакомство с элементом хохломской росписи «Завиток»». Программное содержание: Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки слитным, плавным движением. Упражнять в р исовании тонких плавных линий ко нцом кисти, в подборе цвета гуаши под фон полоски. Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе. Воспитывать чувство композиции. Интегрированное занятие «Чудесная страна Хохлома». Программное содержание: Формировать познавательную активность и творческое воображение детей. Закрепить знание детей о хохломской росписи. Развивать способности различать по признакам хохломскую роспись. Развивать речь, мелкую моторику рук. Обогащать словарь детей. Упражнять в рисовании кончиком кисти. Воспитывать любовь к народному искусству. «По мотивам хохломской росписи». Программное содержание: Закреплять умение детей рисовать концом кисти травный орнамент Хохломы, с последовательностью его выполнения. Закрепить знания детьми основных элементов – « криуль », «травинка», «Мелкая травинка». Воспитывать любовь к народно- прикладному искусству. «Золотая Хохлома». Аппликация». Программное содержание: учить украшать посуду травным орнаментом, ягодками или рябинкой. Закреплять разнообразные приемы вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, несколько предметов и частей из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитывать интерес к русским народным промыслам. Формирование целостной картины мира. «Хохлома». Программное содержание: Обогащение представления детей об особенностях народных промыслов на примере декоративно- прикладного искусства «Хохлома». Расширять представление о профессиях, обогащать представление о трудовых действиях, орудиях и результатах труда. Развивать эстетический вкус. Сотрудничество с семьей: Оформление папок – передвижек по декоративно–прикладному искусству. Консультации для родителей «История Хохломы». Рекомендации родителям по домашнему чтению с детьми произведений русского народного творчества. Подбор родителями иллюстраций, информации для оформления альбома по декоративно- прикладному искусству «Золотая Хохлома». Помощь родителей в организации фольклорного праздника «Чудесная страна Хохлома», ( изготовление атрибутов, оформление) . Заключительный этап( оценка результатов проекта) . Проведение анализа и обобщение результатов, по мере получения информации детьми по данной тематике. Продукт проекта: Альбом «Золотая Хохлома». Выставка детских рисунков на тему: «Хохломские узоры». Фольклорный п раздник «Посиделки ». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с элементом хохломской росписи «Завиток». Образовательная область: Художественное творчество. Разработала и провела: воспитатель первой квалификационной категории Коченова Н. А. Программное содержание: Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти, в подборе цвета гуаши под фон полоски. Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность и слитность движений, пространственную ориентировку на листе( украшать ветку элементами справа и слева) . Воспитывать чувство композиции. Предварительная работа: рассматривание образцов народного творчества в изделиях и репродукциях. Материал: бумага охристая в форме полос, гуашь. Ход НОД: Рассмотреть узоры – бордюры на предметах с хохломской росписью и отдельно нарисованные завитки( образцы) . Показать детям, как рисовать ветку- завиток плавным неотрывным движением концом кисти. Затем всем показать это движение рукой в воздухе. Сказать, что сначала надо поучиться рисовать на простом листе бумаги. Когда будет получаться, взять полоску бумаги и самостоятельно подобрать цвет гуаши под охристый фон полоски, нарисовать завиток. Анализ: Все рисунки выставить на доске, предложить выбрать плавно, слитно нарисованные и красиво украшенные завитки. Объяснить свой выбор. Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Чудесная страна Хохлома». Разработали и провели: В оспитатель первой квалификационной категории Коченова Н. А. Воспитатель первой квалификационной категории Вдокичева Е. И. Цель: формирование познавательной активности и творческого воображения детей. Задачи: Закрепить знания детей о хохломской росписи. Развивать способности различать по признакам хохломскую роспись. Развивать логическое мышление. Развивать мелкую моторику рук. Обогащать словарь детей. Продолжать учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать упражнять детей в рисовании концом кисти. Развивать интерес к народному творчеству. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги. Ход НОД: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет много интересных приключений! Стучится почтальон и приносит письмо. Воспитатель: Смотрите, какое необычное письмо, какое красивое и конечно оно с секретом. Ребята: Да, на нем совсем нет никаких букв, зато есть какие- то рисунк и- это ложечка с росписью Хохломы! Воспитатель: Как вы думаете, кто мог нам прислать такое письмо с изображением Хохломы? Дети: Наверное, это Незнайка! Воспитатель: Давайте проверим. ( в оспитатель открывает письмо и показывает его ребятам) . Вы поможете мне его прочитать? Ребята: Да! Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! В лесу наступила весна и мы пробудились от зимнего сна. Пришли те нам мастеров, чтоб ы они расписали нашу посуду ». Воспитатель: Ребята, а сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, кто прислал это письмо? Вперевалку зверь идет по малину и по мед. Любит сладкое он очень, а когда приходит осень, Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. Кто это? ( Дети отвечают) . Правильно, это медведь. Ну что же, поможем медведям? ( Дети соглашаются) . На чем поедем в лес? Дети: На машине. Воспитатель проводит дыхательную гимнастику: Откручиваем бак – чик – чик- чик. Заливаем бензин – с – с – с, Закручиваем бак – чик – чик – чик, Заводим мотор др – др – др, Поехали – др- др – др. Приехали – заглушили мотор. Воспитатель: приехали, выходим на поляну. Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в лесу? ( выслушивает ответы детей) . Ребята, смотрите – указатель, он показывает три дороги: 1- Мастера, 2 – Медведи, 3 –Домой. Какую дорогу мы выбираем? Дети: К мастерам! Воспитатель и дети идут к мастерам. Воспитатель: ( стол, стулья, посуда – все расписано хохломской росписью) Ребята, как здесь красиво, посмотрите – стулья, столы и посуда. ( Дети рассматривают изделия) . Из чего сделаны эти изделия? Как называется этот вид народного творчества? Что это за элементы росписи? ( Ответы детей) . Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные ложки и миски, ковши да чаши, а золотые! Нарисованы на них травы, листья, цветы, сказочные жар- птицы. Такую посуду и на царский стол поставить незазорно. Как же появилось это дивное название – «Золотая Хохлома»? Дети: потому что нарисовано золотой краской. Воспитатель: а кто придумал такие красивые узоры для посуды? Дети: Художники! Воспитатель: А вы хотели бы превратиться сейчас в художников и научиться украшать хохломским узором посуду? Дети: Да! Воспитатель: Хорошо, ребята, сегодня вы все будете мастерами, которые расписывают и украшают посуду хохломской росписью. Давайте посмотрим и вспомним, какие элементы хохломского узора мы знаем? Какие цвета гуаши мы можем использовать в своей работе? Как будем располагать элементы хохломской росписи, в каком порядке? Но прежде, чем мы начнем рисовать, давайте разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика: Сколько пальчиков у нас? Это – раз! Загибаем? Это – два! Продолжаем? Три, четыре … Г де же пятый? Посмотрите! Вот он! Продолжаем на другой: Вот шестой, седьмой, восьмой… Вот девятый – он такой! Сколько пальчиков всего? Ровно десять! О – го – го! Дети под музыку приступают к рисованию. Они расписывают различные плоскостные формы посуды: ковш, утица, ложка, чашка, тарелка. Воспитатель следит за правильностью выполнения узора. По окончании рисования воспитатель предлагает детям отнести посуду медведям в лес. Проводится физкультминутка «По дорожке, по дорожке…». Воспитатель: Вот, ребята, мы и дошли к медведям. ( Медведи – игрушки сидят за столом) . Здравствуйте, медведи! Мы получили ваше письмо и решили вам помочь – расписали для вас посуду, да не простым узором, а настоящей хохломской росписью! ( дети размещают свои работы на столе у медведей) . Ну вот, ребята, нам пора возвращаться домой. На чем мы с вами приехали в лес? ( дети снова выполняют дыхательную гимнастику) . Вот мы и приехали в детский сад! Где мы с вами были? А что мы делали у мастеров? Как называется посуда, которую мы расписывали? Из чего она сделана? Как называются эл ементы хохломской росписи? Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «По мотивам хохломской росписи». Образовательная область: Художественное творчество. Разработала и провела: воспитатель первой квалификационной категории Коченова Н. А. Цель: познакомить детей с особенностями хохломской росписи. Задачи: Познакомить детей с понятием «травный орнамент». Формировать навыки и умения детей в работе с кистью: волнистая линия, мазки – «травинки». Закрепить знания основных элементов: « криуль », «травинка», «мелкая травинка», «завиток». Воспитывать любовь к народно- прикладному искусству. Наглядный материал: деревянные расписные изделия из хохломы( художественные вещи, репродукции, фотоматериалы) . Материал для работы: полоска желтой бумаги( 7 см/ 21 см) , гуашь, стакан с водой, мягкая кисть, салфетка. Ход НОД: Перед детьми ставится цель занятия. Рассматривание изделий хохломской росписи, детей знакомят с основными элементами росписи: « криуль », «травинка», «мелкая травинка», «завиток». Рассматривание элемента хохломской росписи – травный узор. Поэтапно показ рисования основных элементов, составляющих травный узор: Намечается ведущий стебель – « криуль ». Вдоль криуля наносятся большие мазки травинок. Затем наносятся мелкие кустики травинок. Наносятся завитки. Уточняем цвет, в котором будет выполнятся травный узор. Выполнение детьми работы. Индивидуальная работа по ходу НОД. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Золотая Хохлома»( аппликация) . Образовательная область: Художественное творчество. Разработала и провела: воспитатель первой квалификационной категории Коченова Н. А. Цель: учить украшать посуду элементами хохломского узора( «травинками», «листиками», «цветочками», «ягодками») . Задачи: Учить отбирать содержание своей работы и выполнять замысел, используя ранее усвоенные навыки и умения. Закреплять разнообразные приемы вырезывания на глаз из бумаги, сложенной вдвое, несколько предметов или частей из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитывать интерес к русским народным промыслам. Предварительная работа: беседа на тему: «Хохломской промысел», рисование хохломских узоров, рассматривание иллюстраций. Материал для работы: круги из черного картона, цветная бумага, ножницы, клей. Иллюстрации и репродукции с изображением изделий из хохломы. Ход НОД: Воспитатель: Ребята, какой орнамент использует художник, расписывая изделия из Хохломы? Дети: Это травный орнамент, растительный: видны листочки и веточки, цветы и ягодки. Воспитатель: Какие цвета использует художник для росписи? Дети: Черный, красный, желтый, золотой, зеленый. Воспитатель: Ребята, мы с вами приготовили из черного картона круги – это посуда, мы ее украсим «травинками», листьями, цветами и ягодами. Каждый из вас должен задумать содержание своей работы. Давайте закрепим ход деятельности. Применяем разные приемы вырезывания: вырезывания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Можно использовать для украшения ветки, различные элементы( листья, ягоды, дуги, завитки, цветы) . Равномерно чередуйте ягоды и листья. Самостоятельная деятельность детей. В конце самостоятельной деятельности анализ работ детьми. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: « Хохлома»( формирование целостной картины мира) . Образовательная область: Познание. Разработали и провели: Воспитатель первой категории Коченова Н. А. Воспитатель первой категории Вдокичева Е. И. Цель: обогащение представлений детей об особенностях народного промысла на примере декоративно- прикладного искусства «Хохлома». Задачи: Расширять представление о профессиях, обогащать представление детей о трудовых действиях, орудиях и результатах труда. Развивать эстетические чувства, эстетический вкус и восприятие произведений искусства, через оказание помощи сказочным героям. Предварительная работа: чтение стихотворений о «Золотой Хохломе», рассматривание альбома «Золотая Хохлома», чтение книги об истории создания х охломы, рассматривание посуды, чтение загадок, потешек, пословиц. Оборудование и материалы: альбом «Золотая Хохлома», посуда с хохломской росписью, компьютерная презентация «Золотая Хохлома». Ход НОД: Воспитатель в народном костюме заходит в зал. Воспитатель: - Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас, друзья! А вы со мной идти готовы? В чудесный мир зову вас я. Что я вижу? Что за диво? Сколько радости вокруг! Правда, дети, тут красиво? Аж захватывает дух! Послушайте, звучит чудесная музыка …а это значит, что мы с вами попали в сказку! В деревне Семеново, в русском краю, стояли избушки Там в бытность свою … И пели там птицы, кормила земля. И желтая ржица ласкала поля. Леса там родили рябину, цветы, И люди там жили, лелея мечты – чтоб жизнь была краше для жителей тех, Писали на чашах узор для потех. А в этих узорах рябиновых лоз Царили просторы, леса и покос. Там сказку вершил кистью русский народ, И сказку творил нарисованный плод. Там сказка вплеталась в ковши и дома, И так зарождалась у нас Хохлома! Дети подходят к стенду с иллюстрациями предметов, расписанных хохломской росписью и рассматривают их. Воспитатель: - Как волшебница Жар – птица Не выходит из ума Чародейка – мастерица – Золотая Хохлома! И богата и красива, рада гостю от души! Кубки, чаши и ковши. И чего здесь только нету 6 гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета и ромашки луговин! Вобрала все, словно память: Зорь червонные лучи и узорчатый орнамент Древне- суздальской парчи. Листья рдеют не редея от дыхания зимы, Входим в царство Берендея, в мир волшебной красоты! Дети садятся на стулья для просмотра презентации «Хохлома»( компьютерные слайды) . Воспитатель: Резные ложки и ковши ты разгляди – ка, не спеши! Там травка вьется и цветы небывалой красоты! Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки – здесь же каждый золотой! Красоту такую люди называют Хохломой! - Ребята, хохломские изделия изготовляют из липы, березы, осины. На изделия наносят одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травку», веточки – такой узор называется орнамент. Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите на экран, там вы видите ложки, расписанные хохломским орнаментом. Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вырезает ложечку или чашечку из дерева, расписывает ее красками, а затем покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь. Это необходимо для того, чтобы изделие высохло и закалилось. Одно удовольствие кушать из такой посуды! Такую посуду и на царский стол можно поставить. А хотите узнать, как появилось это диво дивное – «золотая хохлома»? Жил когда – то в нижегородских лесах на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел – никто не знал. Вырезал тот человек из дерева чашки да ложки и так их раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его! Немедленно! »- стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили ему умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо- мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую посуду». В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много такой посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и появилось название «Золотая Хохлома». Итак, ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вы узнали нового? Как называется эта роспись? Как называется рисунок на посуде? ( орнамент) . Из чего изготавливалась эта посуда? Почему хохлому называют золотой? Молодцы, ребята! Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Роспись. Хохломская ложка». Образовательная область – Художественное творчество. Разработала и провела: В оспитатель первой категории Коченова Н. А. Цель: учить детей новой композиции хохломского узора – изображению закругленной ветви( криуля) с ягодами, соответствующей форме изделия. Задачи: учить рисовать новые элементы узора – ягоды смородины. Учить рисовать узоры на фоне разного цвета( красного, черного, желтого) , в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора. Упражнять в рисовании уже известных элементов узора: травки, завитка, листьев, ягод. Предварительная работа: просмотр презентации «Золотая Хохлома», беседы, занятия об истории промысла, особенностях хохломской росписи, народные подвижные игры. Материалы для занятия: несколько ложек с хохломской росписью, вырезанные из бумаги силуэты ложек, гуашь, кисти, стаканы с водой, салфетки. Ход НОД: Воспитатель: Сегодня у нас в гостях веселые ложки, посмотрите на них! Как вы думаете, откуда они к нам попали? Как вы узнали, что из Хохломы? Определите форму ложек( круглые или слегка овальные) . Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор на ложке? ( Из ветки « криуля » с ягодами, листьями, завитками) . Как вы думаете, почему хохломские художники украшают ложки закругленной веточкой? ( Закругленная ветка соответствует форме ложки) . Чем украшен край ложки? ( Каймой) . Как раскрашена ручка ложки? ( Ее нижний и верхний край иного цвета, чем середина) . Сегодня мы с вами будем хохломскими художниками! Вы будете рисовать узор с элементами – ягодами смородины. Давайте их рассмотрим повнимательнее. Обратите внимание, что хохломские художники рисуют одни и те же ягоды по- разному. А какие еще элементы узора вы узнали на ложках? ( Листья, завитки, травка) . Давайте обсудим, с чего мы начнем рисовать хохломской узор на наших ложках. ( Обсуждение) . Дети приступают к работе. В конце занятия воспитатель предлагает, чтобы каждый ребенок рассказал о своей нарисованной ложке: какого она цвета, какими красками нарисован узор, какого цвета кончик ручки. Проводится самоанализ. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: « Роспись хохломским узором. Разделочная доска». Образовательная область: Художественное творчество. Разработала и провела: Воспитатель первой категории Коченова Н. А. Цель: продолжать знакомить детей с хохломской росписью. Задачи: упражнять детей в рисовании элементов хохломского орнамента, закреплять умение детей рисовать кончиком кисти. Предварительная работа: просмотр презентации «Золотая Хохлома», просмотр альбома «Хохлома», беседы, образовательная деятельность по теме проекта. Оборудование и материалы: шаблоны разделочных досок из бумаги, гуашь, кисти, стаканы с водой, салфетки. Ход НОД: Воспитатель: Ребята, хочу поделиться с вами небольшим секретом росписи разделочной доски. Перед вами разделочная доска – прекрасный образец хохломской росписи, кажется – все так просто – взял и нарисовал, но на самом деле работа требует аккуратности и усидчивости. И самое главное – внимательно рисовать кончиком кисти орнамент хохломского узора: травку, ягоды, завитки, кустики, цветы и листья. Давайте вспомним, какие цвета мы можем использовать для росписи? Какой орнамент присущ хохломской росписи? В какой последовательности мы будем выполнять узор? ( обсуждение) . Дети под спокойную музыку приступают к работе. В заключении воспитатель предлагает детям полюбоваться на свои разделочные доски, отметить наиболее понравившиеся работы. Проводится самоанализ. Консультация для родителей на тему: «История хохломского промысла». Разработала: воспитатель первой категории МДОУ «Детский сад» №22 Коченова Н. А. История хохломского промысла Золотая Хохлома – яркое, самобытное явление русского народного декоративно – прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVIII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма благоприятные условия для развития народных художественных промыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто сговорившись, поделили между собой весь технологический процесс. Жители деревень, занятых на одних трудовых операциях, селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был свой центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой – вареным льняным маслом. Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью – посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна беднякам. Происхождение приемов окраски деревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается загадкой даже для специалистов. Оригинальная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превращает в блестящее золотом изделие. Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сначала изделие вытачивали из сырого дерева. Белую посуду( «бель») 12 – 15 суток выдерживали при комнатной температуре для просушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определенной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время – раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть. Высохшее изделие пропитывали невареным льняным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешался с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лычным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ставили на досках в истопленную печь и держали там 4- 5 часов. Следующая операция – шпаклевка, то есть замазка изделия глиной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все неровности, сучки, трещины и другие дефекты древесины. Прошпаклеванное изделие снова ставилось на просушку. Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ставились в печь при температуре 80 – 90 градусов. Проолифенное таким образом изделие лудили – обмазывали оловянным( алюминевым) порошком, и оно становилось «серебряным». Только после этого изделие было готово к росписи красками. Расписанное луженое изделие вновь обильно обмазывали олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «серебряные» изделия волшебным образом превращались в «золотые», приобретая наконец такой хорошо знакомый всем вид.

Оставить комментарий: