a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС ДО

Опубликовано: 2016-03-29 15:55:08

Психолого- педагогическо е сопровождение ФГОС ДО Сегодня мы немного поговорим о психолого- педагогическом сопровождении ФГОС. Я долго думала о том, как мне раскрыть эту тему. Какие психолого- педагогические условия нужны для успешной реализации ООП мы уже говорили не раз. Об этом было мое выступление на августовской секции. Мои коллеги конкретно останавливались на каждом из условий, которые так необходимы для успешной реализации ООП. Но какие психолого- педагогические условия нужны для сопровождения ФГОС …. , я задумалась. Работа в новых условиях требует мобилизации всех участников образовательного процесса, но для этого нужна, прежде всего, психолого- педагогическая поддержка педагогов, семьи и повышение компетентности родителей в условиях ФГОС. Которые отвечают за психолого – педагогическую поддержку социализации ребенка, его развитие. В данный момент в своей работе нашего дошкольного учреждения мы определяем психолого- педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную, прежде всего на создание социально- психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. Психолого- педагогические условия реализации ФГОС ДО Уважение личности ребенка Использование форм и методов работы с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимодействие в разных видах деятельности Поддержка инициативы и самостоятельности детей Защита от всех форм физического и психического насилия Поддержка родителей в воспитании и образовании детей Мониторинг Целью психолого- педагогического сопровождения в нашем ДОУ является создание психолого – педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей, их родителей( законных представителей) и педагогических работников ДОУ. Задачи психолого – педагогического сопровождения: - охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - анализ социальной ситуации развития в детском саду, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально- психологического климата. - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Работа по обеспечению психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса проводится: • с воспитанниками; • с воспитателями и педагогами; • родителями. Основные направления работы по обеспечению психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса: 1. Профилактическое направление. Здесь мы предупреждаем возникновение явлений дезадаптации воспитанников,   разрабатываем конкретные рекомендации педагогическим работникам, родителям( законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это в основном происходит во время адаптационного периода, где мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода. 2. Диагностическое направление. Здесь мы как бы решаем две задачи: 1. Диагностика состояния воспитания ребенка в семье. Здесь учитываются условия, в которых растет и развивается ребенок, социальное положение семьи. 2. Оценка индивидуального развития детей, которая организуется в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Это делается для индивидуализации образования( профессиональной коррекции особенностей развития ребенка) и для оптимизации работы с группой детей 3. Консультативное направление. Помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются участники образовательных отношений. 4. Развивающее направление. Формирование у воспитанников потребности в новых знаниях, возможности их приобретения и реализации в деятельности и общении, учитывая 5 направлений дошкольного образования: • социально – коммуникативное • познавательное • речевое • художественно – эстетическое • физическое 5. Коррекционное направление. Обеспечивает коррекцию нарушения развития различных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи 6.   Просветительско- образовательное направление. Обеспечивает предоставление информации о работе ДОУ семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; Всю информацию о работе нашего детского сада можно найти на сайте нашего учреждения, а также мы информируем родителей через непосредственное общение с ними или используя стенды «Для Вас родители» Работа в новых условиях будет тогда успешной, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса. Особый акцент мы долж н ы с делать на работу с педагогами и р одителями, отвечающими за детей. Реализация психологической поддержки деятельности ДОУ определяется статусом психолога и психологической грамотностью администрации. Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что работая в инновационном режиме, в связи с введением ФГОС, в педагогическом коллективе происходит профессиональная дисгармония отношений. Часть педагогов, как бы не готова к изменениям или занимает пассивную позицию. Это можно объяснить проявлением эмоционального «выгорания». Под этим термином понимается истощение физического, эмоционального и умственного состояния человека. Такое состояние характерно для профессионалов, работающих с людьми. ( для слайда. Синдром эмоционального выгорания – поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам( О. М. Фрейденберг) . Какие факторы способствуют возникновению синдрома «выгорания»? На первом месте – неудовлетворение заработной платой, другой фактор- загруженность работой( часто приходится выполнять не свои функциональные обязанности, оформление различной документации и др. ) , низкий статус педагогического работника в обществе, высокие требования к уровню профессионализма – все это приводит к снижению психологического здоровья педагогов, и как следствие служит барьером на пути творческой самореализации. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, какими эмоциями входит педагог в детский сад, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Такое положение служит серьезным препятствием для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов, особенно сейчас, в новых условиях, а самое главное может существенно отразиться на выполнении педагогами своих прямых профессиональных обязанностей. А это дети и об этом нам не стоит забывать. Из всего следует, что для работы в новых условиях необходимо нам бороться с внутренними обстоятельствами: «нарастающей психологической инерцией, усталостью, привычкой к определенным приемам и методам( особенно это касается стажистов) , удовлетворением достигнутым качеством работы( если педагог когда- то показал себя, на конкурсе например, то потом у него наступает затишье, ему ничего уже не надо, он морально выложился) и т. д. В нашем ДОУ мы стараемся уделять внимание психологическому состоянию работников, проводим профилактическую работу с ними, призванную уберечь их от остро протекающих форм кризисных состояний, стремимся создать положительный психологический климат внутри коллектива. Нам в этом помогают проведение мастер- классов и тренингов с педагогом- психологом по снятию психологических разгрузок( сегодня вы увидите тренинг с педагогами, который проведе т педагог –психолог Зинина Ю. С. , так как эмоциональное благополучие – залог успешности в педагогической деятельности) , это почитание традиций( чествование ветеранов, юбиляров) , проведение субботников, праздников и различных мероприятий по сближению коллектива, которые дают человеку возможность повысить самооценку, уважение к себе, почувствовать собственную значимость и внимание коллег и руководства. Особо поощряется чествование тех педагогов, которые проявили себя в профессиональных конкурсах, поддержка тех, кто приумножает свои профессиональные возможности. А. С. Макаренко подчеркивал: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы». Создавать радость, дарить ее своим воспитанникам – казалось бы простая, но такая важная задача педагога, который заботиться о психологическом комфорте. Психолого- педагогическая поддержка семьи. Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной. В современном обществе этот вопрос особенно актуален, ведь изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком, эмоциональный контакт сводится к минимуму. И хотя мы уверены, что каждый родитель очень любит своего ребенка. Однако, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители зачастую ощущают недостаточность психолого- педагогических знаний, слабо ориентируются в проблемах возрастного развития ребенка. У многих отсутствуют педагогические умения, способные помочь ребенку в его взрослении. Как правило, в работе дошкольных учреждений применяются традиционные методы сотрудничества с семьей( собрания, круглые столы, консультации) , но часто родители остаются недостаточно активными и заинтересованными. Поэтому мне бы хотелось познакомить вас с необычной формой взаимодействия с родителями, которую мы используем в нашем дошкольном учреждении, психолого- педагогической гостиной. О том, как это происходит во 2- ой младшей группе, вам покажет Фролова Л. Н. Посещение психолого- педагогических гостиных позволяет родителям по –новому играть с детьми, понимать их внутренний субъективный мир. Основная цель проведения психолого- педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать личность ребенка с помощью родителей при их активном участии. И так, из всего выше сказанного следует: сп ецифика сопровождения ФГОС такова, что все участники образовательного процесса( воспитатели, педагоги, родители) участвует в создании психолого- педагогических условий для благоприятного развития дошкольников. С опровождать — значит следова ть вместе, рядом, одной дорогой. И чтобы не отстать и не потеряться в пути, нам, педагогам надо позаботиться о психологическом комфорте не только внешне, но и внутренне. Заглянуть в себя глубже, проанализировать себя и продолжать работу в инновационном режиме с настроением, с эмоциональном подъемом. Ожидаемые результаты в результате проведенной работы: Активное включение в образовательный процесс всех его участников. Создание условий для полноценного развития личности ребенка во всх основных образовательных областях, в том числе и для детей  с ограниченными возможностями здоровья. Повышение психолого- педагогической компетенции педагогов и родителей воспитанников. Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Оставить комментарий: