a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Моя авторская программа "Волшебная страна сказок"

Автор: Терентьева Наталья Юрьевна Опубликовано: 2016-02-10 17:42:46

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Н ерчинска Забайкальского края Программа «Волшебная страна сказок» Составлена педагогом- психологом Терентьевой Натальей Юрьевной для учащихся 1 классов Нерчинск П рограмма «Волшебная страна сказок » Акту альность. Переход из дошкольного детства на ступень младшего школьного возраста – один из самых важных этапов жизни ребёнка. В период дошкольного детства ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – это семья и детский сад. На этапе перехода из детского сада в школу ребёнок получает новый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими. Вопрос взаимодействия с окружающими и понимания друг друга актуален и внутри семьи, особенно по мере взросления ребёнка. Ребёнок взрослеет и меняется, соответственно, и детско- родительские отношения должны развиваться, однако родители зачастую стараются общаться с ним как с маленьким, то есть, как привыкли. Непонимание и конфликты неизбежны. И поэтому проблемы отношения к себе, другим людям могут проявляться у ребёнка в виде эмоциональных переживаний( наличие тревожности, низкая самооценка и др. ) и нарушениях в поведении( расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т. д. ) . Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях со сверстниками. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают, импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. К сожалению, не всегда ребенок, пришедший в школу, готов к смене социальной ситуации, не может адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Именно поэтому была разработана программа «Волшеб ная страна сказок». Цель: помочь учащимся первых классов в приобретении умений конструктивно общаться, в развитии дружеских отношений в новом коллективе. Задачи: - создание условий для становления адекватной самооценки ребёнка; - преодоление конфликтности в общении; - развитие уверенности в себе, веры в собственные силы; - коррекция дезадаптации. - гармонизация эмоционального состояния; - работа над развитием коммуникативных навыков. Методы обследования: Методика «День рождения»( Панфилова М. ) Автор предлагает включать данный тест – игру в качестве вспомогательного средства. Тем не менее, практика показывает, что данная методика достаточно информативна, легка в обработке и интересна для детей. Начать нужно с беседы о дне рождения, подарках, ярких впечатлениях. Ребёнку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку( большой круг в качестве стола и десять кружочков – стульев вокруг) . Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребёнком собственного места: претензии на лидерство( крупный «стул») . Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать ещё стол – для взрослых( если за предыдущим располагались только дети) или для детей( если за предыдущим располагались только взрослые. А может быть стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные. Помните, что, предлагая ребёнку тест – игру «День рождения», вы прикасаетесь к его личному миру. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним. Инструкция( вариант с использованием заранее заготовленного рисунка) - Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звёздочкой или снежинкой? Выбор ребёнка позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звёздочку, девочки – снежинку. - Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны? Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора – внутри. После четвёртого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос. - Ты будешь ещё кого- то сажать или уберёшь( зачеркнём) стульчики? Ответ ребёнка даёт возможность оценить его потребность в общении. Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их? - Если ты хочешь ещё кого- то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики»? Есть дети, которые имеют потребность дорисовать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд. Анализ результатов. Потребность в общении: а) используются все «стульчики» или добавляются новые – желает общаться в широком кругу; б) «стульчики» убираются( зачёркиваются) – желает общаться, но только с близкими людьми, в ограниченном кругу; в) выбираются игрушки, предметы, животные – несформированная потребность в общении. Эмоциональные предпочтения в общении: Люди располагаются рядом с ребёнком – близкие, доверительные, приятные отношения. Значимость социального окружения: а) количественное преобладание взрослых, или детей, или предметов; б) половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. в) преобладание какой- то группы( семья, детский сад, школа, двор, дача) – значимость соответствующей среды в общении. Социометрия «Два дома» Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – чёрного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребёнка чёрным и красным карандашами. Ребёнку говорят следующее: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нём много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в чёрном домике игрушек нет совсем. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в чёрном домике». Взрослый записывает тех детей, которых ребёнок берёт к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в чёрный домик. Когда он закончит, спрашивают, не хочет ли он поменять кого- нибудь местами, не забыл ли кого- нибудь. Анализ результатов: Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребёнок поместил в красный и в чёрный домики, в отношении кого из детей класса сделан по ложительный, а в отношении кого – отрицательный выбор. Для каждого ребёнка считают число положительных( количество баллов со знаком «+ ») и отрицательных выборов( количество баллов со знаком «- ») со стороны других детей класса, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа. + 4 и более баллов – набирают «социометрические звёзды». Это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети. От+ 1 до+ 3( выборов со знаком «- » нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей( или одним постоянным другом) , при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами. От- 2 до+ 2 баллов( сумма складывается из «+ » и «- ») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды. 0 баллов( выборы со знаком «+ » и «- » отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как будто нет в классе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получают в отношении часто болеющих ребят и тех, кто недавно пришёл в класс. - 1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям. Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в чёрный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью. Отношение ребёнка к сверстникам( для родителей и учителя) Если отмеченная особенность поведения свойственна ребёнку, соответствующее утверждение оценивается в 1 балл, если нет – 0 баллов. Старается устраниться от активного участия в играх. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям. Никогда не делится с другими детьми игрушками, канцелярскими принадлежностями и сладостями. Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят. Соглашается на второстепенные роли, никогда не высказывает желания быть главным в играх. У него нет друзей ни в школе, ни во дворе. Избегает общения с другими детьми. В игре всегда стремится получать значимую роль, если не получает, отказывается играть. Не проявляет интереса к коллективным играм, занятиям, играет один. Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети. Оценка результатов: 7- 10 баллов – у ребёнка серьёзные трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям, они обязательно проявляются в отношениях с одноклассниками в школе; 4- 6 баллов – трудности обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками чаще всего из- за недостаточного опыта общения и/ или неуверенности в себе. 1- 3 балла – трудности в общении ситуативны и/ или обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребёнка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива. Программа состоит из 10 занятий, на которых детей ждут встречи со сказочными героями и путешествие в мир сказок. Применение на занятиях различных современных технологий, в том числе и нетрадиционных, таких как арттерапия, хромотерапия, позволяет наиболее полно активизировать ресурсные возможности ребёнка. Программа предназначена для занятий с учащимися 1- х классов. Численность группы не должна превышать 8- 10 человек. Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25- 30 минут. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности ребёнка. Методы и приёмы, используемые в данной программе. Сказкотерапия. Это основной метод, который лежит в основе данной программы. В. А. Сухомлинский называл сказку, игру, фантазию животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Сказка будит не только эстетические, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребёнка. Язык сказки доступен ребёнку. Сказка проста и в то же время загадочна. Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души. 2. Арттерапия. Артерапия – это терапия творческим самовыражением и познание себя через искусство. Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Занятия творчеством не только дают возможность человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, но и помогают справиться с тревогой, избавиться от страхов и немотивированной агрессии. Здесь и терапия рисованием и музыкотерапия, и психодрамма, и многое, многое другое. Артерапией с успехом занимаются и дети, и взрослые. 3. Игровая терапия. Игровая терапия – это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры, которая основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Процедура игровой терапии включает в себя выполнение детьми специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных ситуаций. В процессе игры каждый ребёнок начинает лучше понимать свои чувства, у него развиваются коммуникативные навыки, способность к принятию собственных решений, снимаются напряжённость и страх перед другими людьми, повышается самооценка. Цветотерапия. С самого рождения нас окружает множество различных цветов и их оттенков. С давних времён известно воздействие цвета на организм человека. Цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создаёт то или иное настроение, внушает определённые чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект. Влияние цвета на нашу жизнь трудно переоценить. Воздействие цвета на ребёнка осуществляется через зрительное восприятие, кожные рецепторы и создаваемые воображением образы цвета. Тематический план. № Тема Примечание 1 Знакомство с Волшебной страной сказок. 2 Зайка- зазнайка 3 Злой принц 4 Доброе превращение 5 Снежинка- пушинка 6 Кривляки 7 Страна солнца 8 Жадный великан 9 Штушти- Кутушти 10 Иванушка- дурачок Занятие №1 «Знакомство с Волшебной страной сказок » Задачи: Знакомство детей друг с другом и психолога с группой; Создание сказочной атмосферы; Формирование положительной мотивации к занятиям. Необычное приветствие. Звучит музыка. Дети входят в комнату. Психолог предлагает детям сесть на стульчики. Психолог: «Добрый день, мои маленькие друзья. Наше занятие мы начнём с необычного приветствия. Сейчас мы будем передавать по кругу мячик и называть своё имя. Начнём с меня» Игра на знакомство «Паровозик» Психолог: «Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну чудес. Но отправимся мы туда на паровозике. Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая « чух- чух- чух ». Потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик чух- чух- чух »- и назовёт своё имя. Тот ребёнок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет своё имя и становится новым паровозиком, а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжит движение по кругу затем подъедет к любому ребёнку со словами «Паровозик чух- чух- чух »- и назовёт своё имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети. Психолог: Вот мы и попали в Волшебную страну сказок. Упражнение «Ассоциации» Психолог: Ребята, скажите, а вы любите сказки? А какое слово вам приходит на ум, когда вы слышите слово «сказка»? Упражнение «Чем пахнет сказка» Психолог: Ребята, скажите, а какие сказки, по- в ашему мнению, живут в Волшебной стране? ( ответы) . - Сейчас вы закроете глаза и придумаете, чем эти сказки могут пахнуть. Психолог задаёт детям вопрос: «Чем пахнет твоя сказка? ». Дети отвечают. Стихотворение Л. Кузьминой «Дом с колокольчиком». - А теперь закройте глаза, сядьте поудобнее и послушайте стихотворение. Стоит небольшой старинный дом Над зелёным бугром, У входа висит колокольчик, Украшенный серебром. И если ты ласково, тихо в него позвонишь, Проснётся старушка Седая – седая старушка И сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет: - Входи, не стесняйся, дружок! На стол самовар поставит, В печи испечёт пирожок. И будет с тобою вместе Чаёк распивать до темна, И старую добрую сказку Расскажет тебе она. Но если, но если, Ты в этот уютный дом Начнёшь кулаком стучаться, Поднимешь трезвон и гром, То выйдет к тебе не старушка, А выйдет Баба Яга, И не слыхать тебе сказки, И не видать пирога. - Скажите, о чём это стихотворение? - Как ведёт себя ребёнок в первом случае? ( ласково, тихо звонит в колокольчик) . - Какой он? ( Вежливый, воспитанный, сдержанный, добрый, чуткий) . - Как встречает его старушка? ( Расскажет сказку, угостит чаем с пирогом) . - Как ведёт себя ребёнок во втором случае? ( Стучит в дверь кулаком, наводит шум) . - Какой он? ( Невоспитанный, грубый) . - Как его встречает эта же бабушка? ( Ведёт себя как Баба Яга) . - Почему старушка ведёт себя по- другому? ( Разное поведение ребёнка ведёт к разному результату) - Права ли старушка? Вывод: если ты хочешь, чтобы к тебе относились культурно и вежливо, ты должен так же относится к другим. Упражнение «Составь маску». Составить из спичек маски грубости и вежливости и рассказать о них. Рефлексия. Дети передают по кругу «Часы настроения» и рассказывают, какое у них было настроение на занятии и что им понравилось больше всего. Ритуал прощания. Наша встреча подошла к концу. Сегод ня мы с вами путешествовали по В олшебной стране сказок, узнали много нового. И каждый раз мы будем вставать в круг, браться за руки и читать стихотворение – заклинание. В стране чудесной сказки, Где так прекрасно всё вокруг, Не носят люди злые маски И каждый здесь твой друг. Здесь нет совсем ни капли зла, И нет обид, и нет укоров. Зато вся жизнь добра полна И каждый здесь нам дорог. Ты постарайся не спешить, Не плакать, и не драться, Ты научись людей любить, Чтоб добрым оставаться. Домашнее задание. Психолог предлагает дома детям подумать о том, кто живёт в Чудесной стране сказок и нарисовать рисунок. Занятие №2 «Зайка- зазнайка» Задачи: 1) Снятие напряжения и неуверенности; 2) Установление доверительных отношений; 3) Развитие уверенности в себе, веры в собственные силы. Необычное приветствие. Ребёнку предлагается представиться с помощью куклы и рассказать о себе. ( Используются две куклы разного пола) . Психолог и дети могут задавать вопросы, уточнять, например: «Твоя любимая игра? Как в неё играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная вещь на свете? О чём мечтаешь? » и т. д. Вхождение в сказку. Психолог: Ребята, а вы готовы отправиться со мной в сказку? А чтобы узнать, в какую сказку мы с вами отправимся, нужно отгадать загадку. Заберётся в огород И давай над грядкой Набивать капустой рот, Грызть морковь украдкой: Погрызёт часок- другой, И стрелой летит домой! ( Заяц) - Правильно, а сказка в которую мы с вами отправимся называется «Зайка- Зазнайка». 3. Сказка «Зайка- Зазнайка» О. Шорохова. «Жил- был зайка. У него были длинные ушки и маленький хвостик. Зайка быстро бегал и высоко прыгал. Про него говорили: «Ты самый быстрый, ты самый ловкий». Зайка только и делал, что задирал нос. Проснётся утром зайка и кричит на весь лес: «Я самый быстрый, я самый ловкий». Психолог: В сказке говорится про зайку, что он задирал нос. Как вы понимаете это выражение? Как можно сказать по- другому? ( Важничал, хвастался) . - Попробуйте похвастаться гордо, важно, как зайка: «Я самый быстрый, я самый ловкий». ( Под музыку дети изображают радостного и хвастливого зайку: улыбка на лице, смотрит прямо перед собой, грудь выпячивает вперёд) . - Молодцы! А теперь слушаем продолжение сказки. «Однажды лесные жители грелись на солнышке. Было жарко. Вдруг лучик солнца попал в дерево. Звери закричали: «Пожар! Пожар! ». Прибежали медвежата к зайке, стали его просить: «Зайка, ты самый ловкий, ты самый быстрый. Побеги на речку, принеси воду, прыгни высоко, потуши пожар». Прибежали лисички- сестрички к зайке и стали его просить: «Зайка, ты самый ловкий, ты самый быстрый. Побеги на речку, принеси воду, прыгни высоко, потуши пожар». Зайка так испугался, что душа в пятки ушла. Прижал он хвостик и спрятался за пенёк». Психолог: Ребята, как бы вы сыграли испуганного зайку? Какие у него глаза: широко открыты или прищурены? ( широко открыты) . - Зайка стоит гордо и прямо или весь съёжился и дрожит от страха? ( дети изображают испуг: голова окинута назад и втянута в плечи, брови вздёрнуты, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания) . - Молодцы, а что же случилось дальше? «Летела большая птица. Увидела огонь. Полетела на речку, набрала в клюв воды и потушила пожар. Все радовались, только зайка0зазнайка грустил. Ему было стыдно. Никогда он больше не задирал нос». 4. Беседа «Смелость – трусость». - Ребята, скажите, а кто оказался на самом деле смелым? - А кто оказался трусом? - Можно ли победить трусость? - Достоин ли такой человек уважения? 5. Упражнение «Ассоциации» Психолог: Сейчас я вам предлагаю из полосок цветной бумаги выложить ступеньки трусости и смелости. 6. Рефлексия Проводится так же как и на первом занятии. 7. Ритуал прощания. Проводится так же как и на первом занятии. 8. Домашнее задание. Придумать продолжение сказки. Занятие №3 «Злой принц» Задачи: 1) Установление доброжелательных отношений; 2) Способствовать преодолению конфликтности в общении; 3) Гармонизация эмоционального состояния. Необычное приветствие. Психолог: Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён. Вхождение в сказку. Психолог: Сегодня мы попадём в сказку с помощью вот этого плюшевого мишки. Давайте представим, что его заколдовал колдун и превратил в медведя. Сейчас тот, у кого он в руках подумает и скажет, кем он мог быть до этого превращения? Сказка «Злой принц» Ю. Петрова. «Далеко ли близко, давно или недавно в одной деревне жила была Алёнушка – краса – длинная коса. Была она одна одинёшенька. Решила она счастья да любви поискать. Пробродила три дня и три ночи. Видит царство- королевство. Живёт там принц. Красоты такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Брови – уголь, губы- розы, волосы- шёлк. Загляделась Алёнушка на принца, а он её в гости зовёт – зазывает: «Погости у меня голубушка, погости у меня, красна девица». Согласилась она, не противилась. Да вот беда – не знала Алёнушка, что у принца сердце ледяное было. Только и делал, что людей в зверей превращал, да голодом морил. Расколдовать их можно было только добротой да лаской. Как- то раз вышла Алёнушка во двор, вдруг видит – принц медведя мучает: «Буду бить, буду казнить! ». У Алёнушки душа в пятки ушла. Как ушёл принц, бросилась она к медведю: « Медведушка – косолапушка, не печалься, не грусти, а со мною убеги! » Не успела она и три раза моргнуть, как медведь в доброго молодца обернулся. Говорит он человеческим голосом: «Спасибо, тебе красна- девица. Спасибо за доброту, за ласку». А принц тут как тут. Так разозлился, что дулся – дулся да и лопнул. Осталось только льдинка. Да и та на солнышке растаяла. Стали Алёнушка с добрым молодцем в царстве- государстве жить- поживать да детишек наживать». Беседа «Любовь- нелюбовь». - Почему принц был злым? - Почему Алёнушка решила любовь искать? - Как ей удалось спасти медведя? - Что ей помогло? Почему принц превратился в льдинку? - Как проявляется любовь? Нелюбовь? Игра «На что похожи любовь и нелюбовь? » Детям предлагаются кружки чёрного и красного цветов( каждому) . Психолог зачитывает слова, а дети поднимают какой- либо из кружочков, определяя любовь или нелюбовь. ( Солнце, стужа, тьма, радуга, май, щебет птиц, огорчение, радость, обида, нежность, тревога, вражда, месть, река, перец, пустышка, нож, плач, улыбка, гром, тепло, дождь) . Игра «Бывает – не бывает» Психолог начинает фразу, а дети её заканчивают. - Я люблю, когда…- Я не люблю, когда…- Я не люблю, если…- Люблю… Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание. Выполнить аппликацию для заболевшего товарища, именинника, тем самым выразить свою любовь к нему. Занятие №4 «Доброе превращение» Задачи: 1) Развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения; 2) Управление собственным эмоциональным состоянием; 3) Развитие коммуникативных навыков. 4) Развитие сенсорно- перцептивной сферы. Необычное приветствие. С помощью кружочков разного цвета показать, какое сегодня настроение. Вхождение в сказку. Психолог: У меня в руках волшебный графин. Возьмите в руки воображаемые стаканчики. Я наливаю вам волшебную воду, которая по моему велению становится тем, чем я скажу. Первый глоток – радость. Подумайте, какой это может быть вкус, какой запах, вид. Можете отпить немножко. Второй глоток – доброта. Третий глоток – дружба. Вы сделали три глотка волшебной воды, с помощью которой вы оказались в сказке. Сказка «Доброе превращение» О. Марченко. «Жила- была Настенька да барашек Золотые рожки. Пошла как- то раз Настенька в лес по грибы и ягоды. Вдруг земля задрожала, ветки затрещали. Не успела красна- девица три раза моргнуть, как Змей Горыныч прилетел. Закричал лютым голосом: Зарублю, огнём спалю! » Психолог: Подумайте, что же могло произойти дальше? ( звучит тревожная музыка) . - Подумайте, что могло произойти в сказке под эту музыку: прилетел Змей Горыныч или Настенька пошла по грибы и ягоды? «У Настеньки душа в пятки ушла: «Не губи, не пали, а меня пощади! ». Отвечает Змей Горыныч: «Отдай барашка Золотые рожки, тогда отпущу! ». Вернулась Настенька домой, пригорюнилась. А барашек успокаивает: «Не печалься, не грусти, а слова произнеси: Всё плохое уйди, доброта приходи! » Прилетел Змей Горыныч, а Настенька приговаривает: «Всё плохое уйди, доброта приходи! ». Солнышко засветило, Змей Горыныч улыбнулся и говорит: «Не буду злиться, не буду браниться. Буду всем помогать, никого не обижать». До сих пор они живут поживают и горя не знают. Пантомимический этюд «Угроза и огорчение». Психолог: А теперь давайте с вами изобразим, как Змей Горыныч пугает Настеньку: хмурит брови, прищуривает глаза, чуть наклоняется вперёд, рукой выполняет размашистые движения, пальцы напрягает и сгибает. - В сказке говорится, что Змей Горыныч кричит лютым голосом. Как можно сказать по- другому? ( Попробуйте прокричать лютым голосом, как Змей Горыныч: «Зарублю, огнём спалю! ». - Покажите, как Настенька огорчилась, когда Змей Горыныч потребовал Барашка Золотые рожки? Как она просит пощады? Какие она выполняет движения, какое у неё выражение лица? Упражнение «Художники». Психолог: Ребята, представьте, что вы художники. Какими красками вы бы нарисовали Змея Горыныча, когда он пугает Настеньку? - Какими красками вы бы нарисовали Змея, когда с ним произошло доброе превращение? - Что бы вам хотелось изменить в сказке «Доброе превращение »? Упражнение «Маски» Составить при помощи ниток маски грустных и радостных героев. Назвать их отличия. Упражнение «Какие грусть и радость на ощупь? » Детям предлагаются материалы разной фактуры: мех, наждачная бумага, картон, фланель, клеёнка, бархат. Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание. Нарисовать рисунок сказки. Занятие №5 «Снежинка- пушинка» Задачи: 1) Развитие уверенности в себе; 2) Развитие коммуникативных навыков; 3) Гармонизация эмоционального состояния. Необычное приветствие. Дети передают по кругу «Часы настроения», показывая, какое у них сегодня настроение. Вхождение в сказку. Психолог предлагает детям закрыть глаза, вытянуть руки вперёд, затем пёрышком проводит по тыльной стороне ладони каждого ребёнка, прячет пёрышко и просит детей открыть глаза. - Кто из вас догадался, волшебная сила, какого предмета помогла сегодня вам попасть в сказку? Молодцы, догадались. Сказка «Снежинка – пушинка» М. Смирнова. - Ну вот мы с вами и попали в сказку, а называется она «Снежинка – пушинка». «Пришла зима морозная, да не снежная загрустили ребята, затужили: «Где же ты, снежок, где ты наш дружок? » Услышала это снежинка- пушинка. Решила ребят развеселить. Стала она просить Метелицу. «Метелица, помоги в хоровод нас собери». Ударила Метелица волшебным посохом и говорит: «Закружись, завертись! ». Подул сильный ветер. В последний раз ударила метелица посохом. «Закружись, завертись! ». Закружились снежинки, завертелись, посыпались на землю». Психолог: Я предлагаю вам превратиться в снежинки и покружиться под музыку( включается музыка) . А теперь давайте слушать дальше. «Ребята обрадовались, выбежали на улицу. Играют в снежки да радуются. А снежинка – пушинка смотрит с неба да улыбается». Игра «Движения героев сказки». Дети кладут руки на стол и вместе с психологом ритмицируют движения: громкое постукивание пальцев – удар посохом, тихое и плавное – снежинки падают на землю. Этюд «Игра в снежки». Психолог предлагает детям выполнить этюд, который сопровождается музыкой. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить с нежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы. Рисование снежинки. А сейчас я предлагаю вам нарисовать рисунок снежинки- пушинки, такой, какую вы её себе представляете. Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание. Составить дома рассказ о жизни снежинки – пушинки на небе. Занятие №6 « Кривляки » Задачи: 1) Развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения; 2) Развитие произвольного поведения; 3) Гармонизация эмоционального состояния. Необычное приветствие. Психолог: Сейчас мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом. У каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идёт ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдётся? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга( помогает детям разбиться на пары) . Решите, кто из вас человек, а кто зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть зеркало повторяет все действия человека. Только нужно стараться это делать очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда попробуем». Вхождение в сказку «Заряд бодрости». - Сядь свободно. Вытяни вперёд руки и приготовь 2 пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат всё». 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся третий глаз! ». Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: Я дышу, дышу, дышу! – помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь. ( Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек) . Сказка « Кривляки » О. Шорохова. - Ну вот вы и приготовились слушать новую сказку. «В некотором царстве, в далёком государстве жили- были мальчики и девочки. Жили они не тужили, вместе дружили. Как- то раз ребята собрались в лес по грибы да ягоды. Пробродили целый день, набрали грибов да ягод, пора и домой возращаться. Не успели они три раза моргнуть, как выскочила ведьма: «У- у- у, заколдую! У- у- у, закривляю! ». Поднялась пыль столбом. Спрятались ребята, глаза закрыли. Да вот беда: и нее успели зажмуриться. Попали соринк и- пылинки в глаза, превратили ребят в кривляк. В тот же миг улетела ведьма. Воротились все домой. Кто грибы солит, кто варенье варит. А кривляки ворон считают, рожицы корчат, да ребят толкают. Собрались спать. А кривляки тут как тут – кричат, да рожицы корчат. Узнала про это добрая фея. Пришла к ребятам и спрашивает: «Что пригорюнились, чего головы повесили? » «Как же нам не горевать. Жили мы не тужили, вместе дружили. Превратила ведьма друзей в кривляк. Они только и делают что нас обижают». «Помогу вашему горю. Скажите волшебные слова и кривляние пропадёт: « Крики- вляки, не дерись, крики- вляки, не бранись». На том и поладили. Стали кривляки толкаться да рожицы корчить, а ребята приговаривают: « Крики- вляки, не дерись, крики- вляки, не бранись». Тут колдовство и пропало. Бросились кривляки прощенья просить: «Просим вас, друзья, вы нас не браните. За кривлянье, за капризы вы, пожалуйста простите! ». С тех пор в царстве- государстве кривляк больше не было. До сих пор ребята живут и горя не знают. И вам желают жить и не тужить, вместе дружить». Беседа по сказке. - О чём эта сказка? - Чему она учит? - Почему ребята хотели расколдовать кривляк? - Что бы вам хотелось изменить в сказке? Этюд « Кривлянье » Дети изображают кривляк: показывают смешные рожицы, показывают язык, вытаращивают глаза, двигают бровями, морщат нос, выполняют движения плечами вперёд и назад. Игра «Угадай по движению» Сначала дети встают в круг и вместе с психологом показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: ребята испугались, ребята спят, кривляки корчат рожицы, кривляки просят прощения, ведьма колдует( брови нахмурены, пальцы рук согнуты и напряжены, круговые движения кистями рук) . Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стулья. Психолог вызывает ребёнка, который с помощью жестов и мимики показывает загаданную им роль. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях. Психолог помогает детям в описании героя наводящими вопросами. - Посмотрите на Мишу внимательно. Как вы думаете, какого героя он изображает? Игра «Фантазёры» Психолог: А сейчас вы подумаете и расскажите, как по- другому друзья могли расколдовать кривляк. ( Например, с помощью волшебного колечка, когда его надевают, колдовство пропадает; купанием в речке – когда вода смоет пылинки – соринки из глаз кривляк) . Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание Вспомнить случаи из жизни, когда вы или ваши друзья были похожи на кривляк и как вы с этим боролись. Занятие №7 «Страна солнца» Задачи: 1) Развитие коммуникативных навыков; 2) Развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием; 3) Развитие произвольного поведения. Необычное приветствие Психолог: Сейчас вы закроете глаза и попытаетесь мысленно представить, чем пахнет ваше настроение? Ритуал вхождения в сказку. Психолог: Сегодня мы с вами отправимся в гости к лесным жителям. ( На полу мелом рисуется ручеёк- то извилистый, то широкий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящего, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся, попадает ногой в ручей, и встаёт в конец цепи) . - Ну вот мы и попали с вами в сказку. Сказка «Страна солнца» О. Шорохова. « В одном лесу жили- были медведи, зайцы и белки. Любили они на полянке играть да на солныш ке греться. Пришла осень. Спряталось солнышко. Замер зли лесные жители и заболели. Задрожали медведи, заревели: «Худо нам, худо! ». Задрожали зайцы, застонали: «Худо нам, худо! ». Задрожали белки, зашептали: «Худо нам, худо! ». Летела птица, услышала это и спрашивает: «Что го рюете, что головы повесили? ». Отвечают звери: «Пришла осень, спрятало сь солнышко, мы и заболели». «Не печальтесь, помогу вашему горю. В стране солнца всегда тепло и нет дождей. Только тот, кто пройдет страну машин и страну страх а, попадет в страну солнца». Отправились звери в путь. Идут- идут, вдруг видят: машины еду т, едут, не останавливаются. Зве ри крадутся, машины обходят. Т ак и дошли до страны страха. Загремел гром, зав ыли ведьмы, задрожала земля. У зверей душа в пя тки ушла, а они дальше идут. »- Скажите, ребята, легко ли было лесным жителям бороться со своим страхом. А как вы думаете, что им в этом помогло? «Вдруг смотрят — солнце в небе засветило, птицы запели. Легли звери на травку, легли на зеленую. Солнышко их и вылечило. Обрадовались звери, стали на полянке играть да на солнце греться». Беседа по сказке. - Ребята, лесных жителей можно назвать друзьями? ( Да) - А как маленькие зайчики и бельчата перешли опасную дорогу так, чтобы их не сбили машины? ( помогли медведи) . - Представьте, что вы – лесные жители. Покажите, как вам холодно, а потом как вы греетесь на солнышке в стране солнца. - Чему учит эта сказка? ( Слабым, больным жителям помогают победить болезнь дружба и взаимопомощь) . Упражнение «Художники». Психолог: Представьте, что вы художники. Какими бы вы нарисовали больных зверей в начале сказки, когда им холодно? - Как бы вы нарисовали удивлённых лесных жителей, когда они попали в страну машин? - А если бы звери поругались и перестали быть друзьями, чтобы тогда случилось? Вывод: каждому человеку нужно иметь друзей. Для этого необходимо считаться с мнениями других, защищать слабых, справедливо разрешать возникающие споры, внимательно слушать товарища, вежливо отвечать на его просьбу, вопрос, правильно справедливо оценивать свои поступки и поступки других. Коллаж «Дружелюбие – враждебность» Из различных материалов сделать коллаж «Дружелюбие – враждебность». Для этого можно использовать кусочки бумаги, веточки, пробки, кусочки ткани, ленточки, нитки, пуговицы и т. д. Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание. Вспомнить пословицы и поговорки о дружбе. Занятие №8 «Жадный великан» Задачи: 1) Обучение навыкам преодоления импульсивности; 2) Развитие внимания; 3) Гармонизация эмоционального состояния; 4) Преодоление конфликтности в общении. Необычное приветствие. Психолог: А сейчас попытайтесь представить своё имя в движении. ( Дети сидят в кругу. Поочерёдно по часовой стрелке, дети делают телодвижения, выражающие их имя. Это упражнение более эффективно, если попросить всех повторить имена и телодвижения) . Вхождение в сказку. - Сегодня мы с вами отправимся в новую сказку. Но сначала я хочу проверить, насколько вы внимательны. Вставайте в круг друг за другом. Слушайте внимательно команды. Как только я скажу «великан», все вытягивают руки вверх, встают на носочки и идут по кругу; по команде «карлики»- приседают на корточки и идут гуськом; по команде «тропинка»- кладут руки на плечи впереди стоящего и продолжают идти все вместе. - Ну, вот, пока мы проверяли внимание, уже и добрались до сказки. Сказка «Жадный великан» О. Шорохова. В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жили- были маленькие гномики и большой великан. Как- то раз позвали гномики великана в гости. Приготовили гномики торт. Увидел его великан, так и ахнул. Торт такой огромный, такой вкусный, такой сладкий, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. Упражнение «Печём торт». Психолог: А теперь и я вам предлагаю испечь торт. ( Кого- нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковёр лицом вниз. Потом его гладят руками, « просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм», или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда «пирог» будет готов он скажет. Тогда его разворачивают и он поднимается горячий, как будто пирог из печки. Упражнение проделывают с теми, кто хочет) . Продолжение сказки. «Стали угощать гномики великана: «Скушай кусочек, скушай сладкий! ». Не успели гномики три раза моргнуть, как великан накинулся на торт и весь съел, даже кусочка гномикам не оставил. Обиделись гномики на великана. Стали гномики в игры играть. Прибежал великан, отнял все игрушки и что есть мочи заголосил: «Буду брать, буду отнимать! » Обиделись гномики ». Психолог: Каким голосом вы бы озвучили слова жадного великана, который забрал все игрушки? ( не ласково, а грубо, резко) . - Почему гномики обиделись? - Попробуйте грубо и резко прокричать, что есть мочи, изо всех сил: «Буду брать, буду отнимать! ». «Пошли они на поляну на солнышке греться. И великан тут как тут: гномиков растолкал, самое теплое место выбрал, лег и радуется. Увидело это солнышко, рассердилось, спряталось за тучи. Пошел дождь. Гномики нашли грибок и спрятались от дождя. А великан большой, не может спрятаться пол маленьким грибком. Стоит под дождем, весь до ниточки промок. Стыдно стало великану за свою жадность. Заголосил великан: «Где же вы, мои друзья, вы мне помогите. За жадност ь и обиды вы меня простите». - Ребята, как вы думаете, великан хотел помириться с гномиками? Каким голосом вы озвучили бы слова великана? - Как вы думаете, пожалели великана гномики? - Попробуйте попросить прощения, как это сделал великан. - Ну, а теперь слушайте дальше. « Пожалели гномики великана, сорвали огромные листья и накрыли великана. Обрадовалось солнышко, выглянуло и з- за туч, и дождь закончился. Больше великан не жадничает. Стали гномики с вел иканом дружить, вместе жить»- Ребята, кто в сказке жадничал? - Чему учит эта сказка? - А если бы гномики попросили вас проучить жадного великана, вы бы согласились им помочь? - А каким образом вы бы им помогли? Лепка из пластилина. А теперь давайте слепим героев этой сказки. Рефлексия. Ритуал прощания. Домашнее задание. Вспомнить примеры из жизни, когда кто- то был жадным и не делился с друзьями. Занятие №9 « Штушти- Кутушти » Задачи: 1) Преодоление импульсивности, вербальной агрессии; 2) Управление собственным эмоциональным состоянием; 3) Развитие коммуникативных навыков. Необычное приветствие. Психолог: Закройте глаза и представьте… Сегодня вы как будто приняли тёплую, даже горячую ванну у себя дома. Вода струится по телу, и всё оно согревается от пяток до головы. Чувствуешь тепло от горячей ванны и ещё от того, что рядом мама. Запомни это состояние. Тебе спокойно и хорошо. И как тогда, ты сейчас уверен в себе, собран, внимателен( пауза) . Ты улыбаешься. И эта улыбка будет продолжаться весь день. Делаем резкий глубокий вдох. Резкий выдох, глаза открываем, встаём, потянулись, опустили руки свободно, ещё раз потянулись, ещё раз опустили руки. Вхождение в сказку. - Сегодня мы попадём в сказку с помощью волшебной силы воды. Закройте глаза и вытяните руку ладошкой вверх. Как только вы почувствуете, что на вашу ладошку упала волшебная капелька, можете открыть глаза. ( По очереди каждому ребёнку брызгает водой на ладошку) . Сказка « Штушти – Кутушти ». Сегодня я расскажу вам историю о Штушти- Кутушти. А вы не знаете, кто это такой? « Штушти- Кутушти — страшный зверь, который живет в лесу. Так считают все другие звери. И у них есть на это свои причины. Од нажды Штушти- Кутушти подкрался к павлину, отдыхавшему после обеда, и выдрал ему из хвоста самые длинные перья. А в другой раз он больно укусил за лапу тигренка. А как- то раз подрался со сло ненком. И вообще Штушти- Кутушти любил царапаться и кусать ся. Поэтому звери не дружили с Штушти- Кутушти и боялись его». - Атеперь подумайте и скажите, как по- вашему мнению выглядел необычный зверь Штушти- Кутушти. Давайте его нарисуем. Рисование Штушти- Кутушти. Продолжение сказки. «И вот в один прекрасный день Штушти- Кутушти сидел под большим деревом и размышлял о своей жизни. Сегодня он уже успел до слез обидеть нескольких обитателей леса, но это его почему- то не радовало. И вдруг он услышал сверху чей- то голос: «Почему ты грустишь, о Штушти- Кутушти? » Зверь огляделся по сторонам и увидел, что над ним устроился огромный старый Удав. Все в лесу знали его мудрость и силу, и поэтому Штушти- Кутушти не осме лился нагрубить ему. — Что- то не так в моей жизни… — проворчал он. — А чего бы тебе хотелось? — спросил Удав. — Меня никто не любит! — признался Штушти- Кутушти. — И от этого мне плохо. — А что ты можешь сделать для того, чтобы тебя любили? — снова спросил Удав. — Я не знаю, — задумался Штушти- Кутушти. И вдруг он подумал, что действительно не знает, что нужно сде лать, чтобы его полюбили. Он умел кусаться и больно царапаться, дразниться и обманывать, но это совсем не то, что нужно делать, чтобы тебя любили. — Когда я был совсем маленьким, — сказал Удав, — мой дедуш ка говорил мне: «Делай другим то, что ты хочешь получить от них». — Значит, если я хочу, чтобы на меня обращали внимание, я могу улыбнуться или дать что- нибудь, что у меня есть? — догадался Штушти- Кутушти. — Да, и это непросто, поделиться с другим или помочь ему, а иногда просто улыбнуться, — сказал Удав». Психолог: Как вы думаете, у Штушти- Кутушти получилось стать добрым? Давайте послушаем сказку дальше. «Честно говоря, Штушти- Кутушти пришлось нелегко. Ведь зве ри боялись его. Но теперь он понимал, что нужно делать, чтобы на тебя сначала обратили внимание, а потом полюбили. И не сразу ему удалось добиться того, чего он хотел. И вот как- то раз он пришел к старому Удаву и сказал: «Все, чего я хочу, — это просто сказать спасибо тебе и твоему дедушке. Теперь другие звери относятся ко мне так, как я отношусь к ним». Беседа. - Скажите, ребята, почему с Штушти – Кутушти никто не дружил? - А почему он всех обижал? - Кто ему помог? - Как вы думаете, какие звери стали дружить с Штушти- Кутушти? 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания. 9. Домашнее задание. Придумать продолжение этой сказки. Что происходило дальше? Не обижал ли больше Штушти- Кутушти зверей? Как ему жилось. Занятие №10 « Иванушка- дурачок » Задачи: 1) Научить детей поддерживать себя в ситуации, когда их обижают, оскорбляют; 2) Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе; 3) Преодоление импульсивности, вербальной агрессии. Необычное приветствие. Игра «Жмурки». Все дети идут, приплясывая и напевая какую- нибудь песенку, и ведут игрока- кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом говорят все вместе хором нараспев: Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас! Не развязывая глаз! Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него, то дёрнут за одежду. Вхождение в сказку. - Сегодня мы отправимся в сказку превратившись в сказочных героев. Дети называют, в каких сказочных героев они превратились. Сказка «Иванушка – дурачок ». - Кто из вас хотя бы однажды оказывался в такой ситуации, когда другие дети не хотели с вами играть? Кто из вас, когда- нибудь обижал другого, ответившего на вашу просьбу: «Мне сейчас некогда? » Иногда нам приходится сталкиваться с тем, что другие не хотят с нами общаться. В таких случаях может помочь наша фантазия. С её помощью мы можем сохранить хорошие отношения к самому себе. И я сейчас покажу вам, как это можно сделать. Сядь, пожалуйста, поудобнее и закрой глаза. Представь себе, что ты подходишь к группе играющих детей, чтобы попроситься играть с ними. А эти дети кричат тебе: «Уходи, дурачок, отсюда! ». Тогда ты принимаешь решение поймать этих ребят на слове. Представь себе, как меленький Иванушка- дурачок из сказки постепенно становится весёлым и сильным добрым молодцем. Ты можешь представить себе Иванушку- дурачка из сказки о Василисе Прекрасной или из сказке о Коньке Горбунке. Представь себе, что дети продолжают играть между собой повернувшись к тебе спиной. Пусть твой Иванушка- дурачок становится всё больше, сильнее и могущественнее. На нём появляются настоящие богатырские доспехи, на которых огромными буквами написано твоё имя. Теперь ты можешь увидеть, как дети поворачиваются к тебе и застывают в сильном изумлении и лёгком испуге, ведь «маленький дурачок » превратился в такого большого и красивого молодца. Это настоящий богатырь, самый большой из тех, кого они когда- либо видели в своей жизни. И теперь представь, что этот богатырь и есть ты. И ты можешь произвести впечатление, превратив свои доспехи в золотые. Послушай как громко, восхищаются, дети: «Ах! Ох! Вот это да! ». Они подходят и спрашивают: «А можно до тебя дотронуться? А можно потрогать твой меч – кладенец? А можно поиграть с тобой? ». И ты понимаешь при этом, что они восхищаются тобой и мечтают просто постоять рядом с тобой. ( Пауза 15 секунд) . - А теперь ты снова можешь стать самим собой и надолго сохранить в памяти образ этого богатыря Иванушки- дурачка. Постарайся почувствовать удовлетворение от того, что тебе, в конце концов, удалось получить признание и интерес. Скажи самому себе: «Я важный и интересный человек! ». А теперь потянись, попеременно напрягая и расслабляя все мышцы, и открой глаза. Беседа. - Можешь ли ты представить себя в образе прекрасного Иванушки- дурачка в золотых доспехах и с мечом- кладенцом? Как ты чувствуешь себя, когда окружающие восхищаются тобой? Почему так важно хорошо думать о самом себе? Что означает быть чутким и внимательным к другому? Что значит «хорошо думать о самом себе»? Рисование «Я в образе Ивашушки- богатыря ». Рефлексия Ритуал прощания. На этом наши занятия окончились. До новых встреч. Библиография. 1. Лютова Е. К. , Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. : Генезис, 2000.   2. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. 3. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/ Д. : Феникс, 2005 4. Пахомова О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей. М. : Новая школа, 1997. Крюкова С. В. , Слободяник   Н. С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. 8. 8. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. Новая школа, 1999. 5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционально го мира детей. Ярославль, 1997. 6. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. 1990. 7. Маралов В. Г. , Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников. М. Творческий центр «Сфера», 2008 Маралов В. Г. , Фролова Л. П. Педагогика ненасилия в практике детского сада. М. Творческий центр «Сфера», 2009. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/ Д. Феникс, 2007. 10. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого- педагогическая готовность ребёнка к школе. М. Владос, 2001.

Оставить комментарий: