a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

9 МАЯ

Автор: Смородкина Нина Евгеньевна Опубликовано: 2016-03-17 19:59:51

Документы для скачивания

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Победовский детский сад

Ржевский район Тверской области

 

 Проект "ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЯНИ"

  для детей старшей группы.(2014-2015гг)

 

 

                                                                                                                               Воспитатель: Смородкина.Н.Е.

 

                                                                                                                                          

 

« ПАМЯТЬ   СИЛЬНЕЕ    ВРЕМИНИ»

 Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

3МАРТА 1943Г. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

В ДОУ  создан проект, который мы назвали «Память сильнее времени». Цель данного проекта- воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников- гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

Творческий проект нашего дошкольного учреждения «Память сильнее времени…» был успешно осуществлен в период с февраля  по май 2015 года, и работа в данном направлении продолжается по настоящее время. Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить. Поклонимся великим тем годам

Информационная карта проекта

Автор: Смородкина Н.Е

Вид, тип проекта: краткосрочный, творческий

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

 

 

Задачи:

  • способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;
  • расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
  • развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;
  • способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;
  • обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
  • организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного концерта;
  • вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Место проведения: МДОУ «Победовский»

Сроки проведения: февраль – май 2015 г.

Возраст детей: 5 – 7лет

Ожидаемые результаты:

  • понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
  • создание рукописной книги об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников, сотрудников ДОУ;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
  • повышение социальной компетентности дошкольников;
  • оформление выставки   детского творчества ко Дню Победы;
  • создание в музее ДОУ стенда о Великой Отечественной войне;
  • праздник «День Победы»

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

  • составление плана деятельности
  • сотрудничество с родителями
  • подбор литературных произведений о войне
  • подбор музыкальных произведений на военную тему
  • подготовка цикла бесед о ВОВ

 

 

 

2 этап – основной, организационно-практический

 

 

Работа с родителями

 

«Я рисую мир» и проведению праздника

 

 

 

 

 

 Работа с детьми

 

 

3 этап – заключительный

  • Выставка рисунков «Славный День Победы»
  • Праздник «День Победы»
  • Презентация рукописной книги об участниках Великой отечественной войны

 

 

 

 

 

 

Основной этап:

План мероприятий, посвященных 70-летию Победы

 

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

Работа с   детьми

 

Организация   предметно - развивающей среды.

создание   уголков боевой Славы

Ежегодно, сентябрь - май

 

воспитатели   группы

 

Спортивный   конкурс: «Мы защитники Отечества!»

 

февраль

Воспитатели  ,

музыкальный   руководитель

 

Чтение   художественной литературы:

С.Алексеев   «Первая колонна», «Первый ночной таран»

Е.Благинина   «Шинель»

Л.   Касссиль «Памятник советскому солдату»

М.   Пляцковский «Май сорок пятого года»

А.Митяев   «Мешок овсянки»

А.Твардовский   «Рассказ танкиста»

 

 

 

 

Февраль

 

Воспитатели   старшей и подготовительной группы

 

Беседы:

«Что   такое героизм»,

«Дети в годы   войны»,

«Мы   помним героев»

Март

Воспитатели    группы

 

Художественное   творчество:

рисование   «Вечный огонь»

Художественный   труд: «Наша армия сильна, охраняет мир она»

апрель

Воспитатели   старшей группы

 

Экскурсия   в музей «Отчина» в «комнату боевой славы»

апрель

воспитатель

 

Встреча   с ветеранами войны и тружениками тыла

Май

 

Организация   сюжетно – ролевой игры «Военные на учении»

Ежегодно,   сентябрь – май

Воспитатели  

 

Проведение   праздничной программы «Победная весна»

Май

Воспитатели   старших групп,

музыкальный   руководитель

 

Просмотр   видеофильма «Подвиги отцов – крылья сыновей»

апрель - май

Воспитатели   подготовительной группы

 

Публикация   на сайте детского сада материалов по итогам проведения мероприятий,   посвященных празднованию Великой Победы

В течение всего периода

 

«Нам   есть, чем гордится» - разработка сценария мероприятия, посвященного дню   Победы

Май

Воспитатели  групп,

музыкальный   руководитель

 

Выпуск   стенгазеты: «Никто не забыт»

Май

   воспитатели  групп

 

         Работа   с семьей

 

Праздник   «Моя Россия –моя страна»

Октябрь

Воспитатели   старших групп,

музыкальный   руководитель

 

Праздник   «День Матери»

Ноябрь

Воспитатели   старший группы,

музыкальный   руководитель

 

Спортивные   соревнования: «Богатырские состязания»

Февраль

Воспитатели   старших групп,

музыкальный   руководитель

 

Выставки   совместных работ

В   течение года

Воспитатели   старших групп,

 

 

Выпуски   стенгазет

В   течение года

Воспитатели   старших групп,

 

 

Конкурс:   «А ну-ка бабушки»

Март

Воспитатели   старших групп

 

Консультации  

В   течение года

Воспитатели   старших групп

Работа с   педагогами

 

Разработка   конспектов занятий, мероприятий

В   течение года

Воспитатели   старших групп

 

Разработка   педагогических проектов

Май

Воспитатели   старших групп

 

Консультации

В   течение года

  воспитатель, старших групп

 

Подбор   методической литературы

В   течение года

Старший   воспитатель

 

 

 

 

Практическая часть проекта:

Непосредственно образовательная деятельность по патриотическому воспитанию в детском саду для старшей группы «Вечная память героям» к 9 мая с учебной презентацией «Вечная память героям».презентация «город герой Ржев»

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация, социализация, чтение, музыка, художественное творчество.

Основные виды детской деятельности:

Коммуникация, чтение художественной литературы, игровая.

Программные задачи:

Словарная работа: Расширять словарь: ветераны, фронт, фашисты.

Предварительная работа: Беседа о дне победы 9 Мая, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о войне, целевая экскурсия к Вечному огню. Оформление стенда «Ветераны вместе с нами».

Оборудование: Презентация  «Оборона Севастополя», Фото «Вечный огонь», «Письмо треугольник». Магнитофон, аудио запись с песнями «Священная война», «День Победы». Открытки на тему 9 мая, ножницы, большая коробка-шкатулка, клей, кисточки.

Мотивационный момент: на экране загорается «Вечный огонь».

Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова сл. В. Лебедева-Кумача.

Мы врага отбросим.  Сигнал тревоги  над страной. Подкрался враг, Как вор ночной. Фашистов черная орда  Не вступит в наши города. И мы врага отбросим так, Как наша ненависть крепка, Что даты нынешних атак Народ прославит на века. (А. Барто)

 

(дети склоняют головы)

Ход НОД:

Воспитатель:«Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска на пали на нашу Родину», - такое объявление люди услышали 22 июня 1941 года. Была остановлена мирная жизнь народа. Началась великая отечественная война. Война разрушила судьбы миллионов людей. Было страшно: протяженный вой сирен, залпы зениток, разрывы бомб. Но люди не испугались, поднялись и пошли навстречу вражеским силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками отечества.

- Ребята кого можно назвать защитникам отечества? (солдат, матросов, лётчиков )

Да, все, те, кто защищал свою Родину от фашистов.Фашисты-это были наши враги.

Раздаётся стук в дверь. Посыльный (помощник воспитателя) передаёт письмо с фронта ( письмо-уголок).

Воспитатель: «Это письмо-уголок с фронта. Так писали письма солдаты на войне. Вот и одно из них попало к нам в руки. Сейчас мы с ним ознакомимся. Пишет нам неизвестный солдат. Он спрашивает, как мы с вами помнимо тех, кто погиб, защищая свой город, Родину?(поём песни о войне, читаем стихи, смотрим военные фильмы, ходим в музеи).

Воспитатель:«Давайте и мы свами посетим такой музей боевой славы. Посмотрите на плакат «Родина-мать зовёт!». Именно с таким призывом все уходили на войну.Ребята, как вы понимаете этот призыв?(на экране изображение плаката).

Непрерывные бои велись и на земле, и в воздухе, и на воде. Посмотрите, на эти картины боёв». (на экране появляются по очереди картины: Сухопутного, морского и воздушного боя. )

Воспитатель: Кто воевал в воздухе?  Как назывались эти военные? (лётчики, пилоты)

Кто воевал на суше? (солдаты)

Кто воевал на море? (моряки)

А теперь обратите внимание на этукартину, как вы думаете, кто здесь изображен? Правильно, это матросы.( на экране появляется картина « Оборона Севастополя»)

Суровым и тяжелейшим испытанием для севастопольцев и моряков Черноморского флота стала Великая Отечественная война. Севастополь в числе первых городов подвергся налету фашистской авиации. Моряки Черноморского флота, жители города организованно встали на защиту Севастополя. Мужество, отвагу и стойкость в боях проявили бойцы и командиры морской пехоты.

 Какие чувства у вас вызывает эта картина? Ребята как вы думаете, моряки выиграли этот бой?(Да). Почему? (они смелые, храбрые, мужественные). Да ребята, благодаря именно и этим качествам, только сильные, умелые, ловкие воины смогли победить в этой войне.

Мирные жители тоже трудились для победы и стар и мал. Был такой девиз: «Все для фронта! Все для победы!». На заводах у станков стояли маленькие дети, как вы. Они выполняли тяжелую работу, голодали, собирая детали для военной техники и снарядов. Они не сдавались, потому что от их труда завесила победа нашего народа.(фото детей на заводах).

Физкультминутка:

Воспитатель:Все военные умеют ходить строевым шагом, т.е. маршировать. Давайте и мы с вамипопробуем маршировать как они.

 Раз, два, дружно в ногу 

 Три, четыре твёрже шаг

 На парад идут солдаты

 И чеканят дружно шаг

Мы пока что дошколята,

 А шагаем как солдаты.

 Будем в армии служить, 

Будем Родину хранить!

 

 Воспитатель:Обратите внимание, на этот памятник.( фото памятника «Вечный огонь»). Это «Вечный огонь». Он горит в память тех, кто не вернулся с войны. Вечная слава безымянным героям. 9 мая великий праздник День Победы. Люди приходят сюда, чтобы почтить память героям и возложить цветы. Никто не забыт, ничто не забыто!(звучит отрывок песни «День Победы»)

 

Ребята, сейчас еще живы те, кто воевал много лет назад за нашу родину. Кто знает, как их называют? (ответы детей) Правильно, их называют ветеранами.

В этот день поздравляют ветеранов войны, дарят им цветы, говорят слова благодарности за мирное небо над головой.

Вот и мы с вами подготовим сегодня подарок нашим ветеранам. Изготовим шкатулку памяти.(раздаются открытки на военную тематику, ножницы, клей, кисточки. Дети декорируют шкатулку под руководством воспитателя. Шкатулку устанавливают к стенду «Ветераны вместе с нами», где проходит выставка детских работ «Этот День Победы»).

 Рефлексия:

Воспитатель: Наш поход в музей боевой славы подошел к концу. Мы узнали много нового и интересного о Великой Отечественной Войне. Скажите, какой праздник отмечает вся страна 9 мая? (День Победы). Против кого мы воевали?(фашисты)Как мирные жители помогали фронту? (работали на заводах) Как мы поздравляем наших ветеранов? (дарим цветы, говорим слова благодарности за мирное небо)

3этап

 Экскурсия в парк и возложение цветов. Цели:

  • познакомить детей с Мемориальным комплексом  Славы;
  • рассказать о том, что  Мемориал Славы – это святое место в городе;
  • прививать уважение к памяти павших бойцов: беречь обелиски, памятники;
  • воспитывать патриотические чувства детей;
  • обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа: рассказы и чтение художественных произведений для детей о советских воинах, о военных событиях; рассматривание иллюстраций и фотографий о прошедшей войне.

Беседа перед экскурсией: Сейчас мы пойдем на экскурсию. Многие не вернулись с войны, они погибли ради того, чтобы нам с вами хорошо жилось, чтобы на земле был мир. Все люди помнят погибших во всех уголках мира – в городах  и селах есть священные места: обелиски и памятники, куда приходят люди для того, чтобы почтить память героев, возложить цветы. У нас в городе тоже есть такое святое место – это Мемориал «Вечный огонь». На монументальной скульптуре нельзя кричать, бегать, рвать цветы, обрывать листья с деревьев. Там нужно вести себя спокойно.

ХОД ЭКСКУРСИИ

Воспитатель подводит детей к Мемориальному комплексу.

Воспитатель: Дети, как называется место, куда мы пришли?

Дети: ответ детей 

Воспитатель: Расскажите, зачем был создан этот мемориальный комплекс?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Правильно, он был создан в память о тех войнах, которые погибли при освобождении за Родину, благодарные жители, создали этот мемориальный комплекс – святое место нашего города. Ребята, посмотрите, что находится на Мемориальном комплексе?

Дети:  солдат с оружием, много цветов, охрана (парадный караул)…

Воспитатель и дети подходят к памятнику.

Воспитатель рассказывает историю памятника. Дети осматривают его.

Воспитатель: Дети, давайте подойдем к вечному огню. Он выполнен в форме пятиконечной звезды. Такой огонь горит в каждом городе, в каждом селе в честь тех, кто погиб, защищая Родину. Самый большой Вечный огонь находится в Москве у памятника Неизвестному Солдату.  Каждый день люди приносят сюда цветы. Вечный огонь – это знак вечной памяти о погибших. У Вечного огня несут службу лучшие школьники. Имена погибших высечены на гранитных плитах. Здесь лежат воины, защищавшие нас от фашистов.

Воспитатель подводит детей к стене – памятнику, на которой высечены имена героев войны.

Дети вновь подходят к Вечному огню.

Воспитатель: В дни великих праздников люди приходят сюда, чтобы почтить память героям, возложить цветы. Особенно много здесь в День Победы – 9 мая. Давайте и мы возложим цветы на могилы героев.

Дети возлагают цветы.

Воспитатель: Некоторые ребята подготовил стихотворения в память о погибших войнах.

Победа

Мой прадед Рассказывал мне о войне. Как в танке сражались, Горели в огне, Теряли друзей, Защищая страну. Победа пришла В Сорок пятом году!

Вечернее небо, Победы салют. Солдаты России Наш сон берегут. Я вырасту - Детям своим расскажу, Как прадеды их Защищали страну!

Воспитатель: Все это наша память. И чтобы страшной войны больше не повторилось, все люди Земли борются за мир. У людей есть традиция – чтить память героев минутой молчания. Давайте тихонько постоим и помолчим.

Минута молчания.

Воспитатель: Ребята, как называется это святое место нашего города?

– Кому посвящен этот «Вечный огонь»? – Что мы можем видеть на памятном комплексе? – Как мы должны почитать память погибших героев?

 4 этап

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация, социализация, чтение, музыка, художественное творчество.

Основные виды детской деятельности:

Коммуникация, чтение художественной литературы, игровая.

Цели:

Дать представление о празднике День Победы; познакомить с наградами, которые получают защитники Отечества; учить чтить память павших бойцов, возлагать цветы к памятнику «Вечный огонь»; воспитывать уважение к ветеранам.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы о Великой Отечественной Войне;
  • Разучивание песен, стихов;
  • Конкурс рисунков «День Победы»;
  • Беседа о Дне Победы 9 мая, беседа о родном городе Ржев

                  ·        Оформление стенгазеты (групповой) «Наши ветераны»;

  • Экскурсия к памятнику «Вечный огонь».

 

Обогащение словаря: Отечество, ветераны, фашисты, репродуктор.

Оборудование:

Фото «Вечный огонь»; плакат «Родина-мать зовет!»; фото солдат, идущих по Красной площади; магнитофон; аудио записи песен «Священная война», «День Победы»; альбомные листы для рисования, цветные карандаши.

Ход НОД:

Воспитатель: Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над твоей головой.

 

Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года.

Пусть не будет войны никогда!

 - Какой праздник отмечают в России 9 мая?

День Победы впервые праздновали в 1945 году. Он навсегда останется одним из самых светлых праздников нашего народа. Вместе с нами его всегда будут праздновать миллионы людей во всем мире. В этот день наша страна победила в страшной и долгой войне. За победу нашей Родины боролись смелые солдаты, многие из них погибли. Тех, кто выжил в этой войне, называют ветеранами. В этот праздник их поздравляют, дарят цветы, благодарят за то, что они защитили нашу страну от врагов.

Давайте представим себе как это было. Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Пели птицы. Люди просыпались и строили планы, как провести выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Так началась война. Люди поклялись все, как один, встать на защиту Родины. Поэт В. Лебедев-Кумач написал стихи песни «Священная война», а художник И. Тоидзе нарисовал плакат «Родина-мать зовет!». И песня и плакат призывали к защите Отечества (Звучит фонограмма песни «Священная война» и показ плаката «Родина-мать зовет!»). Под эту песню уходили на фронт наши солдаты защищать свою Родину, родных, детей (рассматривание фотографий солдат, идущих колонной по Красной площади, репродукций о войне).

Воспитатель:

А что же было с женщинами и детьми в тылу врага?

Женщины выращивали хлеб, овощи, скот, чтобы прокормить нашу армию, а на заводах работали у станков и делали орудия и снаряды для защиты нашей Родины от фашистских захватчиков. Старушки вязали варежки и шарфы для солдат, чтобы они не замерзли и могли смело бить врага. Много дел было и у ребятишек военной поры: присматривали за младшими детьми, кроме собственного огорода работали на полях – помогали выращивать для фронта урожай. А зачем солдатам на фронте продукты (чтобы быть сильными для борьбы с фашистами).

Рассматривание выставки:

  • Стенгазеты о ветеранах (прабабушки, прадедушки наших детей);
  • Рассказ Ксюши Маленко о прадедушке:

- Моего прадедушку зовут Михаил Михайлович Ежов. Он был участником Великой Отечественной Войны. Он служил в саперных войсках. Во время войны прадедушка разминировал очень много мин (больше 600). В боях дошел до Берлина. Однажды, во время боевого задания, был ранен осколком мины в голову, но его вылечили в госпитале. Мой прадедушка был сильным, смелым и отважным. У него было много медалей и орденов. Мой прадедушка защищал нашу Родину от фашистов. Вся наша семья им гордится. Сейчас я вам покажу медали и ордена моего прадедушки.

  • Рассматривание военных наград прадедушки (медали, ордена…).

Воспитатель:

Как вы, ребята, думаете, какая была самая долгожданная весть с фронта? (Окончание войны).

Вот и закончилась война. И шла она 4 года. За эти годы погибло больше 20 миллионов людей – солдат, офицеров, стариков, женщин и детей. Вы только представьте: если по каждому из 20 миллионов погибших в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года! Но память о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной Войны, принято чтить минутой молчания. В честь памяти павшим героям воздвигли памятник «Вечный огонь». Сюда приходят люди вспоминать о павших героях, возлагают цветы и молча благодарят за то, что они защитили нашу страну от врагов. В этот день всегда звучит песня «День победы» (слушание песни «День Победы» и проходит праздничный салют). Рисование «Праздничный салют».

Рефлексия. Воспитатель:- Какой праздник отмечают в России 9 мая?

-А что же было с женщинами и детьми в тылу врага?

-Какую песню посвящают Дню Победы?

 

 Александр Трифонович Твардовский «Я убит подо Ржевом»

Один из лучших русских поэтов ХХ века, Александр Трифонович Твардовский, родился на смоленской земле, в семье зажиточных крестьян из деревни Загорье. Отец его, деревенский кузнец, был раскулачен и сослан.

Саша Твардовский — крайний справа

Стихи Саша начал писать с 14-ти лет. Как-то показал их школьному учителю, но получил неодобрительный отзыв: стихи-де чересчур понятны, тогда как современные литературные требования диктуют, чтобы «ни с какого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано». Юноше очень хотелось соответствовать литературной моде. К счастью, добиться непонятности своих стихов у него не получилось. Но именно простота и доступность поэтического слова сделали Твардовского поистине народным поэтом. Еще во время финской войны он поселил на страницах газеты «На страже Родины» нового персонажа — Васю Тёркина. Веселые истории из солдатской жизни имели у бойцов огромный успех. Но только тяжелые дороги Великой Отечественной превратили Тёркина в настоящего народного героя. Стихов Твардовского ждали, их читали вслух на всех фронтах, потому что в них была правда о войне: Переправа, переправа: Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда. Кому память, кому слава, Кому темная вода,- Ни приметы, ни следа…

Было так: из тьмы глубокой, Огненный взметнув клинок, Луч прожектора протоку Пересек наискосок.

И столбом поставил воду Вдруг снаряд. Понтоны — в ряд. Густо было там народу — Наших стриженых ребят…

И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…

Так родилась «Книга про бойца без начала и конца». В ней Твардовский сказался весь, без остатка. По его собственному признанию, «Тёркин был моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Устами Твардовского о войне рассказал простой русский солдат  «святой и грешный русский чудо-человек». Василий Тёркин – поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль… и какой необыкновенный народный солдатский язык! И.А.Бунин

Семейное предание, основанное на словах Александра Фадеева, гласит, что, не обнаружив среди выдви­женцев на Сталинскую премию в области литературы за 1944-1945 годы фамилии автора «Василия Теркина», Сталин заинтересовался причиной. Составители списка отговорились тем, что произведение еще не закончено. «Не думаю, чтобы он под конец испортил поэму», — произнес Иосиф Виссарионович и красным карандашом вписал Твардовского в список будущих лауреатов.

В 1946-м постановлением Со­ве­та народных комиссаров СССР эта награда Александру Трифоновичу была присуждена, хотя «Теркин» оказался едва ли не единственным произведением военных лет, в котором отец народов и ВКП(б) вообще не упоминались, а родина называлась Россией, а не СССР.

У знаменитого стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом» есть реальная основа. Прототип его героя — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что В.Бросалов жив и находится в госпитале имени Н. Н. Бурденко. Этот госпиталь посещал Александр Твардовский. Случилось так, что он встретился с матерью Бросалова, которая показала поэту извещение о смерти сына и рассказала приключившуюся с ними историю. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев. Свое обещание он сдержал, создав одно из самых ритмически завораживающих и эмоционально насыщенных произведений русской поэзии.

Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налёте. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва — И ни дна ни покрышки…

Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Я убит и не знаю, Наш ли Ржев наконец?..

Твардовский в родной деревне Загорье

После войны Твардовский выступил продолжателем некрасовских традиций поэта-гражданина. В 1950 году он был назначен главным редактором журнала «Новый мир» и почти на два десятилетия превратил этот печатный орган в рупор честной литературы и публицистики. В 1962 году Твардовский сумел напечатать знаменитую повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича», пробившую стену цензурного молчания о судьбах миллионов узников ГУЛАГа и ставшую литературным символом целой эпохи. Александр Трифонович также всячески способствовал публикации повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» — яркого художественного образца «окопной», солдатской правды о войне. После снятия Хрущёва в прессе была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы, Союз писателей продавливал снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру.

Александр Трифонович умер 18 декабря 1971 года от рака легких. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве именем поэта названы улицы.

Нет, жизнь меня не обделила, Добром своим не обошла. Всего с лихвой дано мне было В дорогу — света и тепла. А.Т.Твардовский

 

История моего прадедушки.

(Громов Алексей Никитович, малолетний узник)

Жили мы до войны в деревне Петелено Ржевского района. В семье у нас было четверо детей: три брата и сестра. В 1941 году 15 марта старшего брата Михаила забрали в армию. 22 июня началась война. Последнее письмо от него пришло из под Брянска. Там он был ранен и больше вестей от него нет до сих пор.

Потом взяли отца на оборону, ему было 56 лет. Он погиб в бою за Ржев.

У нас в деревне стали строить оборону. Приехало много военных. Стали копать противотанковые рвы у деревень Ножкино, Свеклино, вдоль Волги. Шум грохот от дробилок сменился бомбежкой немецких самолетов. Когда бомбили Ржев, зарево было видно за 20 километров.

Наши наступали, но безуспешно и нас взяли в плен, кто не подчинился того расстреляли.

Подъём, завтрак на улице кусок хлеба и черпак похлебки.

 Наконец пришли наши войска. С плена освободили где – то  в 3 марта 1943 году.

Когда я попал на родину, увидел там чистое мартовское заснеженное поле. Где была деревня там не осталось и следа.

Со временем переехал в поселок Победа, который построили после войны на месте Горы – казеки военно - пленные немцы.

 Ефаненкова Евгения,4г

 

 БАБУШКА КАБАНОВА РОМАНА

Бабушка моей мамы Кузнецова Антонина Васильевна, как и все побывавшие на войне, не любила вспоминать о тех временах. Она мало рассказывала о войне своим детям, когда они были маленькие, а также своим внукам и правнукам. Вся ее история поднята по крупицам из сохранившихся документов.

Кузнецова Антонина Васильевна  родилась 20 февраля 1922 года в деревне Анисимиха сельского поселения Итомля. Для того чтобы ее взяли на работу и  помочь больной матери прокормить семью, ей пришлось изменить дату рождения – в выданных документах значилась запись о рождении  20 февраля 1922 года. Вместе со своей двоюродной сестрой Марусей до войны она работала в пансионате Верхний Бор. Когда в июне 1941 года началась война молодая Тоня, как и все молодые люди, пошла на войну. В пансионате развернулся госпиталь, и бабушка осталась там санинструктором в 28 отдельном автобатальоне 30 гвардейской Армии, которая с 17 октября 1941 года входила в состав Калининского фронта и приняла участие в Калининской оборонительной опера­ции. Когда немцы захватили Ржев, госпиталь перебазировался в деревню Мологино.

С декабря 1942 года Тоня служила в 257-м полевом хлебзаводе 242-й стрелковой дивизии второго формирования 30 гвардейской Армии в должности хлебопека. Она рассказывала, что хлеб войны на одну десятую состоял из картошки, ржаной муки, остальное – жмых, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя, вода – три четверти. В нём больше было воды и соли. Это для того, чтобы сэкономить муку. Выпекали хлеб в формах, иначе тесто повышенной влажности расплывалось. Долгое время в годы войны и после преследов

Коментарии
наталья написано 2018-03-31 17:23:14
благодарю, очень помогло в работе, высокая компетентность педагога
Ответить

Оставить комментарий: