23.03.2016. Конспект НОД по развитию речи на тему: «Как Колобок Весну искал?» в средней группе Подготовила Воспитатель: Азарова Н.П.
Программное содержание: Обобщить представления детей о весне. Развивать интерес к театрализованным играм, связную речь, умение составлять рассказ по схемам.
Задачи:
Обучающие:
-формировать умение детей выделять характерные признаки весны: солнышко пригревает, набухли почки на деревьях, появились проталины, распустились подснежники, появились насекомые, птицы вьют гнезда и высиживают птенцов…;
- упражнять детей в составлении последовательного рассказа по схемам;
Развивающие:
Расширять лексический запас по теме “Весна”.
Развивать умения подбирать прилагательные.
Развивать связную речь.
Развивать общую моторику.
Развивать словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение, любовь к природе.
Закреплять умения детей работать подгруппами.
Предварительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.
Оборудование: макеты деревьев, магнитофон, запись песни «Весна-Красна», шапочки персонажей сказки : заяц, волк, медведь, лиса, колобок, белочка, еж, платье и венок «Весны»; мнемотаблицы по теме «Весна»; д/и «Подбери лучики», массажные мячики; схемы для составления рассказов о весне, картинки с изображением «домиков» животных; силуэты животных.
Ход
Дети стоят полукругом.
-Ребята, давайте поздороваемся:
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Мотивационный этап
Вос-ль: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Ребятам средней группы №10». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был прямоугольной формы, голубого цвета. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).
-Находят.
- Хотите узнать, что там?
(Ответы детей)
-Читаю:
-Письмо от Старичка-Лесовичка! «Зима заколдовала все вокруг, и Весна не может вступить в свои права. Помогите мне вернуть Весну.»
Проблемно-поисковый этап
-Хотите помочь старичку-Лесовичку?
(Да)
-Мне тоже хочется помочь ему. Только, как же?
-Ребята, как же помочь Старичку - Лесовичку?
(Ответы детей: расколдовать, выполнить задание, отправиться в путешествие, отправиться в сказку)
-Да.
(Слышится шорох.-Давайте посмотрим, кто там? Находят мешок с привязанной запиской.)
-Мешочек вы хотите развязать?
Тогда придется вам загадку разгадать!
(Загадываю загадку.)
В этой сказке есть комочек,
Юркий, маленький клубочек,
От всех любил он убегать
Никто его не мог поймать!
-Догадались, кто это?
Дети:-Колобок.
(Из мешка выходит ребенок, одетый в костюм Колобка)
-Кто это?
Дети:-Колобок.
Колобок:-Здравствуйте, ребята, я иду весну искать.
В-ль:-Ребята, а вы хотите отправиться с Колобком Весну искать?
-Да.
-Тогда скажем волшебные слова и вместе с Колобком отправимся в сказку.
Дети закрывают глаза, говорят слова:
Раз, два, три-
Сказка в гости к нам приди!
(Попадаем на сказочную поляну)… Предлагаю детям пройти на стулья)
-Говорю:
Тише, детки, проходите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса,
Где же прячется она?
Практический этап
Инсценировка по сказке «Как Колобок встречал Весну?»
( В группе выполнена декорация леса. Надеваю платок, беру на себя роль бабушки.)
Бабушка: Ой, а это что такое?
Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.
Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, Колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать
Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя…Если расскажешь, какие признаки весны знаешь, может отпущу.
Колобок: -Ребята, вы мне поможете? –
(да)
Работа с мнемотаблицами «Весна».
(Дети называют признаки весны)
Заяц: Верно! Ладно, Колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.
Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…
Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою.
Волк: Я знаю твою песенку, складно поёшь! Хорошо! Выполнишь задание!
Колобок: -Ребята, вы мне поможете?
Составление рассказа по схемам.
(На столах разложены схемы, дети раскладывают их в определенной последовательности)
Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?
Медведь: Знаю твою песенку. Все равно съем. Хотя, ладно, я сегодня добрый.
-Поиграешь со мной, тогда отпущу.
(Дети становятся в круг на ковре. Провожу физкультминутку)
Физкультминутка
У медведя дом большой, (развести руки в стороны)
А у зайца – маленький (руки свести вместе)
Наш медведь пошёл домой, (имитируют походку медведя)
А за ним и заинька. (руки на поясе, прыжки).
Мы медведя проведем и весну встречать пойдем.
Медведь: Спасибо, Колобок, за игру. Ну, что ж, отпускаю тебя. Весне привет передавай.
Бабушка: -Катится Колобок, а навстречу ему Белочка.
Белочка: Колобок, я тебя съем.
Колобок: -Не ешь меня, я тебе песенку спою.
Белочка: -Песенку твою знаю. Ладно. Если поможешь найти лесным друзьям домики, отпущу.
(Дети берут картинки животных, прикрепляют к заранее повешенным домикам)
Д/И « Кто где живет?»
(Спрашиваю, как называются звери, и кто у них детеныши, которые живут в этих домиках)
Белочка: - Молодцы, верно! Отпускаю тебя. Весне привет передавай!
Бабушка: -Побежала Белочка к своим бельчатам. А Колобок покатился по дорожке, а навстречу ему Еж.
Еж: Колобок, я тебя съем.
Колобок: -Не ешь меня, я тебе песенку спою.
Еж: -Знаю я твою песенку. Все равно тебя съем! Ладно, поиграй с моими ежатами, тогда отпущу.
(В корзинке у Ежа массажные мячики.)
Колобок: -Ребята, помогите еще раз. Пожалуйста!
Самомассаж ладоней «Ежи»
(Дети становятся в круг, говорят слова, выполняют задания, раскатывая между ладонями массажные мячики)
Мы- колючие ежи,
Но…иголочки свежи.
Хоть под елками пыхтим,
Себя в обиду не дадим!
Пых-пых-пых!
Еж: -Верно. Ладно, Колобок, дальше ступай. Весне привет передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса:-Колобок, я тебя съем. Не ешь меня, я тебе песенку спою.
-Знаю я твою песенку, ты меня не обманешь!
Колобок: Да что же это такое! Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много мудростей знаешь! Давай так, если не выполню твое задание-съешь меня, а выполню, отпустишь подобру – поздорову.
Лиса: -Ладно, попробуй, выполни!
-Ребята, помогите, пожалуйста.
Лиса: -Хорошо, тогда отгадайте загадку.
Загадка
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру —
Я глаза скорей протру,
А оно — всё ярче, ярче,
За окном — всё жарче, жарче…
Что это такое? —
Дети: Солнце!
Бабушка: -Конечно. Действительно, солнце — самое большое и доброе.
(На ковре лежит круг в виде солнца. Обращаю внимание детей, какое сейчас солнышко?
-Грустное. Почему?
(Ответы детей: - Потому что у него нет лучиков.)
-Давайте прикрепим лучики и назовем, какое наше солнышко.
(Дети по-очереди берут по одному лучику, прикладывают к солнышку, называя при этом ласковые слова)
Игра «Солнышко весной«( подбор прилагательных)
(Дети прикрепляют лучики солнцу, подбирая прилагательные:
· солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, желтое, веселое, румяное, лучистое, золотое…)
-Переворачиваю солнышко, показываю детям, какое оно стало радостное.
Лиса: -Молодцы, верно. Ох, осталась я без обеда, но от слов своих не отказываюсь. Ступай, Весне передавай привет.
Колобок: Вот уже и солнце светит ярко, лучики рассыпав, Весны нет.
Бабушка:-Ой, подул ветерок. Ребята, может это Весна спешит? Давайте и мы сделаем теплый ветерок, чтобы быстрее Весна пришла.
(Дети дуют на ладошки, произнося ш-ш-ш)
Звучит песня «Весна-Красна идет».
Входит Весна-Красна, берет детей за руки в хоровод. Останавливается.
-Здравствуйте,дети. Очень рада видеть вас снова на родной Белгородчине. А в подарок принесла вам стихотворение Белгородских поэтов: Вячеслава Колесник и Юрия Макарова. Называется
«Зимняя сказка»
Снова к нам пришла весна
Встала над полями
Сонно скрипнула сосна
На лесной поляне.
Тают рыхлые снега
Весело и смело
Даже Бабушка Яга
Вдруг помолодела.
Колобок: -Вот и Весна пришла. Дети давайте оставим Весну у себя!
Бабушка:
Со сказкой жалко нам прощаться,
С Колобочком расставаться.
Но не будем унывать,
К нам пришла Весна опять.
-Да и нам пора возвращаться в детский сад.-Давайте скажем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять-
В детский сад спешим опять.
-Вот и помогла нам сказка расколдовать все вокруг. Старичок - Лесовичок тоже будет рад приходу Весны. Теперь и у него в лесу все ожило.
Рефлексия.
Воспитатель: -Ребята, что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
-Предлагаю детям взять карточки с изображением солнышка - кому все понравилось , и тучку - кому- что-то не понравилось.
-Задаю вопросы, почему ребенок выбрал именно эту карточку.