Воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры через метод проектов

Опубликовано: 20:14:26 31-03-2016

Автор: Ракутова Анна Георгиевна

Воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры  через метод проектов.

 

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты.

Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Общество нуждается в преобразованиях, которые могут осуществить люди принципиально нового поколения, со сформированным экологическим мировоззрением.

Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. И в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994 г.; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г.). Разработан проект « Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел « Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования.  Становление экологического мировоззрения происходит постепенно в течении многих лет жизни человека. С.Н. Николаева отмечает, что для работников сферы народного образования активная позиция – это непосредственное участие в самом процессе экологического образования, повышение своей компетентности в новом направлении педагогики.

Известный специалист в области экологического образования И.Д.Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как « непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он употребляется как синоним экологического образования, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности».

Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.

Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод, что воспитание экологической культуры является актуальной проблемой.  Я решила систематизировать методы и приемы  экологического образования дошкольников в специально-организованной и совместной деятельности детей. Метод обучения – способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретения детьми знания, умения и навыки. Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду строится на методах наглядных и практических.

В экологическом образовании  детей используется метод проектов. Цель которого – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий. Как правило, проекты носят интегрированный характер. Объектами наблюдений, исследований становятся природные объекты и экологические ситуации. Успех выполнения зависит от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей предстоящей работой.

Деятельность в рамках проекта должна выполняться не по принуждению, а по собственному желанию детей. Исходным пунктом обучения должны служить интересы детей сегодняшнего дня.

Во второй половине 90-х годов слово проект как-то незаметно, но стремительно вошло в нашу жизнь. Появились большие государственные проекты, социальные, термин вошел и в педагогику. Основоположником метода проектов считается американец В.Х. Кильпатрик, который в своей работе «Метод проектов» развивает идею обучения через организацию целевых актов, в которой он предполагал энергичную, «от всего сердца» деятельность ребенка, целесообразную деятельность, целевой акт, особенно подчеркивая слово «целевой». Его идея хорошо вписывается в систему работы дошкольного обучения, поскольку мы знаем, что знания, полученные ребенком дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами и эмоциями.

Огромную роль в экологическом образовании детей младшего возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. Многие дошкольники неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Сегодня в реализации различных экологических проектов принимают участие все больше дошкольных учреждений. Практика показывает, что дошкольники, педагоги и родители с удовольствием и большим интересом участвуют в исследованиях.

 

 

Что такое «экологический проект»? Прежде всего, он предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Другой вариант дословного перевода определяет метод проектов как путь замысла или способ планирования.

Технология экологического проектирования способствует:

  • Развитию мышления и познавательных умений;
  • Формированию умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения новых задач;
  • Овладению исследовательскими методами познания природы и социума;
  • Приобретению коммуникативных навыков. Умение работать в группах, исполняя разные социальные роли;
  • Применению и приобретению детьми новых знаний.

 

Технология проектов направлена на:

  • Самостоятельную деятельность по выполнению проекта (индивидуальную, групповую, коллективную).
  • Решение какой-либо конкретной значимой для детей проблемой;
  • Использование разных методов и средств обучения в процессе выполнения проекта;
  • Интегрирование знаний и способов действий из различных видов деятельности (познавательной, трудовой, изобразительной и т.д.)
  • Результаты проекта должны быть осязаемыми.

 

К использованию технологии проектов предъявляются следующие требования:

  • Наличие значимой проблемы, задачи;
  • Практическая и познавательная значимость полученных результатов (подготовка сообщения, озеленение участка, выпуск плаката);
  • Самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя, обсуждение ответа на вопрос;
  • Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • Использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из них задач исследования, выдвижение гипотез и их решение);
  • Оформление конечных результатов.

Учитывая обобщенную практику разработки проекта, выделяют несколько вариантов классификации проектов. Типы проектов:

  • По составу участников: разработка групповых или коллективных проектов например, педагог + дети; педагог +дети + родители; педагог + дети + взрослые, а также индивидуальные проекты каждого из участников;
  • По продолжительности: краткосрочные – выполняются на нескольких занятиях, прогулках; долгосрочные – в течении месяца и больше;
  • По целевой установке:исследовательские (опытные), творческие (праздники, альбомы, плакаты, видеофильмы), игровые, информационно-познавательные ( «Лесная аптека»), практические и общественно-полезные (акции).
  • Тематические.

 

Особенности использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста:

  • В проекте принимают участие дети, родители и педагоги;
  • Продолжительность реализации проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей;
  • Такой способ работы более подходит для детей в возрасте от четырех лет и старше;
  • Наиболее эффективный способ разработки проектов связан с использованием модели «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
    1. Что мы знаем?
    2. Что мы хотим узнать и как мы это будем делать?
    3. Что мы узнали?

Реализация проекта включает в себя несколько этапов: выбор темы, составление плана реализации проекта, реализация проекта, анализ. Остановимся более подробно на каждом из этих этапов.

I. Выбор темы (целеполагание). Педагог помогает ребенку определить наиболее актуальную и, в то же время, посильную для него задачу на более-менее продолжительный отрезок времени (или работает с детским коллективом в случае коллективного проекта). Темы могут быть самыми различными. Они могут быть предложены и воспитателями, и детьми.

II. Разработка плана деятельности по достижению немеченой цели. Этот этап включает в себя несколько шагов.

  1. Совместное составление детьми и педагога плана реализации проекта.

Сначала воспитатель задает детям первый вопрос «Что мы знаем?», записывая их ответы на листе ватмана. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом с ними их имена.

Затем воспитатель задает второй вопрос «Что мы хотим узнать и как мы это будем делать?», снова записывая ответы детей на большом листе ватмана. Ответы определяют содержание проекта, причем записываются все ответы, независимо от того, какими невероятными или нелогичными они могут показаться. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности пригодятся для выполнения проекта. Чаще всего дети предлагают следующие способы сбора информации:

  • Поиск и чтение книг;
  • Вопросы, обращенные к родителям;
  • Вопросы, обращенные к педагогу, узким специалистам;
  • Проведение экспериментов;
  • Проведение экскурсий;
  • Просмотр видеофильмов, аудиозаписей.
  1. Подготовительная работа педагога.

Сначала воспитатель изучает ответы детей на вопрос «Что мы хотим узнать и как мы это будем делать?», затем составляет план реализации проекта и подбирает необходимые материалы для оснащения развивающей среды в группе.

III. Реализация проекта или этап выполнения – конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели. Педагог подключает к реализации проекта родителей, специалистов. Реализация проекта предполагает самостоятельный выбор центров активности и тех видов деятельности, которые для них привлекательны, а так же получение определенного результата (выставка детских работ, издание книги, спектакль, выпуск плакатов и т.п.).

IV. Подведение итогов. Заканчивается проект обсуждением с детьми того, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками, проводится презентация проекта, оценивается работа.

По такому алгоритму может быть развернут любой экологический и тематический проект.

   Таким образом, можно сделать вывод, что использование метода проектов в экологическом образовании формирует и экологическую культуру.

 

 

 

Алгоритм составления проекта.

Экологический проект – это буквально «брошенный вперед», то  есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Другой вариант дословного перевода определяет метод проектов как путь замысла или способ планирования. Определение представлено командой педагогов под руководством заведующего ДОУ № 121   Т. Мамаевой г. Йошкар-Ола (газета Дошкольное образование №18 2005г.)

Реализация проекта включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор темы. Темы могут быть самыми различными. Они могут быть предложены и воспитателями и детьми.
  2. Разработка плана деятельности. Этот этап включает в себя несколько шагов.
  3. Совместное составление детьми и педагога плана реализации проекта.

Сначала воспитатель задает детям первый вопрос «Что мы знаем?», записывая их ответы на листе ватмана. Затем задает второй вопрос «Что мы хотим узнать и как мы это будем делать?», снова записывая ответы. Ответы определяют содержание.

  1. Подготовительная работа педагога. Сначала воспитатель изучает ответы детей, затем составляет план реализации проекта.
  2. Реализация проекта или этап выполнения – конкретное практическое дело или ряд практических шагов к намеченной цели. Педагог подключает к реализации проекта родителей и специалистов.
  3. Подведение итогов. Заканчивается проект третьим вопросом «Что мы узнали?», обсудить чему научились, что сделали своими руками, проводится презентация проекта, оценивается работа.

По такому алгоритму может быть развернут любой экологический и тематический проект.

 

 

 

Алгоритм составления проекта.

Экологический проект – это буквально «брошенный вперед», то  есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Другой вариант дословного перевода определяет метод проектов как путь замысла или способ планирования. Определение представлено командой педагогов под руководством заведующего ДОУ № 121   Т. Мамаевой г. Йошкар-Ола (газета Дошкольное образование №18 2005г.)

Реализация проекта включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор темы. Темы могут быть самыми различными. Они могут быть предложены и воспитателями и детьми.
  2. Разработка плана деятельности. Этот этап включает в себя несколько шагов.
  3. Совместное составление детьми и педагога плана реализации проекта.

Сначала воспитатель задает детям первый вопрос «Что мы знаем?», записывая их ответы на листе ватмана. Затем задает второй вопрос «Что мы хотим узнать и как мы это будем делать?», снова записывая ответы. Ответы определяют содержание.

  1. Подготовительная работа педагога. Сначала воспитатель изучает ответы детей, затем составляет план реализации проекта.
  2. Реализация проекта или этап выполнения – конкретное практическое дело или ряд практических шагов к намеченной цели. Педагог подключает к реализации проекта родителей и специалистов.
  3. Подведение итогов. Заканчивается проект третьим вопросом «Что мы узнали?», обсудить чему научились, что сделали своими руками, проводится презентация проекта, оценивается работа.

По такому алгоритму может быть развернут любой экологический и тематический проект.

Документы для скачивания:

22359_metod_proektov.doc
Формат: .doc

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: