a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа по предмету русский язык 4 класс

Опубликовано: 2016-02-17 07:49:49

Документы для скачивания

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык( п рограммы общеобразовательных учреждений. Начальные классы( 1- 4) . – М. «Просвещение», 2011  Цель изучения учебного предмета- Ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся. Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Учебно- методический комплект по русскому языку( программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе. В программе и учебниках реализован коммуникативно- речевой, системно- функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово». Места учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом, на изучение русский языка в 4 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю( 34 учебные недели) всего – 170 часов. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально- ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: формирование основ гражданской идентичности личности на базе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; развитие ценностно- смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. Планируемые результаты освоения учебного предмета: Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково- символических сре дств пр едставления информации. 4. Активное использование речевых средств и сре дств дл я решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска( в справочных источниках) , сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении. 3. Позитивное эмоционально- оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании. 4. Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры. 5. Овладение начальными представлениями о нормах русского языка( орфоэпических, лексических, грамматических) , правилах речевого этикета( в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней. 6. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. 7. Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии( в объеме материала изучаемого курса) ; понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка. 8. Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка( звуки, буквы, слова, предложения) , конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня( слова, словосочетания, предложения, тексты) , использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач( в объеме материала изучаемого курса) . Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» № п/ п Наименование раздела Максимальная нагрузка учащегося В том числе на: выполнение практической части программы: Теоретическое обучение к/ р проекты Сочине- ния Изложе- ния 1. Повторение 11 9 1- - 1 2. Предложение 9 5 1 1 1 1 3. Слово в языке и речи 19 16 1- 1 1 4. Имя существительное 41 34 2 1 2 2 5. Имя прилагательное 31 24 1 1 3 2 6. Местоимение 9 7 1- - 1 7. Глагол 32 27 1 1 1 2 8. Повторение изученного за год 18 15 1- 1 1 Итого 170 137 9 4 9 11 Основное содержание учебного предмета « Русский язык » Повторение( 11 ч) Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение( композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста( повествование, описание, рассуждение, смешанный текст) . Предложение( 9 ч) Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Зна ки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения( общее представление) . Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения( общее представление) . Предложения с однородными членами без союзов. Интона ция перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и( без пере числения) , а, но. Интонация, знаки препинания при однород ных членах с союзами и, а, но. Составление и запись пред ложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения( общее представление) . Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное пред ложение и предложение с однородными членами. Учащиеся должны уметь: различать предложение, словосочетание и слово; устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависи мым при помощи вопросов; составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, со ответствующее схеме; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмо циональной окраске( по интонации) ; находить главные( подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения( без деления на виды) ; выделять из предло жения словосочетания; распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения; составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бес союзной связью и союзами и, а, но. Учащиеся получат возможность научиться: различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение; находить в предложении обращение; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алго ритмом разбор простого предложения( по членам предложения, синтаксический) , оценивать правильность разбора. Слово в языке и речи( 19 ч) Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов( фразео логизмы) . Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связ ной речи. Учащиеся должны уметь: осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи; выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова( простые случаи) ; подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы; понимать этимологию мотивированных слов- названий; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; находить в художественном тексте слова, употреблённые в пе реносном значении, а также эмоционально- оценочные слова, эпи теты, сравнения, олицетворения( без терминологии) ; оценивать уместность употребления этих слов в речи; пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. Учащиеся получат возможность научиться: оценивать уместность использования слов в устной и письмен ной речи; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами; работать с разными словарями; приобретать опыт редактирования предложения( текста) . Имя существительное( 41 ч) Склонение имен существительных( повторение) . Разви тие навыка в склонении имен существительных и в распо знавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные тины склонения имен существительных( общее представление) . Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1- го склонения. Второе склонение имен существительных и уп ражнение в распознавании имен существительных 2- го скло нения. 3- е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3- го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен су ществительных 1, 2 и 3- го склонения в единственном числе( кроме имен существительных на- м я, - ий, - ие, - ия) . Озна комление со способами проверки безударных падежных окон чаний имен существительных( общее представление) . Разви тие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3- го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па дежных форм имен существительных с предлогом и без пред лога в речи( пришёл из школы, из магазина, с вокзала; рабо тать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке) . Склонение имен существительных во множественном чис ле. Развитие навыка правописания окончаний имен существи тельных во множественном числе. Формирование умений об разовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа( инженеры, учителя, директора; уро жай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи. Учащиеся должны уметь: определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по ча стям речи; распознавать части речи на основе усвоенных признаков( в объ ёме материала изучаемого курса) ; пользоваться словами разных частей речи и их формами в соб ственных речевых высказываниях; выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи; определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж; различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений; подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи. Учащиеся получат возможность научиться: разграничивать самостоятельные и служебные части речи; сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать ча сти речи по наличию или отсутствию освоенных признаков; различать смысловые и падежные вопросы имён существительных; наблюдать за словообразованием имён существительных; проводить полный морфологический разбор имён существитель ных по предложенному в учебни ке алгоритму, оценивать правильность проведения морфологиче ского разбора; находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи. Имя прилагательное( 31 ч) Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прила гательных с именем существительным. Упражнение в рас познавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных( кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на- ь я, - ье, - ов, - ин) . Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных( общее представление) . Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред него рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в един ственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единствен ном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во мно жественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных- синонимов, прилага тельных- антонимов, прилагательных- паронимов. Учащиеся должны уметь: определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по ча стям речи; распознавать части речи на основе усвоенных признаков( в объ ёме материала изучаемого курса) ; пользоваться словами разных частей речи и их формами в соб ственных речевых высказываниях; выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи; определять грамматические признаки имён прилагательных — род( в единственном числе) , число, падеж; изменять имена прила гательные по падежам; Учащиеся получат возможность научиться: разграничивать самостоятельные и служебные части речи; сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать ча сти речи по наличию или отсутствию освоенных признаков; наблюдать за словообразованием имён прилагательных; проводить полный морфологический разбор имён прилагательных по предложенному в учебни ке алгоритму, оценивать правильность проведения морфологиче ского разбора; находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи. Местоимение( 9 ч) Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3- го лица единственного и множественного числа. Склоне ние личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раз дельное написание предлогов с местоимениями( к тебе, у тебя, к ним) . Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах( тебя, ме ня, его, её, у него, с нею) . Упражнение в правильном упот реблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из сре дств св язи предложений в тексте. Учащиеся должны уметь: определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по ча стям речи; выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи; определять грамматические признаки личного местоимения в на чальной форме — лицо, число, род( у местоимений 3- го лица в единственном числе) ; иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений; определять грамматические признаки личного местоимения в на чальной форме — лицо, число, род( у местоимений 3- го лица в единственном числе) ; иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; исполь зовать личные местоимения для устранения неоправданных повто ров; правильно употреблять в речи личные местоимения; различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм местоимений; подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи. Учащиеся получат возможность научиться: разграничивать самостоятельные и служебные части речи; сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать ча сти речи по наличию или отсутствию освоенных признаков; склонять личные местоимения, соотносить личное местоиме ние в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте; находить в тексте личные местоимения, предлоги вместе с личными местоиме ниями, к которым они относятся, союзы и, а, но; находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи. Глагол( 32 ч) Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании гла голов по общему лексическому значению, в изменении гла голов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола( особенности данной формы) . Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы( общее представле ние) . Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени( спряжение) . Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис лам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мяг кого знака( ь) в окончаниях глаголов 2- го лица единствен ного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения( общее представление) . Глаго лы- исключения. Правописание безударных личных оконча ний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознава ние возвратных глаголов в 3- м лице и в неопределенной форме по вопросам( что делает? умывается, что де лать? умываться) . Правописание буквосочетаний- т ся в возвратных глаголах в 3- м лице и- ться в возвратных гла голах неопределенной формы( общее представление) . Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов- синонимов, глаголов- антонимов. Разви тие умения правильно употреблять при глаголах имена су ществительные в нужных падежах с предлогами и без пред логов. Учащиеся должны уметь: определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по ча стям речи; распознавать части речи на основе усвоенных признаков( в объ ёме материала изучаемого курса) ; пользоваться словами разных частей речи и их формами в соб ственных речевых высказываниях; выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи; распознавать неопределённую форму глагола; определять грамма тические признаки глаголов — время, число, род( в прошедшем вре мени в единственном числе) , лицо( в настоящем и будущем времени) ; изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис лам( спрягать) ; изменять глаголы в прошедшем времени в единствен ном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах; понимать роль союзов и частицы не в речи; Учащиеся получат возможность научиться: разграничивать самостоятельные и служебные части речи; сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать ча сти речи по наличию или отсутствию освоенных признаков; наблюдать за словообразованием, глаголов; проводить полный морфологический разбор глаголов по предложенному в учебни ке алгоритму, оценивать правильность проведения морфологиче ского разбора; находить в тексте возвратные глаголы, частицу не при глаголах; находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи. Повторение изученного( 18ч) Закрепление навыка правильного начертания букв, ра циональных способов соединений бу кв в сл овах, предложе ниях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся. Учащиеся должны уметь: - орфографически и каллиграфически правильно списы вать и писать под диктовку текст( 70—85 слов) , включаю щий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное; - производить звуко- буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь; производить разбор по составу( находить в слове окон чание, выделять корень, приставку, суффикс) слов; - производить разбор слова как части речи: начальная фор ма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная( неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо( в настоящем и будущем времени) , род( в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род( в 3- м лице единственного числа) местоимений; производить синтаксический разбор простого предложе ния, предложения с однородными членами; - определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста; - определять тип текста( повествование, описание, рассуж дение) ; использовать эти типы текстов в речи; - писать изложение и сочинение( 60—75 слов) повествова тельного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя; - в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № п/ п Наименование разделов и тем Виды занятия Количество часов Виды самостоятельных работ Дата проведения Планируемая Фактическая Повторение( 11 часов) 1. 1 Знакомство с учебником «Русский язык». Повторение и закрепление знаний 1 час Работа с дидактическим материалом. 1. 2 Язык и речь. Формулы вежливости Повторение и закрепление знаний 1 час Тест 1. 3 Текст и его план Повторение и закрепление знаний 1 час Работа по карточкам 1. 4 Обучающее изложение Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо изложения 1. 5 Анализ изложения. Типы текстов Повторение и закрепление знаний 1 час Работа по карточкам 1. 6 Предложение как единица речи Повторение и закрепление знаний 1 час Тест 1. 7 Виды предложений по цели высказывания и по интонации Повторение и закрепление знаний 1 час Проект 1. 8 Диалог. Обращение Повторение и закрепление знаний 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 1. 9 Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Повторение и закрепление знаний 1 час Тест 1. 10 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» Проверка и оценка ЗУН 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 1. 11 Словосочетание Повторение и закрепление знаний 1 час Работа по карточкам Предложение. ( 9 часов) 2. 1 Понятие об однородных членах предложения. Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное письмо под диктовку, индивидуальное задание 2. 2 Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Изучение и закрепление новых знаний 1 час Списывание предложений Работа по карточкам 2. 3 Знаки препинания в предложениях с однородными членами Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 2. 4 Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо сочинения. 2. 5 Наши проекты. Изучение и закрепление новых знаний 1 час Проект 2. 6 Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 2. 7 Сложное предложение и предложение с однородными членами Урок развития речи 1 час Самостоятельное списывание. 2. 8 Обучающее изложение Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное письмо изложения. 2. 9 Контрольный диктант по теме «Предложение» Проверка и оценка ЗУН 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 3. Слово в языке и речи( 19 часов) 3. 1 Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слово и его лексическое значение. Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 3. 2 Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа с текстом. 3. 3 Синонимы, антонимы, омонимы. Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельная работа 3. 4 Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 3. 5 Состав слова. Распознавание значимых частей слова Изучение и закрепление новых знаний 3 час а Работа по карточкам 3. 6 Правописание гласных и согласных в корнях слов Изучение и закрепление новых знаний 1 час Проверочная работа 3. 7 Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корнях Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное письмо текста с доски. 3. 8 Правописание приставок и суффиксов Изучение и закрепление новых знаний. Развитие речи. 1 час Работа с карточкой 3. 9 Разделительные твердый и мягкий знаки Изучение и закрепление новых знаний 1час Проверочная работа 3. 10 Обучающее изложение Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо изложения. 3. 11 Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 3. 12 Склонение имен существительных и имен прилагательных Изучение и закрепление новых знаний 1 час Словарная работа. 3. 13 Имя числительное. Глагол Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 3. 14 Наречие как часть речи Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 3. 15 Правописание наречий Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 3. 16 Сочинение- отзыв по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо сочинения 3. 17 Контрольный диктант по теме «Части речи» Проверка и оценка ЗУН 1 час Самостоятельное письмо под диктовку Имя существительное( 41 час) 4. 1 Распознавание падежей имен существительных Изучение и закрепление новых знаний 1 час Словарная работа. 4. 2 Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 4. 3 Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 4. 4 Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам с падежами. 4. 5 Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 4. 6 Три склонения имен существительных( общее представление) . 1- е склонение имен существительных Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 4. 7 Упражнение в распознавании имен существительных 1- го склонения Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 4. 8 Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег» Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо сочинения. 4. 9 2- е склонение имен существительных Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 4. 10 Упражнения в распознавании падежа имён существительных 2- го склонения Проверка и оценка ЗУН 1 час Тест 4. 11 3- е склонение имен существительных Закрепление знаний 1 час Самостоятельная работа 4. 12 Упражнения в распознавании падежа имён существительных 3- го склонения Проверка и оценка ЗУН 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 4. 13 Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного Проверка и оценка ЗУН 1 час Тест 4. 14 Обучающее изложение Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо изложения. 4. 15 Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3- го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 4. 16 Именительный и винительный падежи Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 4. 17 Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже Изучение и закрепление новых знаний 1 час Выборочный диктант 4. 18 Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 4. 19 Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 4. 20 Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах Изучение и закрепление новых знаний 2 часа Проект 4. 21 Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 4. 22 Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 4. 23 Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 4. 24 Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 4. 25 Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 4. 26 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных Изучение и закрепление новых знаний 2 часа Работа по карточкам 4. 27 Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница» Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо сочинения 4. 28 Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» Проверка и оценка ЗУН 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 4. 29 Анализ контрольного диктанта. Повторение Закрепление знаний 1 час Проект 4. 30 Склонение имён существительных во множественном числе Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 4. 31 Именительный падеж имён существительных множественного числа Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 4. 32 Родительный падеж имён существительных множественного числа Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 4. 33 Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 4. 34 Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 4. 35 Обучающее изложение Урок развития речи. 1 час Самостоятельное письмо изложения 4. 36 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 4. 37 Контрольный диктант за первое полугодие Проверка и оценка ЗУН 1 час Самостоятельное письмо под диктовку с заданиями 4. 38 Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа Проверка и оценка ЗУН 1 час Проверочная работа 4. 39 Наши проекты Закрепление знаний 1 час Проект Имя прилагательное 31 час. 5. 1 Имя прилагательное как часть речи Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа с орфографическим словарём. 5. 2 Род и число имён прилагательных Изучение и закрепление новых знаний 1 час Словарная работа. 5. 3 Описание игрушки Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 5. 4 Склонение имён прилагательных Урок развития речи 1 час Работа по карточкам 5. 5 Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов» Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо сочинения 5. 6 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 5. 7 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное письмо определений 5. 8 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 5. 9 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже Изучение и закрепление новых знаний 1 час Индивидуальные задания 5. 10 Именительный, винительный, родительный падежи Изучение и закрепление новых знаний 1час Самостоятельное письмо под диктовку 5. 11 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 5. 12 Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 5. 13 Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо изложения. 5. 14 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Закрепление знаний 1 час Проект 5. 15 Склонение имён прилагательных женского рода Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 5. 16 Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа с текстом. Составление ответов на вопросы. 5. 17 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 5. 18 Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода Изучение и закрепление новых знаний 1 час Выборочный диктант 5. 19 Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных Изучение и закрепление новых знаний 1 час Индивидуальное задание 5. 20 Изложение описательного текста Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо изложения 5. 21 Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 5. 22 Склонение имён прилагательных во множественном числе Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 5. 23 Сочинение- отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости» Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо сочинения 5. 24 Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 5. 25 Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 5. 26 Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа Изучение и закрепление новых знаний 1 час Проверочная работа 5. 27 Обобщение по теме «Имя прилагательное» Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 5. 28 Сочинение- отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо сочинения 5. 29 Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний Проверка и оценка ЗУН 1 час Тест 5. 30 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Проверка и оценка ЗУН 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 5. 31 Анализ контрольного диктанта. Повторение Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам Местоимение 9 часов. 6. 1 Местоимение как часть речи Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 6. 2 Личные местоимения Изучение и закрепление новых знаний 1час Самостоятельное письмо под диктовку 6. . 3 Изменение личных местоимений 1- го и 2- го лица по падежам Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 6. 4 Изменение личных местоимений 3- го лица по падежам Изучение и закрепление новых знаний 1 час Тест 6. 5 Изменение личных местоимений по падежам. Изучение и закрепление новых знаний 1 час Проект 6. 6 Изложение повествовательного текста с элементами описания Изучение и закрепление новых знаний 1час Тест 6. 7 Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточке 6. 8 Контрольный диктант по теме «Местоимение» Проверка и оценка ЗУН 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 6. 9 Анализ контрольного диктанта. Повторение Обобщение новых знаний 1 час Работа по карточкам Глагол 32 часа 7. 1 Роль глаголов в языке Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 7. 2 Изменение глаголов по временам Изучение и закрепление новых знаний 1 час Индивидуальные задания. 7. 3 Неопределённая форма глагола Изучение и закрепление новых знаний 2 час а Работа по карточкам 7. 4 Изменение глаголов по временам Изучение новых знаний 1 час Самостоятельное письмо отзыва. 7. 5 Изложение повествовательного текста по цитатному плану Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо изложения 7. 6 Анализ изложения. Спряжение глаголов Обобщение новых знаний 1 час Работа по карточкам 7. 7 Спряжение глаголов Изучение и закрепление новых знаний 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 7. 8 2- е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 7. 9 Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» Обобщение новых знаний 1 час Самостоятельное письмо сочинения 7. 10 I и II спряжение глаголов настоящего времени Проверка и оценка ЗУН 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 7. 11 I и II спряжение глаголов будущего времени Обобщение и закрепление новых знаний 1 час Тест 7. 12 Наши проекты Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо отзыва. 7. 13 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени Изучение и закрепление новых знаний 4 часа Работа по карточкам 7. 14 Возвратные глаголы Изучение и закрепление новых знаний 1 час Словарная работа. 7. 15 Правописание- т ся и- ться в возвратных глаголах Изучение и закрепление новых знаний 2 часа Самостоятельное письмо под диктовку 7. 16 Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо изложения. 7. 17 Правописание глаголов в прошедшем времени Изучение и закрепление новых знаний 1 час Выборочный диктант 7. 18 Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 7. 19 Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 7. 20 Изложение повествовательного текста по вопросам Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо изложения 7. 21 Контрольный диктант по теме «Глагол» Проверка и оценка ЗУН 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 7. 22 Анализ контрольного диктанта. Повторение Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 7. 23 Обобщение по теме «Глагол» закрепление новых знаний 2 часа Проверочная работа. 7. 24 Изложение повествовательного текста Изучение и закрепление новых знаний 1 час Са мостоятельное письмо изложения. 7. 25 Проверка знаний по теме «Глагол» Изучение и закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 7. 26 Анализ изложения, тестовой работы. Повторение закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам Повторение 1 8 часов. 8. 1 Язык. Речь. Текст Закрепление знаний 1 час Работа по карточкам 8. 2 Предложение и словосочетание Закрепление знаний 3 часа Выборочный диктант 8. 3 Лексическое значение слова Закрепление знаний 1 час Тест 8. 4 Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. И. Шишкина «Рожь» Урок развития речи 1 час Самостоятельное письмо сочинения 8. 5 Состав слова Закрепление знаний 4 часа Составление слов по схемам. 8. 6 Части речи Закрепление знаний 2часа Словарная работа. 8. 7 Изложение повествовательного текста по цитатному плану Урок развития речи 1 час Самостоятельное составление текста по плану 8. 8 Анализ изложения. Части речи Проверка и оценка ЗУН 1 час Работа по карточкам 8. 9 Итоговый контрольный диктант Проверка и оценка ЗУН 1 час Самостоятельное письмо под диктовку 8. 10 Анализ контрольного диктанта. Повторение Закрепление знаний 1 час Тест 8. 11 Звуки и буквы Закрепление новых знаний 1 час Работа по карточкам 8. 12 Игра «По галактике Частей Речи» Закрепление знаний 1 час Викторина Итого 170 часов Учебно методическое обеспечение предмета Учебно – методическая литература 1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч. : Ч. 1 2. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч. : Ч. 2 3. Рабочая тетрадь 1- 2 часть Дополнительная литература: Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М. : Первое сентября, 2005 Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника/ С ост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004 Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 4 класс. – М. : Астрель, 2005 Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005 Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005 Пособия для учителя: Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М. : ВАКО, 2013 Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч. : Ч. 1. Ч. 2. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. рабочая тетрадь: : 4класс: В 2 ч. : Ч. 1- 2. Русский язык. Контрольно – измерительные материалы. «ВАКО», 2013 Рабочие программа по учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. «Учитель», 2013 Технические средства обучения. 1. Классная магнитная доска. 2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок. 3. Компьютер

Оставить комментарий: