Доклад на общем родительском собрании "Как слушать ребенка?"

Опубликовано: 14:06:19 23-03-2016

Правила беседы по способу «активного слушания»

  1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательноповернитесь к нему лицом.
  2. Очень важно также, чтобыего и ваши глаза находились на одном уровне.
  3. Сядьте рядом, притяните его к себе поближе.

Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

  1. Если ребенок расстроен, огорчен, рассержен, не усугубляйте происшедшее дополнительными вопросами.

Желательно, чтобы ответы педагога или родителя в диалоге с ребенком носили утвердительный характер.

  1. Очень важно в беседе при эмоциональном срыве ребенка держать паузу. Не надо навязывать ему свои замечания, выводы, соображения. Пауза поможет ребенку разобраться в своем переживании и почувствовать участие взрослого авторитетного человека.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, « внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – в нем происходит сейчас очень важная и нужная работа.

  1. В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потомобозначить его чувство.

Результаты беседы «активного слушания»

  1. Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка.

Разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое.

  1. Ребёнок убеждённый, что его слушают искренне, начинает раскрываться ещё больше.
  2. Ребёнок учиться сам решать свои проблемы.

Активное слушание – это не способ добиться от ребенка того, что мы хотим, это путь установления лучшего контакта, способ показать, что вы, его безусловно принимаете со своими бедами, переживаниями, всплесками агрессии.

11 «помех» на пути активного слушания

  1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань», «Вынеси ведро».

Такие фразы вызывают чувство бесправия, неуважения к личности ребенка. В ответ на эти команды мы получаем упрямство, аффективные состояния.

  1. Предупреждения, угрозы, предостережения:

«Если не прекратишь, то..».

  1. Мораль, нравоучения, проповеди: « Ты должен хорошо учиться…».

О действии словесных назиданий и проповедей, можно сказать одно – они малоэффективны, а вот натолкнуть на злой, мстительный поступок иногда могут.

  1. Советы, подсказки, решения из собственного опыта: « Считаю, ты должен извиниться…», « Когда я был в твоем возрасте…».

Дети не всегда прислушиваются к советам взрослых. Чаще всего они их раздражают, могут просто открыто восстать против назиданий воспитателя.

  1. Доказательства, логические выводы, нотации: «Сколько раз тебе повторять?», «Пора бы знать!», « без конца отвлекаешься, вот и ошибки!», « Не послушалась, пеняй на себя!».

Варианты ответов детей: «Отстаньте!», «Хватит», «Сколько можно!».

Но самое страшное – наши подопечные перестают нас слышать. Возникает «смысловой барьер» или «психологическая глухота».

  1. Критика, выговоры, обвинения.
  2. Похвала.

Здесь главное — мера. Необходимо различать похвалу и поощрение, похвалу и одобрение.

Ребенок может вырасти и стать зависимым от похвалы, ждать её, искать, переживать, мучиться, не находя похвалы.

  1. Догадки, интерпретации: «Небось, опять проспала?».
  2. Выспрашивание, расследование: « Нет, ты всё — таки скажи…».
  3. Уговоры, увещевания, сочувствие на словах.
  4. Отпугивание, уход от разговора: « Не до тебя..», «Вечно ты со своими жалобами…».

 

 

Документы для скачивания:

Документ
Формат: .docx

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: