a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности»

Автор: Ракутова Анна Георгиевна Опубликовано: 2016-03-31 20:13:24

Документы для скачивания

Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности.

Актуальность:

Главная цель экологического воспитания- формирование основ экологической, т.е. правильное отношение ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретённых в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе в проектно- исследовательской деятельности.

Проектно- исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В проектно- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Реализация проекта направлена на решение задач развития детей по направлениям:

Физическое развитие:

- развитие осознанного отношения к своему здоровью;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств

Познавательно- речевое развитие:

систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Социальное развитие:

развитие самопознания и положительной самооценки;

овладение способами личностного общения;

- высокий уровень коммуникативной компетентности

Художественно- эстетическое развитие:

углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

- овладение различными видами художественной деятельности;

развитие способностей к эстетической оценке

Ожидаемый результат:

Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской деятельности

Накоплен методический и дидактический материал по проектно- исследовательской деятельности

- Разработаны схемы, таблицы, модели с алгоритмом проведения опытов

- Создан мини- музей природы

У детей:

сформированы проектно- исследовательские умения и навыки:

Они могут выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты;

- расширились знания об отдельных явлениях и объектах природы;

- сформировалось осознанное отношение к объектам природы, к себе и людям как части природы.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный. Разработка проекта- 2013-2014 г.г.

2.  Практический. Основная деятельность по проекту- 2014-2015 г.г.

3. Заключительный. Аналитический-2016 г.

 

1 этап- подготовительный (организационный)

Цель:

Расширить и систематизировать знания о педагогических технологиях экспериментирования, проектирования, моделирования, формировать представления о правильной организации проектно- исследовательской деятельности с ребёнком- дошкольником.

Была организована работа по 2-м направлениям:

1. Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий:

- определение значимости для ребёнка;

- оценка эффективности использования технологий и прогноз результативности;

- педагогическое просвещение родителей.

2. Диагностика познавательно- исследовательской деятельности детей

Цель: выявить уровень познавательно- исследовательской   деятельности детей.

Результат:

1. Подобрана методическая литература по теме самообразования.

2. Оформлен каталог методических материалов по организации и проведению экспериментов, проектов, опытов с детьми дошкольного возраста.

3. Изготовлены дидактические игры по экологическому воспитанию, наглядный и демонстрационный материал.

4. Разработаны диагностические карты, методический материал по проведению диагностики уровня сформированности представлений у детей об окружающем мире.

5. Определены формы работы с детьми.

6. Создан уголок по экспериментированию «Кабинет кота учёного».

 

2 этап- практический

Цель: Создать условия для познавательной активности детей средствами проектно- исследовательской деятельности.

Расширить образовательное пространство в социуме, через совместную деятельность родителей, социальных партнёров по реализации групповых проектов.

Результат: Разработан цикл занятий по организации исследовательской деятельности.

Организована предметно- развивающая среда по познавательному развитию детей.

Реализованы экологические проекты.

 

3 этап- заключительный (аналитический)

Цель: Анализ организации деятельности по проекту, проведение мониторинга уровня познавательного развития детей а проектно- исследовательской деятельности.

Анализ результатов:

- мониторинг уровня развития детей;

- анкетирование родителей

Демонстрация результатов:

- открытые мероприятия;

- презентация педагогической деятельности;

- оформление выставки методического материала

Выводы, проектирование педагогической деятельности:

В результате реализации проекта значительно повысился интерес к организации исследовательской деятельности с детьми, реализации детских проектов, появилась мотивация использовать новые подходы к планированию. Стала больше размышлять и сделала вывод о развивающем характере деятельностного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, научилась видеть явления в совокупности их взаимосвязей, изменять тип взаимоотношений с детьми, выстраивать с ними диалогическое общение.

Считаю, что целенаправленная, систематическая деятельность по теме самообразования позволяют мне эффективно реализовать возможности воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Оставить комментарий: