Доклад на общем родительском собрании "Как слушать ребенка?"
<p><em><strong>Правила беседы</strong></em><strong><em> </em></strong><em><strong>по способу «активного слушания»</strong></em></p>
<ol>
<li><em><strong>Если вы хотите послушать ребенка, обязательно</strong></em><em><strong>повернитесь к нему лицом.</strong></em></li>
<li><strong><em>Очень важно также, чтобы<em>его и ваши глаза находились на одном уровне.</em></em></strong></li>
<li><strong><em>Сядьте рядом, притяните его к себе поближе.</em></strong></li>
</ol>
<p><strong><em>Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.</em></strong></p>
<ol start="4">
<li><em><strong>Если ребенок расстроен, огорчен, рассержен, не усугубляйте происшедшее дополнительными вопросами.</strong></em></li>
</ol>
<p><strong><em>Желательно, чтобы ответы педагога или родителя в диалоге с ребенком носили утвердительный характер.</em></strong></p>
<ol start="5">
<li><strong><em>Очень важно в беседе при эмоциональном срыве ребенка держать паузу. Не надо навязывать ему свои замечания, выводы, соображения. Пауза поможет ребенку разобраться в своем переживании и почувствовать участие взрослого авторитетного человека.</em></strong></li>
</ol>
<p><strong><em>Узнать о том, что ребенок не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, « внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – в нем происходит сейчас очень важная и нужная работа.</em></strong></p>
<ol start="6">
<li><strong><em>В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом<em>обозначить его чувство.</em></em></strong></li>
</ol>
<p><em><strong>Результаты беседы «активного слушания»</strong></em></p>
<ol>
<li><strong><em>Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка.</em></strong></li>
</ol>
<p><strong><em>Разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое.</em></strong></p>
<ol start="2">
<li><strong><em>Ребёнок убеждённый, что его слушают искренне, начинает раскрываться ещё больше.</em></strong></li>
<li><strong><em>Ребёнок учиться сам решать свои проблемы.</em></strong></li>
</ol>
<p><strong><em>Активное слушание – это не способ добиться от ребенка того, что мы хотим, это путь установления лучшего контакта, способ показать, что вы, его безусловно принимаете со своими бедами, переживаниями, всплесками агрессии.</em></strong></p>
<p><strong><em>11 «помех» на пути активного слушания</em></strong></p>
<ol>
<li><strong><em>Приказы, команды: «Сейчас же перестань», «Вынеси ведро».</em></strong></li>
</ol>
<p><strong><em>Такие фразы вызывают чувство бесправия, неуважения к личности ребенка. В ответ на эти команды мы получаем упрямство, аффективные состояния.</em></strong></p>
<ol start="2">
<li><strong><em>Предупреждения, угрозы, предостережения:</em></strong></li>
</ol>
<p><strong><em>«Если не прекратишь, то..».</em></strong></p>
<ol start="3">
<li><strong><em>Мораль, нравоучения, проповеди: « Ты должен хорошо учиться…».</em></strong></li>
</ol>
<p><strong><em>О действии словесных назиданий и проповедей, можно сказать одно – они малоэффективны, а вот натолкнуть на злой, мстительный поступок иногда могут.</em></strong></p>
<ol start="4">
<li><strong><em>Советы, подсказки, решения из собственного опыта: « Считаю, ты должен извиниться…», « Когда я был в твоем возрасте…».</em></strong></li>
</ol>
<p><strong><em>Дети не всегда прислушиваются к советам взрослых. Чаще всего они их раздражают, могут просто открыто восстать против назиданий воспитателя.</em></strong></p>
<ol start="5">
<li><strong><em>Доказательства, логические выводы, нотации: «Сколько раз тебе повторять?», «Пора бы знать!», « без конца отвлекаешься, вот и ошибки!», « Не послушалась, пеняй на себя!».</em></strong></li>
</ol>
<p><strong><em>Варианты ответов детей: «Отстаньте!», «Хватит», «Сколько можно!».</em></strong></p>
<p><strong><em>Но самое страшное – наши подопечные перестают нас слышать. Возникает «смысловой барьер» или «психологическая глухота».</em></strong></p>
<ol start="6">
<li><strong><em>Критика, выговоры, обвинения.</em></strong></li>
<li><strong><em>Похвала.</em></strong></li>
</ol>
<p><strong><em>Здесь главное — мера. Необходимо различать похвалу и поощрение, похвалу и одобрение.</em></strong></p>
<p><strong><em>Ребенок может вырасти и стать зависимым от похвалы, ждать её, искать, переживать, мучиться, не находя похвалы.</em></strong></p>
<ol start="8">
<li><strong><em>Догадки, интерпретации: «Небось, опять проспала?».</em></strong></li>
<li><strong><em>Выспрашивание, расследование: « Нет, ты всё — таки скажи…».</em></strong></li>
<li><strong><em>Уговоры, увещевания, сочувствие на словах.</em></strong></li>
<li><strong><em>Отпугивание, уход от разговора: « Не до тебя..», «Вечно ты со своими жалобами…».</em></strong></li>
</ol>
<p><strong><em> </em></strong></p>
<p> </p>
Документы для скачивания
Предыдущие материалы
Следующие материалы
- Комплексное занятие по развитию речи «Колобок»
- Комплексное занятие по математике для детей средней группы по сюжету русской народной сказки «Колобок»
- Конспект НОД "Наша Родина -Россия" (воспитатель С.В.Рабинчук)
- Конспект физкультурного занятия с детьми младшего возраста
- Комплексное занятие «Красный, желтый, зеленый»