Возраст детей: с 2 до 3 лет.
Оценка этапов довербального и начального вербального развития
|
2г.
|
Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов
|
2г. 6мес
|
Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов
|
3г.
|
Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».
|
|
2 г.
|
Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа: «Покажи, кто сидит, кто спит»; выполняет двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню и принеси чашку»; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации — «На чем ты сидишь?».
|
2г. - 3 г.
|
Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее).
|
|
2г.
|
Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
|
2 - 3г.
|
Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы. По захвату руки мы можем судить об умственном развитии ребенка (цеплятельный - хватательный, если нет перехода, то это нарушение двигательной функции).
|
2,5 - 3 г.
|
переход от кулачного захвата к пятипалому.
|
3,5 г.
|
После пятипалого захвата формируется в щепоть двумя пальцами (если ребенок держит ложку кулаком, то в дальнейшем сказывается в школе на письме). Лобные извилины коры головного мозга являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в ЦНС. На кистях рук множество аккупунктурных точек, массируя их, стимулируя кровоснабжение, активизируется центр Брока (воспроизведение устной речи) можно воздействовать на внутренние органы и на речь.
|
|
2г.
|
Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда
|
2 – 3г.
|
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки
|
|
2 г.
|
Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий
|
2 – 3 г.
|
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
|
когнитивной и эмоциональной сфер в 2 и 2,5 года.
|
2 г.
|
Признаки отставания в развитии когнитивной сферы:
•не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)
•не подбирает по образцу 3-4 цвета;
•не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);
•не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;
•не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала;
•не подражает действиям близкого взрослого.
Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:
•не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);
•не понимает «хорошо» и «плохо»;
•не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого).
|
2,5 г.
|
Признаки отставания в развитии когнитивной сферы:
•не может назвать ни одного цвета и путается в подборе 4 цветов
•не может построить «башенку» из кубиков
•не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях
•не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку
•не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);
•не складывает разрезную картинку из двух половинок.
Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:
•не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;
•легко отвлекается от любого занятия;
•не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).
|
Возраст детей: с 3,5 до 4,5 года.
Познавательная деятельность
|
- Знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей.
- Может повторить за взрослым предложение из 4-5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.).
- Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цвета.
- Различает геометрические фигуры и называет: круг, квадрат, подбирает подобные к подобным: треугольник, овал, прямоугольник.
- Владеет понятиями «один-много».
- Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?).
- Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки
- Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка?-снесла яичко).
- Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и крут).
- Может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки. Постройка должна соответствовать образцу.
- Может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей.
|
Речь
|
- с 3 – х летнего возраста идет резкое увеличение словаря до 3 ОООслов.
- В грамматическом строе речи использует все части речи, кроме деепричастного оборота.
- У 3-х летнего ребенка правильно построенные фразы, согласованные в роде, числе, падеже.
- Произносят в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных звуков.
- Появляются сложные предложения с союзами (я покушаю, а потом пойду гулять; не хочу играть, потому что по телевизору мультики).
- Легко повторяет за взрослым незнакомые слова
- Появляются слова с суффиксами (мамочка, котеночек), словотворчество, склонность к рифмовке.
- Способен к диалогу со взрослым, со сверстником.
- Умеют рассказывать о виденном в 2 – 4 предложениях; могут различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения; различать и называть части тела животного, подводить к пониманию обобщающих слов (игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда).
- Речь более выразительная, отражает эмоциональные переживания ребенка
- Расширяется опыт ребенка, и на основе опыта вырабатываются правила поведения.
|
Моторика
|
- может стоять на одной ножке, как на правой, так и на левой.
- Умеет ездить на трехколесном велосипеде
- Может поймать мяч вытянутыми руками (не прижимая к себе); брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч; повторять за взрослым движения возможна зеркальность)
- Ходить и бегать не наталкиваясь; прыгать на двух ногах на месте и с продвижением; ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
- Спускается вниз по лестнице, используя попеременно обе нога.
|
Изобразительная деятельность
|
- В рисовании тают следующие цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.
- Умеют: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии
- Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы.
- В лепке умеют: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями, соединять 2-3 знакомые формы.
|
Игра
|
- любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать).
- Осознает свои действия – может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать).
|
Общение
|
- со сверстниками играет «рядом», иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее.
- В семье проявляет желание многое сделать самому.
|
Навыки
|
- умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна.
- Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.
|
Признаки отставания в развитии
когнитивной и эмоциональной сфер в 3,5 – 4,5 года.
|
В когнитивной сфере
|
•не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)
•не подбирает по образцу 3-4 цвета; путается в подборе 4 цветов;
•не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);
•не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;
•не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала; •не подражает действиям близкого взрослого.
•не может построить «башенку» из кубиков;
•не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях;
•не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку;
•не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);
•не складывает разрезную картинку из двух половинок.
|
В эмоциональной сфере
|
•не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);
•не понимает «хорошо» и «плохо»;
•не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого), •не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение; •легко отвлекается от любого занятия;
•не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).
|
Возраст детей: с 4,5 до 5,5 года.
Познавательная деятельность
|
- знает свой адрес, день рождения, где или кем работают родители, возраст и род занятий братьев и сестер (Саше 9 лет, он в школе учится, в 3 классе).
- Может ответить на вопросы типа «На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько человек у вас в семье?
- Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений.
- Может повторить за взрослым 5 разрозненных слов (коса, муха, трава, лес, гриб).
- Может пересчитать предметы в пределах 5 и сравнить их количества (больше, меньше, поровну).
- Может копировать простые геометрические фигуры.
- Начинает ориентироваться в пространстве –понимает «вверху», «внизу», «рядом», «между», «напротив», «под», «над11, «около».
- Увеличивается количество предметов, которые ребенок может нарисовать.
- Появляются сюжетные рисунки, чаще однообразные.
- Знает названия 6-8 цветов.
- При конструировании может воспроизвести несложный образец, даже если детали в нем не выделены.
- Может вырезать из бумаги детали аппликаций и наклеивать их, лепить из пластилина несложные фигурки (морковки, ягодки).
- Находит различия на картинках (на одной дерево с цветочками, а на другой нет).
- Собирает кубики, мозаику.
- Отвечает на вопросы типа «Как назвать одним словом яблоки, груши, персики?».
- Может пересказать по вопросам небольшую сказку, рассказ.
|
Речь
|
- исчезают все дефекты звукопроизношения.
- Увеличивается количество прилагательных, наречий, местоимений.
- Употребляет предложения с причинно-следственной зависимостью (На улице сыро, потому что шел дождь).
- Оценка понимания речи: Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т. П. Выполняет три последовательные команды. Понимает условно предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.
|
Моторика
|
- прыгает на одной ножке, прыгает вниз с невысокой скамейки, совершает движения по заданию (присядь, подними руку, достань рукой до пола и др.).
- Бросает мяч одной рукой, ходит по бревну.
- Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.
|
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
|
- Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы.
- Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали).
- Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела.
- Копирует квадрат, звезду.
- Дорисовывает три части в незавершенную картину.
|
Игра
|
- сюжеты игр становятся разнообразными.
- Широко используются предметы-заместители (в игре в магазин одуванчики – конфеты, песок-сахар, камушки-деньги).
- Выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки).
|
Общение
|
- может играть вдвоем с другим ребенком-сверстником.
- Относится к детям дифференцированно (Я Таню люблю, потому что она веселая, а Диму не очень, потому что он жадничает).
|
Навыки
|
- справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль).
- Одевается на прогулку и раздевается, возвращаясь с прогулки, самостоятельно.
|
Формирование словаря
|
- Обогащение словаря. В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили на занятиях., глаголы, обозначающие трудовые действия.
- Дети должны определять и называть местоположение предмета слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь), характеризовать состояние и настроение людей (огорчен, весел).
|
Активизация словаря.
|
- Дети должны использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и детали предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы и наречия, предлоги.
|
Звуковая культура речи
|
- Употребляют существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные.
- Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
- Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
- Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи. Применять игры: «Хлопни, если услышишь звук. Ж», «Если услышите в моей речи «самолет» - встаньте», «Кто кричал?» и т. Д.
- Обязательное включение артикуляционной гимнастики 3 раза в день.
|
Грамматический строй речи
|
- Дети должны правильно согласовывать слова в предложении.
- Должны уметь: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята — лисят, медвежата медвежат), правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек., вилок, груш, яблок, помидоров).
- Учить употреблять формы повелительного наклонения глаголов хотеть, лежать, ехать, бежать.
- Дети используют в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- Связная речь.
- Дети могут поддерживать беседу: задавать вопросы, правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы.
- Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые им и вновь прочитанные. Составляют (по образцу) Небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.
- Используют в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили.
|
Возраст детей: с 6,5 до 7,5 года.
Познавательная деятельность
|
- знает имена-отчества родителей, дедушек, бабушек, знакомых, свое отчество.
- Понимает родственные связи (бабушка-мамина мама, дядя Витя-мамин брат).
- Начинает ориентироваться в городе: запоминает дорогу куда-либо после нескольких повторений этого пути, знает название своей остановки транспорта, близлежащих улиц.
- Знает названия месяцев, может сказать, какой сегодня день недели, месяц, какие праздники бывают зимой, весной.
- Помнит названия книг, которые ему читали, может ответить на вопрос, куда он ездил прошлым летом, в прошлые выходные.
- Начинает понимать время.
- Может запомнить слово, сам подбирая картинку, такую, которая напомнит слово и объяснить эту связь. Например, надо запомнить слово «пожар»-ребенок выбирает картинку с изображением газеты и объясняет «бумага хорошо горит».
- Может установить несколько таких связей, а через 40 минут по картинкам вспомнить слова.
- Может угадать предмет по признакам (зеленый, толстый, длинный овощ-огурец).
- Отличает форму слова от его содержания (какое слово длиннее – час или минута? Змея или червячок?).
- Сравнивает пары слов, называя не только различия, но и сходство (ромашка и одуванчик это цветы, ромашка белая, а одуванчика – белый, у ромашки есть серединка, а у одуванчика нет и т.д.).
- Понимает сложные речевые конструкции: «Саша пошел гулять после того, как посмотрел телевизор. Что Саша делал раньше? Гулял или смотрел телевизор?».
- Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности (Вова бросил в воду монетку – монетка утонула. Бросил гвоздик – он утонул. Мама сказала, все железные предметы тонут. Утонет ли маленькая железная кнопочка? Маша выглянула в окно и сказала –ночью был дождь. Что увидела на улице Маша?).
- Может подбирать слова на определенный звук, придумывать слова с заданным количеством звуков, делить слова на звуки К_А_Ш_А.
- Умеет складывать и вычитать в пределах 10.
- Может решать косвенные задачи (На ветке сидели птички. К ним прилетели еще 2 птички и всего стало 5 птичек. Сколько птичек сначала сидело на ветке?)
- Рисует, конструирует, лепит по условию, которое задает взрослый.
|
Моторика
|
- прыгает через скакалку, попадает в движущийся объект (компьютерные игры с пистолетом),
- катается на двухколесном велосипеде.
|
Речь:
|
- Соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 6-8 см друг от друга.
- Копирует орнаменты, сложные геометрические фигуры (трапеция, пятиугольник).
- Аккуратно раскрашивает, штрихует, может произвольно изменять силу нажима на карандаш (толстые и тонкие линии).
- Рисует по заданию взрослого палочки одинаковой высоты, копирует образцы (кружочки, квадратики), соблюдая размер.
- Может продолжить заданный орнамент, повторить контур «извилистой дорожки».
- Синхронно двумя руками приставляет каждый пальчик к большому пальцу.
- может рассказать о просмотренном спектакле, об увиденном в поезде, на утреннике в детском саду, о прошедшем дне, придумать рассказ по картинке и по серии картинок, рассказать знакомую сказку, придумать конец к начатой взрослым сказке, рассказать не только о действиях, но и о чувствах героя прочитанного рассказа.
- Может рассказать о своих планах.
|
Игра:
|
- становятся доступными настольные игры с правилами: домино, шашки, карты.
- Играет в школу, принимая на себя роль учителя.
|
Общение:
|
- легко включается в совместную игру с детьми, может договориться с партнером о совместных действиях, хорошо понимает указания не очень знакомых людей по организации какой-либо деятельности.
- В присутствии родителей может по существу отвечать на вопросы совсем незнакомых людей.
|
Навыки:
|
- может выполнять сложные инструкции (В левом верхнем ящике письменного стола в красной коробке лежат карандаши. Принеси мне желтый.)
- Разбивание инструкции на этапы: открой ящик стола, найди коробку и т.д. не допускаются.
- Усваивает последовательность операций при выполнении простых бытовых действий.
Итогом психического развития в дошкольном детстве – является формирование психологической готовности к обучению, вкпючающей несколько аспектов:
- умственная готовность помогает ребенку беспрепятственно усваивать материал школьных программ,
- личностная – принимать требования школьной дисциплины и сознательно относиться к процессу учения, физическая и физиологическая выдерживать нагрузки, связанные с обучением (без ухудшения функционального состояния различных органов и систем организма
|
Признаки трудностей в развитии у детей дошкольного возраста.
Отставание от указанных нормативов в пределах года свидетельствует о легкой задержке психического развития, в пределах двух лет - о выраженной, либо о возможности психического недоразвития. В любом случае несоответствие показателей развития возрастной норме требует организации специального психодиагностического обследования.
|
Отклонения в когнитивной сфере
|
- игра: бедная, примитивная, сюжеты однообразны, в целом играть не любит, игры с правилами мало доступны или недоступны вообще;
- познавательные интересы не проявляются: не любит слушать книги, не задает вопросов, ничем не интересуется, попытки играть в развивающие игры вызывают отказ;
- плохо запоминает, не может выучить стихотворение, домашний адрес, дату рождения и т.п.;
- не понимает смысла многих событий, рассказов, мультфильмов, не может ответить на вопросы о них;
- не ориентирован в бытовой сфере, почти ничего не знает об окружающем мире;
- неуспешен в продуктивных специфически детских видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
|
Отставание в развитии эмоциональной сферы
|
- не появляется дифференцированная эмоциональная оценка окружающих людей или событий;
- не реагирует на невербальные сигналы позитивного или негативного отношения взрослого (не чувствует, как к нему относятся);
- не понимает эмоциональное состояние других детей и взрослых.
Об отклонениях в эмоциональной сфере можно судить по наличию поведенческих нарушений. Поведенческие нарушения, свидетельствующие об эмоциональном неблагополучии дошкольников систематизированы на основе опросника Д.Скотта в модификации Г.Я.Кудриной (1992):
- недоверие к людям, вещам, ситуациям (никогда не просит о помощи малознакомых или незнакомых людей, не начинает с ними общаться даже при их инициативе; имеет одного хорошего друга и игнорирует остальных детей; часто тревожится о чем-нибудь; лжет из боязни; бормочет под нос, когда с ним здороваются; никогда не приносит воспитателю в детском саду своих рисунков, поделок, цветов, хотя другие дети часто это делают; нервничает и краснеет, если ему задают вопрос; легко выходит из игры).
- депрессивные расстройства (быстро устает; вял, безынициативен, невнимателен; наблюдаются внезапные и резкие спады энергии; апатичен даже в играх; редко смеется, выглядит угнетенным, несчастным; часто мечтает наяву; говорит невыразительно).
- уход в себя (никогда ни с кем не здоровается, не реагирует на приветствия; не проявляет дружелюбия к другим людям и избегает разговоров; живет в своем мире; совершенно не проявляет интереса к ручной работе, коллективным играм и отказывается от них; подобен "настороженному животному"; в разговоре беспокоен, считается с темы).
- тревожность по отношению ко взрослым (по нескольку раз здоровается; подлизывается, старается понравиться взрослому.
- преувеличенно охотно выполняет поручения, очень много рассказывает не очень близкому взрослому, в том числе об отношениях в своей семье, различные фантастические, вымышленные истории, ябедничает на детей; все время пытается заинтересовать взрослых своей особой, а если это не удается - начинает их полностью игнорировать).
- враждебность по отношению ко взрослым (переменчив в настроениях; часто бывает в плохом настроении; портит игрушки, вещи, лжет без повода и затруднений; защищается от обвинений открытой ложью, наговариванием на других, грубостью; может украсть деньги, сладости, ценные вещи; может вести себя открыто непристойно: рассказывать детям неприличные истории, ругаться, рисовать "хулиганские" рисунки; совершенно не соблюдает дисциплину, в лучшем случае под угрозой физического наказания).
- тревожностъ по отношению к детям (любит быть в центре внимания, для этого или играет героя - рискует без надобности, или прикидывается дурачком, строит из себя шута; хвастается перед детьми, когда в детском саду воспитатель выходит из группы ведет себя очень шумно; подражает хулиганским проделкам других).
- враждебность по отношению к детям (мешает другим в играх, подсмеивается над ними, любит пугать; ссорится, обижает детей; дерется несоответствующим образом - кусается, царапается; пристает к слабым; прячет или уничтожает чужие игрушки и вещи; пытается своими замечаниями создавать трудности у других детей; практически со всеми находится в плохих отношениях, дети его не любят).
- недостаток социальной нормативности (скрытен, недоверчив; эгоистичен, любит интриги; берет чужое без разрешения; жульничает в играх-соревнованиях; игнорирует воспитателя - никогда не просит о помощи, проявляет полное безразличие в беседах с ним, при этом нормально общается с другими людьми;
- никогда добровольно не берется ни за какую работу; безразличен к похвале и порицаниям; никогда не смотрит в глаза).
- Для того чтобы судить о наличии того или иного нарушения, необходимо наблюдать целый ряд симптомов, которые относятся к данной диагностической категории, симптомы из разных диагностических категорий в количестве 5 и более, обычно также свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
|
Список литературы:
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.-144 с.
2. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - Куйбышев: изд - во Саратовского университета. Куйбышевский филиал, 1990. -104 с.
3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М.: Просвещение, Владос, 1995. -112 с.
4. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М: Просвещение. 1988. -194 с.
5. Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики и коррекции трудностей развития у детей. - Иркутск: Издательство Иркутского Государственного педагогического университета, 2004.- 84с.
6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем - логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб.: Изд - во «Каро», 2002.- 368 с.
7. Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психического здоровья. (Развитие здорового ребенка и признаки трудностей развития в первые 7 лет жизни )- Ир.: Изд-во ИГУ, 2001. - 32 с.
8. Подобед С. О. Детская площадка или как воспитывать дошкольника. - Красноярск, 2002. - 34 с.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М. А. - М.: Просвещение, 1985. -174 с.
10. Проблемы комплексного сопровождения ребенка с дефектами развития в условиях Красноярского края. Под ред. Домишкевич Р. А. - Красноярск: Гротеск, 2001. - 241 с.