a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа кружковой работы МСВ

Опубликовано: 2016-02-29 11:24:46

Документы для скачивания

Программа кружковой работы «Карусель сказок» для во спитанников младшего, среднего, старшего возраста. Воспитатель: Милентьева С. В. Пояснительная записка Сегодн я, когда широко решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплое, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др. В настоящее время в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования предъявляются повышенные требования как к формам организации разных видов детской деятельности детей, так и к содержанию воспитательно- образовательного процесса в целом. Работая с детьми наблюдая за ними практически ежедневно, я столкнулась с тем, что у детей слабо развита монологическая и диалогическая речь. Дети, рассказывая о событиях в своей жизни, часто используют мимику и жесты, пытаясь донести информацию до собеседника. Это происходит из- за бедного словарного запаса ребёнка или плохой речью. О ни с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Благодаря этому наблюдению, я выбрала тему для своей деятельности « Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности». Дети очень любят играть, поэтому театрализованные игры пользуются у детей особой популярностью. Малыши с большим удовольствием обыгрывают любимых сказочных героев, показывают их повадки, изображают звуки. И дети искренне радуются победе добра над злом и наступает добрая и счастливая развязка. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором главный принцип обучения- это игра. Изучая психолого- педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы « Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности ». Выяснив на констатирующем этапе о сновные затруднения педагогов, нами была организована работа с педагогами в задачи которой входили: раскрыть психолого- педагогические особенности восп риятия различных видов театральной деятельности детьми дошкольного возраста; познакомить педагогов с различными программами по эстетическому уровню детей в ДОУ; дать основы теоретических знаний об эмоционально образном языке и средствах выразительности разл ичных видов театрального искусства; С педагогами ДОУ были организованы семинары о важности речевого развития у детей( «Влияние театрального искусства на развитие личности дошкольника», «Диагностика уровня речевого р азвития дошкольников средствами театрального искусства ») , содержание проведенной работы способствовало обогащению мировоззрения воспитателей, успешному применению знаний в работе с детьми. Таким образом, ц ель моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности. Исходя из поставленной цели, я выделяю следующие задачи: развитие творческих способностей детей; развитие эмоциональности и выразительности речи у дошкольников; дать детям первичные навыки в области театрального искусства( использование мимики, жестов, голоса) ; формирование эстетического вкуса; расширение представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях. обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой; создание у родителей представлений о театральной деятельности детей, как об одном из наиболее важных видов деятельности в дошкольном возрасте; найти пути сотрудничества с семьями воспитанников, направленные на обеспечение благоприятных условий для творческой личности. Я сделала вывод, что т еатрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Так же о громно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Для достижения высокого уровня в освоении театрализованной деятельности и речевого развития необходимо было создать в группе предметно- пространственную среду. При организации и оформлении развивающей предметно- пространственной среды теат ральной студии я опираюсь на следующие принципы: Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Я считаю, что ж изненное пространство в театральной студии детского сада должно давать детям возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят им в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу. Принцип активности, стимулирующей активность и позн авательную деятельность ребенка, что по моему мнению, являются важными факторами свободного выбора цели действия. Принцип свободы и самостоятельности, по зволяющей ребенку самому определять свое отношение к с реде, выбирать то, что ему по душе. Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды. Оборудование в моей группе располагается так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребенок легко включался в игровую ситуацию. Но, в свою очередь, м атериалы театральной зоны требуют периодического обновления, ориентированного на интересы разных детей. Мною б ыла создана система по речевому развитию детей с использованием театрализованных игр. Вся работа строилась в несколько этапов. На первом этапе: •Изучение программ по развитию речи детей •Исследование разных видов художественно- ли тературных произведений( сказки, стихи, рассказы. ) . • Определение литературных персонажей. • В соот ветствии с возрастом персонажи должны меняться, усложняться их поведенческие характеристики. На втором этапе отобранные произведения подвергались дидактической обработке: • Подбирались вопросы и задания от персонажей, направленных на активизац ию речевой деятельности. • Подбирались физкультминутки, подвижные игры, загадки четверостишия так, чтобы они были объединены общим сюжетом. • Подбиралось оборудование для создания сказочного сюжета: иллюстрации, игрушки, демонстрационный раздаточный материал. Заключительный этап характеризовался применением театрализованных игр на практике. • На занятиях дети с удовольствием превращались в актеров и воплощали литературные образы; • Имитировали характерные движения героев произведений; • Работали над интонациями; • Учились работать за ширмой; В первое время театрализованная игра проводилась в вечернее время на фланелеграфе, т. к. он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксироват ь различные ситуации. П озже дети познакомились с настольным театром игрушек и картинок, которые обладают теми же свойствами, что и фланелеграф. К тому же в нем удобно имитировать движения автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей. Познакомились дети и с театром теней, получив массу приятных эмоций, они с удовольствием включились в предложенную игру. Театр теней очень хорошо использовать в часы досуга. Затем дети учились игре драматизации с пальчиками. Здесь можно было обыгрывать персонажи как находясь за ширмой, так и изображать действия, передвигаясь свободно по группе. Сложнее было играть куклами бибабо, так как они требуют техники вождения, персонажи должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости. Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально- исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально- эмоциональному развитию детей. Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать. В моей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, где я постаралась раскрыть роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время. Мною был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий, разработаны этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей дошкольного возраста. Таким образом я считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в работе и подтверждает свою актуальность. Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание Срок реализации: Программа кружковой работы рассчитана на воспитанников младшего, среднего, старшего возраста, на 3 года обучения. Продолжительность реализации программы в целом составляет 108 учебных часов. Этот период обучения предполагает, в плане теории, познакомить с материалом из истории кукольного театра, с простыми понятиями из области театра. Планируется изготовление декораций, подготовка и показ сказок –спектаклей по готовым куклам. Актуальность. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Обоснование темы. Нормативно- правовые документы федерального уровня последних лет: закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования об обязательных требованиях и условиях реализации образовательной программы ДОО. Эти изменения затрагивают и вопросы создания благоприятных условий для развития полноценной творческой личности. Противоречия. Педагогами нашей дошкольной организации ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. В связи с введением в практику работы ФГОС к предметно- развивающей среде был проведён анализ существующих условий в нашем учреждении. Посредством которого была выявлена проблема: созданная развивающая среда в ДОО отвечает лишь некоторым пунктам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и не всегда учитываются психолого- педагогические принципы её построения. Таким образом, возникает противоречие: в детском саду создана предметно- развивающая среда, но она не в полной мере отвечает требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. Проблема Проблема использования театрализованной деятельности в воспитательно- образовательном процессе в современных условиях носит актуальный характер, так как обусловлена недостаточным использованием в дошкольных учреждениях развивающего потенциала театрализованной игры. Это можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации. По моим наблюдениям, согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным образом в качестве" зрелища" на праздниках. Желание педагога достичь высоких результатов в театральной игре ведёт за собой тенденцию заучивания с детьми не только текста, но и интонации, и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть" хорошим артистом" . И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако, освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы, ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру! Вторую тенденцию в организации театрализованной игры, я думаю, можно назвать «невмешательством взрослого». На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны. К этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для" театра" . Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек- масок, элементов костюмов, фигурок героев. . . Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из- за возможности переодеться, а значит измениться. Старшего же дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей. Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико- ориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, мне было необходимо раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе развития театрализованной игры. Театрализованные игры включают:      действия детей с кукольными персонажами( сюжетными и образными игрушками) , пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурами, куклами марионетками; непосредственные действия по ролям; литературную деятельность( проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора) ; изобразительную деятельность – носит характер пространственно- изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или апплик5ативные декорации, костюмы персонажей; музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т. д. Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Работа по ознакомлению с театрально- игровой деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста( разыгрывание с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок) и продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте( создание мини- этюдов, игр- имитаций, элементов логоритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини- спектаклей) . Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях. Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями; учит их по средствам движения передавать характер литературного героя( лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться) . Для театральных постановок и мини- спектаклей необходимы несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей. Изготовление несложных атрибутов осуществляется на занятиях ИЗО и в свободное время.       Цели и задачи          В своей работе в театральной студии «Карусель сказок» мною предпринята попытка, по- новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделяю взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально- личностного и художественно- эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей. В дошкольном образовательном учреждении Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. Задачи:          Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности( мимика, жесты, движения и т. п. ) . Помогать в создании выразительных средств. Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театральной деятельности. Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра( слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру) . Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия. Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги( в соответствии с сюжетом инсценировки) . Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней. В семье Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности. Задачи: Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя». По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях. Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. п. Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.    Формы организации образовательного процесса: · Беседы и организованная деятельность; · Дидактические и театрализованные игры, упражнения; · Художественно- продуктивная деятельность; · Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки; · Поездки в театр и фото- экскурсии; · Проведение театрализованных представлений; · Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники Форма организации детей проводилась в свободной и совместной деятельности во второй половине дня. Для лучшего усвоения и организации усвоения учебного материала применялись следующие приемы и методы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический( частично поисковый) , диагностика, рефлексивные. Игры, используемые в совместной деятельности и режимных моментах, были объедены в несколько блоков: ПЕРВЫЙ БЛОК «Знакомство с театром». Цель этого блока – расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству. ВТОРОЙ БЛОК «Волшебный мир театра». Игры и этюды, знакомящие детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводилась игра с картинками «Эмоции для всех»: даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом, корректировалось поведение ребенка, развивалось способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей. ТРЕТИЙ БЛОК «Я маленький актер». Цель: тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры, игры на развитие выразительности речи. Одним из видов игр этого блока является ритмопластика. Игры по ритмопластике позволяют достичь: · раскрепощения ребенка, почувствовать возможности своего тела; · развития выразительности телодвижений; · развития двигательных способностей; · мышечной свободы, снять перенапряжение мышц. Педагогический анализ детской театральной деятельности определяется по следующим критериям: Таблица 1 Критерии детской театральной деятельности Показатели критериев Уровень развития театральной деятельности 1. Основы театральной культуры   проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии; высокий интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности; средний не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.   низкий 2. Речевая культура понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно- образные средства выразительности речи; высокий понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности( эпитеты, сравнения, образные выражения) ; средний понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.   низкий 3 Эмоционально- образное развитие творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя; высокий владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности; средний различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения. низкий 4. Навыки кукловождения импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем высокий использует навыки кукловождения в работе над спектаклем; средний владеет элементарными навыками кукловождения. Низкий 5 Основы изобразительно- оформительской деятельности   самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра( кукольного, настольного, теневого, на фланелёграфе) ; высокий создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике- инструкции декорации из различных материалов; средний создает рисунки на основные действия спектакля; затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов. Низкий 6 Основы коллективной творческой деятельности проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем; высокий проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности; средний не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. Низкий Данные критерии – также показатели готовности к театрализованной деятельности, определяемой как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной работы по созданию спектакля и комфортность ребёнка на всех её этапах. Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми- представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей. В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей. Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр, развлечений и досугов с детьми, который включает в себя разнообраз ные формы и методы. План работы на год : Сентябрь Цель: дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, бибабо, ростовых кукол. Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширить словарный запас воспитанников.     Развивать память, мышление, речь. Воспитывать интерес и уважение к профессии актера.          Октябрь Цель: познакомитьс русским фольклором. Учить придумывать и обыгрывать новые сюжеты с использованием персонажей и предметов, известных детям по русским народным сказкам. Развивать речь и воображение. Воспитывать интерес к народным сказкам, поговоркам, потешкам, пословицам. Ноябрь Цель: познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией( вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д. ) . Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности. Декабрь Цель: учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра. Январь Цель: продолжить знакомство с народными традициями, праздниками, фольклором, играми. Дать представление о русском балаганном театре и его персонажах( Петрушка, Марфуша, Доктор, Собака и т. д. ) Познакомить детей с понятием «монолог». Дать характеристику типам монологических высказываний. Упражнять, в умении отличать описание от повествования. Закрепить общее представление о последовательности изложения, построения высказываний- описаний. Учить детей соблюдать эту последовательность, называть объект речи при описании. Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать интерес к традициям и обрядам нашей страны.   Февраль Цель: учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действия репликами персонажей. Развивать логическое мышление, память, навыки выразительного чтения. Расширить словарный запас. Воспитывать интерес к истории нашей страны. Март Цель: поддерживать активное желание активно участвовать в праздниках. Совершенствовать способность к импровизации. Развивать творческое воображение, зрительную память, внимание. Формировать умение соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми.          Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам. Апрель Цель: продолжать знакомство с основами актёрского мастерства. Учить передавать интонацией и жестами настроение персонажа. Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.   Май Цель: учить подбирать выразительные средства( атрибуты, элементы костюма и грима) , использовать мимику, пластику движений, интонацию, помогающие создавать образ. Учить взаимодействовать с партнёром. Развивать зрительную память, внимание, дикцию. Воспитывать интерес к разным профессиям.    Перспективный план проведения театрализованных игр, развлечений и досугов. Сентябрь группа 2 младшая Средняя старшая Вид творческой деятельности Кукольный театр Кукольный театр Развлечение Задачи Развивать интерес к кук. театру, воспитывать умение следить за развитием действий. Развивать интерес к кук. театру, воспитывать умение следить за развитием действий. Вызывать интерес к происходящему на сцене, учить детей следить за развитием сюжета, анализировать, делать выводы. Содержание деятельности, необходимое оборудование Куклы театра Бибабо. Куклы театра Бибабо. Кукла театра Бибабо Петрушка. Репертуар( сказки, песни, праздники) Стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» Стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» Сценарий В. Генова «Что же это такое? » Октябрь группа 2 младшая Средняя старшая Вид творческой деятельности Досуг. Показ наст театра. Досуг К. театр. Досуг. К театр Задачи Продолжать знакомить со сказками, учить кукловождению в настольном театре кукол. Вызвать интерес к худ. произведению, восп. умение следить за развитием действий. Вызвать интерес к худ. произведению, учить концентрировать своё внимание до окончания спектакля. Содержание деятельности, необходимое оборудование Куклы настольного театра Ширма, куклы театра Бибабо. Ширма, куклы театра Бибабо. Репертуар( сказки, песни, праздники) Р. Н. С «Теремок» К. театр «Волк и кот» по латышской сказке. С. Маршак. «Если бы вещи заговорили». Ноябрь группа 2 младшая Средняя старшая Вид творческой деятельности Досуг. Театр пяти пальцев Досуг. Театр пяти пальцев. Досуг. К. театр Задачи Познакомить с новым видом к. театра –театр пяти пальцев. Вызвать интерес к происходящему на сцене. Познакомить с новым видом к. театра –театр пяти пальцев. Вызвать интерес к происходящему на сцене. Познакомить с новым худ. произведением, воспитывать умение следить за развитием действий. Содержание деятельности, необходимое оборудование Ширма, головки мамы сороки, гномика и пяти сорочат. Ширма, головки мамы сороки, гномика и пяти сорочат. Куклы театра Бибабо, ширма, атрибуты( куст, мешок, табакерка. ) Репертуар( сказки, песни, праздники) Русская народная потешка «Сорока белобока" Русская народная потешка «Сорока белобока" Белорусская нар. сказка. »Лёгкий хлеб». Декабрь группа 2 младшая Средняя старшая Вид творческой деятельности Досуг театрально- игровой. Досуг театрально- игровой. Досуг, театр пяти пальцев Задачи Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение. Вызвать желание принимать активное участие в празднике. Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение. Вызвать желание принимать активное участие в празднике. Продолжать развивать воображение, логическое мышление, умение анализировать. делать выводы по содержанию спектакля. Содержание деятельности, необходимое оборудование Ширма, декорации- домик, ёлочки; перчаточные куклы: петушок, лиса, котик; Ширма, декорации- домик, ёлочки; перчаточные куклы: петушок, лиса, котик; Перчаточные куклы пяти детей, кукла Буратино, резиновый мячик. Репертуар( сказки, песни, праздники) «В гостях у Петушка» по русским народным сказкам. «В гостях у Петушка» по русским народным сказкам. «Кто самый главный»( сборник сценариев Г. В. Генова. ) Январь группа 2 младшая Средняя старшая Вид творческой деятельности Досуг. Кукольный театр. Досуг театрально – игровой. Досуг театрально – игровой. Задачи Вызвать интерес к происходящему, обогащать детей яркими впечатлениями, вызвать желание принимать активное участие в празднике. Привлекать к рассказыванию сказок, продолжать прививать интерес к играм – драматизациям, Воспитывать культуру поведения во время спектакля. Привлекать к рассказыванию сказок, продолжать прививать интерес к играм – драматизациям, Воспитывать культуру поведения во время спектакля. Содержание деятельности, необходимое оборудование Куклы: Петрушка, Дружок, Зайка, Мишка. Атрибуты: Обруч, картинки, стакан, звонок. Забор, скамейка, корытце, столик, ёлки. Действующие лица: Бабушка, козлик, волк. Макет бабочки. Забор, скамейка, корытце, столик, ёлки. Действующие лица: Бабушка, козлик, волк. Макет бабочки. Репертуар( сказки, песни, праздники) Т. Караманенко «Петрушкины друзья» И. Ярославцева «Жили у бабушки». И. Ярославцева «Жили у бабушки». Февраль группа 2 младшая Средняя старшая Вид творческой деятельности Игры Пальчиковый театр Игры Пальчиковый театр Перчаточные куклы. Задачи Освоение основных театральных действий: выход на сцену, представление, поклон, уход Формирование культуры поведения актёра, совершенствование навыков кукловождения Знакомство детей с новыми куклами Содержание деятельности, необходимое оборудование Пальчиковые куклы, перчатки Пальчиковые куклы: бабушка, дедушка, мама, папа, малыш Перчатки, «годзики» Репертуар( сказки, песни, праздники) Русская народная сказка «Заюшкина избушка» Упражнение «Приехала бабушка» Показ сценки «Необычная планета» Март группа 2 младшая средняя старшая Вид творческой деятельности Игра- сценка Варежковые куклы Кукольнная инсценировка Куклы- висунки Платковые куклы. Игра, упражнения. Задачи Знакомство с варежковыми куклами. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет Знакомство детей с новыми куклами- висунками. Развитие осознанного отношения к развитию роли, совершенствование навыков кукловождения Содержание деятельности, необходимое оборудование Варежковые куклы рыбки Куклы- прыгунки, куклы- висунки, птички, солнышко. Платковые куклы бабочки, шапочки- цветы Репертуар( сказки, песни, праздники) Игра- сценка «Рыбки- рыбёшки» Упражнение- «рыбки- подружки» Сценка «На полянке» 1 «На полянке» 2 Упражнение «бабочки» Игра «летел мотылёк» Апрель группа 2 младшая средняя старшая Вид творческой деятельности Развлечение Игры Куклы- прыгунки Развлечение Штоковые куклы Развлечение Куклы- марионетки Задачи Освоение пространства сцены, подражание походкам животных Познакомить с новыми куклами. совершенствование навыков кукловождения Познакомить с новыми куклами. совершенствование навыков кукловождения Содержание деятельности, необходимое оборудование Сказочник, куклы- бабочки, куклы- прыгунки: козлёнок, зайка, белочка, мишка. Червячок, 2гусеницы, мышка, птичка Собачки- марионетки, 2 тумбы, барьер Репертуар( сказки, песни, праздники) Сценка по стихотворению «Шёл козлёнок по дорожке» Сценка по стихотворению В. Суслова «В тишине лесной глуши» Номер для кукол- марионеток «Дрессированные собачки» Май группа 2 младшая средняя старшая Вид творческой деятельности Сказка- игра Игра- импровизация Развлечение Задачи Продолжать работать над словом и образом, развитие внимания, речи, памяти, выразительности движения Развивать творческое воображение, фантазию, психологически раскрепостить каждого ребёнка Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение. Вызвать желание принимать активное участие в празднике. Содержание деятельности, необходимое оборудование Дети Куклы- прыгунки по выбору детей Ворона, ( 2 актёра) , ширма. Репертуар( сказки, песни, праздники) Скака игра «Мы большой построим Дом- 1», «Мы большой построим Дом- 2» Скака- импровиация «Добрые соседи» Сценка для варежковой куклы «Ворона Кара- кара» по стихотворению В. Орлова «Ворона» Оценка качества реализации программы: Появилась возможность приобщать детей к активной самостоятельной деятельности. К работе с детьми были привлечены 90% родителей группы, что помогло налаживанию взаимоотношений между участниками проекта. Работа над программой помогла сформировать стремление к выполнению оригинальных творческих работ. В ходе коллективной деятельности дошкольники научились продуктивно взаимодействовать, слышать друг друга, выражать свои эмоции словами и движениями( мимикой, жестами и т. д. ) . Практическая значимость программы: Моя программа направлена на развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованных игр. Программа реализует общеобразовательные и воспитательные задачи. Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый характер. Участники образовательного процесса готовы к дальнейшему творческому развитию. По завершении программы работа над развитием твореских способностей детей не прекращается. Обогащается предметно- развивающая среда, развивается сотрудничество с педагогами других групп, родителями. Заключение Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность( дружба, доброта, честность, смелость и другие) . Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности( обучением вербальным и невербальным видам общения) ; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций. Литература: 1. М. И. Родина « Кукляндия» Санкт- Петербург 2008г. 2. А. И. Буренина « Театр Всевозможного» Выпуск 1- СПб: ЛОИРО 2002г. 3. «Сказка в жизни ребенка. Педагогический альманах» « Аничков мост»( под. редакцией А. Бурениной 2005 г. ) 4. Н. Д. Сорокина « Играем в кукольный театр»- М. Изд- во Аркти 2007г. 5. Т. И. Петрова « Театрализованные игры в детском саду» Школьная пресса 2000г. 6. « Фольклор- музыка- театр» под редакцией Мерзляковой С. И. 1999г. ( « Волшебный мир театра») . 7. О. Царенко « От потешки к пушкинскому балу» 1999г. 8. Т. Н. Караманенко « Кукольный театр в деском саду»- М. 1960г. 9. . Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко « Театр для дошкольника» Просвещение, 1973г. 10. Г. В. Генов «Театр для малышей»М. , »Просвещение», 1968 г. 11. М. И. Родина «Маленькие истории маленького Гонзика» г. Санкт – Петербург, 2012 г- 622935292735291084029273547244061595472440- 10096537719080010377190- 1270

Оставить комментарий: