a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

рабочая программа старшая группа по направлению" познавательное развитие"

Автор: Вагина Татьяна Ивановна Опубликовано: 2016-03-02 12:30:57

Документы для скачивания

Познавательное развитие Пояснительная записка Образовательная область « Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Содержание раздела состоит из нескольких составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы, формирование элементарных м атематических представлений, эксперементирования. Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях. Детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом этапе интересы и предпочтения детей касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течении каждого месяца. Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. З адачи: р азвитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познава т ельных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; ф ормирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов № Вид деятельности Кол- во занятий в неделю Всего 1 Познавательно- исследовательская деятельность( приобщение к социокультурным ценностям) 1 раз в неделю 36ч. 2 Познавательно- исследовательская деятельность( формирование элементарных математических представлений) 1 раз в неделю 36ч. 3 Познавательно- исследовательская деятельность( ознакомление с миром природы) 1 раз в неделю 36ч. 4 Познавательно- исследовательская деятельность( эксперементирование) 1 раз в 2 недели 18ч. Итого: 126ч. Возрастные особенности развития детей 5- 6 лет( старшая группа) Возраст 5- 6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка. В 5- 6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Этот период называют сензитивным( период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Развиваются все анализаторы – зрительные, логические, словесные.  Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Главное, в развитии детей 5- 6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора.   Познавательно- исследовательская деятельность( ознакомление с миром природы) Пояснительная записка На сегодняшний день развитие экологических основ у детей является актуальной как никогда.  У взрослых людей, а значит и у детей, преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд,  обуславливается  низким уровнем экологической культуры- люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. Но когда   состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. Экологическое воспитание детей- дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности.   Формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы. Цель: формирование начальной экологической компетенции. Задачи: расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. продолжать знакомить с комнатными растениями. расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зиме познакомить с птицами( ласточка, скворец и др. ) . познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся и земноводных, насекомых. формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы. формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. учить устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями( сезон — растительность — труд людей) . показать взаимодействие живой и неживой природы. рассказывать о значении солнца и воздуха и воды в жизни человека, животных и растений. р азвивать память, логическое мышление, внимание, тонкую моторику рук; воспитывать патриотизм, бережное отношение к природе. Учебно- тематический план для старшей группы( дети 5лет) рассчитан на 36 учебных часов, по 1 часу в неделю. № Месяц, тема Количество часов Всего Теория Практика 1 Мониторинг. 2 2 2 Времена года 4 4 3 Сезонные изменения в природе 4 4 4 Растительный мир 10 10 5 Животный мир 10 10 6 Воздух и вода 2 2 7 Космос 1 1 8 День Земли 1 1 11 Правила безопасности в природе 1 1 13 Итоговое занятие 1 1 Итого: 36 36 По окончании обучения дети овладеют следующими экологическими компетенциями: будут знать: об овощах и фруктах, лесных растениях, условиях, необходимых для их роста; о диких и домашних животных, птицах; некоторых представителей классов пресмыкающихся и земноводных, насекомых; о значении воздуха и воды в природе и жизни человека; о смене времён года и сезонных изменениях в природе; о правилах безопасности в природе и природоохранных мероприятиях; о способах укрепления свое го здоровья в процессе общения с природой; о взаимодействии живой и неживой природы; о значении космоса в жизни человека и природы; Будут уметь: различать по внешнему виду растения, животных и птиц; ухаживать за растениями в уголке природы; отмечать, анализировать результаты наблюдений за сезонными изменениями в природе У обучающихся будут развиты соответственно возрасту: память, логическое мышление, внимание, тонкая моторика рук. Будут воспитаны: патриотизм, бережное отношение к природе. Календарно- тематическое планирование к курсу « Ознакомление с миром природы». месяц неделя дата Тема З адачи Источник информации П римечание сентябр ь 1 ФЦКМ( природное окружение) : «Золотая осень» Закрепить знания о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; приучать следить за погодой, связывать наблюдения с личным опытом. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 34) 2 ФЦКМ( природное окружение) : «Во саду ли, в огороде: овощи фрукты» закреплять обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», названия овощей и фруктов, значение характерных свойств овощей и фруктов, о семенах растений; дать представление о том, как растение приспосабливается к размножению; учить рассматривать семена цветковых растений, деревьев и кустарников. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 34) 3 ФЦКМ( природное окружение) : «Что летом родиться, зимой пригодиться» обратить внимание на осенние изменения в природе в процессе трудовой деятельности на участке; рассказать о пользе овощей и фруктов; их заготовке- консервирование, соление, приготовление варения, компотов и соков. ; воспитывать бережное отношение к природе, к труду взрослых. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 34) 4 ФЦКМ( природное окружение) : « Гуляй, да присматривайся» познакомить с народным календарем; приобщать к русской народной культуре; активизировать «осенний» словарь: листопад, заморозки, ненастье, непогода, обогащать словарь старинными названиями месяцев Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 34) октяб рь 1 ФЦКМ( природное окружение) : «Как выращивают хлеб? » Закреплять знания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле, названия профессий людей выращивающих хлеб; рассказать как на столах появляется хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 34) 2 ФЦКМ( природное окружение) : Деревья и кустарники нашего двора» закреплять знания о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, представление о сезонных изменениях в природе, об их влиянии на жизнь растений; учить беречь природу; приучать следить за погодой; воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 34) 3 ФЦКМ( природное окружение) : «Царство растений – грибы» учить различать съедобные и несъедобные грибы; познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов, с правилами сбора грибов; формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 34) 4 ФЦКМ( природное окружение) : «Домашние животные» познакомить с особенностями домашних животных, научит различать их и называть взрослых животных и их детенышей, формировать представление о значении животных в природе и для человека Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 34) нояб рь 1 ФЦКМ( природное окружение) : Занятие- игра «Для чего зайцам нужны волки? » объяснить, что в природе все взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 35) 2 ФЦКМ( природное окружение) : Домашние животные: лошадь, коза. закрепить знания о домашних животных – козе, лошади; учить замечать и называть их характерные особенности. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 35) 3 ФЦКМ( природное окружение) : «Куда улетают птицы? » обратить внимание на количество птиц, подвести к пониманию того, что часть птиц улетает в теплые края; приучать связывать наблюдения с личным опытом. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 35) 4 ФЦКМ( природное окружение) : Как звери готовятся к зиме. продолжать знакомить с особенностями диких животных( волк, медведь, лиса, заяц) : где живут, чем питаются как готовятся к зиме; дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 35) декабрь 1 ФЦКМ( природное окружение) : Проказы матушки- зимы. у чит ь видеть и описывать красоту зимнего пейзажа, расширять словарный запас( вьюга, метель, сугроб) ; знакомить с народными приметами зимы; обратить внимание на характерные признаки зимы, продолжительность светового дня; воспитывать любовь к родной природе. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 35) 2 ФЦКМ( природное окружение) : Животный мир нашего края. продолжать знакомить с дикими животными родного края, с их повадками и условиями жизни; рассказать об охране природы, о помощи человека диким животным; приучать связывать наблюдения с личным опытом. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 35) 3 ФЦКМ( природное окружение) : «Вода в жизни человека». формировать знание о значении воды в жизни человека, о необходимости воды для обеспечения здоровья человека; воспитывать бережное отношение к воде. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 35) 4 ФЦКМ( природное окружение) : «У меня живет щенок». учить наблюдать за животными: знать особенности поведения собак, находить отличительные признаки между волком и собакой; знакомить с правилами поведения с незнакомыми животными. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 35) январь 1 ФЦКМ( природное окружение) : « Что мы знаем о рыбах? » расширять представление о рыбах, о том, как они зимуют, познакомить с разнообразием рыб; прививать любовь ко всему живому. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 36) 2 ФЦКМ( природное окружение) : Животный мир полярных районов Земли. расширять представления о диких животных; познакомить с животными Крайнего Севера; учить составлять описательный рассказ о животном. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 36) 3 ФЦКМ( природное окружение) : Заочная экскурсия «Приметы зимы». отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть: видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описную поэтами в стихах. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 36) 4 ФЦКМ( природное окружение) : «Кто живет на подоконнике? ». продолжать знакомить с комнатными растениями; учить описывать их, выделять характерные признаки, сравнивать, ухаживать за ними; познакомит со способами вегетативного размножения, расширять представления о пользе комнатных растений. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 36) февраль 1 ФЦКМ( природное окружение) : О характерных особенностях января и февраля. изучить характерные признаки зимы в неживой природе; учить наблюдать за природой по народным приметам. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 37) 2 ФЦКМ( природное окружение) : Наши друзья- пернатые. продолжать знакомит с многообразием птиц; расширять представления о зимующих и перелетных птицах, учить различать их; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки и скворечники. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 37) 3 ФЦКМ( природное окружение) : «Куда исчез снеговик? » развивать наблюдательность, умение замечать изменения в природе; формировать практические умения и навыки создания снежных построек; закреплять знания о том, что постройки исчезнут, если пригреет солнце. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 37) 4 ФЦКМ( природное окружение) : «Знакомьтесь: еж». расширять представление о еже; учить составлять описательный рассказ о животном; дать представление об экологической цепочке; подвести к пониманию того, что ежа не нужно брать в дом. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 37) март 1 ФЦКМ( природное окружение) : «Признаки начала весны». уточнить характерные признаки весны; учить устанавливать связи между изменениями температуры воздуха и состояния воды; учить устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 37) 2 ФЦКМ( природное окружение) : Знакомьтесь: лягушка. пополнять знания о земноводных; дать представления о среде обитания лягушки; учить составлять рассказ с помощью вопросов. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 37) 3 ФЦКМ( природное окружение) : «Ягода- малина» уточнять названия лесных и садовых ягод, их отличительные признаки; анализировать результаты наблюдений и делать выводы. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 37) 4 ФЦКМ( природное окружение) : «Домашние птицы». уточнять название и внешние признаки домашних птиц, названия их детенышей; учить находить общие признаки и отличия от диких птиц. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 37) апрель 1 ФЦКМ( природное окружение) : «Эти удивительные насекомые». формировать элементарные представления о насекомых; сравнивать их по способу передвижения; дать сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении, представления об особенностях сезонной жизни насекомых. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 38 2 ФЦКМ( природное окружение) : Покорение космоса. дать представление о космосе, космическом пространстве, о Солнце, ее планетах, о луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 38) 3 ФЦКМ( природное окружение) : «День земли» познакомить с праздником – День Земли, который отмечается 22 апреля; учить устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей; формировать представление о том, что человек часть природы; учить различать почву; расширять представление о многообразии неживой природы. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 38) 4 ФЦКМ( природное окружение) : «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». закреплять знания о свойствах воды и воздуха, их функциональном значении для животных и человека; учить взаимодействовать с природой, связывать наблюдения с личным опытом. . Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 37) май 1 ФЦКМ( природное окружение) : «Цветущая весна». приучать связывать наблюдения с личным опытом; продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие весной; закреплять знания о плодовых деревьях сада; воспитывать любовь к природе. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 38) 2 ФЦКМ( природное окружение) : «Цветущий луг» закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; знакомить с Красной книгой растений; воспитывать любовь к природе. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 38) 3 ФЦКМ( природное окружение) : «Лес – это богатство» познакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса; упражнять в различении деревьев по внешним признакам; знакомить с правилами поведения в лесу, личной безопасности. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 38) 4 ФЦКМ( природное окружение) : «Лето красное пришло». систематизировать представления о временах года; расширять представления о ягодах, которые растут в лесу и саду, учить различать их. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 38) ИТОГО: 36 ч. в год Познавательно- исследовательская деятельность « Приобщение к социокультурным ценностям » “Счастлив тот,   кто   счастлив у себя дома”. Л. Н. Толстой Пояснительная записка Современная образовательная ситуация ориентирована на формирование готовности у детей к многоплановому взаимодействию, партнерству в разных социокультурных условиях. В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально- потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально- психологических особенностей в общении с людьми. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом — гражданином России и только потом — жителем планеты Земля. Идти надо от простого к сложному, от близкого к далекому. Цель: Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Задачи: Обогащать представления детей о мире предметов. Расширять представления детей о профессиях. Расширять предс тавления об учебных заведениях детский сад, школа Формировать элементарные представления об истории человечества через реконструкцию образа жизни людей разных времен( оде жда, утварь, традиции, праздники и др. ) . Расска зывать детям о профессиях. ; о важности и значимости труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Учебно- тематически й план рассчитан на 36 учебных часов, по 1 часу в неделю. № Месяц, тема Количество часов Всего Теория Практика 1 Мониторинг. 2 2 2 Моя семья 6 6 3 Мой город 2 2 4 Мой детский сад 3 3 5 Моя Родина 4 4 6 Мои друзья 1 1 7 Праздники 5 5 8 Предметное окружение 3 3 9 Свойства материалов 4 4 10 Транспорт 1 1 11 Правила безопасности 1 1 12 Профессии 3 3 13 Итоговое занятие 1 1 Итого: 36 36 По окончании обучения дети овладеют следующими компетенциями: Б удут знать: о себе, о семье, других л юдях; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; д омашний адрес, место проживания: город, край, символику города, достопримечательности; м есто работы родителей( иметь представление о значимости их труда) ; с вою нацию, язык, традиции, праздники; с толицу нашей Родины – Москву, знать флаг, герб, гимн России; Будут уметь: подчиняться разным правилам и социальным нормам; соблюдать элементарные правила безопасности на улице и дома Б удут развиты соответственно возрасту: любознательность, познавательная мотивация; Будут воспитаны: любовь и привязанность к родному дому, семье, матери. Календарно- тематическое планирование к курсу «Приобщение к социокультурным ценностям». месяц неделя дата Тема задачи Источник информации примечание сентябрь 1 ФЦКМ( явления общественной жизни: «Моя семья». с формировать представления о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких. О. В. Дыбина – Занятия по ознакомлению с окружающим миром( стр. 11) 2 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Мое имя». познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятия: имя, отчество, фамилия; закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 8) 3 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Семейные традиции». расширить представления о семье; формировать представления о семейных традициях, о родственных отношениях; продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким. Комплексно – тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 11) 4 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Хозяйство семьи». познакомить с понятием «хозяйство семьи»- домашнее хозяйство – это маленькая страна, в которой необходимо все вместе вести; воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи, желание выполнять постоянные обязанности по дому. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 15) октябрь 1 ФЦКМ( явления общественной жизни) : « Моя родословная». расширить представление; закрепить знание имен и отчеств родителей; учить называть имена и отчества дедушек и бабушек; формировать представление о семейных традициях, о родственных отношениях( дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, сестра) Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 17) 2 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Дом, в котором я живу». расширить представление о предметах, облегчающих жизнь человека в быту; познакомить с предметами: кофемолка, мясорубка. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 20) 3 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Наша одежда». уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей, подчеркнуть, что потребность в одежде присуща только людям; научить дифференцировать одежду по сезонам. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 23) 4 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Кто нам хлеб растит». расширить представления о профессиях, познакомить с профессией земледельца; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 25) ноябрь 1 ФЦКМ( явления общественной жизни) : « История моего города ». фо рмировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящ ему; познакомить с историей г. Рубцовска, воспитывать чувство гордости за своих земляков. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 27) 2 ФЦКМ( предметное окружение) : «В гостях у бабушки Федоры». закрепить знания о мебели, о различных материалах и которых изготавливают мебель; уточнить дифференцировку посуды; учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 29) 3 ФЦКМ( предметное окружение) : «На чем люди ездят? ». закрепить знания о понятии «транспорта»; познакомить с классификацией транспорта; закрепить знания правил дорожного движения; учить безопасному поведению на улицах. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 32) 4 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Все работы хороши». закрепить знания о профессиях; расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; формировать уважение к труду взрослых разных профессий. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 34) декабрь 1 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Страна моя». закрепить знания о названии страны, ее природе; познакомить с географической картой; воспитывать чувство гордости за свою страну. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 36) 2 ФЦКМ( предметное окружение) : «Фарфоровый секрет китайцев». познакомить с историей создания стекла и фарфора; расширить и систематизировать знания о производстве и особенностях стекла и фарфора и посуды изготовленной из них. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 38) 3 ФЦКМ( предметное окружение) : «Уют в нашем доме». познакомить с предметами, создающими комфорт в доме: телевизор, холодильник; учить соблюдать технику безопасности. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 40) 4 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Новый год у ворот». формировать понятия о традициях и обычаях празднования Нового года в России; формировать представление о празднике, его значении для людей. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 43) январь 1 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Народные праздники на Руси. Рождество». расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение; воспитывать интерес к истории России, национальную гордость. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 45) 2 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Мой детский сад». продолжать знакомить с детским садом; дать понятие названию; показать общественное значение. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 47) 3 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Мои друзья». расширить представления о том, что такое дружба; закреплять умение называть имена своих друзей. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 49) 4 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Мой город – моя малая родина» продолжать формировать интерес к малой родине; рассказывать о достопримечательностях, культуре нашей столицы. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 51) февраль 1 ФЦКМ( предметное окружение) : «Путешествие в прошлое предмета». расширить представление о предметах познакомить с предметами, облегчающих жизнь человеку: пылесос, микроволновая печь, стиральная машина. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 54) 2 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Готовим картофельный салат». расширить представления о профессиях, познакомить с профессией кулинара, повара, с процессом приготовления салата; учить пользоваться ножом; воспитывать желание помогать взрослым. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 56) 3 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Наши защитники» расширить представления о Российской армии; закрепит знания о разных профессиях и различных рода войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 58) 4 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «О дереве и деревянном» расширять представление о материале; развивать умения определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности, взаимодействие с другими материалами. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 61) март 1 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «О мамах родных и очень важных». дать представление о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме; познакомить со стихотворениями разных поэтов воспевающих мать. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 63) 2 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Москва – столица России». рассказать о том, что Москва- столица нашей Родины; познакомить с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами; воспитывать интерес к изучению истории Москвы. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 65) 3 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Народные праздники на Руси. Масленица» расширить представления о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и значение; воспитывать интерес к истории Росси. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 68) 4 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Опасности вокруг нас» учить элементарным основам безопасности жизнедеятельности на улице и дома; познакомить с номерами «01», «02», «03», научить в случае необходимости самостоятельно набирать их. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 70) апрель 1 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «В гостях у художника». расширить представления о профессиях; развивать умение понимать общественную значимость труда художника; показать, что продукты его труда отражают чувства. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 73) ) 2 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Государственные символы России» продолжать формировать представление о том, что Россия огромная многонациональная страна; познакомить с флагом и гербом страны; воспитывать любовь к своей стране. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 75) 3 ФЦКМ( предметное окружение) : «Шурупчик и его друзья» расширять представление о свойстве и качестве материала из которого сделан предмет; познакомить со свойствами металла; анализировать свойства и качества, особенности его взаимодействия с другими материалами. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 77) 4 ФЦКМ( предметное окружение) : «Песня колокольчика» закрепить знания о стекле, металле и дереве, их свойства; познакомить с историей колоколов колокольчиков на Руси. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 80) май 1 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «Этот День Победы». закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали, нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 82) 2 ФЦКМ( явления общественной жизни) : « Государственные символы России». познакомит с гимном России; закрепить знания о Москве – столице нашей Родины, о гербе и флаге. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 85) 3 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «В гостях у парикмахера» расширять представление о профессиях; познакомить с деловыми и личностными качествами парикмахера; подвести к пониманию целостного облика человека. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 88) 4 ФЦКМ( явления общественной жизни) : «О дружбе и друзьях» продолжать быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших; закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям; уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними. Комплексно- тематическое планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа( стр. 90) ИТОГО: 36 ч. в год Познавательно- исследовательская деятельность( эксперементирование) «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню,  дай попробовать и я пойму»( китайская пословица)     Пояснительная записка В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь   умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями. Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка- дошкольника.   В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Участвуя в процессе исследования, дети испытывают    радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности. Цель: стимулирование по исковой деятельности детей, развитие свободной творческой личности. Задачи: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Учебно- тематический план рассчитан на 18 учебных часов в год, по 1 часу в 2недели. № Тема, месяц Количество часов Всего Теория Практика 1 Познавательно- исследовательская деятельность « экспери ментирование» 18 18 Итого: 18 18 По окончании обучения дети овла деют следующими компетенциями: Б удут знать: об основных физических явлениях( отражение, преломление света, магнитное притяжение) ; о свойствах веществ( твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость) ; о некоторых факторах среды( свет, температура воздуха и её изменчивость; вода- переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга) ; о правилах техники безопасности при проведении экспериментов Будут уметь: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. показывать занимательные опыты, фокусы, простейшие эксперименты. Б удут развиты соответственно возрасту: продуктивные формы мышления восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов( цвет, форма, величина, рас- положение в пространстве и т. п. ) , включая органы чувств: зрение, слух; координация руки и глаза; мелкая мо торика рук; Будет воспитан высокий познавательно- исследовательский интерес; личностный рост и чувства у веренности в себе; Календарно- тематическое планирование к курсу « Развитие познавательно- исследовательской деятельности( экспери ментирование) ». месяц неделя дата Тема задачи Источник информации примечание Сент ябрь 2 Песочная страна выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовле ния рисунка из песка. Картотека опыты №19 4 Цветной песок познакомить детей со способом изготовления цветного песка( перемешав с цветным мелом) ; научить пользоваться теркой. Картотека опыты №30 Ок т ябрь 2 Ловись, рыбка, и мала, и велика. выяснить способность магнита притягивать неко торые предметы. Картотека опыты № 24 4 Фокусы с магнитами выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Картотека опыты № 25 Ноябрь 2 Разноцветные шарики получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Картотека опыты № 16 4 Таинственные картинки показать детям, что окружающие предметы меня ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Картотека опыты №17 Де к а брь 2 Что растворяется в воде? показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Картотека опыты № 27 4 Замерзшая вода выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Картотека опыты № 14 Янв а рь 2 Воздух повсюду обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. Картотека опыты № 8 4 Подводная лодка. Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Фе вр а ль 2 Почему все звучит? подвести детей к пониманию причин возникнове ния звука: колебание предмета. Картотека опыты №2 4 Звенящая вода показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. Картотека опыты №22 Ма р т 2 Волшебный шарик. Установить причину возникновения статического электричества. 4 Чудо – расческа. Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета. Апр е ль 2 Свет повсюду показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные( солнце, луна, костер) , искусст венные — изготовленные людьми( лампа, фонарик, свеча) . Установить, как растение ищет свет. Картотека опыты 12 4 Свет и тень познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Картотека опыты № 13 Ма й 2 Каждому камешку свой домик классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности( гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях. Каротека опыты №10 4 Можно ли менять форму камня и глины выявить свойства глины( влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня( сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) . Картотека опыты № 11 ИТОГО: 18 часов в год Познавательно- исследовательская деятельность: ф ормирование элементарн ых математических представлений. Пояснительная записка П онятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Дет и дошкольного возраста проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. Цель: формирование начальной математической компетентности Задачи: Учить детей считать в пределах 10, пользоваться порядковым и количественным счетом Сравнивать предметы по величине, длине, высоте, ширине Познакомить с геометрическими фигурами( круг, овал, прямоугольник, треугольник, трапеция) Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги Познакомить с днями недели Учить делить квадрат на 2 и 4 части Развивать логическое мышление, внимание, память, тонкую моторику рук Воспитывать умение работать самостоятельно Учебно- тематический план для старшей группы( дети 5 лет) рассчитан на 36 учебных часа в год, по 1 часу в неделю. № Тема, месяц Количество часов Всего Теория Практика 1 Мониторинг 4 4 2 Сравнение предметов 4 4 3 Логические задачи 2 2 4 Количество и счет 5 5 5 Геометрические фигуры 3 3 6 Ориентирование в пространстве 2 2 7 Ориентирование во времени 2 2 8 Ориентировка на плоскости 3 3 9 Измерение 2 2 10 Объёмные геом. фигуры 2 2 11 Уравнивание двух групп 2 2 12 Числа и цифры 6- 10 5 5 Всего: 36 36 По окончании второго года обучения дети овладеют следующими математическими компетенциями: будут знать: Дни недели, части суток и их последовательность. Геометрические фигуры( круг, овал, прямоугольник, треугольник, трапеция) . Цифры в пределах 10. Будут уметь: Считать до 10. Сравнивать предметы по длине, высоте, ширине. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Уравнивать неравное число предметов. Б удут развиты соответственно возрасту: Логическое мышление, память, тонкая моторика рук, внимание. Будет воспитано: умение работать самостоятельно. Календарно- тем атическое планирование к курсу « Формирование элементарных математических представлений». месяц неделя дата Тема задачи Источник информации примечание сентяб рь 1 Занятие 1 закрепить навыки счета в пределах 5; сравнивать группы и числа на основе составленных пар; закреплять знания геометрических фигур; уточнять представления о последовательности частей суток. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 12) 2 Занятие 2 упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов( на ощупь, на слух) ; закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам( длина, ширина) , результат сравнения обозначать соответствующими выражениями; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 14) 3 Занятие 3( мониторинг) совершенствовать навыки счета пределах 5; учит понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета( цвета, формы и величины) . И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 16) 4 Занятие 4 закреплять навыки счета пределах 5; упражнять в сравнении 5 предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий( и наоборот) ; уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 17) октя брь 1 Занятие 5 учить составлять множества из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями; закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам; совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, сверху, внизу. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 17) 2 Занятие 6 учить считать в пределах 6, показывать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать соответствующими словами: самый длинный, короче, еще короче…самый короткий( и наоборот) , закреплять представления о знакомых геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 18) 3 Занятие 7 учить считать в пределах 7, показывать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 6 и7; продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по ширине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результат сравнения обозначать соответствующими словами: самый широкий, уже, еще уже…самый узкий( и наоборот) , продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 20) 4 Занятие 8 продолжать учить считать пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? », «Который по счету? », «На котором месте? »; продолжать развивать умение сравнивать до 6 по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий( и наоборот) ; расширить представление о деятельности взрослых детей в разное время суток, о последовательности частей суток И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 21) ноя брь 1 Занятие 9 учить считать в пределах 8, показывать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и8; упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 23) 2 Занятие 10 учить считать в пределах 9, показывать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9; закреплять представление о геометрических фигурах( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) , развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. ; продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 24) 3 Занятие 11( мониторинг) познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько? », «Который по счету? », «На котором месте? »; упражнять в умении сравнивать предметы по величине( до 7 предметов) , раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький( и наоборот) ; упражнять в умении находить различия в изображении предметов И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 26) 4 Занятие 12 познакомить с образованием числа 10 основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10; учить правильно отвечать на вопрос «Сколько? » закреплять представление о частях суток( утро, день, вечер, ночь) и их последовательности; совершенствовать представление о треугольнике, его свойствах и видах. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 27) декабрь 1 Занятие 13 совершенствовать навыки счета по образцу и на слух пределах 10; закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий( и наоборот) ; упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур; упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 28) 2 Занятие 14 закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними( счет в пределах 10) ; дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника; закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, спереди, сзади. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 30) 3 Занятие 15 совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов; закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. Демонстрационный: музыкальный инструмент, ширма, мешочек с желудями, 4 картинки с изображением частей суток; квадрат, разделенный на части, и картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 31) 4 Занятие 16 учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько? », «Какое число больше? », «Какое число меньше? », «На сколько число…больше числа…», «На сколько число…меньше числа…»; продолжить учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения; закреплять умение последовательно называть дни недели. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 32) январь 1 Занятие 17 продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько? », «Какое число больше? », «Какое число меньше? », «На сколько число…больше числа…», «На сколько число…меньше числа…»; развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу; совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры; развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 34) 2 Занятие 18 продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10; развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины равной образцу; закреплять умение определять пространственные представления и использовать слова: слева, справа, внизу, впереди( перед) , сзади( за) , между, рядом; упражнять в последовательном назывании дней недели И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 36) 3 Занятие 19 продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом; продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу; учить ориентироваться на листе бумаги. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 37) 4 Занятие 20 познакомить с количественным составом числа 3 из единиц, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 39) феврал ь 1 Занятие 21 познакомить с количественным составом числа 3 и4 из единиц, продолжать ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 40) 2 Занятие 22 познакомить с количественным составом числа 5 из единиц, совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках; Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица( впереди, сзади, слева, справа) И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 41 3 Занятие 23 закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц; формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть; совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 42) 4 Занятие 24 совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу; продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур, учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета, равного одному из сравниваемых предметов. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 44) март 1 Занятие 25 закр епит ь представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5; совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя( справа, слева, впереди сзади) и другого лица; совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 46) 2 Занятие 26 продолжать учить делить круг на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов, закреплять умение последовательно называть дни недели И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 47) 3 Занятие 27 учит делить квадрат на две равные части, называть части сравнивать целое и часть; совершенствовать навыки счета в пределах 10; развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу( вперед – назад, направо – налево) Демонстрационный: цветной ватман, 2 квадрата, 10 корабликов разного цвета, фланелеграф. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 48) 4 Занятие 28 продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и ср а внив а ть целое и часть; развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов; совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 49) апрель 1 Занятие 29 познакомить с делением квадрата на 4 равные части, называть части и сравнивать целое и часть; продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов, совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 51) 2 Занятие 30 совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения между рядом стоящими числами: 6и7, 7и8, 8и9, 9и10; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа; продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 53) 3 Занятие 31 продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 10; совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению; закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, называть части сравнивать целое и часть. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 54) 4 Занятие 32 совершенствовать умение составлять число 5 из единиц, упражнять в умении двигаться в заданном направлении, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 56) май 1 Занятие 33( мониторинг) совершенствовать навыки счета пределах 5; учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета( цвета, формы и величины) . И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 16) 2 Занятие 34( мониторинг) закрепить порядковое значение чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы: «Сколько? », «Который по счету? », «На котором месте? »; упражнять в умении сравнивать предметы по величине( до 7 предметов) , раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький( и наоборот) ; упражнять в умении находить различия в изображении предметов И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 26) 3 Занятие 35 продолжать закреплять представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом; продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу; учить ориентироваться на листе бумаги. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 37) 4 Занятие 36 закреплять понимание отношений между рядом стоящими числами в пределах 10; совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению; закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, называть части сравнивать целое и часть. И. А. Помораева, В. А. Позина- Занятия по формированию элементарных математических представлений( стр. 54) ВСЕГО: 36 ч. Содержание направлений работы с семьей «Познавательное развитие»: - ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками; - совместно с родителями планировать маршруты выходного дня к историческим, памятным местам отдыха горожан. М етодическое сопровождение Материально- техническая база Предлагаемая программа реалистична, т. к. соблюдены все необходимые условия ее реализации. Для занятий имеется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно- гигиеническим нормам. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, необходимый для организации занятий, хранения и показа дидактического материала. В помещении есть настенная доска. На ней маркерами выполняются различные графические работы; развешивают наглядные пособия, устраивают кратковременную выставку работ. Также необходимо наборное полотно для демонстрации различного счетного материала. В комнате имеется шкаф для хранения дидактического материала и методической литературы. Оборудованы полки для детской библиотечки, предназначенной для самостоятельного чтения детей. Наглядные пособия К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, можно отнести иллюстративный материал, предметные и сюжетные картинки, образцы, схемы, демонстрационная азбука, наборы цифр и счетного материала, модели часов, модели геометрических тел( можно использовать крупный строительный материал) , календарь природы, и т. д. Также необходимо техническое обеспечение занятий. На различных занятиях может использоваться музыкальное сопровождение, а для этого необходим магнитофон и аудиозаписи детских песен, художественных произведений, звуков природы, пианино, телевизор и DVD проигрыватель, диски с записью развивающих игр, мультфильмов и программ, компьютер, проектор, белый экран для демонстрации слайд- шоу и презентаций. На занятиях используются различные дидактические игры и раздаточный материал: шаблоны, трафареты, наборы геометрических фигур и т. д. Они могут использоваться на разных занятиях, а также меняться и постоянно пополняться. Для самостоятельной игровой деятельности, а также оснащения занятий используются маски- шапочки, мяч, изображения или игрушки сказочных героев, различные игровые аксессуары. Список литературы: Познавательное развитие: О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада». – М. «Мозаика- Синтез», 2014г. Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет». - М. «Мозаика- Синтез», 2014 Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». - М. «Мозаика- Синтез», 2014 О. В. Павлова «Познание предметного мира: комплексные занятия. Старшая группа». – Волгоград: «Учитель», 2014. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию». - М. : ВАКО, 2010 О. Н. Крылова, Л. Ю. Самсонова «Знакомство с окружающим миром». - М. : «Экзамен», 2010 Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они? »- М. : «Издательство ГНОМ и Д»2005 Формирование элементарных математических представлений. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа». – М. «Мозаика- Синтез», 2014 А. Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников». - М. : ТЦ Сфера, 2002 И. А. Андреева «Изучаем календарь». - Минск: ООО «Кузьма», 2008 О. Г. Полончук, К. Шилина «Нескучная математика для детей 5- 7 лет»- ЗАО «Издательство «Газетный мир», 2009 О. Н. Крылова, Л. Ю. Самсонова «Знакомство с математикой: конспекты занятий»- М. : Издательство «Экзамен», 2010 А. А. Столярова «Давайте поиграем» Математические игры для детей 5- 6 лет. - М. : Просвещение, 1991 Н. Б. Истомина «Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста»- Смоленск: Ассоциация ХХ I век, 2010

Оставить комментарий: