a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Формирование словаря детей через использование Монтессори - материалов Автор: учитель - логопед Жуковина Т.А.

Опубликовано: 2016-03-22 21:24:57

Документы для скачивания

Формирование словаря ребёнка через использование упражнений М арии Монтессори. Жуковина Т. А. , учитель – логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2 г. Шебекино» Слово — основная единица языка, и развитие речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий. О владение лексическим значением слова происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Э моциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Ребёнок познаёт мир, многообразие его предметов и явлений. Он воспринимает действительность разноцветную, звучащую, различную по форме, размеру, вкусу, на ощупь. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения. Объём и качество речи ребёнка зависит от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Активный образ семьи представляет благоприятный материал для развития устной речи ребёнка: прогулки в парк, лес, на речку, по городу, посещение зоопарка, музея, цирка, поездки в деревню или другой город. Такие ситуации обязательно надо использовать для того, чтобы показать, назвать, пояснить новые слова, одновременно побуждая ребёнка использовать их в своей речи. Развитие словаря- это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь( слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь( слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи) . В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Формирование словаря тесно связано с развитием мышления, памяти, внимания, восприятия. При их задержке или слабом развитии отмечается бедность словаря: в нём редко встречаются слова, обозначающие части предметов, их признаки( цвет, форму, величину, материал) , действия, события; одно и тоже слово используется ими для названия всех сходных предметов. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Можно выделить несколько пунктов, которым родители должны следовать: Развивать мышление ребёнка, что будет способствовать формированию его словаря. Активно знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями: цветом, формой, величиной, вкусом, запахом, качеством предметов на ощупь и др. Следить за тем, чтобы ребёнок воспринимал только положительные образцы речи родителей, даже тогда, когда сам ребёнок не участвует в разговоре. Обязательно сопровождать любые действия с ребёнком речью, называя предметы, их признаки, объяснять явления, переспрашивая ребёнка: «Кто это? », «Что это? » С чего начать помощь ребёнку? Больше играйте с ним! Игру следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которая должна проводиться регулярно и направленно. Существуют различные методики, разработано множество игр и упражнений, которые помогают и положительно влияют на развитие словаря детей дошкольного возраста. В настоящее время в ДОУ и в домашних условиях много внимания стали уделять упражнениям, разработанных итальянским педагогом Марией Монтессори и её последователями. Д ля метода М. Монтессори характерно предъявление ребенку материала в логике от конкретного к абстрактному. С начала малыш осваивает действие с конкретным( объемным) предметом( муляжи овощей и фруктов, фигурки животных) затем, совершенно отдельно, – с символом( картинки с изображением овощей, фруктов, животных) , а на третьем этапе предмет и символ объединяются. Такой подход М. Монтессори счита ла наиболее точно отражающим естественное формирование большинства понятий. Важнейшим фактором развития детской речи является наделение слов в сознании ребенка определенным смыслом. Звуковая сторона речи подчиняется смысловой. С оздается впечатление, что ребенок считывает нечто, но не с печатного текста, а, например, с картинок, Это явление М. Монтессори назвала интуитивным чтением. Детское интуитивное чтение заключается в зрительном распознавании все усложняющихся образов, рождающемся в их сопоставлении. Оно не имеет прямого отношения к обучению детей осмысленному чтению печатного текста. Интуитивное чтение протекает на фоне утончения зрительного чувства ребенка, в момент активного пополнения его словарного запаса, в возрасте примерно от 2 до 4х лет и предшествует освоению письма и постепенного осмысленного чтения. Очень важно отметить, что методы и организация Монтессори – педагогики оптимально подходят для ребенка с любым уровнем речевого, умственного, психического развития, поскольку реализуют индивидуальность в обучении. Мария Монтессори считала, что игра – это работа ребенка.   Но если игра – это работа ребенка, то игрушки являются инструментами, через которые дети узнают об окружающем их мире, познают себя и других. Согласно Монтессори, игра должна быть добровольной, приятной для ребенка, спонтанной, но имеющая определенную цель для родителя. В системе Монтессори слово игра заменено словом упражнение. Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реальной жизни. Но если учесть, что в возрасте 2- 4 лет ребенок переживает сензитивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М. Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. Упражнение «Слова в трёх коробках» Цель: расширение запаса слов. Классификация предметов и слов. Сопоставление предмета с его названием. Материал: три одинаковых коробочки величиной с мыльницу, разных цветов: красного, желтого, зеленого. В красной коробочке лежат маленькие фигурки животных, в зеленой- искусственные растения, в желтой- предметы, которые относятся к жизни человека. Презентация. Ребенок уже знает названия предметов, лежащих в коробочках. Он приносит на свой стол сразу все, открывает их и устанавливает поодаль. Все предметы вынимаются из коробок и в беспорядке выставляются на стол. Ребенок берет игрушки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных- в красную, растения- в зеленую, все, что относится к человеку, - в желтую. Малыш закрывает коробочки и относит их на место. Упражнение «Картонные слова» Цель: р асширение запаса слов. Дифференциация слов. Соотнесение плоской фигуры и звучащего слова. Материал: к оробка с вырезанными из картона фигурками, изображающими животных, растения, предметы быта человека. Презентация. Ребенок ставит на стол коробку с картонными фигурками. Он вынимает их по одной и выстраивает три ряда: в одном- изображения животных, в другом- растений, в третьем- то, что можно отнести к человеку. В работе с этим материалом ребенок переходит от маленькой игрушки к плоскостному изображению. Это важный шаг от конкретного к более абстрактному. Даже сам факт, что чайник, или кровать, или собачку можно вырезать из картона и положить, а не поставит на стол, вызывает у малыша удовлетворение и восхищение. Он видит собственными глазами объемный и плоский предметы, которые называются одинаково, и это тоже восхищает его. Упражнение « П арочки » Цель: обогащение и расширение словаря. Соотнесение двух одинаковых предметов, сопоставление изображения и названия. Утончение зрительного восприятия. Материал: н ебольшая коробка или поднос с п ар ами карточек с совершенно одинаковыми картинками. Например, два одинаковых изображения помидора,   капусты и т. д. На карточках соблюдается цветовой код – все они имеют зеленую, красную или желтую кайму. Обратная сторона половины карточек покрашена в один из этих цветов и имеет темный оттенок. Другая половина имеет светлый оттенок. На одинаковых карточках  стоят соответствующие метки. Экспериментальная величина карточек для ребенка 2- х – 3- х лет – 90 мм х 90 мм. Презентация. Ребенок и взрослый приносят  на стол или на рабочий коврик коробку с парными картинками. Взрослый переворачивает их тыльной стороной вверх и раскладывает: картинки темного цвета в один ряд, а картинки светлого цвета – в другой и на некотором расстоянии. Затем  все картинки одного ряда переворачиваются лицевой стороной вверх. Ребенок помогает, называя каждое изображение словом. Взрослый начинает открывать по одной картинке второго ряда, находит ее пару в  первом ряду и кладет рядом. После второй пары картинок ребенок продолжает работу самостоятельно. Контроль ошибок визуальный и по меткам на обратной стороне карточек. В процессе работы с парными картинками в сознании ребенка происходит важный процесс сопоставления абстрактных изображений и последующего проговаривания вслух названия  каждого изображения. Ребенок делает важный шаг в попытке интерпретировать в слове, на сей раз, не конкретный предмет, а абстрактное его изображение. Итак, по логике метода М. Монтессори теперь нам предстоит помочь ребенку объединить в сознании конкретный предмет и абстрактную картинку, его изображающую. То есть, представление о предмете должно свободно перейти в ассоциацию. Для этого уже двухлетнему ребенку можно предложить игру «Предмет – картинка». Упражнение « Предмет – картинка » Цель: активиз ация словар я ребёнка. Сопоставление предмета с картинкой. Материал: к оробка, разделенная на две части. В одной из них лежат фигурки животных, а в другой – карточки с их изображением. Презентация. Взрослый и ребенок приносят материал на стол или рабочий коврик. Взрослый помогает ребенку аккуратно расставить фигурки животных, называя их. Затем берет в руки одну из картинок и кладет ее рядом с соответствующей фигуркой.   Ребенок продолжает работу сам, пока около  всех фигурок не будут разложены картинки. Обрати те внимание на то, чтобы малыш не забывал произносить название каждого из предметов, с которыми он имеет дело. Это важно для пополнения его словарного запаса и совершенствует артикуляционный аппарат. В сознании ребенка происходит важный процесс рождения сложных ассоциаций, запоминания их в сознании и главное – сравнительного анализа представлений, активно развивающий мышление. Упражнение «Картинки и предметы из окружающей среды» Цель: расширение словарного запаса. Сопоставление предметов из окружения ребёнка с их изображением на картинках. Материал: к оробка с картинками, изображающими различные предмет ы: стул, стол, телевизор, кровать, кукла, мячик, тапочки и т. п. . Презентация. Ребенок и взрослый берут с полки коробку с картинками, приносят на рабочий стол и открывают. Ребенок выбирает любую картинку. – Что нарисовано на этой картинке, - спрашивает взрослый – Это игрушечная машина. – Пойдем, я покажу тебе, где в нашей комнате стоит игрушечная машина. Ребенок и взрослый идут в уголок игрушек и кладут карточку около игрушечной машины. Затем они возвращаются к рабочему столу, и ребенок выбирает следующую карточку. – Это стул! – говорит ребенок, – я сам могу положить его около  стула!    Малыш продолжает работать с картинками самостоятельно. Когда работа закончена, он вместе с о взрослым проходит по комнате и собирает карточки обратно в коробку. В 3 – 3, 5 года сознание ребенка естественным образом созревает до состояния, когда ему можно предложить сравнивать еще более абстрактные, чем картинки, изображения. Речь идет о попытках сравнивать написанные слова. Причем, если рядом со словами оставить и картинки, то внешним впечатлением от процесса работы с таким материалом будет – «он уже читает! ». Но, конечно, ни о каком настоящем чтении речь пока не идет. По картинке ребенок интуитивно догадывается, какое слово он «прочитал». Но представление о том, что каждый предмет можно изобразить неким специальным знаком и потом произнести его вслух – «прочитать», – укореняется в сознании ребенка. Малыши уже после 2 лет проявляют интерес к книгам с большими картинками. Родители поощряют такой интерес ребёнка, читают стихи и сказки с опорой на картинки. Постепенно ребёнок сам, подражая взрослому, листает книгу и «читает». Значит, настало время познакомить ребёнка с книжками Монтессори. Упражнение «Книжка с картинкой и словом» Цель: расширение словарного запаса. Развитие интуитивного чтения. Материал: книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой написано его название. Слова в ней должны быть простыми, и лучше, если они собраны в группы: «фрукты», «овощи», «цветы» и т. д. Презентация. Ребенок и взрослый берут книгу с картинками. Взрослый открывает книгу и просит ребёнка назвать картинку. Обращает внимание на слово рядом с картинкой и. читает его, объясняя, что слово соответствует названию изображенного предмета. Далее ребёнок сам читает слова. От ребенка не требуется никаких усилий. Он читает слово интуитивно, по очертанию букв, соотнеся его с картинкой. Картинка является той зрительной опорой, которая помогает ребенку «читать» слово с полной уверенностью в его правильности. Малыш впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему это дается легко. Он держит в руках настоящую книгу, листает настоящие страницы. Чтение как бы само собой входит в жизнь ребенка, без насилия и увещеваний со стороны взрослого. Упражнение «Соединение подписей с картинкой». Цель: активизация словаря ребёнка. Развитие интуитивного чтения, подготовка к осознанному чтению. Материал: коробк а с 4 отделениями, в которых лежат картинки с изображением предметов из жизни растений, животных и человека и другие карточки, на которых стоят только слова названия этих предметов. Презентация. Взрослый с ребенком принос я т на коврик коробку с карточками и открывают ее. – С какими картинками ты хотел бы работать? - Спрашивает взрослый. – Вот с этими, где животные. Взрослый выкладывает на ковер серию карточек с изображением домашних животных и предлагает ребенку разложить их в ряд в верхней части ковра. Малыш делает это. Взрослый обращает внимание малыша, что внизу каждой картинки стоит подпись – напечатанное слово и предлагает прочитать их. Затем о н берет в руки первую табличку со словом и, сравнивая его с подписями под картинками, находит такое же по очертаниям и кладет под картинкой. После второй- третьей подписи ребенок продолжает работу самостоятельно.   Когда все слова разложены под картинками, взрослый предлагает ребенку «прочитать» их. Малыш водит пальчиком под словами и «читает», ориентируясь на изображение картинк и. В процессе этого упражнения у ребенка развивается образное и языковое мышление, осознание того, что, оказывается, любой предмет можно не только изобразить на бумаге в виде слова – символа, но и «прочитать « это слово. В результате использования упражнений Монтессори на интуитивное чтение ваш ребёнок гораздо быстрее и легче перейдёт к осознанному чтению отдельных слов. С учетом особенностей вашего ребёнка показ каждого упражнения необходимо повторять до полного усвоения ребенком правил работы с материалом. Количество картинок и карточек в играх меняйте в зависимости от степени усвоения ребёнком материала игры. Время от времени заменяйте картинки и карточки в игре на новые. Это поможет поддержать интерес у ребёнка, способствовать расширению и активизации словаря, развитию мышления, внимания, памяти. Главное, не забывайте в процессе работы побуждать ребёнка к повторению слов, к самостоятельному называнию игрушек и предметов; как можно больше активизируйте речь вашего ребёнка. Но помните, что упражнение ребенок выбирает сам и в момент затухания интереса может прервать работу и убрать материал на место. Неравнодушное и грамотное отношение родителей к проблеме развития словаря своего ребёнка принесёт плоды радости и удовлетворения от успехов ребёнка.

Формирование словаря ребёнка через использование упражнений М арии Монтессори. Жуковина Т. А. , учитель – логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2 г. Шебекино» Слово — основная единица языка, и развитие речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий. О владение лексическим значением слова происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Э моциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Ребёнок познаёт мир, многообразие его предметов и явлений. Он воспринимает действительность разноцветную, звучащую, различную по форме, размеру, вкусу, на ощупь. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения. Объём и качество речи ребёнка зависит от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Активный образ семьи представляет благоприятный материал для развития устной речи ребёнка: прогулки в парк, лес, на речку, по городу, посещение зоопарка, музея, цирка, поездки в деревню или другой город. Такие ситуации обязательно надо использовать для того, чтобы показать, назвать, пояснить новые слова, одновременно побуждая ребёнка использовать их в своей речи. Развитие словаря- это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь( слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь( слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи) . В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Формирование словаря тесно связано с развитием мышления, памяти, внимания, восприятия. При их задержке или слабом развитии отмечается бедность словаря: в нём редко встречаются слова, обозначающие части предметов, их признаки( цвет, форму, величину, материал) , действия, события; одно и тоже слово используется ими для названия всех сходных предметов. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Можно выделить несколько пунктов, которым родители должны следовать: Развивать мышление ребёнка, что будет способствовать формированию его словаря. Активно знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями: цветом, формой, величиной, вкусом, запахом, качеством предметов на ощупь и др. Следить за тем, чтобы ребёнок воспринимал только положительные образцы речи родителей, даже тогда, когда сам ребёнок не участвует в разговоре. Обязательно сопровождать любые действия с ребёнком речью, называя предметы, их признаки, объяснять явления, переспрашивая ребёнка: «Кто это? », «Что это? » С чего начать помощь ребёнку? Больше играйте с ним! Игру следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которая должна проводиться регулярно и направленно. Существуют различные методики, разработано множество игр и упражнений, которые помогают и положительно влияют на развитие словаря детей дошкольного возраста. В настоящее время в ДОУ и в домашних условиях много внимания стали уделять упражнениям, разработанных итальянским педагогом Марией Монтессори и её последователями. Д ля метода М. Монтессори характерно предъявление ребенку материала в логике от конкретного к абстрактному. С начала малыш осваивает действие с конкретным( объемным) предметом( муляжи овощей и фруктов, фигурки животных) затем, совершенно отдельно, – с символом( картинки с изображением овощей, фруктов, животных) , а на третьем этапе предмет и символ объединяются. Такой подход М. Монтессори счита ла наиболее точно отражающим естественное формирование большинства понятий. Важнейшим фактором развития детской речи является наделение слов в сознании ребенка определенным смыслом. Звуковая сторона речи подчиняется смысловой. С оздается впечатление, что ребенок считывает нечто, но не с печатного текста, а, например, с картинок, Это явление М. Монтессори назвала интуитивным чтением. Детское интуитивное чтение заключается в зрительном распознавании все усложняющихся образов, рождающемся в их сопоставлении. Оно не имеет прямого отношения к обучению детей осмысленному чтению печатного текста. Интуитивное чтение протекает на фоне утончения зрительного чувства ребенка, в момент активного пополнения его словарного запаса, в возрасте примерно от 2 до 4х лет и предшествует освоению письма и постепенного осмысленного чтения. Очень важно отметить, что методы и организация Монтессори – педагогики оптимально подходят для ребенка с любым уровнем речевого, умственного, психического развития, поскольку реализуют индивидуальность в обучении. Мария Монтессори считала, что игра – это работа ребенка.   Но если игра – это работа ребенка, то игрушки являются инструментами, через которые дети узнают об окружающем их мире, познают себя и других. Согласно Монтессори, игра должна быть добровольной, приятной для ребенка, спонтанной, но имеющая определенную цель для родителя. В системе Монтессори слово игра заменено словом упражнение. Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реальной жизни. Но если учесть, что в возрасте 2- 4 лет ребенок переживает сензитивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М. Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. Упражнение «Слова в трёх коробках» Цель: расширение запаса слов. Классификация предметов и слов. Сопоставление предмета с его названием. Материал: три одинаковых коробочки величиной с мыльницу, разных цветов: красного, желтого, зеленого. В красной коробочке лежат маленькие фигурки животных, в зеленой- искусственные растения, в желтой- предметы, которые относятся к жизни человека. Презентация. Ребенок уже знает названия предметов, лежащих в коробочках. Он приносит на свой стол сразу все, открывает их и устанавливает поодаль. Все предметы вынимаются из коробок и в беспорядке выставляются на стол. Ребенок берет игрушки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных- в красную, растения- в зеленую, все, что относится к человеку, - в желтую. Малыш закрывает коробочки и относит их на место. Упражнение «Картонные слова» Цель: р асширение запаса слов. Дифференциация слов. Соотнесение плоской фигуры и звучащего слова. Материал: к оробка с вырезанными из картона фигурками, изображающими животных, растения, предметы быта человека. Презентация. Ребенок ставит на стол коробку с картонными фигурками. Он вынимает их по одной и выстраивает три ряда: в одном- изображения животных, в другом- растений, в третьем- то, что можно отнести к человеку. В работе с этим материалом ребенок переходит от маленькой игрушки к плоскостному изображению. Это важный шаг от конкретного к более абстрактному. Даже сам факт, что чайник, или кровать, или собачку можно вырезать из картона и положить, а не поставит на стол, вызывает у малыша удовлетворение и восхищение. Он видит собственными глазами объемный и плоский предметы, которые называются одинаково, и это тоже восхищает его. Упражнение « П арочки » Цель: обогащение и расширение словаря. Соотнесение двух одинаковых предметов, сопоставление изображения и названия. Утончение зрительного восприятия. Материал: н ебольшая коробка или поднос с п ар ами карточек с совершенно одинаковыми картинками. Например, два одинаковых изображения помидора,   капусты и т. д. На карточках соблюдается цветовой код – все они имеют зеленую, красную или желтую кайму. Обратная сторона половины карточек покрашена в один из этих цветов и имеет темный оттенок. Другая половина имеет светлый оттенок. На одинаковых карточках  стоят соответствующие метки. Экспериментальная величина карточек для ребенка 2- х – 3- х лет – 90 мм х 90 мм. Презентация. Ребенок и взрослый приносят  на стол или на рабочий коврик коробку с парными картинками. Взрослый переворачивает их тыльной стороной вверх и раскладывает: картинки темного цвета в один ряд, а картинки светлого цвета – в другой и на некотором расстоянии. Затем  все картинки одного ряда переворачиваются лицевой стороной вверх. Ребенок помогает, называя каждое изображение словом. Взрослый начинает открывать по одной картинке второго ряда, находит ее пару в  первом ряду и кладет рядом. После второй пары картинок ребенок продолжает работу самостоятельно. Контроль ошибок визуальный и по меткам на обратной стороне карточек. В процессе работы с парными картинками в сознании ребенка происходит важный процесс сопоставления абстрактных изображений и последующего проговаривания вслух названия  каждого изображения. Ребенок делает важный шаг в попытке интерпретировать в слове, на сей раз, не конкретный предмет, а абстрактное его изображение. Итак, по логике метода М. Монтессори теперь нам предстоит помочь ребенку объединить в сознании конкретный предмет и абстрактную картинку, его изображающую. То есть, представление о предмете должно свободно перейти в ассоциацию. Для этого уже двухлетнему ребенку можно предложить игру «Предмет – картинка». Упражнение « Предмет – картинка » Цель: активиз ация словар я ребёнка. Сопоставление предмета с картинкой. Материал: к оробка, разделенная на две части. В одной из них лежат фигурки животных, а в другой – карточки с их изображением. Презентация. Взрослый и ребенок приносят материал на стол или рабочий коврик. Взрослый помогает ребенку аккуратно расставить фигурки животных, называя их. Затем берет в руки одну из картинок и кладет ее рядом с соответствующей фигуркой.   Ребенок продолжает работу сам, пока около  всех фигурок не будут разложены картинки. Обрати те внимание на то, чтобы малыш не забывал произносить название каждого из предметов, с которыми он имеет дело. Это важно для пополнения его словарного запаса и совершенствует артикуляционный аппарат. В сознании ребенка происходит важный процесс рождения сложных ассоциаций, запоминания их в сознании и главное – сравнительного анализа представлений, активно развивающий мышление. Упражнение «Картинки и предметы из окружающей среды» Цель: расширение словарного запаса. Сопоставление предметов из окружения ребёнка с их изображением на картинках. Материал: к оробка с картинками, изображающими различные предмет ы: стул, стол, телевизор, кровать, кукла, мячик, тапочки и т. п. . Презентация. Ребенок и взрослый берут с полки коробку с картинками, приносят на рабочий стол и открывают. Ребенок выбирает любую картинку. – Что нарисовано на этой картинке, - спрашивает взрослый – Это игрушечная машина. – Пойдем, я покажу тебе, где в нашей комнате стоит игрушечная машина. Ребенок и взрослый идут в уголок игрушек и кладут карточку около игрушечной машины. Затем они возвращаются к рабочему столу, и ребенок выбирает следующую карточку. – Это стул! – говорит ребенок, – я сам могу положить его около  стула!    Малыш продолжает работать с картинками самостоятельно. Когда работа закончена, он вместе с о взрослым проходит по комнате и собирает карточки обратно в коробку. В 3 – 3, 5 года сознание ребенка естественным образом созревает до состояния, когда ему можно предложить сравнивать еще более абстрактные, чем картинки, изображения. Речь идет о попытках сравнивать написанные слова. Причем, если рядом со словами оставить и картинки, то внешним впечатлением от процесса работы с таким материалом будет – «он уже читает! ». Но, конечно, ни о каком настоящем чтении речь пока не идет. По картинке ребенок интуитивно догадывается, какое слово он «прочитал». Но представление о том, что каждый предмет можно изобразить неким специальным знаком и потом произнести его вслух – «прочитать», – укореняется в сознании ребенка. Малыши уже после 2 лет проявляют интерес к книгам с большими картинками. Родители поощряют такой интерес ребёнка, читают стихи и сказки с опорой на картинки. Постепенно ребёнок сам, подражая взрослому, листает книгу и «читает». Значит, настало время познакомить ребёнка с книжками Монтессори. Упражнение «Книжка с картинкой и словом» Цель: расширение словарного запаса. Развитие интуитивного чтения. Материал: книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой написано его название. Слова в ней должны быть простыми, и лучше, если они собраны в группы: «фрукты», «овощи», «цветы» и т. д. Презентация. Ребенок и взрослый берут книгу с картинками. Взрослый открывает книгу и просит ребёнка назвать картинку. Обращает внимание на слово рядом с картинкой и. читает его, объясняя, что слово соответствует названию изображенного предмета. Далее ребёнок сам читает слова. От ребенка не требуется никаких усилий. Он читает слово интуитивно, по очертанию букв, соотнеся его с картинкой. Картинка является той зрительной опорой, которая помогает ребенку «читать» слово с полной уверенностью в его правильности. Малыш впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему это дается легко. Он держит в руках настоящую книгу, листает настоящие страницы. Чтение как бы само собой входит в жизнь ребенка, без насилия и увещеваний со стороны взрослого. Упражнение «Соединение подписей с картинкой». Цель: активизация словаря ребёнка. Развитие интуитивного чтения, подготовка к осознанному чтению. Материал: коробк а с 4 отделениями, в которых лежат картинки с изображением предметов из жизни растений, животных и человека и другие карточки, на которых стоят только слова названия этих предметов. Презентация. Взрослый с ребенком принос я т на коврик коробку с карточками и открывают ее. – С какими картинками ты хотел бы работать? - Спрашивает взрослый. – Вот с этими, где животные. Взрослый выкладывает на ковер серию карточек с изображением домашних животных и предлагает ребенку разложить их в ряд в верхней части ковра. Малыш делает это. Взрослый обращает внимание малыша, что внизу каждой картинки стоит подпись – напечатанное слово и предлагает прочитать их. Затем о н берет в руки первую табличку со словом и, сравнивая его с подписями под картинками, находит такое же по очертаниям и кладет под картинкой. После второй- третьей подписи ребенок продолжает работу самостоятельно.   Когда все слова разложены под картинками, взрослый предлагает ребенку «прочитать» их. Малыш водит пальчиком под словами и «читает», ориентируясь на изображение картинк и. В процессе этого упражнения у ребенка развивается образное и языковое мышление, осознание того, что, оказывается, любой предмет можно не только изобразить на бумаге в виде слова – символа, но и «прочитать « это слово. В результате использования упражнений Монтессори на интуитивное чтение ваш ребёнок гораздо быстрее и легче перейдёт к осознанному чтению отдельных слов. С учетом особенностей вашего ребёнка показ каждого упражнения необходимо повторять до полного усвоения ребенком правил работы с материалом. Количество картинок и карточек в играх меняйте в зависимости от степени усвоения ребёнком материала игры. Время от времени заменяйте картинки и карточки в игре на новые. Это поможет поддержать интерес у ребёнка, способствовать расширению и активизации словаря, развитию мышления, внимания, памяти. Главное, не забывайте в процессе работы побуждать ребёнка к повторению слов, к самостоятельному называнию игрушек и предметов; как можно больше активизируйте речь вашего ребёнка. Но помните, что упражнение ребенок выбирает сам и в момент затухания интереса может прервать работу и убрать материал на место. Неравнодушное и грамотное отношение родителей к проблеме развития словаря своего ребёнка принесёт плоды радости и удовлетворения от успехов ребёнка.

Оставить комментарий: