a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Опубликовано: 2016-04-06 12:16:12

Артикуляционная гимнастика.

  Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости  языка, губ, щёк, уздечки.

Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.

Детям 2-4-х лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие  обрести  этот  автоматизм ,  постоянно упражняясь.  Поэтому проводить артикуляционную гимнастику нужноежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.

Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в игровой форме, в виде сказки. Проводить занятия можно перед  общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 5-7 минут. Упражнения статические (на удержание определённой позы) и динамические (в движении) при выполнении чередуются. Каждое упражнение повторяется 6-8 раз. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом. Ребёнок должен видеть в зеркале своё лицо и лицо взрослого, который показывает упражнения   и следит за точностью и правильностью движения.  

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребёнком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас всё получится.

                                          

Упражнения для артикуляционной гимнастики.

  1.       «Лопаточка».

   Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд. Если язык не распластывается, то можно «наказать» непослушный язычок (пошлёпать язычок губками, произнося  «пя-пя-пя…» или покусать зубками «та-та-та…»).

  1.       «Качели».

   Рот открыт. Кончик языка поднимаем и опускаем  поочерёдно (вверх-вниз). Напряжённым языком попеременно тянуться сначала  к носу, а затем к подбородку (либо к верхним и нижним зубам).

  1.       «Лошадка».

Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения. Следить, чтобы нижняя челюсть как можно меньше двигалась (двигается только язык).

  1.       « Грибок».

Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Удержать в таком положении как можно дольше. Шире открывать рот, тянуть подъязычную связку («растёт ножка у гриба»).

  1.       « Кошка лакает молоко».

Рот открыт. Язык «лопаточкой» выдвинут вперёд, передний и боковые края широкого языка поднять вверх и завести язык в рот. Следить, чтобы края языка при движении не опускались ( « нельзя пролить молочко, кошка останется голодной»).

  1.       « Чашечка».

Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удержать 5-10 секунд.

  1.       « Маляр».

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба. Следить, чтобы нижняя челюсть  при этом не двигалась  вслед за языком.

  1.       « Почистим зубки».

Языком проводим  вправо-влево  несколько раз по внутренней стороне нижних, а затем верхних зубов.

  1.       «Горка».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживается не менее 10 секунд.

  1.    «Окошко».

Широко открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно».

  1.    « Дудочка».

С напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты).

  1.    « Заборчик».

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

  1.    « Вкусное варенье».

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме « чашечки» облизать верхнюю губу.

  1.    « Шарик».

Надуть щёки, сдуть щёки.

  1.    « Часики».

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Оставить комментарий: