a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Возможности семьи в речевом развитии ребенка»

Опубликовано: 2016-04-06 20:02:44

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колосок» Консультация- практикум «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» Подготовила: учитель- логопед Ефремова С. Ф. г. Ардатов Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течени и которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других. Язык, мягкое небо( все это по научному называется артикуляционный аппарат) приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и четкого произношения звуков. Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так" без костей" ? Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально- психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее" поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык( за верхними зубами или за нижними) . У нас артикуляция- автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: " Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем" . Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5- 7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься. Давайте попробуем с вами проделать несколько упражнений: В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи малыш познает окружающий мир. Накапливает знания, расширяет круг представления о предметах и явлениях. Овладевает нормами общественного поведения. Ребенок овладевает речью. Подражая речи взрослых при непосредственном общении с ним. Поэтому, чтобы научиться говорить, он прежде всего должен слышать речь. Малыш слушает обращенные к нему ласковые слова, отвечает улыбкой на улыбку, издает звуки. Пока это только эмоциональное общение, но в нем основы будущей речи. Вот поэтому речевое общение ребенка и взрослого – необходимое условие возникновения и развития речи малыша. С целью активизации и расширения словарного запаса реьенка. Формирования грамматической правильности, развития разговорной и связной речи( активной речи) используются разнообразные игры. Упражнения с усложнением их на каждом возрастном этапе. Игры с предметами «Из чего сделано? »( игра с родителями) Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого сделаны( металл, резина, стекло, дерево, пластмасса) ; активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, умение четко выполнять правила игры. Игровое действие: Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «Чудесного мешочка». Помните игру «Гуси- гуси» из вашего детства? А как вы думаете, что она помогает развить у ребенка? Словесные игры. «Гуси- Гуси»( показать с детьми) Дидактическая задача: Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной. Игровые правила: Убегать от волка только после слов: « Ну летите как хотите, только крылья берегите». Игровые действия: Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей. Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты. Хозяйка в другом, волк – в стороне. Считалка: Раз, два, три, четыре Мы сидели на квартире. Чай пили, булки ели. И забыли с кем сидели Слова хозяйки гусей Ответы гусей Гуси! Гуси! Га- га- га! Есть хотите? Да- да- да! Ну, летите! Нам нельзя! Почему? Серый волк под горой, Не пускает нас домой! Ну летите как хотите, Только крылья берегите! Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их. А затем выручает, предлагая убежать от волка. «Где мы были не скажем, а что делали покажем» Дидактическая задача: Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы( время, лицо) ; развивать творческое воображение, сообразительность. Игровые правила: Все дети правильно изображают игровое действие, так, чтобы можно было догадаться. Назвать его. Игровые действия: Имитация движений, отгадывание; выбор водящего. Ход игры. Сегодня мы поиграем так: тот. к ого мы выберем водящим, выйдет из комнаты. А мы договоримся, что будем делать. Когда водящий войдет в комнату он спросит: «Где вы были? Что вы делали? ». Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а, что делали покажем» Игры на различение слов, близких по значению «Подбери подходящее слово» В реке большая драка, Поссорились два р. ( рака) Мы по узенькой дощечке Побежим купаться к р. ( речке) Наша старшая сестра Вяжет с самого у. ( утра) Среди жирных голубей Прыгал тощий в. ( воробей) Я сегодня утром рано Умываюсь из под к. ( крана) Слон шагает по дороге. Вот так хобот! Вот так ноги! Под слоном прогнулся мост. У слона огромный р. ( рост) Лесники ее котят Взять домой не захотят. Ей не скажешь: «Кошка, брысь! » Потому что это р. ( рысь) . Для воспитания звуковой культуры речи кроме игр и упражнений можно использовать скороговорки. Пословицы, загадки, небольшие рассказы и стихи. Скороговорки( чистоговорки) – это. Как правило, небольшой по объему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Они используются в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи( быстро, умеренно, медленно, для работы над интонационной выразительностью. Какие скороговорки вы можете вспомнить? Расскажите их? В своей работе я использую чистоговорки. Например: И в заключении, я хочу поделиться советами, которые пригодятся вам, чтобы речь ребенка развивалась правильно. 1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. 2. В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты. Встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу. 3. Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно- ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка. 4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша. 5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ. Список использованной литературы: Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1985. – 176с. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011. – 144с. Невская В. П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей- логопедов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2013, - 64с. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. ФГОС. – СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015 – 32с. Смирнова М. В. Скороговорки для развития речи. – СПб. : Издательский Дом «Литера». 2013. - 64с. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей- М. : ТЦ Сфера, 2014 – 208с. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. с ада: Из опыта работы/ П од ред. В. В. Гербовой. – 2- е изд. , испр. – М. : Просвещение, 1988, - 64с.

Оставить комментарий: