a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Автор: Блинова Дина Владимировна Опубликовано: 2016-02-09 13:21:07

Из опыта работы

 

Д.В. Блинова, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №40 Ладошки»

 

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

 

Работу по формированию основ здорового образа жизни я начала с изучения программ М.Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья», Г.И. Кулик «Школа здорового человека», Р.Б. Стеркиной «Основы безопасно­сти детей дошкольного возраста». Несмотря на несомненные достоинства и оригинальность подходов к построению работы с детьми, они, на мой взгляд, не охватывают в полной мере всех сторон жизнедеятельности ре­бенка в детском саду.

Цель работы:формирование у детей потребности в сохране­нии своего здоровья и здоровья окружающих через совместную деятель­ность взрослого с детьми.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

  1.   Сформировать у детей навыки ухода за телом, выработать стой- кую привычку к культурно-гигиеническим процедурам.
  2. Способствовать укреплению и сохранению здоровья детей.
  3. Научить обращаться с опасными для здоровья предметами.

Свою работу я начала с  подбора учебно-методического комплекта, разработки дидактических игр и упражнений: «Составь себе меню на обед», «Одень куклу на прогулку», «Угадай вид спорта», «Составь режим дня», которые использую на теоретических занятиях.

Чтобы деятельность проходила планово и учитывала возрастные особенности детей, составила учебно-методический план, который включает разделы:

«Я человек»; «Дышим правильно»; «Я осваиваю гигиену и этикет»; «Здоровое питание»; «Сохраним зубы здоровыми»; «Органы чувств»; «Режим дня»; «Если ты поранился»; «Здоровый образ жизни».

План  кружка "Уроки здоровья" предполагает наличие теоретических и практических занятий и реализует принцип интеграции образовательных областей: физическая культура, познание, речевое и социально-коммуникативное развитие.

Совместная деятельность взрослого с детьми организована в соот­ветствии с педагогическими принципами, один из которых - «не навре­ди». В работе используются различные формы и методы: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, чтение художественной литературы, выставки детских работ, просмотр видеофильмов.

Для повышения интереса я использую игровой метод. Занятия про­водятся в игровой форме, так как именно игра способствует созданию положительной мотивации к здоровому образу жизни, формированию привычек, а затем и потребности в сохранении и укреплении собственно­го здоровья. Часто в гости приглашаем доктора Айболита, Незнайку, Фе­дору, Машу-растеряшу.

При планировании и проведении совместной деятельности взрос­лого с детьми использую информацию о факторах риска и факторах ус­тойчивости в формировании здоровья человека, создаю вокруг ребенка среду «здоровья», которая влияет на формирование его мировоззрения.

Обязательным элементом занятий являются нетрадиционные мето­ды оздоровления: самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию.

Приведу пример на разделе «Здоровое питание».

Дети в средней группе учатся заботиться о своем здоровье через правильное питание. Знакомятся с пользой или вредом различных продуктов, узнают правила приема пищи (за столом не торопиться, не переедать, не есть на ходу, тщательно пережевывать пищу).

В старшей группе знакомятся с понятием «Здоровое питание», «Питательные вещества» учатся правилам поведения за столом.

В подготовительной группе дети получают знания о витаминах группы A, B, C, знакомятся с пищеварительной системой.

В процессе реализации этого раздела я использую дидактические игры «Полезно-вредно», «Сад-огород», «Разложи по группам A, B, C, D».

Чтение художественной литературы «Спор овощей» Ю.Тувим, «Робин Бобин», валеологическая сказка «О путешествии пирожка».

Разучиваем физкультминутка «Овощи», используем пальчиковую гимнастику «Мы капусту рубим-рубим…» и подвижная эстафета «Овощи - фрукты».

 

В работе с детьми  стараюсь соблюдать заповедь, сформулированную К.С. Станиславским: «Трудное надо сделать привычным, а привычное - лег­ким и приятным». Следуя этой заповеди, стараюсь, чтобы занятия вызы­вали у детей положительные эмоции.

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является се­мья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливы­ми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. Здоровый образ жизни дает физические и духовные силы, способность противосто­ять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приоб­ретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведе­нии. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как ме­тод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьесбережения детей.

Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей.

Особое значение в пропаганде здорового образа жизни придаётся наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с усло­виями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказать семье практическую помощь.

В целях пропаганды здорового образа жизни для родителей подго­товлены стенды и плакаты валеологической направленности с информа­цией, отражающей самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Подготовлены консультации: «Безопасность дошкольника», «Физ­культурный заслон ОРЗ», «Личная гигиена и режим дня».

Как показала практика, планомерная работа не только приводит к улучшению здоровья воспитанников, но и повышает их самооценку, вос­питывает уверенность в себе, расширяет кругозор.

 

 

 

Оставить комментарий: