a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Технология оригами в разностороннем развитии дошкольников.

Автор: Мусина Лариса Дамировна Опубликовано: 2016-04-02 14:21:36

Технология оригами в ДОУ помогает формировать творческую, эстетически развитую личность ребенка, развивать познавательные, коммуникативные, творческие способности дошкольника, подготовить к успешному обучению в школе.

Овладение различными приемами и способами действия с бумагой помогает развивать способность сознательно работать руками, развивать мелкую моторику рук и развивать глазомер. Процесс оригами заставляет сосредоточиться на изготовлении модели, что способствует концентрации внимания, для получения желаемого результата. Необходимость запоминать приемы и способы складывания, последовательность изготовления модели, помогает стимулировать и развивать память дошкольника. Процесс конструирования активизирует мыслительную деятельность ребенка. А так же в процессе овладения технологией оригами, расширяется и обогащается словарный запас, совершенствуется речь и коммуникативные навыки дошкольника.

Оригами – доступная технология для подготовки ребенка к школе, помимо подготовки руки к письму, пространственная трансформация плоского листа позволит в будущем детям  легко, играя, осваивать сложные математические понятия, решать задачи по геометрии.

Оригами – это уникальное занятие для всех и каждого, это искусство бумажной пластики, зародившееся в Японии, никого не оставит равнодушным.

Используя технологию оригами в своей группе я поставила перед собой такие задачи:

  1. Познакомить с искусством оригами.
  2. Знакомство со свойствами и возможностями изменения формы бумаги.
  3. Развивать пространственное ориентирование на плоскости листа.
  4. Формировать умения дошкольников действовать по словесной инструкции, работать по образцу с использованием схем.
  5. Развивать мелкую моторику рук.
  6. Развивать конструктивные и творческие способности.
  7. Развивать речь и коммуникативные способности дошкольников.
  8. Воспитывать трудолюбие и усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
  9. Привлечь родителей к совместной творческой работе с детьми.

Немного истории о возникновении оригами. Несмотря на то что, сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки, и было это много веков назад. “Ори” означает “сложенный”, а “ками” - “бумага” и “бог” одновременно. На заре оригами использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам складывали в бумажные коробочки санбо. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать. А около 100 лет назад рабочий Акиро Йошидзава решил посвятить себя оригами и способствовал его развитию. Основная заслуга Йошидзава в том, что он сумел создать то, что сегодня называется «оригамная азбука». Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава. Эти знаки помогут прочитать схемы оригами.

Рассказав детям об истории оригами, следующим этапом моей работы,  было выявление и закрепление знания детей о свойствах  бумаги. Вместе с детьми провели исследование, какая бумага легко складывается и не ломается, сохраняет форму. Затем для работы с детьми осваивала технику сложения модели и уже показывала, как складывается фигура «из рук в руки» в небольших группах.

Перед занятием необходимо подготовить бумагу нужного цвета, она должна быть тонкой и хорошо сгибаться. Обязательно необходим наглядный образец модели. С начало загадайте загадку, о том, что будете делать, если это живое существо, выделите его характерные черты, это поможет развитию речи и обогащению словарного запаса детей. Начинать работать желательно с большим квадратным листом 16*16 или 20*20. Производить действия медленно, поэтапно разъясняя ориентиры на листе: верхний и нижний край, угол, сторона, линия сгиба и т.д. При показе не нужно делать лишних поворотов и переворотов листа. Объясните детям, что линии сгиба должны хорошо проглаживаться, а совмещение углов и сторон должно быть точным. Перед использованием ножниц напомните о технике безопасности. Занятие не должно длиться более 15 -20 минут, при появлении усталости у детей проведите пальчиковую гимнастику. Не забудьте похвалить ребенка или ободрить в случае неудачи. После выполнения модели оригами можно создать сюжетную композицию, дополняя элементами аппликации.

Сформировать умение дошкольников складывать оригами нужно с простых базовых фигур. Базовые формы оригами – это основа, на которой возможно создавать различные модели оригами. Простые базовые формы с минимальным добавлением складок помогут создать детям первые модели. Простые базовые формы основаны на умении складывать квадрат пополам (по вертикали или диагонали), подравнивание сторон к противоположным углам. В процессе складывания простых форм дети знакомятся с такими геометрическими понятиями как квадрат, треугольник, угол, сторона, вертикаль, горизонталь, диагональ.  Простые базовые формы помогут дошкольникам  овладеть специальными терминами, легко ориентироваться на листе бумаги и в пространстве. Наиболее простые базовые формы, доступные на начальном этапе: «Треугольник», «Воздушный змей», «Книжка», «Дверь», позже можно ввести такие простые формы как «Блинчик», «Дом».

Далее знакомим детей с пооперационной картой, которая показывает поочередность выполнения действий создания модели и помогает ребенку самостоятельно выполнить ту или иную понравившуюся фигуру оригами. После овладения пооперационной картой знакомим детей с общепринятыми схемами создания оригами.

Создаваемые детьми поделки можно использовать в игровой деятельности, в оформлении и украшении к празднику группового помещения.  В течение года вместе с детьми мы создавали подарки для друзей и близких в технике оригами: 1 сентября, День пожилых людей, День матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасха и т.д. В технике оригами создали театры по сказкам «Теремок», «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака и познавательные макеты «Зоопарк», «Животные южных стран», «Животные Севера».

Во время работы по технике оригами мною  использовались такие методы как:

  • наглядный (рассматривание образцов, иллюстраций по теме, проведение наблюдения)
  • словесный (беседы, использование художественного слова, чтение художественной литературы, обсуждение хода работы)
  • практические (совместная и индивидуальная работа с детьми, использование дидактических игр).

Параллельно работе с детьми в технике оригами проводилась работа с родителями для достижения более высоких результатов. Родители являются активными участниками воспитательного процесса и для них были разработаны и проведены консультации: «Искусство оригами», «Значение оригами в развитии дошкольника», «Чем занять ребенка дома», проведен мастер – класс «Волшебный мир - оригами», сделана брошюра «Международные условные знаки, принятые в оригами», целью которых было познакомить родителей с техникой оригами, рассказать о значении этой техники в подготовке детей к школе. Родители моих воспитанников уже знакомы с техникой оригами и часто используют приемы оригами в совместной деятельности с детьми.

В результате использования технологии оригами  дети научились различным приемам работы с бумагой: сгибание, неоднократное складывание, надрезание, склеивание. Дошкольники самостоятельно стали применять знания и умения в самостоятельной деятельности. Повысился уровень концентрации внимания, дети с легкостью стали запоминать приемы и способы складывания моделей.Улучшилась ориентация дошкольников на плоскости и в окружающем. Дети научились не только следовать устным инструкциям, но и самостоятельно разбираться в схемах моделей. Более уверенными и качественными стали графические навыки, в следствии развитии мелкой моторики рук.

Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, считаю, что необходимо продолжить работу в комплексном применении технологии оригами.

Список литературы:

  1. Т.И. Табарина «Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов.» Ярославль: «Академия развития», 1997.
  2. .З.А.Богатеева «Чудесные поделки из бумаги»  Москва,  Просвещение, 1992 г.
  3. Интернет – ресурс http://fusionpiter.ru/articles/origami

Документы для скачивания