a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей на тему: «Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования» Автор: воспитатель Григорьева Л.М.

Опубликовано: 2016-04-02 04:11:04

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2 г. Шебекино Белгородской области» Консультация для родителей на тему: « Формирован ие толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования »     Подготовила: воспитатель Григорьева Л. М.  Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от  чего- либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.          Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4- х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т. д. , в основе которых лежат следующие факторы: детская непосредственность; ограниченный жизненный опыт; детская бестактность и т. д.       Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного  возраста,   поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.          Цель воспитания толерантности  - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.        Достижение данной цели возможно при  решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:      1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.      2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования. Принципы воспитания толерантности Общепедагогические:         Принцип целенаправленности  - Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество( личная цель) и осознания значимости для общества( социальная цель) . Единство целей педагога и ребенка является одним из  факторов успешности воспитания толерантности.         Учет индивидуальных и половозрастных особенностей  - Воспитание любого нравственного качества( толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально- волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят:   формы проявления агрессивности( мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками) ,   степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими( девочки этому более подвержены) При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать  и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений( т. о.   происходит заложение толерантных установок) .          Принцип культуросообразности  - В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи,   мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.         Принципы связи воспитания толератности с жизнью  - Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным( интолерантным) взаимодействием  в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.         Принцип уважительного отношения к личности  - Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При  формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая( не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их,   мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир        Принцип опоры на положительное в ребенке  - Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых( пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми. Частные:          Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности  - Воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.       Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка  - Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы  избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.        Принцип единства знания и поведения  - Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном( предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом( вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия) , составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.      Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении  - Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды: создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе; использование демократического стиля педагогического руководства; организация диалога и сотрудничества в коллективе; организация психолого- педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.         Принцип диалогичности и сотрудничества  - Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания  толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник- дошкольник, дошкольник- воспитатель, дошкольник- воспитатель- среда, дошкольник- воспитатель- культура.           Принцип воспитывающей рефлексии  - Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе. Методы и формы работы с детьми        Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.         Игротерапия  – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально- волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Например, игры и игровые упражнения, направленные на: -    развитие умений невербального общения:  «Угадай- ка», «Любимый сказочный герой»; -    развитие чувства близости с другими детьми:  «Ласковое имя», «Комплименты»; -    развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей:  «Море волнуется»: -    гармонизацию осознания своего имени, фамилии:  «Как можно нас назвать по- разному», «Угадай, кто это? »; -    развитие умения соблюдать дистанцию в общении:  «Стоящие и сидящие»; -    развитие умения понимать настроение окружающих:  «Что можно сделать для друга»; -    регулирование своего поведения:  «Выдержанный человек»; -    проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям:  «Солнышко милосердия», «Добрый лесник», - обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.       Психогимнастика  – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально- личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный». Этюды и упражнения направленные на: -    на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми:  «Подарок»; -    воспитание уважения к людям различных национальностей и рас:  «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».         Арт- терапия  – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».        Использование художественного слова  –  стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.        Использование наглядных пособий  –  сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.        Слушание  музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.      Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.             Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Оставить комментарий: