Методика «Дерево»

Опубликовано: 09:48:12 11-02-2016

Автор: Петелина Яна Алексеевна

     В арсенале каждого практического психолога есть несколько «горячих» проективных методик — тех, которые наиболее часто используются в практике, имеют диагностическую значимость и высокую степень достоверности. Среди достаточно большого количества проективных методик немало тех, где главным фигурантом является дерево: «Тест дерева», «Дерево», «Дом-дерево-человек», «Рисунок дерева».

    Методика  «Дерево» Л.П.Пономаренко  может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка как в детском саду, так и в начальной школе. Испробовав ее на практике, я пришла к выводу, что методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

 

Содержание методики:

    Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Ребёнок получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).

 

Инструкция дается в следующей форме:

 Рассмотри это дерево. Ты видишь на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьми красный фломастер и раскрась того человечка, который напоминает себя, похож на тебя, твое настроение в детском саду (школе) и твое положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен.

Теперь возьми зеленый фломастер и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться.

 Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

 

Интерпретация результатов:

 Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ребёнок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

 

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от педагогов и родителей, из беседы с ребенком.

 Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

 Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

 № 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

 № 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

 № 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

 № 9 — мотивация на развлечения.

 № 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

 № 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

 № 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

 № 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

 Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

 Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

 

 Информационный источник

 Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.

 

 

 

Документы для скачивания:

19392_Bezymyannyy.png
Формат: .png

Оставить комментарий: