a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-практикум для педагогов «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ»

Опубликовано: 2016-03-15 20:32:36

Документы для скачивания

Семинар- практикум для педагогов «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ» Цель: ознакомление с разнообразием нетрадиционных изобразительных техник. Место проведения: актовый зал. Материалы и оборудование: акварельные, гуашевые краски, мягкие, жесткие кисти, восковые мелки, свечи, трубочки для коктейля, засушенные листья, салфетки, емкости с водой, бумага. Подготовила: Завалина Ольга Анатольевна воспитатель Ход: теоретическая и практическая часть. Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь макс и мального эффекта. Дошкольный и школьный возраст это период, когда изобразительная де я тельность становится устойчивым увлечением многих детей. Необходимо испол ь зовать это увлечение, чтобы заинтересовать ребёнка миром искусства, развивать его воображение, фантазию, способности. Рисование для ребёнка это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дай им возможность они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой. Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. То ч ка, штрих, линия, пятно это стихия, из которой возникают образы, а образы это фантазия. Для выполнения заданий по рисованию используются разнообразные худ о жественные материалы и техники. Это расширяет знания детей об особенностях этих материалов, а знакомство с некоторыми техниками обогащает навыки и ум е ния малышей. В дошкольны х образовательных учреждениях педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и бумагой, свечой и т. д. Дети знакомятся с ра з ными способами окрашивания бумаги, в том числе методом набрызгивания кра с ки. Они пробуют рисовать предметы руками( ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони) , получать изображения с помощью подручных средств( ниток, веревок, полых трубочек) , с помощью природного материала( листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойс т ва: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками п о могает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в а к варель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит разв и тие тактильной чувствительности, цветоразличения. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У р е бят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети н а чинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадицио н ные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо гот о вого образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными матери а лами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самосто я тельности, инициативы, выражению индивидуальности. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять ко л лективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует полож и тельную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед проце с сом рисования. На занятиях рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что- то не так. Рисование необычными материал а ми и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые полож и тельные эмоции. Эмоции- это и процесс, и результат практической деятельности- художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение з а дания. Учитывая значимость данного вида работы, рекомендуется организовать в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для самосто я тельного творчества. Новый изобразительный материал надо вводить постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. Не нужно навязывать детям процесс рисования, необходимо увлечь их этим видом деятельности. В практической части семинара предлагается знакомство со следующими н е традиционными изобразительными техниками( Приложение) : - рисование пальчиками, ладошкой; - тычок жесткой полусухой кистью; - восковые мелки+ акварель; - отпечатки листьев; - свеча+ акварель; - оттиск смятой бумагой; - монотипия предметная; - кляксография с трубочкой. Каждая из этих техник- это маленькая игра. Их использование позволяет д е тям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображ е ние, дает полную свободу для самовыражения. Приложение 1 Нетрадиционные изобразительные техники Техника, возраст ребенка Материалы, описание Образец Рисование пальчиками, ладошками От 2 лет Блюдца с гуашью, плотная бумага любого цв е та( для ладошек большого формата) , салфетки. Ребенок опускает в г у ашь пальчик, ладошку или окрашивает ее с помощью кисти( с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается Тычок жес т кой полусухой кистью От 2 лет Ж есткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и фо р мата либо вырезанный сил у эт пушистого или колючего животного. Р ебенок опускает в г у ашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист или контур. Получается имит а ция фактурности пушистой или колючей поверхности. Восковые мелки+ акв а рель От 4 лет Восковые мелки, пло т ная белая бумага, акварель, кисти. Ребёнок рисует воск о выми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакр а шенным. Приложение 2 Нетрадиционные изобразительные техники Техника, возраст ребенка Материалы, описание Образец Отпечатки листьев От 4 лет Б умага, гуашь, листья разных де ревьев, кисти. Способ получения из о бражения: ребенок покрыв а ет листок дерева красками разных цветов, затем пр и кладывает его окрашенной стороной к бумаге для пол у чения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Ч е решки у листьев можно д о рисовать кистью. Свеча+ акварель От 4 лет С веча, плотная бумага, акварель, кисти. Р ебенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашив а ет лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остае т ся белым. Оттиск смятой бумагой От 4 лет Блюдце с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Ребёнок прижимает смятую бумагу к блюдцу с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить др у гой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Приложение 3 Нетрадиционные изобразительные техники Техника, возраст ребенка Материалы, описание Образец Монотипия предметная От 5 лет Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или а к варель. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на о д ной его половине рисует п о ловину изображаемого предмета( предметы выб и раются симметричные) . П о сле рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова склад ы вается пополам для получ е ния отпечатка. Выполнить задание на отдельном листке размером 8х9 см, на это место вклеить Кляксография с трубочкой От 5 лет Бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая л о жечка, трубочка( соломинка для напитков) Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно( капельку) . Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её к о нец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Н е достающие детали дорис о вываются. Приложение 4 Нетрадиционные изобразительные техники Техника, возраст ребенка Материалы Описание Оттиск пробкой От 3 лет М исочка, либо пл а стиковая коробочка, в к о торую вложена штемпел ь ная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Р ебёнок прижимает пробку к ште м пельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Оттиск печатками из картофеля( поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет) О т 3 лет М исочка, либо пл а стиковая коробочка, в к о торую вложена штемпел ь ная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Р ебёнок прижимает печатку к ште м пельной подушке с краской и наносит о т тиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Печать по трафарету О т 4 лет М исочка, либо пл а стиковая коробочка, в к о торую вложена штемпел ь ная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона, трафареты из проолифленного полука р тона либо прозрачной плёнки. Р ебёнок прижимает печатку или п о ролоновый тампон к штемпельной поду ш ке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет. Чёрно- белый граттаж( грунтованный лист) О т 5 лет П олукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жи д кое мыло( примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной пор о шок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Р ебёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом сл у чае он заливается тушью без добавок. П о сле высыхания палочкой процарапывается рисунок Приложение 5 Нетрадиционные изобразительные техники Техника, возраст ребенка Материалы Описание Кляксография обычная О т 5 лет Б умага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Р ебёнок зачерпывает гуашь пласт и ковой ложкой и выливает на бумагу. В р е зультате получаются пятна в произвол ь ном порядке. Затем лист накрывается другим ли с том и прижимается( можно согнуть и с ходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть) . Д а лее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисов ы ваются. Кляксография с ниточкой О т 5 лет Б умага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины. Р ебёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкл а дывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, приж и мает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали д о рисовываются. Набрызг О т 5 лет Б умага, гуашь, жёс т кая кисть, кусочек плотн о го картона либо пластика( 5x5 см) Р ебёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Монотипия пейзажная От 6 лет Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке( отпечаток) . Пейзаж выполняется б ы стро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отп е чатка, протирается влажной губкой. Исхо д ный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Цветной граттаж От 6 лет Цветной картон или плотная бумага, предвар и тельно раскрашенные акв а релью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, м и сочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Ребёнок натирает свечой лист так, чт о бы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гу а шью.

Оставить комментарий: