a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО Ерусланкиной Е.М

Опубликовано: 2016-02-19 14:32:10

Документы для скачивания

  ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ учителя русского языка и литературы МОУ «Старошайговская средняя общеобразовательная школа» Старошайговского муниципального района Республики Мордовия Ерусланкиной Евгении Михайловны Развитие творческих способностей учащихся     на уроках русского языка и литературы  через использование новых педагогических технологий                                       Содержание 1. Информационный раздел 2. Актуальность проблемы 3. Технология опыта 4. Результативность опыта  5. Библиографический список    I.   Информационный раздел Сущность опыта  . В последние годы в области образования идут серьезные процессы, связанные с его модернизацией. В связи с этим важно осмысливать тенденции, определяющие направления изменения системы образования, понять какой будет судьба школьных курсов русского языка и литературы. Ведь эти предметы всегда занимали особое место в системе дисциплин школьного курса. Они традиционно указываются в первой строфе Базисного плана. Одна из важнейших целей обоих курсов связана с развитием гуманитарного сознания, с формированием личности, обладающей широким кругозором. Ученик должен уметь строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, перерабатывать текст. На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся  приобретает особое  значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. . Нельзя не учитывать того, что сокращается число читающих людей, книга вытеснилась экранным досугом, гипертекстом Интернета. Кроме того, изменился читательский вкус в пользу произведений низкого художественного достоинства, оказывающих разлагающее воздействие на молодого читателя.    В последние годы у школьников резко повысился интерес к развлекательному искусству в ущерб искусству глубокой мысли. Наблюдается процесс ослабления влияния книги на духовное и социальное развитие человека. Популярность чтения упала вдвое. 40% детей предпочитают сказки, фантастику, приключения, ужасы чтению классики. После окончания школы классическая литература интересует только 10% читателей.   Русский язык засоряется канцеляризмами, жаргонизмами и словами иностранного происхождения. Падает уровень грамотности населения. На фоне этой мрачной статистики учитель- словесник становится в своем роде миссионером, призванным вывести общество из тупика, в который его загоняет массовая культура. При анализе своей педагогической деятельности я определила следующую закономерность: качество знаний учащихся возможно повысить лишь только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность. Причинами снижения качества знаний и падением интереса к предмету я считаю: неумение учащихся анализировать прочитанное и выделять из имеющихся те знания, которые следует применять в данном случае;  при известном разнообразии способов действий учащиеся не могут применять общие правила для решения частных вопросов, задач; для успешного выполнения задания учащемуся следует осуществить цепочку мыслительных действий, но, к сожалению, навыки осуществления таких действий у детей отсутствуют;  для ответа на вопрос, ребенок должен обладать умением анализировать, обобщать видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства ее решения, но, к сожалению,   навыки осуществления таких действий отсутствуют даже у учеников старших классов. Определив  основные причины снижения качества знаний и интереса к предмету, я пришла к выводам: обучение не должно сводиться к передаче детям набора определенных терминов и понятий;  в основе обучения должен лежать принцип активности, так как обучение и развитие носят деятельный характер и от качества учения как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьника;  ключевой проблемой в решении задач повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Только такое обучение позволит решать следующие задачи:  не утратить желание детей к изучению нового, к самостоятельному поиску и открытию новых знаний, решению задач проблемного характера;  дать возможность всесторонне развивать умственные и творческие способности ребенка. Учебный труд как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен;  повысить качество знаний обучающихся;  вызвать появление интереса к изучаемому предмету необходимостью понимания его необходимости, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.          2.   Актуальность проблемы Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений  только на формирование знаний,   умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования. Развивающееся общество вправе ждать от воспитательных институтов более глубоких педагогических результатов, определяемых возрастающим уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения. В связи с изменившимися условиями жизни современного человека, сложной экономической ситуацией, необходимостью постоянно делать выбор, общество выдвигает ряд требований к модели выпускника: - в настоящее время обществу нужны люди, способные мыслить, свободно общаться и правильно говорить на своем родном языке; - выпускник должен в обилии информации уметь выделить нужную ему, применить ее в изменившейся ситуации; - дети должны уметь адаптироваться для жизни в обществе, любой социальной среде. Отсюда меняются задачи как образования в целом, так  и филологического образования в частности.   Эта тема актуальна не только для меня и соответствует потребностям школы, она является социальным заказом, основной тенденцией общественного развития федеральной образовательной политики. Цель литературного образования приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно- нравственную позицию школьника.      Достижение этой цели предполагает:    - чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы; - формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей; - формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; - развитие художественно- творческих способностей, воображения, эстетического вкуса школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений; - развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью. Наряду с тем существует  ряд проблем, не позволяющих в полной мере реализовать эти задачи: 1.               Все более усложняющаяся программа, насыщенные, большие по объему школьные курсы русского языка и литературы и вместе с тем уменьшение количества  часов на их изучение в старших классах.   2. Как показывает практика, многие из выпускников школы обладают недостаточно сформированными навыками осуществления умственных действий, чтобы реализовать себя в жизни. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Поэтому выбранная проблема развития творческих способностей учащихся актуальна и требует как разработки системы учебных занятий по русскому языку и литературе с использованием современных технологий учебно- воспитательного процесса, современных технологий  оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно- методического, дидактического обеспечения  филологического образования, так и разработку подходов к развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности, через организацию работы факультативов, кружков, НОУ. Одна из важнейших задач развивающего обучения активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной исследовательской работы. Через систему уроков я стараюсь сформировать умения критически мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить  желание  в учащихся проявлять творческую инициативу. Реализация задатков и способностей школьника приносит ему чувство удовлетворения и служит стимулом к дальнейшей учебе. Обучение творчеству это вооружение умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи. Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот  почему в интерактивном обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер. Развитие творческой деятельности учащихся основывается на логических и методических приемах. На уроках русского языка и литературы возможно использование следующих логических приемов: -   Постановка проблемы. Эффективность мыслительного процесса учащихся находится в прямой зависимости от того, как сформирован основной вопрос или проблема. Чтобы получить от ученика нестандартный ответ или результат, учитель должен использовать нестандартные задания. -   Сравнение.  Изучение  языковых закономерностей невозможно без сравнений  явлений, процессов. -   Обобщение.   Способствует решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемам следует расширить систему творческих знаний, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими. -   Выявление признаков.   Основан на анализе и синтезе мыслительной деятельности. Важное внимание в процессе развивающего обучения должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т. д. Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся: анализа, синтеза, вычленения главного, обобщения. Следовательно, развитие творческих способностей школьников, получение прочных, осмысленных знаний, а также умений использовать их в практической деятельности находятся в прямой зависимости от приобретения навыков учебного труда. Рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся. К сожалению, наши уроки развития речи часто носят чисто прикладной характер. Сочинение запрограммировано на определенный ответ. В таких работах просто не остается места для изложения своих переживаний, суждений. А ведь только в таких условиях происходит формирование личности. Разбудить в учащихся интерес к русскому языку и литературе помогают нестандартные уроки творчества: они отличаются высокой эмоциональностью, совершенствуют речь учащихся, что помогает им в изучении других предметов; организуя ситуацию успеха, можно более эффективно использовать богатство содержания и методическое разнообразие данных занятий. Я предлагаю детям следующие творческие работы: « Мечты старого школьного учебника? », « О чем шепчет парк? », «Жили- были части речи». Во время урока в классе создается ситуация, где каждый ученик сознает себя активным деятелем, участником творчества. При этом я использую работу в группах. Дети учатся адекватно оценивать заслуги свои и своих товарищей, радуются удачно найденному слову или словосочетанию, отвечают за деятельность друг друга. Очень любят дети 5- х классов сочинять сказку по цепочке, проводить конкурсы фантазеров. При изучении темы « Стихотворные размеры» провожу игру- соревнование « Буриме». С удовольствием ребята по данным рифмам составляют стихотворные строки: капели, вновь, запели, воробьев и др. Умение создавать в своем воображении картины, людей, их действия, то есть так называемое воссоздающее воображение качество, без которого невозможно никакое словесное творчество. Развитию такого воображения способствуют различные виды пересказа текста от какого- либо действующего лица. Моим ученикам нравится придумывать свои завершения к неоконченным сказкам, они выдвигают свои версии завершения комедии Н. В. Гоголя « Ревизор» или романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин». Каждый из них самостоятельно мыслит, разбирается в ситуации и находит решение. Помогают решать проблемы развивающего обучения обобщающие уроки, которые являются одним из звеньев методически продуманной системы уроков. Провожу их, используя различные формы, учитывая возрастные особенности учащихся, психологическое и эмоциональное состояние детей. Цель таких уроков не только в углублении, обобщении и закреплении знаний, но и в развитии логических умений анализировать, конкретизировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования. Итак, рациональное сочетание приемов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, практических умений и навыков. В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения  на словесные, наглядные, практические. Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным. На своих  уроках я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели, возрастные особенности учащихся. Как сказано выше, мне и моим ученикам нравятся уроки нетрадиционные, на которых сочетаться могут одновременно несколько активных форм, где можно проявить творчество, показать свой интеллект. Мой опыт применим как к системе урочной работы, так и внеклассной деятельности. В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до 16 века основной была индивидуальная форма. Затем её заменяет групповая. А с 19 века преобладает фронтальная. В 20- е годы 20 века в советской школе была групповая форма обучения. Потом на свет появился бригадно- лабораторный метод. Для выполнения определённого задания сроком на 1- 2 недели учащиеся в классе делились на 2 бригады. В условленное время бригадир отчитывался за всё сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффективность. В начале 30- х годов вновь вернулись к классно- урочной системе, для которой характерно преобладание фронтальной формы. Эта форма и по сей день является в нашей школе основной, а вот обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются.      Идеологи развивающего обучения Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков попытались осуществить его в условиях традиционной классно- урочной системы обучения. Массового внедрения в школу их идей достичь пока не удалось.    Современное обучение должно быть гуманным и индивидуализированным. Уроки русского языка и литературы должны быть направлены на развитие творческих способностей учащихся, а этому способствуют именно коллективные способы обучения. Сама жизнь ставит перед нами цель: научить детей владеть языком на коммуникативном уровне, то есть уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях. Поэтому работа в парах постоянного или сменного состава как нельзя лучше помогает учителю достичь наибольших результатов в решении этой проблемы Ведущие принципы педагогической деятельности 1.      Опора на субъективный опыт учащихся. 2.      Учёт индивидуальных особенностей учащихся. 3.      Реализация творческих возможностей учащихся. 4.      Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности. 5.      Гуманизация образования. В современной психолого- педагогической науке используются различные дидактические системы. Все они опираются на то, что обучение должно вести за собой развитие. Основу моего педагогического опыта составляют идеи развивающего обучения. В нашей стране идею развивающего обучения впервые выдвинул Л. С. Выготский. В своих работах он обратил внимание на необходимость рассмотрения обучения и развития как двух взаимосвязанных процессов, при этом ведущую роль Выготский отдавал обучению. В настоящее время известны дидактические системы развивающего обучения, разработанные под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Все существующие теории развивающего обучения направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Если при традиционном обучении( информационном, сообщающем) деятельность учащихся носит репродуктивный характер, то в условиях развивающего обучения эта деятельность становится продуктивной, творческой. Учащиеся самостоятельно ищут решение нового задания, проблемы, т. е. они учатся применять знания в новой ситуации, проявляют повышенный интерес к этому новому. Задачи развивающего обучения.      Учить мыслить логично, научно, творчески.      Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания,         убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико- материалистического мировоззрения.         Содействовать формированию прочных знаний, также сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно остаются в памяти, а если и забываются, то их легко восстановить, повторить ход рассуждения, доказательства, аргументации.         Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.        Формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности.       Формировать и развивать положительное отношение, интерес как к данному учебному предмету, так и к учению вообще 3. Технология опыта.  Учебно- воспитательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей учащихся. Одна из задач учителя опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес к учебной деятельности. Для реализации этих задач я использую разнообразные проблемные и игровые задания. Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия быстрых решений в разнообразных ситуациях. В игру включаю викторины, элементы мозгового штурма. Коллективная форма работы- одно из основных преимуществ игр. В игре обычно работают группы по 5- 6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно может принять участие весь класс. При изучении романа Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание» в 10 классе я провожу урок- суд « Преступление и наказание Родиона Раскольникова». Каждый ученик получает свою роль: судья, прокурор, адвокат, Лужин, Соня, присяжные заседатели. Ученики выступают как творцы соответствующих монологов. Вариацией деловой игры на уроке литературы может служить урок- пресс- конференция. Части учеников в классе предназначается роль экспертов- специалистов по обсуждаемому вопросу. Остальные ученики представляют журналистов различных газет. Так как подготовить урок- конференцию, используя только материал учебника невозможно, то идет обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся с дополнительными источниками информации.   Обобщение- один из логических приемов, которые имеют определяющие значение среди других, способствующих решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемам нужно расширить систему творческих заданий, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими для доказательства и обоснований. В средних классах обобщение чаще всего заключается в том, чтобы свести отдельные факты в систему, позволяющую видеть в разрозненном целое. На уроках русского языка и литературы как можно чаще должна звучать живая речь учеников. Обучение школьников различным видам речевой деятельности требует следующих приёмов: - умение раскрыть тему и основную мысль текста; - умение выписывать, составлять план; - умение строить высказывание в определённой композиционной форме; - умение совершенствовать написанное.      Для решения этой проблемы составляю творческие задания для учащихся: создать текст на лингвистическую тему, подготовить в паре диалог на заданную тему, сочинить сказку, сделать комплексный анализ текста и написать свою миниатюру по теме данного текста, написать сочинение определённого типа или соединить в тексте несколько типов речи и  т. п.       Для стимулирования самостоятельной речевой деятельности учащихся обращаюсь к следующим видам работы: постановка вопросов к прослушанному или прочитанному тексту, озаглавливание текста, определение основной мысли, выделение наиболее важной части высказывания для понимания общего содержания; пересказ эпизодов, относящихся к характеристике какого- либо лица; выражение своего отношения к прослушанному, оценка поступков героя, завершение незаконченного рассказа. Уроки- семинары целесообразно проводить в старших классах. В ходе решения задач семинара не только развивается мышление учащихся, но и самостоятельность, активность, целеустремленность. Школьники учатся использовать все имеющиеся знания, личный опыт, информацию из художественной и научно- популярной литературы, опираться не только на логику, но и интуицию, догадку. Большим воспитательным потенциалом семинара обладает коллективное решение проблем и задач, при этом учащиеся учатся слушать и слышать других, аргументировать свое мнение, признавать свои ошибки или доказывать правоту, строить решения.          Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основе новых выводов. Работа по анализу различных текстов на уроке русского языка и литературы открывает неожиданный смысл, новые образы, приводит учащихся к новым художественным открытиям. Формированию творческой мыслительной деятельности учащихся могут способствовать проведение таких уроков как лекции. При чтении лекции обращаю внимание учащихся на вопросы плана, привлекаю их к обсуждению, использую средства наглядности. В заключении лекции следует углубить знания, даю установку на запоминание, делаю выводы по основным ее этапам Логическим продолжением лекции является семинарское занятие. Применение этих форм обучения повышает познавательную активность, учит самостоятельному приобретению знаний и умений излагать свои мысли. Такие навыки учащиеся затем используют при подготовке к олимпиадам, конкурсам, различным внеклассным мероприятиям. Таким образом, я считаю, что рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному, глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся. Рациональное сочетание приемов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся и в свою очередь повышает интерес к изучаемому предмету. 4. Результативность опыта.   Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволили мне добиться основного повысить качество обучения, заинтересовать учеников своим предметом. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизведанного.                                                                                V.  Для повышения мотивации к изучению русского языка и литературы и привития интереса и любви к предмету организую поисковую, исследовательскую, краеведческую работу, формирую устойчивый интерес к учебному предмету и учению в целом через систему внеклассной работы. Ученики собирают материал о местных поэтах, создают видеофильмы.   VII.   Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Я пытаюсь через урок помочь ученикам открыть в себе такие способности, о которых они раньше не подозревали. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы и специальные творческие уроки. Все это должно быть направлено на развитие у учащихся потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества. Это необходимо делать потому, что поиск новых талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование самого общества. 5. Библиографический список   1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. , М. - 2000г. 2. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно- воспитательного и методического процессов в школе. - Волгоград: Учитель, 2007. 3. Петровский Г. Н. , Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор. / Г. Н. Петровский, Мн: ННО 2000г. с. 92 4. Селевко Г. К. . , Современные образовательные технологии, - М. - 1989г. с. 193  5. Томсон Н. А. Технология модульного обучения на уроках русского языка. - Русский язык, № 4, 2006. - с. 15 6. Юсуфбекова, Н. Р. Общие основы педагогических инноваций/ И. Р. Юсуфбекова М. 2001, с. 91 7. Якиманская, И. С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе/ И. С. Якиманская: М. , 1996г. С. 95.                

Оставить комментарий: