a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Доклад на общем родительском собрании "Как слушать ребенка?"

Опубликовано: 2016-03-23 14:06:19
<p><em><strong>Правила беседы</strong></em><strong><em>&nbsp;</em></strong><em><strong>по способу &laquo;активного слушания&raquo;</strong></em></p> <ol> <li><em><strong>Если вы хотите послушать ребенка, обязательно</strong></em><em><strong>повернитесь к нему лицом.</strong></em></li> <li><strong><em>Очень важно также, чтобы<em>его и ваши глаза находились на одном уровне.</em></em></strong></li> <li><strong><em>Сядьте рядом, притяните его к себе поближе.</em></strong></li> </ol> <p><strong><em>Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза &ndash; первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.</em></strong></p> <ol start="4"> <li><em><strong>Если ребенок расстроен, огорчен, рассержен, не усугубляйте происшедшее дополнительными вопросами.</strong></em></li> </ol> <p><strong><em>Желательно, чтобы ответы педагога или родителя в диалоге с ребенком носили утвердительный характер.</em></strong></p> <ol start="5"> <li><strong><em>Очень важно в беседе при эмоциональном срыве ребенка держать паузу. Не надо навязывать ему свои замечания, выводы, соображения. Пауза поможет ребенку разобраться в своем переживании и почувствовать участие взрослого авторитетного человека.</em></strong></li> </ol> <p><strong><em>Узнать о том, что ребенок не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, &laquo; внутрь&raquo; или вдаль, то продолжайте молчать &ndash; в нем происходит сейчас очень важная и нужная работа.</em></strong></p> <ol start="6"> <li><strong><em>В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом<em>обозначить его чувство.</em></em></strong></li> </ol> <p><em><strong>Результаты беседы &laquo;активного слушания&raquo;</strong></em></p> <ol> <li><strong><em>Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка.</em></strong></li> </ol> <p><strong><em>Разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое.</em></strong></p> <ol start="2"> <li><strong><em>Ребёнок убеждённый, что его слушают искренне, начинает раскрываться ещё больше.</em></strong></li> <li><strong><em>Ребёнок учиться сам решать свои проблемы.</em></strong></li> </ol> <p><strong><em>Активное слушание &ndash; это не способ добиться от ребенка того, что мы хотим, это путь установления лучшего контакта, способ показать, что вы, его безусловно принимаете со своими бедами, переживаниями, всплесками агрессии.</em></strong></p> <p><strong><em>11 &laquo;помех&raquo; на пути активного слушания</em></strong></p> <ol> <li><strong><em>Приказы, команды: &laquo;Сейчас же перестань&raquo;, &laquo;Вынеси ведро&raquo;.</em></strong></li> </ol> <p><strong><em>Такие фразы вызывают чувство бесправия, неуважения к личности ребенка. В ответ на эти команды мы получаем упрямство, аффективные состояния.</em></strong></p> <ol start="2"> <li><strong><em>Предупреждения, угрозы, предостережения:</em></strong></li> </ol> <p><strong><em>&laquo;Если не прекратишь, то..&raquo;.</em></strong></p> <ol start="3"> <li><strong><em>Мораль, нравоучения, проповеди: &laquo; Ты должен хорошо учиться&hellip;&raquo;.</em></strong></li> </ol> <p><strong><em>О действии словесных назиданий и проповедей, можно сказать одно &ndash; они малоэффективны, а вот натолкнуть на злой, мстительный поступок иногда могут.</em></strong></p> <ol start="4"> <li><strong><em>Советы, подсказки, решения из собственного опыта: &laquo; Считаю, ты должен извиниться&hellip;&raquo;, &laquo; Когда я был в твоем возрасте&hellip;&raquo;.</em></strong></li> </ol> <p><strong><em>Дети не всегда прислушиваются к советам взрослых. Чаще всего они их раздражают, могут просто открыто восстать против назиданий воспитателя.</em></strong></p> <ol start="5"> <li><strong><em>Доказательства, логические выводы, нотации: &laquo;Сколько раз тебе повторять?&raquo;, &laquo;Пора бы знать!&raquo;, &laquo; без конца отвлекаешься, вот и ошибки!&raquo;, &laquo; Не послушалась, пеняй на себя!&raquo;.</em></strong></li> </ol> <p><strong><em>Варианты ответов детей: &laquo;Отстаньте!&raquo;, &laquo;Хватит&raquo;, &laquo;Сколько можно!&raquo;.</em></strong></p> <p><strong><em>Но самое страшное &ndash; наши подопечные перестают нас слышать. Возникает &laquo;смысловой барьер&raquo; или &laquo;психологическая глухота&raquo;.</em></strong></p> <ol start="6"> <li><strong><em>Критика, выговоры, обвинения.</em></strong></li> <li><strong><em>Похвала.</em></strong></li> </ol> <p><strong><em>Здесь главное &mdash; мера. Необходимо различать похвалу и поощрение, похвалу и одобрение.</em></strong></p> <p><strong><em>Ребенок может вырасти и стать зависимым от похвалы, ждать её, искать, переживать, мучиться, не находя похвалы.</em></strong></p> <ol start="8"> <li><strong><em>Догадки, интерпретации: &laquo;Небось, опять проспала?&raquo;.</em></strong></li> <li><strong><em>Выспрашивание, расследование: &laquo; Нет, ты всё &mdash; таки скажи&hellip;&raquo;.</em></strong></li> <li><strong><em>Уговоры, увещевания, сочувствие на словах.</em></strong></li> <li><strong><em>Отпугивание, уход от разговора: &laquo; Не до тебя..&raquo;, &laquo;Вечно ты со своими жалобами&hellip;&raquo;.</em></strong></li> </ol> <p><strong><em>&nbsp;</em></strong></p> <p>&nbsp;</p>

Документы для скачивания