a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогический опыт учителя истории и обществознания МБОУ «КИРЖЕМАНСКАЯ СШ» Филеткина Владимира Ивановича

Опубликовано: 2016-03-17 14:39:08

Свою трудовую деятельность начал в Киржеманской восьмилетней школе в 1969 году. Окончил годичные курсы физвоспитания в городе в Саранске в школе №9.

С 1970 по 1972 год служил в Советской армии. За многолетнюю работу в области физической культуры награжден знаком «Отличник физической культуры и спорта России».

В 1979г. окончил Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, по специальности «История» присвоена квалификация» историка, преподавателя истории и обществоведения».

Остальную четверть века работаю учителем истории и обществознания в Киржеманской средней школе.

В 2009 году по результатам аттестации присвоена высшая квалификационная категория.

 

Педагогический опыт учителя истории и обществознания

МБОУ «КИРЖЕМАНСКАЯ СШ»

Филеткина Владимира Ивановича

2014

Тема:

Стимулирование творческой активности обучающихся как условие развития мотивации успеха в учебно – познавательной деятельности

Некоторые аспекты совершенствования педагогической технологии в современных условиях

Актуальность

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания. Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.

Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему могут нетрадиционные уроки и использование ИКТ.

Это подтверждается концепцией развития школы и федеральной концепцией информатизации образования.

Ведущая педагогическая идея.

Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику.

Хороший урок – урок-беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.

Учитель – это не оракул, не вождь, не охранник, а организатор, наставник, режиссер.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и

самовыражению.

Для достижения данной цели необходимо:

  • активизировать познавательную деятельность ученика (через систему использования нетрадиционных форм уроков и ИКТ);

  • привить любовь к предмету через систему эффективных уроков;

  • приобщить к историческому, культурному и духовному богатству родного Отечества (на основе уроков и внеклассных мероприятий патриотической направленности).

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

  • активизацию познавательной деятельности учащихся через систему нетрадиционных форм уроков с использованием ИКТ;

  • развитие умений рассуждать и мыслить;

  • развитие творческих способностей учащихся через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий;

  • развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников, СМИ и т.д.);

  • развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.

Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся. Развитие информационно-коммуникативной компетенции является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий и современной компьютерной техники, создании условий для формирования творческих способностей учащихся.

Адресная направленность

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии, не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

Теоретическая база опыта

  • Платонова Т.И. «Применение электронных презентаций на школьном уроке»;

  • Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса»;

  • Бондаревский В.Б. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию»;

  • Короткова М.В. «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории»;

  • Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. «Методика преподавания истории в школе»;

  • Ярцева Н.Н. «Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях»;

  • Бровкина М.А. и Нахаева И.В. «Формирование информационно-коммуникативной компетенции у учащихся в ходе изучения истории» и т.д.

Урочная деятельность

Для развития интереса к предмету и повышение качества знаний обучающихся считаю важным средством применение нетрадиционных форм урока. Эта тема меня заинтересовала тем, что является средством формирования интереса к предмету, познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей и творческой личности.

В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: Урок-игра, урок-исследование, урок-дискуссия, урок- соревнование.

Например, 5 класс- Исторический театр «Суд Осириса», «Антоний и Клеопатра», «Учение Конфуция»; Аукцион знаний по теме «Древний Египет», «Древняя Греция», «Древний Рим» - это обобщающие уроки. В младшем среднем звене довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какой-нибудь исторической личности или участника того или иного исторического события сопровождающееся рисунками. Например, «В гостях у фараона» или «Как проходит день у древнеегипетского земледельца» и т.д.;

6 класс- Урок-игра по теме «Человек», проект «Древо семьи», аукцион знаний по теме «Древняя Русь 9-13 века», инсценируем суд над Ж. де Арк;

7 класс- Обобщающий урок-игра по теме «Смута. Россия в 17 веке». Урок-презентация по теме: «Художественная культура Европы эпохи Просвещения», разыгрываем сценку «Преобразования Петра Первого»;

8 класс- Урок-презентация по теме «Отечественная война 1812 года», исторический театр «Наполеон в Москве», урок-игра по теме «Личность и общество»;

9 класс- Использую проблемный метод обучения, например, по теме «Февраль и Октябрь 1917 года в России», я так сформулировала вопрос для дискуссии: Кто погубил Россию?;

10 класс- Уроки-семинары по темам «Реформы государственного управления Петра Первого», «Петр и Екатерина Великие», урок-КВН по теме «Древнерусское государство в 9-13 веках»;

11 класс- Деловая игра «Заседание Государственной думы по аграрному вопросу в годы первой русской революции», урок-размышление «Хрущев- реформатор или сталинист?»; разрабатываем презентации например, урок обществознания по теме «Глобальные проблемы в экономике». Такая работа станет пособием и для изучения нового материала и закрепления, таким образом, будет создана методическая копилка.

На основе диагностики осуществляю дифференцированный подход в процессе обучения, учащиеся разделены на группы (постоянные и временные), тем самым учитываю два уровня: уровень актуального развития и зону ближайшего развития, а также осуществляю личностно- ориентированный подход к учащимся.

Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.

В своей работе часто использую разноуровневые задания, различные формы и виды контроля: зачеты, письменные тестирования, хронологический и словарный диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, ребусов, контрольные работы, которые позволяют проверить уровень развития каждого ученика.

В старших классах создала необходимость изучать материал блоками, где существует определенный алгоритм: вводные лекции, текущие лекции, практические занятия, семинары, дискуссии, уроки размышления, уроки-консультации, зачеты.

Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе, научные работы.

Делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона. Это вселяет уверенность в ребенка, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.

Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа учителя истории и обществознания – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства, СМИ и т.д.

Последнее время я работаю над темой использования ИКТ на уроках истории и обществознания, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет, чуть ли не ведущую роль.

Учитель истории и обществознания часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху или тему по обществознанию. Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

Для пополнения исторических знаний учащихся, использую интеграцию разных предметов, что соответствует сегодняшним требованиям. Стараюсь разнообразить внеклассную работу.

 

Внеклассная работа

Во внеклассной деятельности я особое внимание уделяю воспитанию патриотизма и гражданственности, так как это, по сути, завтрашний день России, ценностные ориентиры нашего общества, гражданское становление подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.

Я провел классные часы: «Я - гражданин России», «Никто не забыт, ничто не забыто».

В рамках кружковой работы проведен социологический опрос среди учителей и старших школьников на тему «Человек как гражданин России».

Общий вывод по работе кружковцев: старшее поколение в лице учителей воспитано в условиях коллективизма, гражданственности и патриотизма, привиты нормы отношений к пожилым людям, уважение традиций, которые они видели в жизненных примерах при просмотре советских фильмов, где показывались: взаимопомощь, бескорыстие, героизм, ответственность за принадлежность к Отечеству, внимание к участникам исторических событий и т.д.. Всего этого нет у молодого поколения, которое мало знакомо с советской историей и почти не смотрит советское кино, а в основном современные жестокие боевики. Результат по соцопросу был обобщен и намечены воспитательные мероприятия с учащимися и родителями. Материалы проекта отправлены на областной конкурс «Организация воспитательной и профилактической деятельности в условиях современной школы», эта работа названа одной из лучших.

Также в рамках кружка «Общество и мы» группой ребят разработан проект «Формирование политической культуры старших школьников», практической работой проекта стал социологический опрос среди жителей села «Отношение избирателей к институту выборов».

Ежегодно провожу неделю истории.

Все это способствует развитию интереса к истории и обществознания.

Благодарности и награды

2005 год- награжден знаком «Отличник физической культуры и спорта России».

2007 года – объявлена Благодарность Главы Республики Мордовия

2009 год - по результатам аттестации присвоена высшая квалификационная категория

2010 год – участник V регионального конкурса учителей, Iместо

2011 год –объявлена Благодарность от Мордовского Республиканского института образования

2013год-грамота –Iместо, от Российского Фонда Мира международный общественный фонд

2014год-объявлена благодарность от Российского фонда мира

2014год- объявлена благодарность от Главы администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия

Оставить комментарий: