a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Система физминуток, методика проведения

Автор: Русских Светлана Михайловна Опубликовано: 2016-02-29 21:50:20

Документы для скачивания

Си стема физминуток, методика проведения. Содержание: Введение. Определение физминутки. Цель физминутки. Основные задачи физминутки. Как подобрать упражнения для физминутки. Методика организации и проведения физминуток. Классификация физминуток. Практический материал. Заключение. Введение По данным ученых- физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у детей любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти и снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от учителя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Малейшие признаки поведения детей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для учителя, что детям срочно требуется физминутка! Физминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей. Физкультурные минутки во время уроков проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса( особенно спины) и мелких мышц кистей. Учитель должен предупредить возникновение утомления у обучающихся. Своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, т. к. утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Важно! Переутомление – крайнее состояние утомления, когда организм после нагрузки уже не может вос с тановиться самостоятельно и нуждается в помощи. Например, в реабилитации, длительном отдыхе, иногда в медикаментозном лечении. Каждый учитель должен знать, что признаки утомления у детей 6- 7лет появляются через 7- 9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 7- 8 лет – через 10- 12 минут, в 9- 10 лет через 12- 15 минут! Физкультминутка - это небольшой комплекс специально подобранных упражнений для снятия возможного утомления с определенных групп мышц ребенка и взрослого. Цель физминуток  – активно изменить деятельность детей и взрослых,  и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка  и себя на продолжение занятий. Основные задачи физкультминутки: 1) снять усталость и напряжение; 2) внести эмоциональный заряд; 3) совершенствовать общую моторику; 4) выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью; 5) тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3- 4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. Физкультминутки проводят во время занятий с детьми, которые связаны с ограничением подвижности и активным сосредоточенным вниманием детей. Как подобрать упражнения для физминуток? 1. Упражнения должны быть знакомы детям и просты в исполнении. 2. Упражнения должны охватывать в основном крупные мышечные группы. 3. К таким упражнениям относятся потягивания, выпрямление позвоночника, ходьба на месте, подскоки, приседания в быстром темпе. 4. В случае необходимости могут использоваться упражнения для более мелких групп мышц: для кистей рук, шеи, лица, глаз. 5. Благоприятным для завершения физминутки   для детей  после пяти лет  является точечный профилактический самомассаж 2- 3 биологически активных точек по схеме. От того, как организован урок и насколько он рационален, зависит функциональное состояние об уча ю щихся в процессе учебной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются  физминутки. Физминутка   необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности учителя. Продолжительность физминуток  не менее 1, 5 – 2 минут каждая. В 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока. Совсем не обязательно провести в течени и урока лишь одну физминутку, большой эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Но не увлекайтесь и не превышайте временной лимит. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными. В последние дни учебной недели и в конце учебной четверти, когда дети особенно быстро утомляются, необходимо количество физминуток увеличить. Веселые физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно- сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка – это один из обязательных, продуманных элементов урока. Она необходима и важна, это «минутка» активного и здорового отдыха. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон. Физминутки могут быть направлены на  снятие локального утомления  и физминутки   общего воздействия на усталый организм. По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости. Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности. В  состав упражнений для физминуток  входят: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укреплению мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, психогимнастика, дыхательная гимнастика. Физкультминутки можно отнести к следующим видам: по степени воздействия на организм,  это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и  по форме проведения  – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока. Методика организации и проведения физминутки в начальных классах. Подготовительный этап. 1. Подобрать физминутку с учётом: - возрастных особенностей детей; - индивидуальных особенностей детей( медицинские показатели) ; - темы предмета, на котором будет проводиться физминутка; - интересов детей. 2. Определить цели физминутки: обучающую, воспитывающую, развивающую, здоровьесберегающую. 3. Определить место проведение физминутки( на каком уроке) . 4. Уточнить время проведения физминутки. 5. Подготовить специальный инвентарь, если необходим для проведения физминутки. 6. Составить конспект проведения физминутки, который включает- 1- название физминутки, цели, место и время проведения, оборудование( если необходимо) ; - 2- ход проведения физминутки в виде таблицы: Этапы Деятельность учителя Деятельность учеников а) «Спортсмен».   Цель:   развитие согласованности и координации движений. Следуя тексту, дети имитируют движения, которые совершают спортсмены. Занимайся волейболом, Забивают» в корзину мяч Греблей,  плаваньем,  футболом. «Гребут» веслами, «плывут», «бьют ногой по мячу. На коньках зимой гоняй( «скольжение» на коньках Езди на велосипеде «Крутят» педали. И всегда стремись к победе. Прыжки с криками «Ура! » б) «Стойкий оловянный солдатик».    Цель: развитие внимания, выдержки, согласованности действий. Взрослые или дети рассказывают речевку, показывают и выполняют движения вместе с ребенком. Раз, два, три, четыре, пять. Будем дружно мы шагать! Шагают на месте. На одной ноге постой- ка Б удто ты солдатик стойкий. Становятся на правую ногу. Ногу левую – к груди, Да смотри не упади! Подтягивают левую ногу к груди. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Становятся на левую ногу. Все, закончилась игра, За уроки, детвора! Садятся на свои места. 7. Выучить физминутку наизусть. Основной этап( проведение физминутки) . 1. Организационный момент: учитель: - сообщает о проведении физминутки, - знакомит с ее названием( если оно есть) ; - раскрывает значимость физминутки: здоровьесберегающую цель. 2. Основной этап: а) проводит инструктаж физминутки в соответствии с конспектом: • новая физминутка: - показывает детям движения физминутки( если физминутка выполняется на основе стихотворения, то: 1) заранее напечатать с обратной стороны доски ее слова; 2) сначала учитель наизусть прочитывает стихотворение; 3) выполняет движения физминутки с одновременным его прочтением, знакомая физминутка- повторяют слова стихотворения, если необходимо; б) поднимает детей с рабочих мест; в) просит учеников выполнить физминутку вместе с учителем( открывает час ть доски со словами физминутки) ; г) выполняет физминутку вместе с детьми не менее 2- 3 раз, наблюдает за активностью и дисциплинированностью учеников; д) предлагает одному из учеников в качестве учителя провес ти физминутку с ребятами класса; е) предлагает ученикам сесть на рабочее место. 3. Итог проведения физминутки. - отмечает отношение детей к выполнению физминутки( своему здоровью) . Заключительный этап. 1. Педагог должен проанализировать действия учеников в ходе выполнения физминутки: - определить значимость проведенной физминутки для детей( наблюдения и беседы с отдельными учениками после урока) ; - определить причины недисциплинированности отдельных учеников. 2. Изменить движения физминутки или подобрать новую. Классификация физминуток. Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти в большом количестве книг и в интернете. Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с детьми, что от этого зависит в каком виде отдыха, в каком виде физминутки дети нуждаются больше всего. Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки. Оздоровительные физминутки. Танцевальные. Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные. Ритмические. В отличие от танцевальных, движения в ритмических   физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет. Гимнастика для глаз. Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе висит зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например, можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки( взаимодействие с пальчиковой гимнастикой) . Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего и мени. Любимое упражнение детей «Сладкий сон» – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего. Электронные зрительные физминутки. Электронные физминутки несут в себе несколько функций.  Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.   Предложенный вариант электронных физминуток можно использовать на любом уроке для снятия зрительного перенапряжения. Можно предварять их стихами, объясняющими детям, как следует проводить гимнастику для глаз.   А сейчас, а сейчас   В сем гимнастика для глаз.   Глаза крепко закрываем, Дружно вместе открываем.   Снова крепко закрываем   И опять их открываем.   Смело можем показать,   Как умеем мы моргать.   Головою не верти,   Влево посмотри,   Вправо погляди. Глазки влево, глазки вправо-   Упражнение на славу.   Глазки вверх, глазки вниз,   Поработай, не ленись!   И по кругу посмотрите.   Прямо, ровно посидите.   Посидите ровно, прямо,   А глаза закрой руками. Руки за спину, головки назад.  ( Закрыть глаза, расслабиться)   Глазки пускай в потолок поглядят.  ( Открыть глаза, посмотреть вверх)   Головки опустим- на стол погляди.  ( Вниз)   И снова наверх- где там муха летит? ( Вверх) Глазами повертим, поищем ее.  ( По сторонам)   И снова рисуем. Немного еще. Правильное проведение уроков имеет огромное значение для растущего организма. Педагоги это знают и учитывают, поэтому уже много лет сами готовят материал для проведения физминуток. Правда, чаще всего устный, т. к. на подготовку мультимедийного требуется время и оборудование, которое имеется не во всех школах и классах. У кого есть возможность, используют готовые анимированные, электронные физминутки. Они помогают отвлечь ребенка, снять с него усталость и вернуть ему силы. А главное, с их помощью ребенок познает основы здорово го образа жизни. Старшие ученики к физминуткам относятся не с таким интересом, поэтому им можно предложить: сидя, посмотреть глазами в разные стороны, или нарисовать какую- нибудь букву. Либо выполнить комплекс упражнений( каждое повторить 4- 5 раз) : 1. Быстро- быстро моргаем, закрываем глазки и сидим спокойно, медленно считаем до 5. 2. Крепко зажмуриваемся на 3 секунды, открываем глазки, смотрим в окошко, считая до 5. 3. Вытягиваем правую руку вперед, медленно водим указательным пальчиком в разные стороны. Следим за ним глазами, не поворачивая головы. 4. Смотрим на указательный пальчик вытянутой руки, считая до 4- х, затем переводим взгляд в окошко и смотрим на улицу, считая до 6. 5. В умеренном темпе проделываем три круговых движения глазами влево, столько же вправо. Расслабляемся и смотрим далеко, считая до 6. Младшим детям интересней, когда разминки сопровождаются стихами или картинками. Например: Глазки – самый лучший друг. Нарисую ими круг, И восьмерку, и квадрат. Друг мой будет очень рад! При этом не нужно требовать, чтобы дети проговаривали стихи. Главное – работа глаз. Пальчиковая гимнастика. Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно- моторной координации, пространственно- образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения «Ленивые восьмерки» – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки. «Двойные рисунки» – рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы. «Постукивание пальчиками» – имитация игры на пианино. «Пальчики замерзли» – растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно. « Салютик » – пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем. «Замочек», « Здравствуй, пальч ик» – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе. Физкультурно- спортивные физминутки. Общеразвивающие упражнения. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка,   Головою три кивка. Подвижные игры. Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученн ого материала по аналогии игры «Съедобное – несъедобное», упражнения на координацию движения. Двигательно- речевые физминутки. В эту группу входят  дыхательная и артикуляционная гимнастика. Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длите льный вдох и выдох, упражнения «Задуй свечу», «Надуй шарик», подражания животным. «Звук вокруг» – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д. «Сгибание стопы» – упражнение, отвечающее за речь и язык. При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения. А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков. Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз – наклон и два – наклон! Зашумел листвою клен!  ( Дети показывают и изображают шум листьев) Когнитивные. Дидактические игры с движениями. Например, при показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют определенные упражнения. Игра «Умный светофорик » – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте. Двигательные действия и задания. Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с опред еленной группы мышц, например: « Сколько будет 3+ 2, столько раз присесть, а 9 – 5, стол ько раз наклонить голову влево…». Развивающие игры. Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания, нахождения различий, сравнения, объединения в целое, выделение противоположностей. Упражнение «Покажи фигуру», например: « Круг какой? А квадрат какой? » – дети показывают, игры «Летим – плывем» – соотнесение дейс твия с изображенным предметом, «Большой – маленький». Психогимнастика. Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоци ональных состояний, упражнение «Энергетическая зевота» – расслабление голосовых связок, имитация зевоты. Креативные. Гимнастика ума. Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини- викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия( наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика. 1. И. п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и. п. , выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз. 2. И. п. – сидя. Наклон головы вправо, и. п. , наклон головы влево, и. п. , поворот головы вправо, и. п. , поворот головы влево, и. п. В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности. Необычные движения. Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль. Сюжетно – ролевые игры. Сюжетно- ролевые игры вводят детей в мир взрослых. Чаще всего физминутки проводятся в стихах. Например: « Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами. Потянулись, накл онились, хорошо мы потрудились! ». Пантомимическая гимнастика. Связана с подражани ем животным, птицам, например: « Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывае тся; лиса хитрая, она крадется». «Сова» – релаксационное упражнение на снятие напряжения с зрительного аппарата и мышц шеи. И. п. – захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произ носим «ух». При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата. Пальчиковая гимнастика. Любые креативные упражнения на мелкую моторику. Рисование различных предметов в воздухе, на парте, в тетради. Практический материал. Хочу предложить вашему вниманию  один день из школьной жизни. В зависимости от предмета и на каком уроке проводится физминутка, я подбираю упражнения для ее проведения. К пятнице у детей работоспособность понижается, поэтому я использую по две физ минутки на уроках письма, развития речи и математики. 1- й урок – письмо и развитие речи. Для учеников начальных классов держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают ее пальцами. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Поэтому я выбираю для данного урока пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и двигательные действия, направленные на определенную группу мыш ц и включаю в урок упражнения: «Ленивые восьмерки», «Пальчики замерзли», а также физминутки для снятия утом ления с плечевого пояса и рук: «Мельница», «Веселые хлопки» – и. п. – стоя. Руки в стороны, ладони кверху. Переводим правую руку к левой с хлопком, одновременно с поворотом туловища налево. То же в другую сторону. 2- й урок – математика. На уроке математики я выбрала упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти, нахождения различий, объединения в целое – это гимнастика ума, развивающие и подвижные игры и в ключаю в этот урок упражнения: «Какая это фигура? » – учитель называет фигуру или показывает, дети встают, если фигура имеет углы, делают столько прыжков – сколько углов у фигуры, садятся, если углов нет. Игра с мягким мячом, которая подобрана на закрепление матери ала по теме: « Счет в пределах 20 ». Игра на развитие мышления, внимания, координацию движений. Ученик спрашивает: « Максим, сколько будет 1 7–2? » – и бросает ему мяч. Максим ловит мяч, отвечает и другому ученику задает пример, производя те же действия. 3- й урок- чтение и развитие речи. На данный урок я подобрала упражнения на снятие напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи, которые особо напрягаются при длительном сидении и чтении, на расслабление голосовых связок – дыхательную и артикуляционную гимнастику, психогимнастику, гимнас тику для глаз. Это упражнения: «Сова», «Энергетическая зевота», «Сладкий сон», «Надуй шарик». У рок развития речи. На уроке развития речи я провожу пантомимическую гимнастику и дидактические игры с движениями, которые дают об уча ю щимся расслабиться, продлить «оптимум» работоспособности, стимулируют деятельность нервной системы, сердечно- сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимают утомление. И включ аю в урок упражнения: «Подражание животным», «Зверь- птица- рыба» – при показе иллюстрации дети изображают животных, Каждая из перечисленных физминуток может использоваться на любом уроке, однако целесообразнее проведение пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз на уроках письма или при проведении письменных работ, также гимнастику для глаз, дыхательную, артикуляционную, пантомимическую и психогимнастику лучше проводить на уроках чтения и других устных предметах. Гимнастика ума, игры на развитие логического мышления, памяти, воображении, двигательные действия и задания чаще проводятся на уроках математики. Общеразвивающие упражнения, ритмические и танцевальные проводятся на любом уроке и з творческого цикла – труд, ИЗО, музыка. Двигательно- речевые физминутки полезно проводить в начале урока чтения и развития речи и в комплексе на 25 минуте 4 урока, чтобы дать возможность учащимся расслабиться и активизировать себя к дальнейшей работе, дать возможность ребенку работать в радость, а не на пределе своих возможностей. Заключение. Уважаемые педагоги! Не забывайте, что физкультминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности! Любую физкультурную минутку намного проще и эффективней проводить в стихотворной форме. Также не стесняйтесь применять музыкальное сопровождение, изменять темп упражнений, словом – просторы для творчества довольно обширные, ограничение только по времени, ведь главная задача – не давать детям закиснуть во время урока, а не утомить их еще больше. Проводить физминутку может не только учитель, но и один из учеников. Удобней всего будет составить график проведения разминок, чтобы дети получали первые внеурочные поручения и были готовы к маленьким выступлениям заранее. Если с помощью физминутки вы добьетесь не только сохранения здоровья обучающихся, но и сплотите коллектив, подогреете класс к активной общественной деятельности, разовьете в детях любовь к физической культуре – ваш вклад в формирование личности и молодого организма будет неоценим и вряд ли забудется воспитанниками. Физминутка помогает сделать процесс усвоения знаний более легким и радостным. Каждый учитель должен помнить, что физминутка на уроке должна быть непродолжительная, не должна утомлять детей и просто  должна быть!

Оставить комментарий: