a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации для учителей курса "Крымоведение"

Опубликовано: 2016-02-12 01:13:16

Документы для скачивания

О преподавании предмета « Крымоведение » в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2015/  2016 учебном году С 2015/ 2016 учебного года в учреждениях образования Республики Крым вводится изучение учебного курса «Крымоведение» в 5- 9 классах, утвержденный коллегией Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22. 04. 15 №2/ 7. Актуальность и обоснованность наличия курса «Крымоведение» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается необходимость формирования у учащ их ся базовы х национальны х ценност ей, среди которых: патриотизм( любовь к России, к своему народу, к своей малой родине) ; социальная солидарность; гражданственность и толерантность. Идея формирования патриотизма, гражданственности и толерантности как важнейших приоритетных направлений воспитания школьников развивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте( далее ФГОС) на всех уровнях общего образования. В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы экологической культуры. «Крымоведение» по своей методологической сущности является краеведческой дисциплиной и предполагает комплексное изучение взаимосвязей природных и социальных явлений родного края. Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социально- культурным окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение», одной из основных задач которого является формирование ключевых универсальных учебных действий, среди которых важнейшее место занимает привитие учащимся навыков поведения в природе и социуме, наблюдательности, заинтересованности социальными, экологическими и народнохозяйственными проблемами Республики Крым. Программа учебного курса «Крымоведение» в объеме 175 учебных часов предназначена для учащихся 5- 9- х классов общеобразовательных учреждений Республики Крым( по 35 часов в каждой параллели) . Структура программы предполагает изучение следующих учебных курсов в основной школе: 5 класс – «Крымоведение: Вводный курс». 6 класс – «Крымоведение: Историко- культурный обзор Крыма». 7 класс – «Крымоведение: Мозаика крымских регионов». 8 класс – «Крымоведение: Физико- географический обзор Крыма». 9 класс – «Крымоведение: Социальный и экономико- географический обзор Крыма». Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал предлагаемых учебных курсов объединяет общая цель: сформировать целостное представление о природе, истории освоения и культуре Крыма, об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым и способность на основе этого адекватно оценивать текущие гео политические и экономические события. Таким образом, введение курса «Крымоведения» в учебный процесс предусматривает не самоцельное изолированное изучение истории, географии, народов Крыма, их культуры и др. , а формирование целостного образа Крыма на основе комплексного изучения пространственно- временных особенностей всех аспектов Крымского полуострова. В контексте сказанного формируется краеугольная задача изучения «Крымоведения» — заложить основы навыков пространственно- временных исследовани й своей местности и родного края, целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие знания. В связи с этим преподавание «Крымоведения» рекомендуется осуществлять в первую очередь учителям географии, отдельных курсов( например, 6- го класса) учителям истории и некоторых смежных дисциплин. При этом з адача учителя крымоведения заключается в том, чтобы дать учащимся комплексные представления об уникальности Крымского полуострова во всех природных и социо- культурных проявлениях, вызывать к ним интерес, создать ощущение их проживания. Учитывая новизну учебного курса «Крымоведение», в 2015/ 2016 учебном году рекомендуется осуществлять преподавание предмета в 6- ом классе( как минимум, в первом полугодии) по программе 5- го класса «Крымоведение: Вводный курс» с тем, чтобы учащиеся 6- х классов смогли приобрести первичные базовые знания и умения, необходимые для дальнейшего изучения «Крымоведения». Для более качественного преподавания предмета к использованию рекомендуется «Рабочая тетрадь «Крымоведение» 5- 6 кл. » автора Супрычева А. В. , которая после апробации в 2014/ 2015 учебном году получила гриф «Одобрено Экспертным советом ФГАУ «ФИРО» по образованию и социализации детей»( Москва, протокол заседания №4 от 05. 05. 2015 г. ) . На всех этапах изучения «Крымоведения» рекомендуется широко использовать картографический материал( работу с контурными картами) , дополнительный справочный материал, интерактивные формы и методы преподавания. Учебно- методическим обеспечением преподавания предмета в 7- 9 классах являются рабочие тетради с печатной основой и набором контурных карт «Крымоведение: Мозаика крымских регионов»( 7 класс) , «Крымоведение: Физико- географический обзор Крыма»( 8 класс) и учебное пособие «Крымоведение: Социальный и экономико- географический обзор Крыма»( 9 класс) . Являясь комплексной учебной дисциплиной, осуществляющей тесные межпредметные связи, «Крымоведение» призвано заложить важные основы для успешного последующего изучения целого ряда школьных предметов. Использование краеведческого изучения территории позволяет строить преподавание на основе дидактического правила, обеспечивающего максимальную доступность и наглядность обучения: «от простого – к сложному, от близкого – к далекому». Таким образом, изучение особенностей природных и социально- культурных явлений Крымского полуострова значительно поможет в дальнейшем правильно сформировать представления о предметах и явлениях географической оболочки более крупных пространственных моделей – территории родного государства, отдельных материков и мира в целом. Содержание программы достаточно универсально и служ и т ори ентиром для учителя в условиях вариативности основного общего образования- с одной стороны и его стандартизации- с другой. Это предоставляет широкие возможности для создания рабочих календарно- тематических планов в общеобразовательных учреж дениях. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения после довательности изучения этого материала, а также путей формиро вания системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие воз можности для реализации различных подходов к построению учеб ного курса краеведения, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников. Программой предусмотрены учебные экскурсии и ряд практических работ, которые рассчитаны на использование местного краеведческого материала. Обязательное выполнение предусмотренных настоящей программой учебных экскурсий и практических работ позволит наилучшим образом увязать полученные теоретические знания с практикой, подкрепит региональный теоретический учебный материал хорошо знакомыми местными, локальными примерами, будет способствовать более качественному запоминанию материала, а также предоставит учителю неограниченные возможности для творчества и реализации собственных методических и краеведческих наработок. Заведующий кафедрой естественно- математического образования, к. п. н. А. В. Супрычев Методист Центра качества образования Т. А. Тищенко

Оставить комментарий: