a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дворянинова А.А. инструктор по физической культуре. Адаптация ребёнка в детском саду. Консультация для родителей

Опубликовано: 2016-03-22 23:42:32

 

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет...

 

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Вполне ясно, почему маленькие детки с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Начните готовиться к посещению детского сада заранее, не менее, чем за 2-3 месяца до предполагаемой даты!

Воспользовавшись практическими рекомендациями, приведёнными в этой консультации, любой родитель сможет помочь своему малышу и себе легче пройти процесс адаптации к детскому саду.

  1. Познакомьте вашего ребенка с Детским садом. Еще до получения путевки нужно начать приучать ребенка к мысли о том, что скоро он будет ходить в садик. Покажите ему здание детского сада, пусть он увидит, что есть дорога к садику от дома и обратно. Зайдите на территорию дошкольного учреждения и проведите его вокруг, посмотрите, что там есть детские площадки, песочницы, спортивный и игровой инвентарь, много деревьев, кустарников и цветов. С разрешения администрации пройдите в здание сада, походите с ребенком по коридорам, украшенным детскими рисунками и поделками. Объясните ему, что такое группа, что туда ходят такие же дети, как и он(она), такого же возраста и они там играют, поют и танцуют, слушают музыку и читают книжки, там есть много игрушек, таких, как нет дома. С разрешения попробуйте заглянуть в группу и посмотреть, как дети играют, ведь игра – это основное занятие детей дошкольного возраста.
  2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в садик. Например: «Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Там их ждут воспитатели. Это такие добрые тети, которые любят детей, совсем как мама. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми. В саду дети играют, гуляют, кушают. Там много красивых, интересных игрушек. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу, что у меня было интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, скоро я начну водить тебя туда. Только нам с тобой нужно подготовиться к этому – научиться самостоятельно кушать ложкой, одеваться, складывать вещи».              3. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей; забавные предметы, красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. Тогда по утрам вам проще будет отправлять ребёнка в сад – с игрушкой веселее идти, проще завязывать отношения с другим ребенком.              4. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – скоро он сможет ходить сюда. Рассказывайте своим родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
  3. Соблюдайте режим. Создайте дома режим дня максимально приближенный к режиму детского сада:

• Вставайте утром пораньше, не позднее 8:30, постепенно сокращая минутки утреннего сна, ведь вам придется приходить в садик к 8:00 часам, так как завтрак уже в 8:30.              • Завтракайте! Лучше всего молочной кашей, так как в меню детского сада на завтрак всегда готовят кашу!

• В утренние часы, после завтрака, играйте, стройте из кубиков домики, башенки, мостики, читайте книги, смотрите любимые мультики (только не долго, не больше 15 минут), рисуйте и лепите из пластилина, танцуйте под музыку, слушайте и пойте детские песни.

            • Не забудьте о втором завтраке! Примерно в 10 утра. Это может быть какой-нибудь фрукт или сок.

• Затем идите на прогулку! Детям обязательно нужно гулять в утренние часы, когда солнышко еще только идет к зениту, в эти часы организм наиболее восприимчив к солнечному свету, который позволяет накапливаться витамину D, а без солнышка этот витамин не усваивается, а он очень нужен маленьким детям, так как при его недостатке может развиться болезнь под названием Рахит - так говорят педиатры! Гуляйте не менее 2 часов!             • После дневной прогулки нужно пообедать! Обед должен быть полноценным: из первого, второго и третьего! На третье лучше всего – компот! (Приучите вашего ребенка пить компоты: из свежих фруктов, из сухофруктов – это вкусно и полезно, и именно такой напиток подают в садике на третье в обед).

• Обязательно укладывайте ребенка спать днем! Дневной сон – залог хорошего самочувствия вашего малыша во второй половине дня, ведь он был таким активным утром, а до вечера еще очень далеко! Педиатры рекомендуют спать детям днем не менее 1,5-2 часов. Если вашему малышу еще нет 3 лет, то сон может составлять в дневные часы 2-2,5 часа, иногда чуть больше (до 3.5 часов), в зависимости от психоэмоционального или физиологического состояния ребенка. Но и дольше спать не следует, иначе ребенок во второй половине дня будет вялым и может даже капризничать, а вечером его будет трудно уложить спать на ночь.

• После дневного сна устройте полдник - дайте ребенку попить сок, чай или молочный продукт, можно добавить любимое печенье, фрукты, но немного, так как впереди будет еще один полноценный прием пищи.

• Во второй половине дня играйте с ребенком! Пусть ваш малыш занимается тем, что ему больше всего нравится: играет в мяч или собирает мозаику, поет песни или танцует, можно немного порисовать или сделать аппликацию (но не забывайте, что для ручного труда и художественного творчества нужно хорошее освещение, поэтому рисовать, лепить или клеить лучше в утренние часы, когда светит солнце). 

• Не забудьте организовать ребенку вечернюю прогулку, которая должна длиться не менее 2-2,5 часов. (Помните, что ребенок дошкольного возраста должен гулять не менее 4 часов в день!) Будет очень хорошо, если ваш ребенок будет гулять на детской площадке общего пользования – там он сможет играть с другими детьми и учиться взаимодействию в детском коллективе.

• Вечером не перекармливайте ребенка, пусть это будет легкий ужин, состоящий, например, из тушеных овощей с добавлением отварной курицы и какого-нибудь напитка.

• В вечерние часы перед сном организуйте ребенку спокойные игры, спойте ему или дайте послушать спокойные детские песни, почитайте его любимую книжку.

• Хорошо, если за час до сна вы дадите вашему ребенку молочный напиток (кефир, ряженку, «Снежок» или йогурт), который обогащен очень полезным для детского организма кальцием, он необходим для формирования костей.

• Укладывайте на ночной сон ребенка в 21 час, чтобы к утреннему пробуждению ваш малыш успел хорошо выспаться! Ночной сон должен составлять для малышей 1,5-2 лет не менее 11-11,5 часов, для детей 3 лет чуть меньше – 10,5-11 часов (совокупность дневного и ночного сна должна составлять 12-14 часов).

  1. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как это правильно сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом. 
  2. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не может одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома.
  3. Если вы не успели отучить ребенка от «вредных» привычек (сосание соски, пальца, укачивание перед сном) до поступления в детский сад, то не стоит этого делать в период привыкания. Помните, что ребенок и так находится в состоянии стресса и ломка привычного поведения только усугубит это состояние. Подождите, пока ребенок привыкнет.             9. Сообщите воспитателям, как ребенка называют дома. Это могут быть ласковые имена, прозвища (Мишутка, Лёля, Котенок). Ребенку очень важно слышать привычные «домашние» обращения к нему. 
  4. Старайтесь, чтобы в детский сад малыша приводил кто-нибудь один. В этом случае он быстрее привыкнет к процедуре расставания.
  5. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
  6. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Маше, Соне, Виталике. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

            13. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет вашему ребенку привыкнуть к новому образу жизни.             14. Особое внимание уделяйте здоровью вашего ребенка.

  • Пройдите необходимую диспансеризацию по рекомендации вашего педиатра.
  • Создавайте благоприятную психоэмоциональную атмосферу дома: - поддерживайте в семье атмосферу любви, доброго отношения друг к другу, радости и взаимоуважения; - как можно больше времени проводите в кругу семьи, проводите вместе с вашими детьми выходные, устраивайте семейные праздники, досуги;

- привлекайте вашего ребенка к совместным трудовым действиям (пеките оладушки, например, или сажайте цветы на даче);

- разговаривайте друг с другом и в том числе с вашим малышом всегда ровным, тихим голосом, даже, если он «провинился»;

- чаще прикасайтесь друг к другу, гладьте вашего ребенка – нежные прикосновения дают понять, что ты любим;

- укладывайте вашего ребенка спать и во время его утреннего пробуждения тоже старайтесь быть рядом, чтобы ребенок чувствовал, что он не одинок; - слушайте друг друга и слушайте ваших детей, участвуя таким образом в их жизни, приободряйте, советуйте, сопереживайте.

  •  Соблюдайте режим дня. Про человека, который встает с солнышком и засыпает вместе с ним, говорят, что он живет в ладу с природой. Научитесь сами и научите вашего ребенка соблюдать этот прекрасный ритуал гармоничного существования.
  •  Соблюдайте принцип здорового питания:

- еда должна быть полноценной и сбалансированной (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли);

- энергетическая ценность должна соответствовать возрастным нормам (для 3-х лет: 1540 ккал, белки – 53 г, жиры – 53 г, углеводы 212 г); завтрак – 25-30% суточной энергетической ценности, обед - 35-40%, полдник – 10-15%, ужин - 20-25%.

- для растущего организма меню должно быть расширенным и включать такие продукты, как: мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, сливочное и растительное масло, овощи и фрукты, сахар и кондитерские изделия, хлеб, крупы; 

- режим питания для дошкольников - 4-х разовый (завтрак, обед, полдник и ужин), три из четырех приемов пищи должны включать горячую пищу. В утренние часы и перед сном желательно вводить еще один прием пищи: второй завтрак (лучше всего фруктовый) и второй ужин (молочный).

  •  Создавайте условия для двигательной активности малыша.

            Потребность в движении является естественной для любого живого организма! Ребенок дошкольного возраста в среднем должен совершать от 10 до 15 тысяч шагов в сутки (для ребенка 2-3 лет – от 6 до 9 тысяч).

- Утро начинайте с зарядки;

- подвижные игры являться главной формой игровой деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста;

- активные прогулки (не в коляске) восполняют до 50% потребности в движении в сутки; - занимайтесь физкультурой и спортом (бегайте, прыгайте, плавайте).

  • Соблюдайте правила гигиены и закаливания:

- мойте руки перед едой («Чистота – залог здоровья!»);

- ежедневно меняйте нательное белье;

- ежедневно принимайте водные процедуры;

- чистите зубы 2 раза в день;

- полощите рот после еды;

- принимайте контрастный душ или обтирание прохладной водой;

- принимайте солнечные и воздушные ванны.

            15. В период адаптации эмоционально поддерживайте ребенка. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Старайтесь не вздыхать при ребенке, не говорить с ним жалостливым тоном, не высказывать своего сожаления по поводу вашего расставания с ним. Помните, что ребенку передается ваше эмоциональное состояние. Можно сказать малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, но скоро ты привыкнешь. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!» 

            16. В первые дни посещения детского сада ребенок может отказаться от завтрака, поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребенок уходил в детский сад накормленный. Можно давать своему малышу с собой в детский сад кулечек с сухариками, баранками, печеньем. Переключение на пищевую реакцию снимает эмоциональное напряжение.             17. Помните, что привыкание ребенка к детскому саду может продлиться до полугода. К тому же необходимо поэтапное «вхождение» в группу с постепенным увеличением времени его пребывания в группе в течение дня. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

           

            Уважаемые родители, если через месяц ваш малыш еще не привыкнет к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли. А педагоги и специалисты детского сада с нетерпением ждут вашего малыша и всегда рады помочь вам в преодолении трудностей! 

Оставить комментарий: