a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические разработки

Опубликовано: 2014-04-23 11:22:02

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Александровский детский сад «Ягодка» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия 1739904254500 Подготовила: воспитатель I квалификационной категории МБДОУ « Александровский детский сад «Ягодка » Маколова С. С. с. Александровка, 2014г. «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно- иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями. Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей. Главная особенность того или иного достижения заключается в его новизне и связи с потребностной сферой. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно- образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, как педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания( а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия) . Одним из эффективных средств решения данных задач- метод педагог ического проектирования как одна из форм планирования и организации воспитательно- образовательной работы. Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века- П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем, во второй половине 30- х годов, наряду с педагогическими идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги способны организова т ь воспитательно- образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентированным и деятельностным подходами. Ряд ученых( Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др. ) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Под методом проектов понимается совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов- стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы( технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом) . В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции( интеграция образовательных областей на основе единого проекта) . Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель( замысел) . Поэтому в воспитательно- образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возра ста предоставляется больше самостоятельности. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно- практическая, художественно- речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственно- организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Ср еда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом( планирование, среда) , начинается совместная работа воспитателя и детей. I этап разрабо тки проекта – целеполагание: выносится проблема на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую взрослый предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели( а гипотеза – это и есть цель проекта) . Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы. Затем воспитатель задаем второй вопрос: «Что мы хотим узна ть? » Ответы снова фиксируются. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваем: «Как нам найти ответы на вопросы? » Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления можно предложить решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что- то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно- практической деятельности. Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта. Это игры- викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотогазет, фотовыставок, мини- музеев. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико- ориентированные и др. , нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Проектная деятельность, основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально- творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»- вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает. Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т. д. Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого- физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. ( Е. С. Евдокимова) Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Литература: 1. Веракса Н. Е. , Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с. 2. Данюкова А. А вы любите проекты? / / Обруч. - 2001. - №4. 3. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию/ / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3. 4. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников/ / Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. 5. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология/ / Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. 6. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис- пресс, 2008. – 208 с. –( Дошкольное воспитание и развитие) . 7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. - с ост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3- е изд. п спр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с. 8. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. / / Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Конспект занятия НОД в разновозрастной группе старшего дошкольного возраста « Кукла в мордовском национальном костюме ». Дата проведения: 19. 09. 2016 г. Место проведения: разновозрастная группа старшего дошкольного возраста Подготов ила и провела: воспитатель МДБОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Видякина И. И. Александровка 2016 г. Задачи: - расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве; - познакомить ребят с мордовским национальным костюмом; - закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовского орнамента. Оборудование: кукла в национальном костюме, аудиозапись мордовской народной музыки. Ход занятия Воспитатель читает стихотворение: Есть край, наш мордовский- Он самый красивый Среди необъятных просторов России, Среди неоглядных российских широт, И самый красивый народ в нем живет! Воспитатель. Ребята, понравилось вам стихотворение? Дети. ( Ответы детей) . Воспитатель. Как вы думаете, о чем оно? Дети. ( Стихотворение о нашей Республике Мордовия. ) Воспитатель. Как вы думаете, почему наша Республика называется Мордовия? Дети. ( Она так называется, потому что здесь живет народ- мордва. ) Воспитатель. Кроме мордвы в нашей республике живут и другие народы. Кто знает, какие еще народы живут в Мордовии? Дети. ( В Мордовии живут еще русские, татары, украинцы. ) Воспитатель. Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. ( Стук в дверь, заходит кукла Алдуня) Воспитатель. Это кукла Алдуня. Здравствуй Алдуня! ( Дети здороваются с куклой) . Воспитатель. Посмотрите ребята, какая она красивая. Она пришла к нам в мордовском национальном костюме. ( Дети рассматривают одежду куклы, воспитатель рассказывает об элементах костюма, сообщает их названия и просит хором повторить слова на мордовском языке. ) Воспитатель. Вот это у Алдуни белая рубаха- по- мордовски « панар ». П о бокам и внизу она украшена вышивкой. Какие элементы использовала мастерица, вышивая узор? Дети. ( Крестики, квадраты, ромбы. ) Воспитатель. А какие цвета использованы в вышивке? Дети. ( Красные, желтые. ) Воспитатель. Очень красиво расшит подол рубахи. На нем бисер, блестки. Мордовские женщины ткали и вышивали эти рубахи по вечерам после работы. Обязательный атрибут женской одежды- каркс. Это пояс. Поверх рубахи одевается передник. По- мордовски- сапоня. Чем украшен сапоня? Дети. ( Сапоня- у крашен лентами, вышивкой. ) Воспитатель. Ребята, а почему сапоня украшен лентами разного цвета? Дети. ( Чтобы он выглядел нарядно. ) Воспитатель. Женщины на голове носили платок- по- мордовски руця. А налобная повязка, вышитая бисером, называется коняфкс. Мордовские женщины и девушки любят украшения. Это бусы, нагрудное украшение- сюлган. Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм? Дети. Да. Воспитатель. Названия каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили? ( Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке. ) Воспитатель. Мордва народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивы танцы. Мы с вами учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию. ( Звучит музыка, дети с воспитателем танцуют. ) Воспитатель. Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. Скажите мне, пожалуйста, любите ли вы свой родной край? Дети. Да. Воспитатель. Молодцы, теперь я убедилась, что вы не только любите, но и знаете свой родной край. А сейчас давайте с вами нарисуем Алдуню в мордовском национальном костюме. Вспомните, какими элементами мордовского орнамента украшен подол женской рубахи, какого они цвета. ( Дети украшают бумажные силуэты женской рубахи узором. Тихо играет музыка, дети рисуют. ) Воспитатель. Молодцы ребята, а сейчас давайте своих кукол подарим нашей гостье Алдуне. Алдуня. Спасибо ребята! А теперь мне пора возвращаться обратно. До свидания. Дети. До свидания! Воспитатель. На этом наше занятие подошло к концу.

Оставить комментарий: