a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Идейно-художественное своеобразие ранних рассказов А.П.Чехова

Опубликовано: 2016-02-09 11:45:11

МБОУ «Районная заочная средняя общеобразовательная школа» Подготовила и провела: учитель литературы Ударного УКП при ФКУ ИК- 10 Петрова Оксана Владимировна 2015 г. Конспект урока по литературе: « Идейно – художественное своеобразие ранних рассказов А. П. Чехова » Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А. П. Чехо ва и рассмотреть идейно- художественное своеобразие его ранних рассказов. Задачи урока 1. Образовательные: дать представление об общественно- политической жизни Рос сии 80- 90- х гг. XIX в. ; расширить познания учащихся о жизни и творчестве А. П. Чехова; помочь обучающимся увидеть индивидуальность писателя через художественные особенности его произведений. 2. Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с текстом; развивать способность к самостоятельному мышлению; развивать умение высказывать и аргументировать свое мне ние; прививать интерес к творчеству А. П. Чехова. 3. Воспитывающие: воспитывать любовь к русской литературе и родному языку; воспитывать стремление к совершенствованию устной и пись менной речи. Методические приемы: лекция с элементами беседы; сообщения учащихся; составление таблицы «Жанровые особенности ранних расска зов А. П. Чехова»; анализ ранних рассказов А. П. Чехова; аналитическая беседа. Оборудование: тексты ранних рассказов А. П. Чехова; фотографии А. П. Чехова( разных лет, обязательно 1879- 1886 гг. ) ; тетради, ручки, карандаши, линейки учащихся; доска, мел; Эпиграф к уроку: «Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по- моему, для всего мира формулы писания, подобных которым я не встречал нигде» Л. Н. Толстой. Предварительная подготовка к уроку: К уроку обучающимся дается задание перечитать знакомые из курса школьной программы рассказы, а также прочитать новые: «Хамеле он», «Лошадиная фамилия», «Налим», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев», «Суд», «Хирургия», «Дочь Альбиона», «Смерть чинов ника», «Пересолил», «Папаша», «Нервы», «Вверх по лестнице». ХОД УРОКА I. Организационный момент. II. Повторение изученного С рассказами А. П. Чехова вы знакомы со школы. Какие расска зы Чехова вы помните из курса школьной программы? ( «Лошади ная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Ванька» и др. ) III. Работа над новым материалом. Слово учителя: Сегодня мы будем говорить об идейно – художественном своеобразии ранних рассказов А. П. Чехова. Цель урока: дополнить ваши знания о жизненном и творческом пути А. П. Чехова и рассмотреть идейно- художественное своеобра зие его ранних рассказов. Цель на все три урока изучения творчества А. П. Чехова: по пытаться отследить, менялся ли духовный мир персонажей че ховских рассказов в разные периоды творчества и если менял ся, то как. Огромное значение в творчестве любого писателя имеет обще ственная жизнь страны, политическая ситуация, события, происхо дящие в тот или иной период жизни писателя. Так и в творчестве Чехова большую роль сыграла общественно- политическая жизнь России конца XIX века. Вначале давайте вспомним лексическое значение слова «псевдоним». ( Ответы учащихся) . Псевдоним- от греческих слов «вымысел» и «имя», обозначает вымышленное имя, которым автор заменяет своё настоящее. - Как вы думаете, для чего писатели используют псевдоним? - Какой автор подписывался «Человек без селезёнки», «М. Ковров», «Антоша Чехонте». ( Ответы учащихся) - Да, действительно, это Антон Павлович Чехов. II Выступление творческих групп. Послушайте, как отзывались о Чехове современники и подумайте, какие черты характера они подмечали? 1 творческая группа. 1 ученик: « Мне кажется, что он весь был творчество. Каждое мгновение, с той минуты, как он, проснувшись утром, открывал глаза, и до того момента, как ночью смыкались его веки, он творил непрестанно…» И. Потапенко. 2 ученик: «В его серых, грустных глазах почти всегда мягко искрилась тонкая насмешка, но порою эти глаза становились холодны, остры и жестки; в такие минуты его гибкий, задушевный голос звучал твёрже, и тогда мне казалось, что этот скромный, мягкий человек, если он найдёт нужным, может встать против враждебной ему силы крепко, твёрдо и не уступит ей». М. Горький. 3 ученик: «…Он то заливается радостным смехом, то тихо и сладко хохочет, то падает от смеха головой на колени…». И. Бунин. 4 ученик: «Из- за привычной обывателю фигуры ничем не довольного нытика, ходатая перед обществом за «смешных людей», Чехова – «певца сумерек», выступает лицо другого Чехова – сильного, весёлого». В. Маяковский. 5 ученик: «Хорошо вспоминать о таком человеке: тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё здравый смысл». М. Горький. - Итак, какие черты характера подмечали у Чехова его современники? Каким вы представили себе писателя? - Сейчас вы познакомитесь с биографией Антона Павловича Чехова. Подумайте, какие страницы жизни великого писателя повлияли на становление его характера? 2 творческая группа. Биография А. П. Чехова. 1 ученик: - Антон Павлович Чехов родился 17( 29) января 1860 года в Таганроге. Дед писателя был крепостным крестьянином, который выкупил себя с семьёй на волю. Отец был владельцем бакалейной лавки в Таганроге. В талантливой семье Чеховых было пятеро детей: четыре сына и дочь. Трое братьев, Александр, Антон и Евгений стали писателями, один из которых, Антон Павлович, стал одним из величайших писателей рубежа веков. Михаил Павлович Чехов стал очень талантливым актёром, чьи достижения в актёрском мастерстве были признаны не только в России, но и во всём мире. 2 ученик: - Очень сложный и противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость, желание дать сыновьям образование и неумение заинтересовать их знаниями. Отец хотел дать своим сыновьям религиозное воспитание, но при этом бил их, заставляя петь в церковном хоре, и не стремясь воздействовать на их души внушением. Часто его наказания были жестокими, это выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обострённое чувство собственного достоинства. 3 ученик: - Мать, тоже внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой, и её доброта часто была для детей защитой от гнева отца. Позднее Антон Павлович писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери». 4 ученик: - Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон Павлович должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье. Уже будучи студентом университета, молодой Чехов, который учился на врача, писал короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоша Чехонте». 5 ученик: - Чехов всегда стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова можно считать убеждением и самого Антона Павловича. Он всю жизнь помогал людям и как врач, и как человек. 6 ученик: - В Мелихове, где у него был дом, он построил на свои деньги три школы, всю жизнь выращивал сады, организовывал на свои деньги множество библиотек, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень весёлым, неистощимым на выдумки человеком. По профессии Чехов был врач. Но главным делом его жизни стало написание произведений. Умер Чехов в Баденвейлере, в Южной Германии 2( 15) июля 1904 года. Какие, по вашему мнению, факты из биографии повлияли на становление характера великого писателя? Краткая лекция «Раннее творчество А. П. Чехова» Работа над созданием «мелочей» приобрела большое значение в процессе раннего формирования Чехова – писателя. Развивая меткую наблюдательность текущих бытовых и общественных явлений, Антон Павлович приучался изобретательно владеть для их словесной фиксации «малой формой» и лаконичным словом. Первые три года Чехов разбрасывал свои юмористические рассказики( по его определению, «мелкие, как снетки») по многочисленным еженедельным изданиям; с1883 года он стал постоянным и наиболее плодовитым сотрудником журнала «Осколки». Уже в это время его комический рассказ приобретает чеканную форму, отличается простотой и естественностью изложения, динамичностью построения, яркой характерностью речей его персонажей. Чеховская шутка, юмор, анекдот, остроумный, увлекательный, сделанный мастерски, вызывают быструю, живую реакцию читателя. Но комизм Чехова не самодовлеющ, не формален, не сводится только к игре слов или же к эффектам хитроумной комбинации неожиданных положений. Чехов пользуется смешным для того, чтобы юмористически обыграть живой, реальный материал, случай, характер, черты, типичные для определённой сферы людей, для уклада их жизни. Его цель – отчётливая жизненная тема, а не комический приём, как бы он ни был свеж и остроумен сам по себе. - Какие рассказы Чехова вы читали? - Почему рассказы Чехова короткие? IV. Знакомство с рассказом «Хамелеон». 1. - Кто такой хамелеон? ( ответы учащихся) - Прослушайте рассказ. Обратите внимание, есть ли слово хамелеон в рассказе? Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он? 2. Выразительное чтение по ролям рассказа «Хамелеон» Жанровые особенности ранних рассказов А. П. Чехова Теперь на примере любого из рассказов попытаемся выявить жанровые особенности ранних рассказов А. П. Чехова. А) Особенности жанра. Произведение А. П. Чехова «Хамелеон»  относится к жанру юмористического рассказа. В ранний период творчества Антон Павлович Чехов пишет серию юмористических рассказов, в которых смеётся над различными недостатками людей. Делая собственные произведения смешными, писатель использует различные юмористические приемы. Например, в рассказе А. П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический эффект из- за употребляемых автором особых юмористических приёмов. Например, в рассказе «Хамелеон» А. П. Чехов использует приём «говорящих фамилий», когда имя характеризует героя, отмечая какую- либо, как правило, важную черту в облике или характере персонажа. Полицейский надзиратель имеет в произведении фамилию Очумелов, а рабочий купца Пичугина, которого укусила собака, носит фамилию Хрюкин, которая полностью соответствует его полупьяному лицу. Комический эффект усиливается и благодаря несоответствию фамилии и той должности, которую имеет герой. Например, полупьяный Хрюкин является золотых дел мастером. Юмористичность придает рассказу и название «Хамелеон», отражающее сущность полицейского надзирателя Очумелова. Сама описываемая в произведении ситуация является комичной: полупьяный Хрюкин гонится за укусившей его собакой, собирает вокруг себя толпу зевак, и тотчас появляется знающий толк во всех делах надзиратель Очумелов. О происшествии и последствиях читатель узнает из диалога действующих лиц. Речь персонажей также один из юмористических приемов, используемых писателем в рассказе. В речи героев много просторечных и жаргонных выражений, эмоционально- экспрессивной лексики. Например, считая, что собака генеральская, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хрюкиным: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака— нежная тварь. . . А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват! . . » Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность. Значимым юмористическим приемом является художественная деталь- новая шинель полицейского надзирателя, который то снимает ее, то одевает в зависимости от собственного состояния. Используемые писателем юмористические приемы: особое название, «говорящие фамилии» персонажей, бранная речь героев с эмоционально- экспрессивными выражениями, обыденность изображаемой ситуации — всё это придает рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» комический эффект. - Каким, на ваш взгляд, является рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»- сатирическим или юмористическим? Докажите свою точку зрения, ( рассказ А. П. Чехова «Хамелеон» является юмористическим, так как писатель смеётся над глупостью отдельных людей. ) Б) Характеристика героев чеховского рассказа. - Кто является главными героями рассказа? ( полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин и др. ) - Какие фамилии имеют герои рассказа? Как это их характеризует? Какой художественный прием используется здесь А. П. Чеховым? ( А. П. Чехов использует прием говорящих фамилий, когда фамилия героя является средством его характеристики. ) - Как речь персонажей рассказа определяет их характер? ( Учащиеся самостоятельно приводят примеры из текста) V. Анализ текста. 1. Художественная деталь. - Чехова называют мастером художественной детали. Ребята, найдите детали и прокомментируйте их: ( решето с конфискованным крыжовником, пальто Очумелова, палец Хрюкина) . - Прочтите, что происходит с шинелью Очумелова. Что означают манипуляции с шинелью? От какого чувства героя бросает то в жар, то в холод? - Какие художественные детали, подчёркивающие характер персонажа, главную мысль рассказа мы можем найти в тексте? 2. Приём говорящих фамилий. - О каких чертах характера говорят фамилии: Очумелов, Хрюкин, Червяков? Как эти фамилии связаны с ролью персонажей в рассказе? VI. О бобщение изученного: Мини – тест. Кого в рассказе А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»? А. Очумелова Б. Хрюкина В. Елдырина Г. Повара Д. толпу зевак. Какой художественный приём наиболее характерен для новеллистики Чехова? А. ) внутренний монолог. Б. ) бытописание В. ) психологизм Г. ) художественная деталь Чем являются в рассказе следующие предметы: «шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина», «узелок в руке»? 2. Синтаксический разбор предложения: «…За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником» 3. Лингвистическая разминка: «…Он поласкал род водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту» 4. Портретные зарисовки: А) «Только что он пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер- д' оранжем. » Толстый Михаил( «Тонкий и толстый) . Б) «Он только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из- за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком- его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом- его сын. »( Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий». ) В) «У отставного генерал- майора разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние- жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство». ( Ге нерал – майор Булдеев «Лошадинная фамилия») . VII. Подведение итогов Слово учителя: Итак, подведем итоги: Каким темам посвящены ранние юмористические рассказы А. П. Чехова? Каковы герои этих рассказов? За счет чего достигается юмористический эффект в ранних рассказах А. П. Чехова? описание внешности; речь персонажей; поступки героев рассказов и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что I, ранний, период творчества А. П. Чехова( 1880- 1886) характеризуется следую щими особенностями( учащиеся совместно с преподавателем формулируют выводы по уроку и записывают эти выводы в те традь) : создано около 400 произведений; в своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев; 3) в ранний период А. П. Чехов формировался как писатель- юморист, по- новому разрабатывающий жанр маленького рассказа; тематика большинства ранних рассказов А. П. Чехова- мело чи обывательского существования; уже в первые годы своего творчества А. П. Чехов смог зареко мендовать себя как талантливый писатель( например, его сборники неоднократно переиздавались) ; мастер короткого повествования, А. П. Чехов обладал удиви тельным даром: он мог вместить в небольшой рассказ события це лого романа или пьесы. Чеховская краткость необычайно содержа тельна; язык и стиль его героев чрезвычайно выразителен( в нем и заключается секрет чеховских рассказов) ; многие его персонажи стали нарицательными: унтер Пришибеев; хамелеон и др. VIII. Выставление оценок. IX. Домашнее задание Прочитать рассказы А. П. Чехова: «Человек в футляре», «Кры жовник», «О любви». Подумать и объяснить, почему эти рассказы объединяются в «Маленькую трилогию». Приложение 1 Тест по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» Главный герой «Хамелеона»: а) Очумелов б) Овсов в) Денис Григорьев В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывает: а) узелок в руке б) снятая или накинутая на плечи шинель в) корзина с конфискованным крыжовником Отличительной чертой произведения является: а) глубокий лиризм б) искрящийся юмор, громкий смех в) пафос Жанр произведения: а) рассказ б) очерк в) повесть Автор относится к Очумелову: а) нейтрально б) с сарказмом в) с сочувствием Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он: а) разобрался в происшедшем б) пожалел золотых дел мастера в) узнал, чья собака Произведение: а) основано на жизненных ситуациях б) является вымыслом в) сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию Особенность произведения: а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл б) наличие нескольких рассказчиков в) высокий лиризм При ложение 2 Карточка № 1 «Портретная зарисовка» Задание: назовите персонаж рассказа А. П. Чехова по следую щим характеристикам и укажите название рассказа: Только что он пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер- д' оранжем. Он только что вышел из вагона и был навьючен чемода нами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофей ной гущей. Из- за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком- его жена, и высокий гимназист с прищу ренным глазом- его сын. У отставного генерал- майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу та бачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помога ло, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать боль ной зуб генерал ответил отказом. Все домашние- жена, дети, при слуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. . . Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. . . Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бо родавка, похожая издали на большую муху. Секунду он ищет гла зами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с по клоном кладет ее перед фельдшером. 6. Воротился он из города к себе на дачу под свежим впечат лением только что пережитого спиритического сеанса. Раздеваясь и ложась на свое одинокое ложе( жена уехала к Троице) , он стал невольно припоминать всё слышанное и виденное. Сеанса, соб ственно говоря, не было, а вечер прошел в одних только страшных разговорах. Какая- то барышня ни с того ни с сего заговорила об угадывании мыслей. С мыслей незаметно перешли к духам, от ду хов к привидениям, от привидений к заживо погребенным. . . Какой- то господин прочел страшный рассказ о мертвеце, перевернувшем ся в гробу. Сам он потребовал блюдечко и показал барышням, как нужно беседовать с духами. Ответы Толстый, Михаил. «Толстый и тонкий». Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий». Генерал- майор Булдеев. «Лошадиная фамилия». Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий». 5. Дьячок Вонмигласов. «Хирургия». 6. Дмитрий Осипович Ваксин, архитектор. «Нервы» Приложение 3 Карточка № 2 «Речь персонажа» Задание: укажите название рассказа и назовите персонаж рас сказа А. П Чехова: - В гимназии вместе учились! - продолжал он. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедни чать любил. Хо- хо. . . Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к не му поближе. . . А это моя жена, урожденная Ванценбах. . . лютеранка. - Я, ваше превосходительство. . . Очень приятно- с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи- с! Хи- хи- с. Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства- и к чему тут это чинопочитание! Помилуйте. . . Что вы- с. . . - захихикал он, еще более съежива ясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства. . . вроде как бы живительной влаги. . . Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил. . . жена Луиза, лютеранка, некоторым образом. . . - Послушай, - обратился он к вознице. - Так ты говоришь, что здесь не опасно? Это жаль. . . Я люблю с разбойниками драться. . . На вид- то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка. . . Од нажды напало на меня три разбойника. . . Так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что. . . что, понимаешь, богу душу отдал, а два другие из- за меня в Сибирь пошли на каторгу. И откуда у меня сила берется, не знаю. . . Возьмешь одной рукой какого- нибудь здоровилу, вроде тебя, и. . . и сковырнешь. - Иду я, ваше благородие, никого не трогаю. . . - Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за па лец. . . Вы меня извините, я человек, который работающий. . . Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому- я этим пальцем, мо жет, неделю не пошевельну. . . Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть. . . Ежели каждый будет кусаться, то луч ше и не жить на свете. . . - Его в Саратове каждая собака знает, - сказал приказчик. - Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть. . . Его благородию господину Якову Васильичу. . . Васильичу. . . Васильичу. . . Якову Васильичу. . . а по фамилии. . . А фамилию вот и забыл! . . Васильичу. . . Чёрт. . . Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил. . . Позвольте- с. . . Сейчас. . . Васильичу. . . Якову Васильи чу. . . Забыл! 6. - Вы это. . . тово. . . как же сюда попали? - спросил он, зевая в кулак. - Также, как и вы. . . То есть, положим, не так, как я. . . - нахмурился он, оглядывая Щепоткина. - Гм. . . тово. . . дела ваши как? Так себе. . . Кончил курс в университете и служу чиновником особых поручений при Подоконникове. . . Да? Это на первых порах недурно. . . Но. . . ээ. . . простите за не скромный вопрос, сколько дает вам ваша должность? Восемьсот рублей. . . Пф! . . На табак не хватит. . . - пробормотал он, опять впадая в снисходительно- покровительственный тон. Конечно, для безбедного прожития в Петербурге этого недо статочно, но кроме того ведь я состою секретарем в правлении Угаро- Дебоширской железной дороги. . . Это дает мне полторы ты сячи. . . Дааа, в таком случае, конечно. . . - перебил он, причем по лицу его разлилось нечто вроде сияния. - Кстати, милейший мой, каким образом вы познакомились с хозяином этого дома? Очень просто, - равнодушно отвечал Щепоткин. - Я встретил ся с ним у статс- секретаря Лодкина. . . Вы. . . бываете у Лодкина? - вытаращил глаза он. . . Очень часто. . . Я женат на его племяннице. . . На пле- мян- ни- це? Гм. . . Скажите. . . Я, знаете ли. . . тово. . . всегда желал вам. . . пророчил блестящую будущность, высокоуважаемый Иван Петрович. . . - Петр Иваныч. . . - То есть, Петр Иваныч. . . А я, знаете ли, гляжу сейчас и вижу- что- то лицо знакомое. . . В одну секунду узнал. . . Дай, думаю, по зову его к себе отобедать. . . Хе- хе. . . Старику- то, думаю, небось, не откажет! 7. Чего- с? Как же это не мое? Чудно- с. . . Люди безобразят, и не мое дело! Что ж мне хвалить их, что ли? Они вот жалятся вам, что я песни петь запрещаю. . . Да что хорошего в песнях- то? Вместо того, чтоб делом каким заниматься, они песни. . . А еще тоже моду взяли вечера с огнем сидеть. Нужно спать ложиться, а у них разговоры да смехи. У меня записано- с! - Гм! . . Надень- ка, брат Елдырин, на меня пальто. . . Что- то ве тром подуло. . . Знобит. . . Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал. . . И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу. . . Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака- нежная тварь. . . А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец вы ставлять! Сам виноват! . . «Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал он, подо зрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал. . . что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает! . . » 10. Грябов сбросил сюртук и жилет и сел на песок снимать са поги. Послушай, Иван Кузьмич, - сказал предводитель, хохоча в ку лак. - Это уж, друг мой, глумление, издевательство. Ее никто не просит не понимать! Это наука им, иностранцам! Грябов снял сапоги, панталоны, сбросил с себя белье и очутил ся в костюме Адама. Отцов ухватился за живот. Он покраснел и от смеха и от конфуза. Англичанка задвигала бровями и замигала гла зами. . . По желтому лицу ее пробежала надменная, презрительная улыбка. Надо остынуть, - сказал Грябов, хлопая себя по бедрам. - Ска жи на милость, Федор Андреич, отчего это у меня каждое лето сыпь на груди бывает? Да полезай скорей в воду или прикройся чем- нибудь! Скотина! И хоть бы сконфузилась, подлая! - сказал Грябов, полезая в воду и крестясь. - Брр. . . холодная вода. . . Посмотри, как бровями двигает! Не уходит. . . Выше толпы стоит! Хе- хе- хе. . . И за людей нас не считает! 11. Фельдшер Иванов слегка выпивши. По нашему медицинскому рассуждению, - говорит фель дшер, - ты скипидар и больше ничего. Мы вашу медицину понимаем. . . Кто, позвольте вас спросить, в прошлом годе пьяного плотника, вместо мертвого тела, чуть не вскрыл? Не проснись он, так вы бы ему живот распороли. А кто ка сторку вместе с конопляным маслом мешает? В медицине без этого нельзя. А кто Маланью на тот свет отправил? Вы дали ей слабитель ного, потом крепительного, а потом опять слабительного, она и не выдержала. Вам не людей лечить, а, извините, собак. Маланье царство небесное, - говорит он. - Ей царство небес ное. Не она деньги взяла, не про нее и разговор. . . - С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич. . . К вашей ми лости. . . Истинно и правдиво в псалтыри сказано, извините: «Пи тие мое с плачем растворях». Сел намедни со старухой чай пить и- ни боже мой, ни капельки, ни синь- порох, хоть ложись да по мирай. . . Хлебнешь чуточку- и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону. . . Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззакон- новахом. . . Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих. . . За грехи, Сергей Кузьмич, за грехи! Отец иерей по сле литургии упрекает: «Косноязычен ты, Ефим, и гугнив стал. Поешь, и ничего у тебя не разберешь». А какое, судите, тут пе ние, ежели рта раскрыть нельзя, всё распухши, извините, и ночь не спавши. . . - Все вы, мужчины, таковы, не любите слушать правды. Ты про правду пришла рассказывать или про сына? Ну, ну, не буду. . . Пампуша, сын наш опять нехорошие отметки из гимназии принес. Ну, так что ж? Как что ж? Ведь его не допустят к экзамену! Он не перейдет в четвертый класс! Пускай не переходит. Невелика беда. Лишь бы учился да дома не баловался. Ведь ему, папочка, пятнадцать лет! Можно ли в таких летах быть в третьем классе? - Во- от он! . . - улыбается он. - Зда- аровый, шут. . . Оттопырь- ка пальцы, я его сичас. . . за зебры. . . Постой, не толкай локтем. . . я его сичас. . . сичас, дай только взяться. . . Далече, шут, под корягу за бился, не за что и ухватиться. . . Не доберешься до головы. . . Пузо одно только и слыхать. . . Убей мне на шее комара- жжет! Я сичас. . . под зебры его. . . Заходи сбоку, пхай его, пхай! Шпыняй его пальцем! Ответы Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий». Толстый, Миша. «Толстый и тонкий». Землемер Глеб Гаврилович Смирнов. «Пересолил». Хрюкин. «Хамелеон». Приказчик. «Лошадиная фамилия». Долбоносов. «Вверх по лестнице». Унтер Пришибеев. «Унтер Пришибеев». Полицейский надзиратель Очумелов. «Хамелеон». Иван Дмитрич Червяков. «Смерть чиновника». Помещик Грябов. «Дочь Альбиона». Лавочник Кузьма Егоров. «Суд». Дьячок Вонмигласов. «Хирургия». Диалог мамаши и папаши. «Папаша». Плотник Любим. «Налим».

Оставить комментарий: