a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Малыш рисует. Воспитание интереса к рисованию.(консультация для родителей и воспитателей)

Автор: Бен Татьяна Кузминична Опубликовано: 2016-02-08 09:53:23

Документы для скачивания

Малыш рисует. Воспитание интереса к рисованию. Ежедневно ребёнок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сёстрами. Всё что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании… Он берёт карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Когда ребёнок поймёт, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему. Интерес к рисованию у детей появляется рано. У разных детей потребность взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время – от 1 года до 1, 5 лет. Появление интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребёнка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства( чувства формы, цвета, композиции) . Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом. Занятия рисованием способствуют и умственному развитию детей. Они узнают инструменты, которыми можно рисовать( фломастер, карандаш, кисть) , их свойства, выделяют эти предметы как специфические для этого вида деятельности. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающей жизни в штрихах, линиях, очертаниях стремятся передать изображения реальных предметов. Это требует таких мыслительных операций, как анализ, сравнение. В процессе рисования складываются и простейшие обобщения. Так постепенно дети учатся одним каким- то способом передавать в рисунке разные предметы, сходные по направленности, по форме. Например, линиями ребёнок может изображать дорожки, палочки, ниточки. А научившись замыкать линию в круг, при помощи этого движения, он рисует шарики, мячик, солнышко… Поэтому, даже если сам малыш не проявляет интереса к рисованию, то после полутора лет надо направлять его внимание на рисование, и оно принесёт ему радость. Для этого надо показать ему чистый лист бумаги, затем карандаш, поводить им по бумаге, не создавая пока никаких отчётливых изображений. Обратить его внимание на то, что получилось: «Вот как нарисовали! А теперь ты порисуй ». Маленькому ребёнку целесообразнее давать для рисования не карандаши( они твёрдые и при малом нажиме слабой ещё детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии) , а фломастеры, которые оставляют отчётливо видный, яркий след даже при лёгком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки, как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши. Естественно, вначале у ребёнка ничего не получается: рука его не слушается, карандаш часто выпадает из руки. И здесь на помощь должны прийти взрослые. Вопрос, как учить маленьких детей, должен решаться осторо жно. Ведь излишняя дидактизация, навязывание содержания рисунка, стремление во что бы то ни стало скорее получить отчётливое изображение, похожее на какой- то предмет внешнего мира, снижает интерес к рисованию, так как ребёнок не может сделать то, что от него требуют взрослые. Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из- за того, что ребёнок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно- насмешливо: «Что это ты нарисовал каляку- маляку? » Ребёнок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку- маляку», значит, ничего хорошего не нарисовать. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии. Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к действию карандашом и создавать хорошие условия для занятий, обеспечивая его всем необходимым. Кроме фломастеров, карандашей, красок, можно давать малышам для рисования дома и цветные восковые мелки, и пастель. Эти материалы мягки, дают приятную широкую фактурную линию Они хорошо ложатся на бумагу, и ребёнку нравится ими рисовать. Наряду с рисованием на бумаге полезно ребёнку разрешить рисовать палочкой на песке, на земле, мелом на асфальте. Всё это тренирует руку и глаз детей, способствует развитию зрительного контроля за движением, укрепляет рисовальные движения, делает их более уверенными, смелыми. Такое рисование развивает и воображение ребёнка: снова и снова он переживает виденное, пытается воплотить его в рисунке, и каждый раз это получается по- разному. Начиная обучение, надо познакомить ребёнка, надо познакомить ребёнка с тем. Что в результате движений руки с карандашом по бумаге остаются линии и штрихи. «Вот, как получилось», «Вот, как нарисовал», - говорят малышу взрослые, и он сам начинает смотреть на то, что нарисовал. И совсем не важно, что разнообразные штрихи и линии ещё не являются рисунком в полном смысле этого слова, но они очень важны для последующего овладения рисованием как средством изображения. Увлекаясь новыми движениями карандашом( фломастером) , малыш наносит всё большее количество линий и штрихов, рука его крепнет, и движения становятся увереннее и разнообразнее. От этого и линии приобретают иной характер. Они закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги. Ребёнок овладевает перекрещиванием линий. Однако чаще всё это получается случайно. Не всякую линию он может по предложению взрослого повторить. Ему не всегда удаётся направить движение руки согласно определ ё нной цели. Он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определённой длины, а рисует, как выйдет. Благодаря неоднократному повторению одних и тех же движений, ребёнок упражняется в начертании тех или иных линий. При этом движения становятся более смелыми, быстрыми. Следы на бумаге начинают всё больше привлекать ребёнка. С возрастающим интересом он следит за движениями руки и получающимися на листе яркими линиями, обращает внимание на их конфигурацию. И вот наступает очень важный момент в развитии рисовальных движений и в умственном развитии ребёнка: он начинает соотносить движение руки с характером получающихся штрихов, линий, понимать их зависимость друг от друга и пытается повторить то или иное движение, чтобы получить линию или штрих определённой конфигурации. Такие попытки нужно поощрять. Важным этапом в овладении изображением является переход ребёнка к осознанному повторению получившихся штрихов и линий. Это повторение способствует развитию произвольных движений, преднамеренных действий, рисовальных движений руки. Такое повторение нужно поощрять, стимулировать. «Что ты нарисовал? »- спрашивает взрослый. «Дорожки», - отвечает малыш. –« На рисуй ещё много дорожек, чтобы все могли ходить». Он охотно исчерчивает линиями весь лист, и с каждым разом движения руки становятся всё свободнее и увереннее. Иногда взрослые, желая ускорить изобразительный характер рисования ребёнка, пытаются учить его, рисуя при нём те или иные предметы( часто сложные, недоступные для изображения) . «Вот какой домик нарисовал, теперь ты нарисуй такой же». И чаще всего получается обратный эффект. Движения ребёнка ещё недостаточно развиты, изобразительный опыт невелик, он не может повторить даже самое простое изображение домика и отказывается рисовать: «Нет, я не хочу, лучше ты мне нарисуй». Такая поспешность может привести к тому, что ребёнок долго сам не захочет рисовать. Он уже начинает понимать, что многого не умеет, во всяком случае, не умеет так, как взрослые, а поспешная их помощь убеждает его в этом, лишает уверенности в себе. Для развития цветового восприятия целесообразно использовать различные дидактические игры и игрушки, которые можно приобрести в магазинах и по образцам которых старшие дети могут сделать для младших подарки. Полезно также полюбоваться вместе с ребёнком свежестью первой весенней зелени, медленно падающими хлопьями пушистого снега, цветущими фруктовыми садами … В окружающей жизни много прекрасного, и нужно учить ребёнка замечать красоту. Красивое радует ребёнка, вызывает положительные эмоции. Это обогатит его представления, положительно скажется на развитии фантазии, творчества. Пусть малыш рисует! Не каждый станет художником, но рисование обязательно доставит ему удовольствие, он познает радость творчества. Пусть он растёт человеком с душой художника!

Оставить комментарий: