a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы МБДОУ ДС с.Вазерки по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Опубликовано: 2016-02-22 21:34:38

Документы для скачивания

Социально- коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. В связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей, возрастает актуальность социально- коммуникативного развития дошкольников в современных условиях. И поэтому в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально- коммуникативного развития. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи представлены на слайде. Для решения поставл енных задач необходимо соблюдение ряд а условий: - использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий; - реализация общеобразовательной программы; - обогащение предметно- пространственной среды. Сод ержание работы по социально- коммуникативному развитию детей каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально- коммуникативного развития дошкольников. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» реализуется в 4- ех направлениях. Первое направление – это р азвитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.   Игра – выступает как форма социализации ребёнка, это особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. В игре моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.   Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.   Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны.   Следующее направление реализации О бразовательной О бласти «Социально- коммуникативное развитие»- п атриотическое воспитание дошкольников. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. За дачи патриотического воспитания выведены на слайд. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.   Сл едующее направление – это формирование основ  безопасности у дошкольников. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми Воспитание навыко в безопасного поведения дошкольников осуществляется  на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно- образное мышление и непосредственность восприятия. Основная цель работы- расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил( гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе) , от умения предвидеть и избежать возможную опасность. И четвёртое направление реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» является Трудовое воспитание Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в дошкольном возрасте, поэтому труд должен войти в жизнь ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии. Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье. Задачи трудового воспитания вы видите на слайде О пыт работы по социально- коммуникативному развитию дошкольников нашего учреждения- МБДОУ ДС с. В азерки Наше дошкольное учреждение работает по основной образовательной программе дошкольного образования детского сада с. В азерки, которая соответствует требованиям ФГОС ДО. Приоритетным направлением работы нашего учреждения является социально- коммуникативное развитие детей. Данное направление реализуется в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ во всех видах детской деятельности: в режимных моментах, в НОД( занятиях) , самостоятельной деятельности. Программа ориентирована на развитие детей от 1, 5 лет до 7лет( до окончания образовательных отношений) , рассчитана на обучение детей в группах одного возраста и в разновозрастных группах. Обязательная часть Программы составлена с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана педагогическим коллективом МБДОУ по приоритетному направлению социально- коммуникативного развития детей самостоятельно в форме специальной модели. Содержание работы по социально- коммуникативному развитию разделено на несколько блоков, вы их видите на слайде, в старшем дошкольном возрасте добавляется ещё один блок… Кроме того, часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется по региональному проекту «Здоровый дошкольник» в трёх модулях: «Футбол в детском саду», «Танцующий детский сад» и «Моё здоровье». В нашем ДОУ созданы все условия для всестороннего развития детей. С целью организации и гр овой деятельности, во всех возрастных в группах созданы игровые уголки для мальчиков и девочек и для совместных игр, книжный уголок и уголок театрализованной деятельности, Для развития продуктивного общения, способности к сопереживанию, взаимопомощи необходима система комплексной работы с детьми: 1. На начало года пополняются игры" Семья" , «Больница», " Парикмахерская». В течение года постепенно добавляются новые атрибуты. Для совместных игр мальчиков создаются условия для конструктивных игр( со строителем, модулями) и ролевых –« Шоферы», «Строители» и др. 2. Создание условий для театрализованной деятельности способствует тому, что дети в роли проживают различные эмоциональные состояния персонажей, способны раскрыться эмоционально, могут проявить не свойственные для них личностные качества. Поэтому в течение года пополняется театрально- игровая среда костюмами, разными атрибутами и видами театра В процессе дидактических игр дети закрепляют полученные знания. Патриотическое воспитание является первостепенной задачей современного общества. Уже со второй младшей группы педагоги детям начинают рассказывать о родном крае – малой родине. В средней группе тематика расширяется, дошкольникам дают доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Детям рассказывают о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. В старшей группе расширяют представления детей о родной стране, государственных праздниках; формируют представления о том, что Российская Федерация( Россия) – огромная многонациональная страна. В подготовительной группе закрепляют знания детей о флаге, гербе и гимне; представления о Москве – столице нашего государства России; воспитывают уважительное отношение к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях. Работа по патриотическому воспитанию реализуется по следующим направлениям: Методическое сопровождение Работа с детьми Работа с родителями Работа с социумом Каждое из направлений связано между собой и включает в себя: Знакомство с родным городом и его историей Знакомство с родным краем и Россией Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа Знакомство с былинными героями и их подвигами Знакомство с государственной символикой В течение всего года с детьми проводятся мероприятия, направленные на воспитание патриотических чувств у детей. Для этого применяются различные формы подачи информации: НОД, беседы, просмотр видеофильмов и др. Полученные знания закрепляются в игровой деятельности, на праздниках, развлечениях. В подготовительной группе реализуется проект «Моё село Вазерки », в рамках регионального проекта «Моя малая Родина». Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. Уже во второй младшей группе педагоги формируют у детей представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Начинается знакомство с ПДД, формируются первичные представления о дороге, идёт знакомство с опасностями дома. В средней группе продолжается знакомство с многообразием животного и растительного мира, явлени ями неживой природы. С различными видами транспорта, их назначением. Продолжается закрепление правил пользования столовыми приборами, дети знакомятся с правилами пользования электроприборов. В старшей группе: происходит формирование основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе, что все в природе взаимосвязано, человек не должен нарушать э ту взаимосвязь. Идёт знакомство с явлениями неживой природы. Педагоги знакомят детей с правил ами поведения в этих условиях, п равилами оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых. Идёт знакомство с названиями улиц нашего села, домашнего адреса. Продолжается знакомство с ПДД. Расширяются знания об источниках опасности в быту, идёт знакомство с работой службы спасения. В подготовительной группе педагоги знакомят дошкольников с Красной книгой, с отдельными представителями животного и расти тельного мира занесёнными в неё, систематизируются знания об устройстве улицы, о дорожном движении. Педагоги учат детей оценивать свои возможности по преодолению опасности. Формируются навыки поведения в ситуациях «Один до ма», «Потерялся», «Заблудился», у мение обращаться за помощью к взрослым. Полученные знания закрепляются в ходе организованных совместно с родителями детей познавательных досугов, развлечений. . В этом учебном году с детьми средней группы реализуется проект «Живая капелька». в группах старшего дошкольного возраста педагогами оформлены уголки безопасности, содержание которых включает: ( план- схема улицы, где находится д/ сад, макет улицы с дорожн ыми знаками, иллюстрации т. д. ) . - подбор дидактических игр, демонстрационных пособий методической литературы, детской художественной литературы по ОБЖ и ПДД, Эстетически организованная среда – важное условие трудового воспитания, поэтому педагоги нашего ДОУ уделяют большое внимание подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы. Инвентарь подбирается в соответствии с возрастом детей, учитывается его безопасность, удобство использования. Организация дежу рств в к аждой возрастной группе соответствует возрасту и возможностям детей. Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по- разному. Так, во второй младшей группе она проводится часто, п о мере приобретения детьми навыков объем плановой работы уменьшается. Работа по привитию детям навыков самообслуживания в процессе игровой и трудовой деятельности( убрать на место игрушки, подготовить к занятиям свое рабочее место и убрать его и пр. ) в группах младшего и среднего дошкольного возраста планируется в игровой деятельности, в поручениях и на занятиях. Совместный труд детей и взрослых планируется со второй младшей группы. Значимость этого вида труда с каждым годом возрастает, содержание усложняется, доля участия детей в нем увеличивается. В группах среднего и старшего дошкольного возраста этот вид трудовой деятельности планируют чаще. В старшей и подготовительной к школе группах вводится коллективный( фронтальный) труд, предусматривающий одновременную организацию всех детей группы. Это хозяйственно- бытовой труд, направленный на поддержание чистоты и порядка в помещениях, на участке; труд в природе, ручной труд. Такая форма объединения детей в трудовом общении упражняет их в самостоятельной организации деятельности целого коллектива; развивает умение трудиться вместе для осуществления единых целей; дает возможность оценить сформированность детского коллектива. В процессе организации коллективного труда детям предлагают объединяться в новые подгруппы по интересам, желанию. Опыт показывает, что к 5 годам у большинства детей начинает явно проявляться желание трудиться по собственной инициативе. Ребята становятся нетерпимыми к беспорядку; сами, без просьбы и поручений взрослых, стараются его устранять, причем не только стремятся к деятельности, представляющей для них определенный интерес, но и выполняют работу обычную, необходимую. К концу старшего дошкольного возраста это желание переходит в стойкую привычку, становится нормой поведения. Постоянная, непрерывная ра бота по всем 4- ем направлениям ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Оставить комментарий: