a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Речевое развитие детей (консультация для воспитателей)

Автор: Бен Татьяна Кузминична Опубликовано: 2016-02-08 09:54:44

Документы для скачивания

Речевое развитие детей Одной из важнейших задач речевого развития детей дошкольного возраста является формирование грамматического строя речи, обучение ребёнка правильному и полноценному использованию морфологических и синтаксических средств родного языка. Особенно важно уделять серьёзное внимание развитию синтаксиса речи, построению простых и сложных предложений. Выдающийся языковед академик В. В. Виноградов говорил, что построение предложения – один из самых существенных элементов грамматического строя языка, и характеризовал синтаксис как организационный центр грамматики. «Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения». В дошкольном возрасте дети овладевают, прежде всего, разговорным стилем устной речи. Разговорная речь характеризуется рядом фонетических, лексических и грамматических особенностей. Хорошо известны факты словотворчества детей( «колоток», «намакоронился, ) , описанные К. И. Чуковским в книге «От двух до пяти», проанализированные в работах известного языковеда и исследователя детской речи А. Н. Гвоздева. Эти факты свидетельствуют о том, что ребёнок рано начинает использовать морфологические ресурсы, иногда выходя за рамки языковых норм. Внимательное изучение детского словотворчества, его механизмов и закономерностей, поиски методов и приёмов, направленных на формирование у детей элементарного осознания словообразовательной структуры слова, будут способствовать и усвоению грамматики родного языка, и обогащению словаря. В развитии речи детей веду щая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в с емье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо, чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны( произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д. ) , и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как её недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочёты словоупотребления. Оттого, насколько полноценным является речевое общение ребёнка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие маленького человека. Дети на шестом году жизни без дополнительных вопросов могут пересказать сказку или рассказ из 40 – 50 предложений, то есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. Дети в этом возрасте уже способны передать какие- либо впечатления, их высказывания отличаются яркостью образов и большим объёмом информации. Ребёнок в состоянии выделить существенные признаки предметов и явлений. Более того, он уже пробует установить причинно- следственные связи между этими признаками, временные и другие отношения. Речь ребёнка шестого года жизни достаточно развёрнута. С помощью распространённых предложений он старается сделать излагаемое понятным и доступным тем, кто его слушает, то есть искренне заинтересован в результате своего общения. Стремление более точно выразить свою мысль побуждает к использованию всё большего количества слов. К своим высказываниям ребёнок относится критически, такое же критическое отношение возникает и к речи сверстников. Кроме того, пытаясь более точно передать свою мысль, более чётко описать то или иное явление, тот или иной предмет, ребёнок шестого года жизни начинает раскрывать и передавать своё отношение к тому, о чём говорит. В этот период активизируется пассивный словарь ребёнка, расширяется активный словарь. Это происходит не только за счёт увеличения числа существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества, но и за счёт постепенного овладения суффиксальным и приставочным способами образования слов, обозначающих детали, оттенки, переходные состояния. В речи ребёнка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов, а также отвлечённые, абстрактные понятия. Дети шестого года жизни уже усваивают чётко обозначающие понятия, причём конкретизируя их: «цветы», указывая, что цветы бывают полевы е( василёк, ромашка) и садовые( роза, тюльпан) . В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развёрнутые ответы. Хотя словарь детей шестого года жизни заметно расширяется, в подборе нужных слов, особенно при передаче оттенков значения, деталей, дети допускают неточности, неправильно подбирают слова. Характерны возможные затруднения при разборе слов, противоположных по значению, близких по значению( антонимов, синонимов) в группах существительных, прилагательных, глаголов, а также ошибки в уточнении признаков предметов и действий. Неточно могут употребляться также союзы и предлоги. Наряду с другими сторонами речи на шестом году жизни активно развивается грамматический строй. Дети овладевают развёрнутой, распространённой фразовой речью, словообразованием, употребляют предложно- падежные конструкции. Объём высказываний расширяется за счёт уточнения и развития навыков согласования, употребления падежных окончаний. Это не значит, что речь ребёнка свободна от ошибок. Могут встречаться неправильные согласования, особенно при изменении существительных в косвенных падежах, изменении несклоняемых сущ е ствительных, ошибки при употреблении глаголов совершенного и несовершенного видов. Несмотря на то, что в этот период совершенствуется связная речь и ребёнок способен устанавливать причинно- следственные связи между предметами, явлениями, тем не менее зачастую он уделяет больше внимания главному, очевидному, тогда, как более мелкие, не главные детали остаются неупомянутыми. Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата( губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти) , к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно. Так, шипящие звуки могут быть усвоены только к шести годам. Помимо задержек в овладении правильным звукопроизношением могут быть и нарушения в формировании звуков, то есть могут неправильно произноситься некоторые звуки, например – л- губами. Встречаются нарушения дифференциации звуков, особенно, если смешиваемые звуки присутствуют в слове одновременно или если в данном словосочетании много смешиваемых звуков. Недостатки звукопроизношения устраняются с помощью специальных логопедических занятий, включающих тренинг артикуляционной моторики, слухового и фонематического восприятия, постановку и автоматизацию звуков. На шестом году жизни дети успешно используют интонационно- мелодические средства передачи своего отношения к высказываемому. Им знакома вопросительно- повествовательная интонация, они могут делать акцент на том или ином слове, точно передавать свои чувства, выражать своё отношение к тому или иному предмету, явлению, событию. Темп речи детей в повседневном общении остаётся умеренным, однако возможные стилистические и содержательные затруднения могут вызвать у них необходимость прервать своё высказывание, сделать паузу, немотивированно остановиться. И, наоборот, в состоянии волнения, возбуждения, желая как можно скорее высказаться, ребёнок может начать говорить быстро, взахлёб, громче, чем обычно. Быстрая речь, конечно, отрицательно влияет на качество звукопроизношения и словопроизношения. Торопливость может привести к недоговариванию, проглатыванию слогов и слов, пропуску звуков. Кроме того, смена зубов, происходящая на шестом году жизни, также может затруднить звукопроизносительные возможности ребёнка. В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека, первый его «университет». Но в отличие от студента настоящего университета ребёнок занимается сразу на всех факультетах. Он постигает( конечно, в доступных ему пределах) тайны живой природы и природы неживой, усваивает азы математики. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается он и к филологическим наукам, приобретая умения не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому что приобретает способность не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение. Всё это необходимо для успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребёнка.

Оставить комментарий: