a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Урок на тему: «Предпосылки возникновения теории Чарльза Дарвина»

Опубликовано: 2016-02-10 12:28:43

Документы для скачивания

М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗУБОВО – ПОЛЯНСКАЯ РАЙОННАЯ ЗАОЧНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Леплейская УКТ при ФКУ ИК- 5 Урок на тему: «Предпосылки возникновения теории Чарльза Дарвина» Учитель: Курылева Е. С. Леплей 2015 Урок- лекция Развернутый конспект урока на тему: «Предпосылки возникновения теории Чарльза Дарвина» Задачи: 1. Обучения: Продолжить формировать у учеников знания о эволюц ии, как о историческом развитии органического мира, т. е. живого на Земле. Сформировать у учеников представления общественно – экон омических и научных предпосылок развития теории Дарвина. 2. Развития: Способствовать развитию памяти, мышления и внимания, на основе обобщения и повторения материала по теме прошлого урока. Способствовать развитию умения делать выводы из пройденного на уроке материала. Способствовать развитию умения анализировать и выделять главное из предложенного материала. Способствовать развитию умения записывать главное из лекции 3. Воспитания: Способствовать формированию научного мировоззрения на основе изучения темы урока. Способствовать расширению биологического кругозора, на основе изучения различных биологических понятий темы. Тип урока: Урок- лекция Методы: рассказ, объяснение, демонстрация таблиц. Оборудование: Таблицы: « Галапагосские вьюрки», «Рисунки учебника», «Портрет Ч. Дарвина». Основные понятия: «Биология», «Эволюция» Ход урока 1. Организационный момент( 1 мин) . Здравствуйте! Присаживайтесь! Дежурные назовите, пожалуйста, отсутствующих? 2. Лекция( 38 мин) Открываем тетрадочки, записываем тему нашей сегодняшней лекции: «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина». План. 1. Общественно – экономические предпосылки. 2. Научные предпосылки. Прежде чем рассмотреть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, остановимся на предпосылках ее создания. Почему именно в Англии смог появиться ученый, который обобщил существующий материал, осмыслил его и создал логическую теорию эволюции органического мира? Общественно- экономические предпосылки возникновения теории эволюции. Общественно- экономическая обста новка в Англии в середине 19 века оказалась весьма благоприятной для развития эволюционной теории. В 17 веке в Англии произошла буржуазная революция, устранившая все препятствия на пути развития капитализма. В результате эксплуатации колоний в Англии накапливаются большие богатства и свободные средства вкладываются в промышленность и сельское хозяйство. Происходит переворот в методах производства, который получил название «промышленной революции». В результате роста заводов и фабрик увеличился рост городского населения и повысился спрос на сельскохозяйственное сырье и продукты питания. Промышленная революция обусловила аграрный переворот. Перед сельским хозяйством встала задача улучшения существующих сортов культурных растений и пород домашних животных. Этого можно было добиться, применяя различные методы селекции. В ходе практической селекционной работы росла уверенность в том, что человек может быстро изменить растительные и животные организмы, приспосабливая их к своим потребностям. Опираясь на результаты селекционной практики как на своеобразную модель, Дарвин смог перейти к анализу процесса видообразования в природе. В середине 19 в ека Англия превращается в крупнейшую колониальную державу мира. Причем освоение колоний было связано не только с многочисленными военными и торговыми экспедициями, но и с научно- исследовательскими, что способствовало накоплению новых знаний в разных областях науки. В одну из таких экспедиций в качестве натуралиста на корабле « Бигль » был зачислен Ч. Дарвин, который на протяжении почти пяти лет( с 1831 по 1836) имел возможность исследовать геологические породы, флору и фауну посещаемых мест. Факты, обнаруженные им, противоречили креационистским взглядам о неизменности видов и наводили на мысль об эволюции. Так, обнаружив на берегу реки Параны в Бразилии скопление костей животных, Дарвин замечает, что массовая гибель животных не связана с катастрофами, на что ранее указывал Ж. Кювье. А палеонтологические находки в Южной Америке дали Ч. Дарвину возможность найти сходство вымерших неполнозубых с современными ленивцами, муравьедами и броненосцами, вс тречающимися в той же местности. Это наводило исследователя на предположение о родстве вымерших и современных видов млекопитающих. Изучая фауну Галапагосских островов, Ч. Дарвин обратил внимание на то, что, с одной стороны, некоторые животные этих островов похожи на представителей фауны американского континента, с другой стороны, они нигде в другом месте земного шара не встречаются. Еще более его удивило то обстоятельство, что вьюрки и черепахи почти на каждом ост рове представлены особой формой. Дарвин в ту пору не мог правильно объяснить эти факты, он сделал ироническую запись: «Чрезвычайно удивляюсь количеству творческой силы, если можно употребить это выражение, проявившейся на этих малых, голых и скалистых островах». Во время путешествия он собрал многочисленные факты, которые свидетельствовали в пользу изменяемости видов и подрывали веру в их сотворение. Эти факты можно объединить в три группы. Первая группа фактов свидетельствовала об исторической связи вымерших и ныне живущих животных. Дарвин обнаружил, например, значительное сходство ископаемых представителей фауны Южной Америки с современными ленивцами и броненосцами. Вторая группа фактов, опровергавшая концепцию постоянства видов, выявила закономерности географического распространения видов животных. Сравнивая фауну Южной и Северной Америки, Дарвин задумался над причинами их значительного различия. В Южной Америке существуют виды( американская обезьяна, лама, тапиры, муравьеды, броненосцы) , которых нет в Северной Америке; в свою очередь, в последней стране имеются формы, отсутствующие в Южной Америке. При анализе этих фактов Дарвин применил исторический метод, оценивая фауну Северной и Южной Америки в ее изменении, в ее соответствии с геологическим прошлым. Он полагал, что первоначально Северную и Южную Америку населяли сходные формы. В дальнейшем в связи с возникновением обширного плоскогорья в южной части Миссисипи произошла изоляция фаун этих континентов. Исходные виды вымерли, а пришедшие им на смену, благодаря изоляции, развивались в разных направлениях, что и обусловило различие фауны Северной и Южной Америки. Третья группа фактов связана с фауной Галапагосских островов. На этих вулканических островах Ч. Дарвин обнаружил нигде более не встречающихся, но очень похожих на южноамериканские виды вьюрков, дроздов- пересмешников, галапагосского канюка, сову, ящерицу, черепах и т. д. На каждом острове Галапагосского архипелага имеется своя форма, например, вьюрков, но все они, вместе взятые, образуют одну естественную группу. Ч. Дарвин предположил, что все галапагосские виды вьюрков, очевидно, произошли от одного предкового вида, попавшего сюда с материка. Эти факты, таким образом, свидетельствовали в пользу изменяемости видов в природе. На создание теории Ч. Дарвина повлияли также экономические идеи А. Смита и Т. Мальтуса. А. Смит( 1723—1790) разработал учение о «свободной конкуренции» в промышленности, считая, что именно «естественное своекорыстие», или «естественный эгоизм», человека могут служить источником национального богатства, а неприспособленные в процессе свободной конкуренции устраняются. Английский священник и экономист Т. Мальтус( 1766—1834) — создатель теории народонаселения — считал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, а средства для его существования — в арифметической, в результате чего возникает нехватка средств существования. Это объяснялось «естественным законом природы», действие которого можно ограничить только уменьшением численности населения. В противном случае сама природа установит равновесие( при помощи болезней, голода и т. д. ) , резко повысив интенсивность конкуренции. Таким образом, в первой половине 19 века в Англии широкое распространение получили идеи свободной конкуренции, перенаселения, естественной гибели неудачливых конкурентов. Вероятно, эти идеи и натолкнули Ч. Дарвина на существование в природе подобных аналогий и подготовили почву для объяснения эволюции органического мира. Научные предпосылки. По мере развития различных отраслей естествознания накапливались факты, не совместимые с представлениями о неизменности природы. Немецкий философ Э. Кант( 1724—1804) отверг миф о первом толчке и пришел к заключению, что Земля и вся Солнечная система — это нечто, возникшее во времени и постоянно изменяющееся. Английский естествоиспытатель Ч. Лайель( 1797—1875) обосновал идею об изменяемости поверхности Земли под влиянием климата, воды, вулканических сил и других факторов. Он высказал мысль о постепенном изменении органического мира. Сочинение Ч. Лайеля «Основы геологии» повлияло на формирование научного мировоззрения Ч. Дарвина, подсказав ему идею эволюции органической природы. В химии были получены результаты, подтверждающие единство живой и неживой природы. Шведский ученый И. Берцелиус( 1779—1845) , изучая химический состав разных частей организма и некоторых органических продуктов( молока, крови, костей и т. д. ) , пришел к выводу, что живое вещество состоит из тех же химических элементов, которые встречаются в неживой природе. Немецкий химик Ф. Вёлер( 1800—1882) впервые синтезировал в лаборатории химическим путем мочевину из неорганического вещества, показав, таким образом, что образование органических веществ возможно без участия некой «жизненной силы», которой приверженцы витализма наделяли все живые организмы. Физика. Следующий удар по витализму был нанесен в 40- х годах 19 в. , когда был открыт закон превращения энергии. Оказалось, что разные виды энергии( тепловая, механическая, электромагнитная) , существующие в природе, являются особыми формами одной и той же энергии движения. В природе происходит превращение одной формы энергии в другую. Биология. Выяснилось, что закон превращения энергии применим к живым организмам. Эта точка зрения нашла подтверждение в трудах русского ученого К. А. Тимирязева( 1843—1920) при изучении процесса фотосинтеза у зеленых растений. В 19 в. энергично накапливается фактический материал во всех областях биологии. Появляются новые отрасли биологической науки: сравнительная анатомия, эмбриология, биогеография, палеонтология. Возникают вопросы, которые нельзя разрешить с позиции креационизма. К таким вопросам относятся: многообразие органических форм и их сходство- наличие гомологичных органов, единство плана строения живых организмов в пределах типа: сходство зародышей позвоночных на ранних стадиях развития( закон К. М. Бэра) ; единство клеточного строения организмов( клеточная теория Т. Шванна) , смена ископаемых форм во времени; универсальность закладки зародышевых листков в эмбриогенезе многоклеточных животных( открыта Х. И. Пандером в 1817—1818 гг. ) и другие. Возникновение и решение этих вопросов укрепило идею единства органического мира, подготовило почву для создания учения об историческом развитии природы. Таким образом, идея естественной эволюции уже витала в воздухе к тому времени, когда Ч. Дарвин взялся за эту проблему. Достигнутые к середине 19 в. успехи в разных областях естествознания, а также общественно- исторические условия создали возможность для выдвижения идей конкуренции и отбора и явились теми предпосылками, которые подготовили почву для формирования научной теории биологической эволюции. 4. Закрепление изученного. ( 5 мин) . 1. Какая общественно- экономическая обстановка сло жилась в Англии к середине 19 в. ? Как это отразилось на развитии науки? 2. Какие факты, собранные Ч. Дарвином, поколебали его веру в неизменность видов? 3. Каковы научные предпосылки форми рования эволюционных взглядов Ч. Дарвина? 5. Подведение итогов( 2 мин) . Итак, сегодня на уроке мы разобрали предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

Оставить комментарий: