a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа в средней группе 2015- 2016 по ФГОС (коммуникация)

Автор: Васильева Екатерина Владиславовна Опубликовано: 2016-02-19 22:21:35

Документы для скачивания

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 385 МБДОУ детский сад № 385 Утверждаю: заведующий МБДОУ № 385_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ О. Е. Исакова Приказ № 134- о от «29» августа 2015 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Рабочая программа модуля № 1 по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в средней группе на 2015– 2016 учебный год Составитель: Воспитатель 1 квалификационной категории Васильева Е В. Екатеринбург, 2015 Содержание: 1. Целевой раздел 2 Пояснительная записка: 2 1. 1. Цель и задачи реализации Программы 3 1. 2. Принципы и подходы к формированию Программы 4 1. 3. Характеристики особенностей развития детей пятого года жизни 5 1. 4. Планируемые результаты освоения Программы, целевые ориентиры. 9 2. Содержательный раздел. 13 2. 1. Содержание образовательного процесса в средней группе ДОУ. 13 2. 2. Календарный учебный график, годовой план НОД в средней г группе, расписание НОД, 14 2. 3. Модель организации образовательного процесса 16 2. 4. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка: 19 2. 4. 1. Содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» 26 2. 5. Направление части Программы, формируемой участниками образовательных отношений 40 3. Организационный раздел 45 3. 1. Организация режима пребывания детей в средней группе. 45 3. 2. Создание условий для реализации образовательной программы детей пятого года жизни 47 3. 3. Программ но – методическое, материально- техническое обеспечение группы 52 4. Краткая презентация программы. 53 4. 1. Возрастная категория детей, на которую ориентирована Программа. 53 4. 2. Используемые программы 54 4. 3. Характеристика взаимодействия педагога с семьей. 54 5 Приложение 56 5. 1. Проектное – тематическое планирование в средней группе детского сада. 56 5. 2. Циклограмма по ознакомлению детей в средней группе с художественной литературой. 73 5. 3. Нерегламентированная деятельность, формируемая участниками образовательного процесса 77 Целевой раздел. Пояснительная записка. Образовательная программа дошкольного учреждения разработан в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»( Зарегистрированного в Минюсте России 14. 11. 2013 № 30384; Приказ Минобрнауки России от 30. 08. 2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»( Зарегистрировано в Минюсте России 26. 09. 2013 N 30038) ; Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»( Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013   г. N  26) ; Концепция содержания непрерывного образования( дошкольное и начальное звено) , утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17. 06. 2003 г. ; Международная Конвенция «О правах ребенка»( 1989) ; Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27. 03. 2000 № 27/ 901- 6. «О психолого- медико- педагогическом консилиуме( ПМПк) образовательного учреждения». Программа разработана с учетом рекомендаций, а также концептуальных положений авторов примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3- е изд. , испр. И доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014, с учетом особенностей МБДОУ № 385, возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников, семьи. Образовательная деятельность с детьми пятого года жизни строится с учетом развития личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующую структурную единицу, представляющую определенное направление развития и образования детей: «Социально – коммуникативное». Которое обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Объем обязательной части Программы составляет времени, необходимого для реализации Программы, и общего объема образовательного процесса, формируется участниками образовательных отношений. Вторая часть программы разработана в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, локальным актами МБДОУ № 385, регулирующими деятельность учреждения дошкольного образования: Устав МБДОУ № 385; Изменения( дополнения) к Уставу МБДОУ; Лицензия Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на право ведения образовательной деятельности( серия 66 № 000585, регистрационный № 13559 от 28. 02. 2011г) 1. 1. Основные цели и задачи области. Ведущая цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Стандарт направлен на решение следующих задач, согласно возрастной группе: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться. Формирование образа «Я», уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации. Формирование гендерной, семейной принадлежности. Воспитание культурно – гигиенических навыков. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения. 1. 2. Принциры и подходы к формированию Прогр аммы социально – коммуникативной области. Соответствует принципу развивающего образование. Сочетает принцип научной обоснованности и практической преемственности. Соответствует критериям полноты и достаточности( позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала) . Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми( основная форма работы игра) . Допускает варьирование образовательного процесса. Предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности дошкольников при проведении режимных моментов. 1. 3. Характеристика особенностей детей пятого года жизни. 1. 4. Планируемые результаты освоения Программы, целевые ориентиры. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе и чувство веры в себя, старается решить конфликты; Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеето подчиняться разным правилам и социальным нормам; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки, в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы и взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Проявляет ответственность за начатое дело. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские так и исполнительские функции в совместной деятельности. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства. Имеет первичные представления о себе, семье. Традиционных семейных ценностях, проявляет уважение к своему и противоположному полу. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. Эти социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного общего образования. Определение объекта мониторинга, установление стандарта( эталона, норматива) и операционализация мониторинга( определение критериев, показателей, индикаторов) ; Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики; Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников; Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития; Принятие решения об изменении деятельности. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных( наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности) и высокоформализованных( тестов, опросников, методов проективной техники- решение проблемных ситуаций) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Активно используются традиционные методы педагогической диагностики: беседы с родителями, детьми, анализ детских работ, анкетирование родителей. Педагогическая диагностика, используемая для конструирования педагогического процесса, представляет собой набор специально разработанных информационных методик и тестовых заданий, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальный уровень развития ребенка, успешность освоения различных разделов комплексной образовательной программы. Данная педагогическая диагностика может быть охарактеризована как экспресс- диагностика, потому что она не требует длительного комплексного обследования и позволяет относительно быстро выявить, насколько успешно усвоено детьми программное содержание. Как правило, это игровые проблемные ситуации, требующие решения житейской задачи и применения осваиваемого детьми социального опыта. Широко применяются индивидуальные беседы с использованием детских литературных произведений, сюжетных картинок, когда ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступкам героев, предложить и обосновать свой вариант поведения. Проанализировать результат педагогической диагностики воспитателю помогает методическое пособие «Результаты мониторинга образовательного процесса»( Верещагина Н. В. издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011) , в котором представлен мониторинг освоения детьми образовательных областей с различным техническим инструментарием( критериями и методами) . Таблицы мониторинга заполняются дважды в год – в начале и в конце учебного года, для проведения сравнительной диагностики. 2. Содержательный раздел. 2. 1. Содержание образовательног о процесса в средней группе ДОУ: социально – коммуникативное развитие. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные еди ницы, представляющие определенное направление развития и образования детей- соц иально- коммуникативное развитие. Образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно- ориентированный характер, направленный на достижение социально- значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться. Образовательный процесс в период дошкольного детства строится на основании уважения детской индивидуальности, учета готовности к освоению предъявляемых требований и исключение принуждения и насилия, с опорой на достижения предыдущего этапа развития. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на следующие виды деятельности: непосредственно образовательную деятельность; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной пр ограммы дошкольного образовани План НОД в средней группе Группа средняя группа Длительность НОД в мин. 20 минут ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ неделя месяц год Социально – коммуникативное развитие( формирование целостной картины мира, расширение кругозора) 1 4 36 Итого по основной части в минутах 20 80 720 Объем недельной образовательной нагрузки 20 минут 2. 3. Модель организации образовательного процесса. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей- осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности( не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми) , так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов( решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др. ) . Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности( игровой, двигательной, познавательно- исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально- художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Объем образовательной нагрузки как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, дозирование нагрузки – условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Воспитатель самостоятельно определяет ежедневный объем образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в зависимости контингента детей, региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленных Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и действующими санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами( СанПиН) . Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН( 3- 4 часа в день для всех возрастных групп) . Направление развития 1- я половина дня 2- я половина дня Социально- коммуникативное Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Формирование навыков культуры еды Этика быта, трудовые поручения Формирование навыков культуры общения Сюжетно- ролевые игры Индивидуальная работа Эстетика быта Трудовые поручения Игры с ряжением Работа в книжном уголке Общение младших и старших детей Сюжетно- ролевые игры Театрализованные игры Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми среднего( 4 – 5 лет) дошкольного возраста по социально – коммуникативному развитию. Дни недели I половина дня II половина дня Понедельник индивидуальные беседы с детьми навыки культуры поведения труд в уголке природы строительные игры хороводная игра развивающие игры Вторник пальчиковая гимнастика экологическая беседа воспитание культурно- гигиенических навыков чтение художественной литературы настольно- печатные игры трудовые поручения Среда сенсорные игры целевая прогулка пальчиковая гимнастика углубленная работа сюжетно- ролевые игры музыкальное развлечение Четверг экологические беседы пальчиковая гимнастика дидактические игры. Направленные на формирование основ безопасности. индивидуальная работа в уголке природы Пятница индивидуальная работа по конструированию беседа по воспитанию гуманных чувств пальчиковая гимнастика дидактические игры по ПДД хозяйственно- бытовой труд чтение художественной литературы 2. 4. Содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» Направлено: на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально – коммуникативное развитие предполагает следующие направления: социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Задачи: Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм; взаимопомощи, сочувствия обиженного и несогласия с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо, уступил просьбе сверстника. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Ребенок в семье и обществе. Задачи: Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях( сын, мама, папа, дочь) . Интересоваться какие обязанности по дому есть у ребенка. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении детского сада. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала. Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символике и традиций. Формировать первичные представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят. Формировать первичные гендерные представления. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Задачи: Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать на вешалку одежду. Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Воспитывать у детей положительное отношение к труду и желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию. Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы. Поощрять желание детей ухаживать за растениями. В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике. В зимний – к расчистке снега. Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей. Формирование основ безопасности. Задачи. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на участке и в помещении, в ближайшей местности. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения. Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами, ножницами. Знакомить с правилами езды на велосипеде. Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре. Задачи и содержание работы Формы работы Формы организации детей Примерный объем( в неделю) Непосредственно образовательная деятельность Развитие игровой деятельности Формирование и развитие общения и средств общения: Формирование представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе и некоторых правилах безопасного поведения Игровое упражнение Индивидуальная игра Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра( парная, в малой группе) Подгр. Инд. 50 мин. - 1 час. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми( в том числе моральным) Игра Чтение Беседа Наблюдение Педагогическая ситуация Групп. Подгр. 10- 15 мин. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире Праздник Групп. Подгр. до 25 мин. ( по календарю праздников) Организация деятельности педагогов и детей по решению данных задач осуществляется также в рамках реализации других образовательных модулей( в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей, определенных для каждого конкретного образовательного модуля) . Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Развитие игровой деятельности Игровое упражнение, индивидуальная, совместная с воспитателем и совместная со сверстниками игра( парная, в малой группе) Подгр. Инд. 20- 25 мин. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми( в том числе моральным) , привлечение к выполнению отдельных процессов в хозяйственно- бытовом труде Ситуативный разговор с детьми Педагогическая ситуация Ситуация морального выбора Беседа Игра Совместные действия Поручения Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Групп. Подгр. Инд. 25 мин. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире Самостоятельная деятельность детей Развитие игровой деятельности Индивидуальная игра Совместная со сверстниками игра( парная, в малой группе) Подгр. Инд. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми( в том числе моральным) Во всех видах самостоятельной детской деятельности Подгр. Инд. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире 2. 5. Направления части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Чтобы знать свое место в окружающем мире, быть уверенным в будущем каждому человеку необходимо знать историю и культуру народа, которому он принадлежит: традиции, обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т. д. В противном случае будут потеряны ориентиры развития народа, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Типовая Программа формулировала задачи по знакомству дошкольников с родной культурой формально, не обозначены были средства и методы решения этих задач, у воспитателей не было соответствующих материалов и пособий, да и педагоги плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были проникнуты чувством понимания ее древности и величия. Поэтому в ДОУ реализуем парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой- СПб. : Детство- Пресс, 2006. Выбор данной программы обоснован тем, что в реализуемой в ДОУ примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» проблема нравственно- патриотического воспитания с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. Реализация данной технологии программы позволит приобщить детей к национальной культуре, сформировать патриотические чувства и развить духовность в каждом ребенке. Цель программы – приобщение детей к истокам русской народной культуры, накопление ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний и умений. Задачи- формирование у дошкольников «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственным ценностям, традициями, особенностями культуры. Приоритеты: окружающие предметы должны пробуждать душу ребёнка, воспитывать в нём чувство красоты, любознательность, помогать осознанию что он – часть великого русского народа; использование всех видов фольклора, как источника познавательного и нравственного развития детей; знакомство с народными праздниками и традициями для развития наблюдательности различных сторон общественной деятельности человека; создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в группе и семье, повышение педагогической культуры родителей. Составлено планирование в соответствии с годовой циклограммой работы( приложение) Программа предполагает проведение одного мероприятия в неделю для детей среднего возраста, продолжительность НОД от 20 до 25 мин. согласно возрасту детей, общее количество учебных занятий в год – 36. Педагогический анализ знаний и умений детей( диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае. Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по ра зделам образовательных областей. Социально – коммуникативное развитие: «Формирование целостной картины мира », где дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, традициями, обрядами, народными праздниками. Важное значение при определении содержательной основы Программы и выявлении основных направлений образовательной деятельности учреждения имеют национально- культурные, климатические, демографические условия, в которых осуществляется образовательный процесс. В связи с тем, что контингент воспитанников проживает в условиях современного города- мегаполиса, своеобразие социокультурной среды проявляется: В доступности разнообразных видов культурно- просветительских учреждений( разные театры, библиотеки, музеи, цирк, культурно- деловые центры, музыкальные, спортивные школы, т. д. ) , что определяет возможность осуществления многопланового и содержательного социального партнёрства; В возможности становления гражданственности у детей дошкольного возраста благодаря существованию учреждений, деятельность которых связана с возрождением национально- культурных традиций, патриотического чувств подрастающего поколения. Социально- демографические особенности осуществления образовательного процесса определились в ходе статистических и социально- педагогических исследований семей воспитанников: Наличие среди родителей воспитанников МБДОУ широко представленной социальной группы служащих  молодого возраста, со средним финансовым положением, с высоким образовательным уровнем, воспитывающих 1 или 2 детей. Этнический состав семей воспитанников в основном имеет однородный характер, основной контингент – дети из русскоязычных семей. Желание семей получать гарантированную и квалифицированную психолого- педагогическую поддержку, то есть присутствие определенной доли доверия в уровне квалификации и качестве предоставляемой услуги  учреждением. Психолого- педагогические задачи, поставленные и реализуемые с учетом региональной специфики( местных особенностей) дополнительно к обязательной познавательной области, предполагают ознакомление с особенностями родного края. Для ознакомления с историей, обычаями народов, природой Урала используем следующее программно- методическое обеспечение: Подвижные игры народов Урала. - Екатеринбург: ИРРО. – 2009. Игры на асфальте. Методические рекомендации/ С ост. Воронцова О. , Воробьева Л. - Екатеринбург: ИРРО. – 2009. Хрестоматия для детей среднего дошкольного возраста. Литературное творчество народов Урала/ С ост. Толстикова О. В. Екатеринб ург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2010г. Особенности организации образовательного процесса социально – коммуникативного направления. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости. Эго эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. Для этого педагогу необходимо: Общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз; Внимательно выслушивать детей, помогать делиться своими переживаниями и мыслями; Обеспечивать в течени и дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей; Устанавливать понятные для детей правила взаимодействия; Проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и другими педагогами; Учить проявлять уважение друг к другу; Создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям; Обсуждать с родителями целевые ориентиры, на достижения которых направлена деятельность воспитателя. 3. Организационный раздел. 3. 1. Создание условий для социально – коммуникативного развития детей пятого года жизни. Условия реализации программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и другим людям. Условия группы: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; образовательная деятельность построена на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентирована на интересы и возможности каждого ребенка; поддерживается интерес и поощряется самостоятельность детей в специфических для них видах деятельности; предоставляется возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; формирование положительной самооценки, уверенность в собственных возможностях и способностях; - Использование мультимедийного проектора для презентаций на родительских собраниях, педагогических советах, на непосредственно- образовательной деятельности с воспитанниками; - Наличие странички на сайте у детского сада в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Также для работы в группе используются следующие средства ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон, магнитофон, фотоаппарат, фильмоскоп; Проведение педагогической диагностики( оценка индивидуального развития ребенка) для оценки эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования работы с детьми. Предметно- пространственная среда средней группы: Оборудована в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности; двигательной активности, а также возможности для уединения( игровые уголки) . В группе имеется трансформируемое оборудование для насыщенности предметно – пространственной среды; Для обеспечения свободного выбора деятельности в группе достаточное количество игрушек, разнообразных материалов, игр, оборудования; У детей имеется свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, материалам, обеспечивающим все основные виды детской активности. Обеспечение группы. познавательное развитие 1. Фланелеграф. 2. Пособия для занятий 3. Пособия для занятий красная папка 4. Основные цвета 5. Посмотри и скажи, где? 6. Фигурки и картинки для фланелеграфа 7. Треугольники 8. Кружки 9. Квадраты 10. Счётные палочки 11. Геометрические фигуры( коробка) 12. Полоски разной ширины 13. Цифры 14. Раздача очередного материала( полоски) 15. Раздать материал( фигурки) 16. Пластмассовые фигурки 17. Геометрические квадраты и прямоугольники 18. Раздаётся материал( фигурки) 19. Пластмассовые фигурки 20. Шестигранники( мешочек) Настольно – печатные игры Часть и целое Цвета Профессии Время Любимые сказки и Путаница Народные промыслы Поиграй- ка Четвёртый лишний Домино( фрукты, сборное) Шнуровочка Домино « мультфильмы» Собери картинку( пластик) Математическое лото Мозаика Пазл « цвет» Кубики( россыпь) Азбука на кубиках Вагончики – считалочки Играя – учись « счет» Лото для малышей( овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды, цветы) Плакаты Животный мир – 2 штуки Домашние животные и птицы Времена года Птицы средней полосы Насекомые Этикет Хорошие манеры Правила поведения Гигиена Уголок природы Лупа Гвозди Фольга Магниты Семена клёна Камешки Глина Перо Свеча( парафин, воск) Косточки абрикоса Ракушки Семя арбуза Семя каштана Металл Пипетки Резина Крышки пластмассовые( цветные) Колбы Цветные камушки Верёвочки Горшки под рассаду( 7 штук) Леска Поролон Мех искусственный Деревянные бруски Крышки пластиковые( белые) Шишки Мой дом Плита- 1 штука Мойка тумба- 1 штука Шкаф для посуды – 1 штука Стул – 1 штука Стол – 1 штука Кроватки с матрасами Подсудка( россыпь) Куклы Гладильная доска Шкаф плательный Айболит Кушетка- 2 штуки Полка под лекарство- 1 штука Ширма – 1 штука Игровые атрибуты Строй- ка Кубики большие деревянные Кубики пластиковые( большие) Лег о- россыпь Конструктор «Строй- ка» Кубики «мой город» коробке Кубики малые – рассыпчатые Контейнер под конструктор – 2 штуки Предметные игрушки для создания игрового замысла( рассыпчатый) Уголок ряженья Полка – 1 штука Маска меховая медведь – 1 штука, ёжик – 1 штука Маски бумажные к сказкам( россыпь) Резиновые игрушки – россыпь Костюм ы- россыпь Уголок здоровья: Беговая дорожка Кегли Мячики разного диаметра Набивные мячи Скакалки Обручи Ребристая доска Ленточки цветные Речевое развитие Картинки по развитию речи( картинный словарь) Цветы Развитие речи – пособие для дошкольников( коробка) . Наглядный, раздаточный материал для маленьких Цветы, овощи, ягоды, фрукты( папка) Магазин «Овощи, ягоды, фрукты» Деревья наших лесов Птицы Ягоды Посуда Обувь Игрушки Домино «Ягоды» Лото( коробка) Предметные картинки( действия) . Предметные картинки( животные) Набор картинок по развитию речи Картинки( ягоды, овощи, фрукты) Загадки о природе Одежда и обувь по сезону Литература детям. «Петушок и бобовое зернышко». «Лиса и медведь», русская народная сказка. «Кот и лиса», русская народная сказка. « Баюшки, баюшки », С. Кузьмин. « Сказка про куклу ». «Колосок», русская народная сказка. «Лисичка со скалочкой», русская народная сказка. «Маша – растеряша», Л. Воронкова. «Игрушки», А. Барто. «Три поросенка». « Заюшкина избушка», русская народная сказка. «Загадки», К. Чуковский. «Муха – цокотуха», К. Чуковский. « Мойдодыр », К. Чуковский. «Телефон», К. Чуковский. «Репка», русская народная скащка. «Гадкий утенок», Андерсен. «Храбрый портняжка », Гримм «Лесные стихи», Т. Белозеров. « Снегурушка и лиса», русская народная сказка. «Принцесса на горошине», Андерсен. «Кот в сапогах», Ш. Перро. «Бременские музыканты», Гримм. «Снежная королева», Андерсен. «Кошкин дом». «Овца, лиса и волк», русская народная сказка. «Снегурочка», в обр. Ушинского. «Зимовье зверей», русская народная сказка. «Заяц – хваста », русская народная сказка. «Медведь и три сестры». «Елочка», стихи. «Русские народные сказки». «Новогодняя сказка», стихи. «Колобок», русская народная сказка. «Волшебник Деде Мороз», стихи. «Веселый счет», Степанов. 3. 3. Программно – методическое, материально- техническое обеспечение группы Реализуя требования ФГОС, в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» педагог «имеет право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, учебных пособий и материалов в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением». Взяв за основу утвержденный и обозначенный в образовательной программе МБДОУ комплект программно- методического обеспечения образовательного процесса, педагог самостоятельно дополняет его необходимыми методическими пособиями и рекомендациями «Книга для чтения в детском саду и дома 4 – 5 лет», М. , Оникс, 2005г. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», М. , 2005г. Борисова М. М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения», М. , Мозаика – Синтез, 2014г. Губанова Н. В. «Развитие игровой деятельности», М. , Мозаика – Синтез, 2014г. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», М. , Мозаика – Синтез, 2014г. Кобзева Т. Г. «Организация деятельности детей на прогулке», Волгоград, 2011. Максакова А. И. , Тумакова Г. А. «Учите, играя», М. , Просвещение, 1989г. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников», М. , Мозаика – Синтез, 1989г. Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2006г. Перевертень Г. И. «Поделки из орехов», М. , Полиграфиздат, 2002г. Родничок – книга для чтения детям 4 – 5 лет, «АРКТОУС», 1994г. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М. , АСТ, Родничок, 1999г. Теплюк «Игры – занятия на прогулке с малышами», М. , Мозаика – Синтез, 2014г. Ушакова О. С. , Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой», средняя группа. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного Образования. Издательский дом «АБАЖУР», Екатеринбург, 2015г. 4. Краткая презентация программы. 4. 1. Возрастная категория детей, на которую ориентирована Программа. Программа по социально – коммуникативному развитию ориентирована на детей 4 – 5 лет( средняя группа) . О бразовательный проце сс в гр уппе строится с учетом требований санитарно- гигиенического режима в дошкольных образовательных учреждениях( СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13) . Его характерными качествами являются рациональность организационной структуры, развивающее разнообразие форм обучения, взаимосвязь между организационными формами. Содержание образовательного процесса определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой педагогом самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Образовательная деятельность реализуется в соответствии с нормативными документами и годовым планом, образовательный процесс осуществляется на основе поставленных задач, которые решаются с помощью соответствующих методов. Воспитательно- образовательная работа осуществляется по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Основные цели и задачи области. Ведущая цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Стандарт направлен на решение следующих задач, согласно возрастной группе: 1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка. 2. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться. 3. Формирование образа «Я», уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации. 4. Формирование гендерной, семейной принадлежности. 5. Воспитание культурно – гигиенических навыков. 6. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. 7. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. 8. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. 9. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения. 4. 2. Используемые программы. Программа разработана с учетом рекомендаций, а также концептуальных положений авторов примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3- е изд. , испр. И доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014, с учетом особенностей МБДОУ № 385, возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников, семьи. Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой- СПб. : Детство- Пресс, 2006. Козицына М. В. , Мир игрушки: кукла. Интегрированная программа познавательно- творческого развития личности дошкольника. – Екатеринбург: ИРРО, 2005. 4. 3. Характеристика взаимодействия педагога с семьей. Ежедневная организация жизни и деятельности детей определяется с учетом времени, отведенного на следующие виды: Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе организации различных видов детской деятельности( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) ; Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Самостоятельная деятельность детей; Совместная деятельность с учетом региональной специфики; Взаимодействие с родителями( законными представителями) воспитанников. Одним из важных условий является сотрудничество педагогов с семьей: Дети, воспитатели и родители( законные представители) - главные участники педагогического процесса. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, которое во многом зависит от согласования действий семьи и детского сада. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего детства ребенка. Поэтому с родителями проводятся наиболее эффективные формы взаимодействия: первичное знакомство, беседа, анкетирование; проведение индивидуальных бесед с родителями об особенностях развития их ребенка; консультации, семинары, практикумы, круглые столы. проведение совместных мероприятий; родительские собрания, конференции; наглядная информация для родителей; «Открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных мероприятий в физкультурном зале, на спортплощадке; закаливающих и профилактических процедур; Выкладывание информации на сайте ДОУ.

Оставить комментарий: