a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Баркар С.Р.

Опубликовано: 2016-03-17 10:42:29

Документы для скачивания

«БИБЛИОТЕКА ТЕРРИТОРИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ» Форма проведения:  Круглый стол. Обоснование выбора формы проведения:  Данная форма довольно часто используется в современной школе. Такие занятия представляют из себя беседу по теме или проблеме, которая интересна детям. Школьники учатся активно обсуждать услышанное, задавать вопросы, высказывать своё мнение. Неотъемлемым преимуществом является отказ от строгой академичности: дети видят друг друга, замечают реакцию одноклассников на свои высказывания, звучит спонтанная речь, учащиеся, желающие высказаться, могут не поднимать руку, в случае затруднения или ошибки ученик не будет наказан плохой оценкой. Этот тип позволяет учителю получить картину того, насколько хорошо развиты речевые умения школьников, в каком направлении следует вести дальнейшую работу. Обоснование выбора темы:  Эта тема является актуальной в нынешнее время. Жители Крыма должны выполнять идею добрососедства. Цель:  Воспитание нравственных ценностей. Задачи: ·                        Дать детям представление о толерантности; ·                        Расширить и закрепить представление детей о доброте; ·                        Сформировать толерантное поведение учащихся.   Предварительная работа:  распределение вопросов и инструктаж к подготовке к ним. Оборудование:  песочные часы, карточки с заданими, мультимедийный проектор.          Правила для участников: ·                        Давать конкретный ответ на вопрос. ·                        Исключить детали, которые не являются необходимыми. ·                        Не уклоняться от темы. ·                        Использовать понятную речь для зрителей. Вопросы для обсуждения: 1.                      Что такое толерантность? 2.                      Почему библиотека является территорией толерантности? 3.                      Идея терпимости в художественной литературе. 4.                      Профессиональная этика библиотекаря. 5.                      Качества библиотекаря. 6.                      правила толерантного общения.     Ответы детей: 1)  Что такое толерантность? Толерантность: •   это способность услышать и понять другого человека; •  устойчивость к стрессам и конфликтам; •  терпимость по отношению к  ближнему. 2)  Почему библиотека является территорией толерантности? Именно библиотека имеет возможность вести толерантный и уважительный рассказ  о других  культурах, традициях, взглядах. других людей, непохожих на нас. Мы можем делать то, что не могут сделать политики. Не потому, что они плохие, а потому, что скованы определенными рамками, другими задачами. А мы можем вести свободный и равноправный диалог культур. Любая библиотека – территория толерантности». 3)  Идея терпимости в художественной литературе. Список литературы: 1.                      Л. Толстой «Кавказский пленник»; 2.                      В. Драгунский «Друг детства»; 3.                      С. Маршак «Кошкин дом»: 4.                      А. Резников «приключения кота Леопольда»; 5.                      Портер «Полианна»; 6.                      В. Железников «Чучело»; 7.                      Д. Рубина «Астральный полет души на уроке физики»; 8.                      Лихачев Д. С. «Письма о добром и прекрасном»; 9.                      Сент- Экзюпери А. «Маленький принц» и др. произведения 10.                 Андерсен Г. - Х. «Гадкий утёнок»; 11.                 Лиханов А. «Уроки доброты и нравственности» и др. 4)  Профессиональная этика библиотекаря.   Для соблюдения принципов толерантности в библиотеках библиотекарь, прежде всего, должен обладать профессиональной этикой. Профессиональная этика библиотекаря – это совокупность специфических требований и норм нравственности при выполнении им профессиональных обязанностей по обслуживанию читателя информацией. В библиотечной профессии существует свое неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, работа с людьми требует профессиональных знаний, педагогического такта, толерантного отношения к читателям и коллегам. 5)  Качества библиотекаря. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова отмечаются такие человеческие качества: · Честность, прямота, искренность в поступках и отношениях; · Доброжелательность – желание людям добра, готовность содействовать их благополучию; · Вежливость, соблюдение правил приличия, учтивость; · тактичность, чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевая достоинства людей; · порядочность, честность. Неспособность совершать антиобщественные поступки; · общительность, способность легко входить в общение. ·                        Такими качествами должен обладать библиотекарь, чтобы успешно выполнять свою работу и профессионально общаться с читателями. 6) правила толерантного общения. Правила толерантного общения: ·                        Будьте открыты к собеседнику и принимайте его таким, каков он есть. Такое отношение к партнеру по общению основано на исходном к нему уважении и ваших положительных намерениях. Вне зависимости от того, согласны вы с ним или нет. Постарайтесь услышать все сообщение целиком. Поскольку сообщение состоит как из фактической информации, так и эмоционально окрашенных моментов, постарайтесь понять и оценить все сообщение полностью, включая эмоциональное отношение. ·                        Участие в общении должно быть активным и ответственным.   Если вам что- либо неясно или вы пропустили часть сообщения. Немедленно включайте обратную связь. Она нужна не только слушающему, но и говорящему – он должен знать, что его сообщение дошло до адресата и получило оценку. ·                        Выражайтесь ясно. Думайте о  том, что вы говорите. Тщательно выбирайте слова. Научитесь говорить так, чтобы люди стремились послушать вас. Наиболее доходчивы и эффективны такие сообщения, которые не содержат предвзятых и поверхностных суждений, однако достаточно экспрессивны. Например, так называемые сообщения о  первого лица. ·                        Будьте настойчивы. Настойчивость сообщения вовсе не означает агрессивности или навязывания своего сообщения другим. Сообщая о ваших чувствах, мыслях или правах, вы должны уважать чувства, мысли и права других. ·                        Будьте хорошим слушателем.   Как бы ни был красноречив говорящий, коммуникация будет неполной, если его не слушают или слушаю плохо. Слушание требует сознательного усилия и концентрации. Нужно хотеть слушать.       Литература 1.      Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. - М. : Просвещение, 2006. 2.      Калейдоскоп родительских собраний\ Под ред. Е. Н. Степанова. - М. : Просвещение, 2001. 3.      Калейдоскоп родительских собраний\ Под ред. Н. А. Алексеевой. - М. : Просвещение, 2006. 4.      Лупоядова Л. Ю. Родительские собрания. 5 – 7 классы. – Волгоград: Русское слово, 2007. 5.      Планирование воспитательной работы в классе\ Под ред. Е. Н, Степанова. - М. : Просвещение, 2000. 6.      Риэрдон Бетти. Толерантность – дорога к миру. - М. : Слово, 2001. 7.      Титова Е. В. Если знать, как действовать. – М. : Просвещение, 1993. 8.      Тыртышная М. А. 50 идей для классного руководителя. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2010. 9.      Филиппова Г. Г. Как обучать искусству общения/ / Классный руководитель. 2003 № 3. 10.                         Щуркова Н. Е. Классный час и его организация. – М. : Просвещение, 1981.

«ДОБРО И ДОБРОТА! КАКИЕ ЧУДЕСНЫЕ СЛОВА» Цели:  воспитывать у младших школьников потребность творить добро; содействовать воспитанию доброты; формировать ценностные гуманистические ориентиры; вызывать у учащихся желание совершать добрые поступки. Задачи: уточнить представления детей о том, что такое добро и каким должен быть добрый человек; воспитывать вежливое отношение друг к другу; одействовать формированию дружного коллектива класса.   Оборудование:  листики с буквами, иллюстрации, записи детских песенок, бумажные сердечки, шкатулка.                                     Ход занятия: I Организационный момент II Вводная беседа Учитель. Р ебята, начинаем наш воспитательный час! А  слово, которое мы будем повторять много раз сегодня на занятии, вы узнаете, когда отгадаете загадки. Тот, кто отгадывает загадку, подходит к столу, ищет букву, с которой начинается слово- отгадка. И становится у доски. Учитель.  1. Для кого скорлупа ореха была колыбелькой, голубая фиалка – периной, а лепестки розы – одеялом? Дети.  Дюймовочка. Учитель.  2. Как называется сказка Г. Х. Андерсена, в которой ведьма послала солдата в подземелье? Дети.  Огниво. Учитель. 3. У отца был мальчик странный, необычный – деревянный. Но любил папаша сына. Кто же это? Дети. Буратино. Учитель . 4. В какой русской сказке победила дружба и мышка помогла всем! Дети. Репка. Учитель 5. Есть один такой цветок,            Не вплетёшь его в венок.             На него подуй слегка…             Был цветок – и нет цветка. Дети.  Одуванчик. Учитель.  6. Через поле и лесок Подаётся голосок. Он бежит по проводам, Скажешь здесь, а слышно там. Дети. Телефон. Учитель. 7. Всех на свете он добрей,      лечит он больных зверей,     и однажды бегемота      вытащил он из болота.      Он известен. Знаменит,      Это доктор… Дети. Айболит Учитель. Теперь вы знаете, о чём мы будем говорить сегодня. III Изложение материала Доброта – это отзывчивость, доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим. Песенка Учитель.  Сейчас мы прочитаем и обсудим рассказ «Трое» Трое  Дождливый вечер. По дороге идут трое ребят. Идти им ещё далеко, а машин нет. Все устали, задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, но там. . оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба.  На лице высокого, сильного парня читалось: " Меня! меня возьмите! " О других он не думал. Среди них был невысокий, худенький. Какой- то болезненный мальчик, но он просил шофёра: " Возьмите Сашу, он натёр ногу" . Сашей звали третьего мальчика. И Саша решительно сказал: " Или всем ехать, или всем идти! " Машина уехала. С кем из этих мальчиков вы согласны? Почему? А как бы вы поступили в этой ситуации? IV Физминутка  : Поскачите, попляшите Поскачите, попляшите, Сядьте тихо, полежите. Поднимитесь, распрямитесь, Потянитесь и согнитесь. Встаньте прямо, улыбайтесь, Быть хорошими старайтесь! ! ! V Продолжение изложения материала Учитель.  Некоторые дети стесняются быть добрыми! Послушайте стихотворение А. Барто. Учитель читает стихотворение «Вовка добрая душа» На глазах растут ребята! Жил в стихах моих когда- то Вовка- добрая душа. ( Так прозвали малыша! ) А теперь он взрослый малый, Лет двенадцати на вид, И читателей, пожалуй, Взрослый Вовка удивит.   С добротой покончил Вовка, Он решил- ему неловко В зрелом возрасте таком Быть каким- то добряком!   Он краснел при этом слове, Стал стесняться доброты, Он, чтоб выглядеть суровей, Дергал кошек за хвосты.   Дергал кошек за хвосты, А дождавшись темноты, Он просил у них прощенья За плохое обращенье.   Знайте все, что он недобрый, Злее волка! Злее кобры! - Берегись, не то убью! - Пригрозил он воробью.   Целый час ходил с рогаткой, Но расстроился потом, Закопал ее украдкой В огороде под кустом.   Он теперь сидит на крыше, Затаившись, не дыша, Лишь бы только не услышать: " Вовка- добрая душа! " Учитель.  Можно ли бояться ли быть добрым? Чтобы вы посоветовали бы мальчику? Доска делится на две части. На первой половине доски записываются черты характерные для доброго человека( доверие, искренность, взаимопонимание и др. ) . На второй – то, что не характерно для него( зависть, драки, насмешки и др. ) . Учитель. Сейчас вы напишите на доске черты характерные и нехарактерные доброму человеку. Обсуждение хороших и плохих черт характера. Учитель.  Почему отношения из второй колонки несовместимы с добротой? VI Заключительная часть Учитель.  А теперь каждый попробует стать добрым волшебником. Для этого напишите на сердечках, которые лежат на парте, п ожелания окружающим вас людям. Мы положим листики с этими пожеланиями в шкатулку, и они обязательно сбудутся. Звучит песенка « Улыбка» Учитель.  Я желаю вам добра, любви, взаимопонимания.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Традиционная система обучения сложилась несколько сотен лет назад. Ее основной целью является приобретение учащимися определенного ряда знаний, умений и навыков. Такая система образования полностью оправдывала себя в индустриальный век, когда человек в юности осваивал профессию и в течение всей жизни выполнял практически одни и те же операции. Век информационный поставил перед педагогами новую задачу: не только привить учащимся несколько знаний, умений и навыков, но и научить их саморазвиваться, чтобы не отставать от стремительного прогресса. В связи с этим в середине ХХ века в лаборатории под руководством педагога Леонида Владимировича Занкова была начата работа по построению более эффективной системы обучения. Основой для новой системы стали работы замечательных русских педагогов Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Богоявленского, Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, Н. А. Мечинской и др. В результате многолетних практических исследований на базе десятков школ разных регионов России сделан вывод, что концентрация внимания учителя на общем развитии каждого ребенка не только закладывает надежную основу для достижения в будущем успеха в любых сферах деятельности, но и приводит к наилучшим результатам в освоении школьной программы. Это отражено в четырех дидактических принципах, на которых построена развивающая система Л. В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, изучение программного материала быстрым темпом, осознание школьниками процесса учения, развитие всех учеников( и сильных, и слабых) . Остановимся чуть подробнее на каждом из них. Принцип обучения на высоком уровне трудности не следует понимать как намеренное усложнение программы. Речь идет о доступном преподнесении материала таким образом, чтобы предоставлять детям возможность самим обнаружить закономерность, сделать вывод и т. п. Таким образом не только развивается мышление, но и приобретаемые знания становятся более прочными. Принцип ведущей роли теоретических знаний направлен не просто на сообщение общего положения после рассмотрения некоторого количества конкретных фактов, а на раскрытие внутренних взаимосвязей между различными явлениями. Этот принцип отражен в учебниках по всем предметам, что позволяет формировать у учащихся целостную картину мира. Принцип осознания школьниками процесса учения отличается от традиционного подхода тем, что целью обучения является не только усвоение знаний и навыков, но и поиск причин возникновения различных явлений, взаимосвязей между ними, т. е. развитие способности к анализу, а также к самоанализу. Процесс обучения происходит активно, что повышает интерес к учебе и делает ее более эффективной. Изучение материала быстрым темпом тесно связан с тремя предыдущими принципами. Замечено, что из- за присущего традиционной системе долгого «пережевывания» материала и «топтания на месте» многие школьники теряют интерес к учебе. По выражению самого Л. В. Занкова, это приводит к «умственной лени». Вместе с тем суть этого принципа ни в коем случае не состоит в спешке при обучении, и известная истина о том, что повторение – мать учения, не оспаривается. Дело в том, что изучаемый материал повторяется многократно, но каждый раз на качественно новом уровне, открывающем новые взаимосвязи с пройденным ранее материалом. Принцип развития всех учеников, и сильных, и слабых, также подчеркивает отличия системы Л. В. Занкова от традиционной. В обычной школе это так называемый индивидуальной подход, который как правило сводится к выявлению и устранению( насколько возможно) пробелов в знаниях. При этом сильные ученики зачастую оказываются обделены вниманием учителя и, соответственно, их развитие не происходит теми темпами, на которые способны такие дети. Л. В. Занков расширяет цели обучения и вводит понятие «общее развитие», которое определяет как «формирование, качественные изменения таких свойств личности, которые являются основой успешного овладения учебным материалом любого предмета, а по окончании школы — основой творческого труда в любой сфере человеческой деятельности». Именно общее развитие школьников становится в системе Занкова приорететной задачей учителя, т. к. «когда удается достигнуть значительного прогресса наблюдательности, мышления, речи, памяти, волевых качеств, это становится неотъемлемым достоянием человека». Программа обучения «по Занкову» построена так, что ученики каждый день сталкиваются со множеством нестандартных задач, которые к тому же не всегда имеют однозначное решение. Поэтому у каждого учащегося находится возможность проявить себя. Преподаватель может целую неделю или две рассказывать о географии, затрагивая также ботанику и зоологию, а потом только о химии, и это позволяет ученикам полнее погрузиться в изучаемую тему, «пережить» ее, и, соответственно, лучше усвоить материал. Взаимосвязь с другими предметами также способствует более глубокому пониманию и прочному запоминанию. Л. В. Занков вместе со своими коллегами успел разработать новую систему обучения только для начальной школы. Как писал в своих трудах сам Л. В. Занков, «именно в начальных классах закладывается фундамент формирования нового человека, . . . создается та основа, на которой строится все дальнейшее усвоение знаний и навыков». Сейчас, когда развивающее обучение доказало свою эффективность, последователи Леонида Владимировича Занкова создают учебные программы и для старшей школы, но пока они существуют лишь для нескольких школьных предметов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ.   Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище. Обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую- нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных, жизненных ситуациях.

Оставить комментарий: