a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Информация о профилактической работе МБДОУ детский сад «Улыбка» комбинированного вида по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Опубликовано: 2016-04-10 19:31:24

Документы для скачивания

Информация о профилактической работе МБДОУ детский сад «Улыбка» комбинированного вида по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма. В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения, обеспечение безопасности на дорогах становится важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем- либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. В нашем городе большое внимание уделяется работе с детьми по профилактике дорожно- транспортного травматизма. В целях совершенствования образовательного процесса по обучению дошкольников Правилам дорожного движения каждый год проходит конкурс «Зеленый огонек», ставший уже доброй традицией. Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому в нашем детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города мы уделяем большое внимание, используя комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков п равильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, мы начинаем с младшего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Главная цель: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. Задачи: создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге; формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; применять современные формы и методы обучения и воспитания, направленных на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах; использовать возможности ДОУ и материально- технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения; отслеживать уровень знаний и умений детей по правилам безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе; формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми. Решение задач происходит при проведении с детьми воспитательно- образовательной работы по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» интегрируется с другими областями «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».   Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой самостоятельной деятельности. Использование интегрированного подхода в разных видах деятельности развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.   Принципы организации образовательного процесса: Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем. Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции. Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе. Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников. Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей. Преемственности- взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей В своей работе используем нормативно- правовые документы: Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании в российской федерации» от 29. 12. 2012 №273- ФЗ; Конвенция о правах ребенка. Принята на 45- й Сессии Генеральной Ассамбл еи ОО Н в 1989г; Приказ Минобрнауки России от17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Используем методическую и художественную литературу, наглядно- дидактические пособия, мультфильмы на тему: «Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы» и др. left75565 В рамках мероприятий по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма, в целях привития детям навыков безопасного поведения на улицах и дорогах работа ведется в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями. По всем направлениям деятельности ДОУ определены разнообразные формы работы: с детьми: целевые прогулки, праздники и развлечения, театральные представления, учебно- тренировочные комплексные занятия на территории детского сада, беседы, выставки рисунков, игры( дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые) ; чтение художественной литературы, целевые прогулки, конкурсы, викторины, разыгрывание ситуаций, встречи с инспекторами ГИБДД; с педагогами: консультации, семинары- практикумы, встречи за круглым столом; с родителями: консультации, круглые столы, собрания, разработка совместных с детьми проектов, участие в детских развлечениях, беседы, буклеты, оформление фотостендов, день открытых дверей. Форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение образовательного процесса поддерживает внимание воспитанников. Образовательная деятельность с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Воспитатели объясняют детям, что безопасность – это когда ребенку ничто не угрожает. Но, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно много знать и уметь применять на практике. Учитывая принцип комплексно- тематического планирования, материал по ознакомлению с правилами безопасного поведения на дорогах и в транспорте включается в отдельные темы, содержание которых реализуется во всех образовательных областях, при этом учитывается интеграция самих образовательных областей так и интеграция регионального содержания. Работу по усвоение общественных норм и формирование навыков поведения на улице, в общественных местах, в транспорте воспитатели проводят на примере родного города. Проводим работу в социуме: школа, семья, ГИБДД, библиотека, кинотеатр «Прогресс» по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Данное социальное партнерство способствует социализации дошкольников, знакомству с окружающей действительностью, формированию чувства взаимопомощи, уважения к людям, устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения. Ожидаемые результаты: Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно- транспортной среде. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения. Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения мы начинаем с младшей группы по принципу от простого к сложному. Обучая правилам дорожного движения, педагоги учитывают возрастные особенности детей каждого возраста, их индивидуальные возможности в соответствии с этим составлено перспективное планирование для решения основной цели. При построении педагогического процесса содержание работы по освоению правил безопасного поведения на дорогах и улицах города педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми работе, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра. Младшая группа В первой младшей группе детей учат различать транспортные средства: грузовые и легковые автомобили, маршрутные транспортные средства( трамвай, троллейбус, автобус – их изображение) . Для лучшего усвоения знаний проводятся игры- соревнования на тему: «Чем помогает грузовой автомобиль( троллейбус, трамвай и т. д. ) людям? » В дидактических играх малыши обучаются различать красный и зеленый цвета. Так, при проведении игры «Красный, зеленый» воспитатель говорит детям: «Мы, ребята, вместе с вами пойдем в гости к бабушке. Если я показываю зеленый кружок, мы шагаем, а если красный – стоим на месте». Необходимо объяснить детям, что двухцветные светофоры( красный- зеленый) предназначены только для пешеходов. Когда дети научатся хорошо различать цвета, им нужно объяснить, почему при зеленом сигнале пешеходного светофора можно идти, а при красном – стоять. Во второй младшей группе дети, гуляя, наблюдают за различными видами транспорта, в свободное время рассматривают иллюстрации с изображениями машин, называют их. И здесь тоже проводим игры- соревнования по распознаванию транспортных средств. Учим называть части машин, формируем умение определять красный, зеленый, желтый цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом; учим ориентироваться в пространстве( понятия «далеко», «близко», «Вверху» и т. д. . На прогулках, за пределами участка, дети знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». В младшем возрасте мы используем различные виды подвижных игр: «Цветные автомобили», «Займи свое место», «Автобус» и др. Много внимания воспитатели младших групп уделяют индивидуальной работе с детьми: рассматривают картинки и плакаты с изображениями машин, автобусов, светофора, выясняют, на каком транспорте дети ездили, в какую дверь входили и выходили, что говорил водитель. В игровых ситуациях учим детей правильно вести себя в общественном транспорте( не толкаться, не кричать, разговаривать тихо, уступать места старшим) . Средняя группа В средней группе мы предпочтение отдаем сюжетно- ролевой игре, в которой знания детей о правилах дорожного движения уточняются и расширяются. Продолжаем знакомить детей с местами движения машин и людей, рассматривать вместе с ними иллюстрации с изображениями светофора. Уточняем назначение его световых сигналов для пешеходов и водителей. Полученные знания закрепляются в дидактических играх: «Найди свой цвет», «Собери светофор». Продолжаем знакомство с улицей, дорогой, тротуаром. Учим в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить из него. Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводим играм на развитие внимания: «Что изменилось? », «Сделай, как было» и др. . Дети средней группы встречаются с сотрудником ГИБДД, рассматривают патрульную машину, знакомятся с назначением светового сигнала – проблескового маячка на крыше машины. Новое для них – разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети упражняются в поиске его на макетах участка детского сада и на иллюстрациях в книгах. Внимание уделяем и индивидуальной работе: рассматриванию картинок, обыгрыванию игрушек. Старшая группа В старшем возрасте дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем мире, поэтому мы используем интеллектуально- игровую деятельность в виде занимательных упражнений, логических задач, кроссвордов, викторин, которые развивают сообразительность, внимание. В старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть», «дорожные знаки», для пешеходов – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход». Для этого воспитатели проводят целевые прогулки к перекрестку, вдоль улицы; экскурсии, беседы, игры; читают художественную литературу. В этом возрасте уделяется внимание ознакомлению детей с дорожными знаками. Начинается работа со знаков для пешеходов: информационно- указательные- «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Обращаем внимание детей, что предупреждающие знаки «Пешеходный переход», «Дети» предназначены для водителя. Детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Воспитатели рассказывают, для чего нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, какие движения жезлом он делает, чтобы разрешить или запретить движение. Дети знакомятся с книгой С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер». В этой группе дети должны получить четкие представления о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение жизни и здоровья. Поэтому все обязаны их выполнять( ходить только по правой стороне тротуара, иначе натолкнешься на встречного пешехода, помешаешь его передвижению; переходить дорогу только там, где есть пешеходный переход) . При одностороннем движении транспорта при переходе дороги необходимо обратить внимание на следующие моменты: встав у тротуара, не пересекая бордюрного камня, сначала смотрим налево, далее – направо и снова – налево. Убедившись, что транспорта нет, можно спокойно начинать переход дороги. При двустороннем движении транспорта пешеход, дойдя до середины, снова осматривает дорогу: вначале – направо, затем – налево и направо. В беседах, сюжетных играх объясняем дошкольникам, что пожилые люди, инвалиды, пассажиры с детьми должны входить в транспорт через переднюю дверь, потому что водитель их лучше видит и может подождать. Свои знания о Правилах дорожного движения дети могут отражать в играх, рисунках. Для закрепления знаний проводятся викторины, включая в них логические задачи, например: «Дети бегут по тротуару, навстречу идет женщина с сумкой. Ребята столкнулись с женщиной, она выронила сумку. Дети подняли ее и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно? Что должны были сделать еще? » Подготовительная группа В подготовительной группе знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. На игровой площадке организуем перекресток, где проводятся игры, в ходе которых закрепляются знания о назначении дорожных знаков, умение пользоваться пешеходным переходом, регулировать движение на перекрестке в роли регулировщика. На занятиях знакомим детей с новыми для них правилами поведения пешеходов и пассажиров( переходить улицу только по пешеходному или подземному переходу, идти шагом, быть внимательными и взаимно вежливыми; ожидать пассажирский транспорт на посадочных площадках: уступать места пожилым и малышам и т. д. ) . Следует разъяснять детям, как важно будущим школьникам не только знать, но и выполнять Правила дорожного движения, когда они самостоятельно будут ходить по улицам города. Для воспитания грамотного пешехода используем интегрированные занятия по образовательным областям «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Дети обычно с удовольствием фантазируют на темы «Светофор», «Наша дорога в детский сад» и др. Воспитанники изучают знаки самостоятельно или с воспитателем в процессе разыгрывания дидактических игр: «найди нужный знак», какие дорожные знаки ты знаешь? » и др. Рассматривают плакаты «Перекресток», «Пешеходный переход», «Светофор» и др. Для привлечения интереса воспитанников к данной тематике, используется ТСО. В сюжетно- ролевых играх «Водитель», «Поездка в автобусе», «Мы пешеходы», «Перекресток» и др. дети применяют увиденное в жизни и знания, полученные на занятиях. Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на дороге и избегать ситуаций, опасных для жизни и здоровья. Одной из эффективных форм работы по взаимодействию и развитию взаимопонимания между участниками дорожного движения стала проведенная в нашем детском саду акция «Водитель! Сохрани мне жизнь! », направленная на снижение детского травматизма. Дети в рисунках и в своих письмах обращаются к тем, на ком лежит главная ответственность за их жизнь и здоровье, к водителям. Детский сад работает в тесном сотрудничестве со школой и Саранским Домом науки и техники. Кадеты и инструкторы учебного центра рассказывают детям о том, какие опасности их могут ожидать на дороге, как правильно надо переходить дорогу, знакомят с дорожными знаками, обсуждают интересные ситуац ии с детьми. В детском саду организуются встречи с инспектором ГИБДД. Он проводит занятия, беседы с детьми, консультации для педагогов и родителей. Большую роль в практике и пропаганде безопасного поведения детей на улицах и дорогах играет организация предметно- развивающей среды. В целях обогащения развивающей среды в методическом кабинете ДОУ подобрана и систематизирована литература для дошкольников, педагогов и родителей. В группах оформлены тематические уголки, где широко представлен наглядный материал, настольные макеты городских улиц и дорог, изготовлены атрибуты и пособия для проведения образовательной деятельности, дидактических игр, оформлены стенды. Имеется учебный материал по правилам дорожного движения. На территории детского сада устроена площадка с дорожной разметкой для практической деятельности. В детском саду был проведен смотр- конкурс «Зеленый огонек», в котором принимали участие все воспитатели детского сада. Следует отметить, что все педагоги очень творчески подходили к подбору форм и методов обучения дошкольников правилам поведения на дорогах. Об этом свидетельствуют мероприятия, проводимые в детском саду: кукольный спектакль «Происшествия в лесу», сказка- игра «Азбука пешехода», образовательная деятельность на игровой основе «Я иду по улице» с участием инспектора ГИБДД, театрализованная постановка «Дорога к теремку», акция «Водитель! Сохрани мне жизнь! ». Все, о чем дети узнают на занятиях, закрепляется в продуктивной деятельности. Способом аппликация, дети составляли светофор, из пластилина лепили машины и пешеходов, рисовали Пешеходный пере ход и улицу, где проезжают машины и др. В старшей группе интересно прошла интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? », вместе с родителями оформлены буклеты по правилам дорожного движения. Без участия родителей невозможно научить детей правильно вести себя на улице. К сожалению, родители сами часто провоцируют дорожно- транспортное происшествие с дошкольниками, забывая, что несут ответственность за их жизнь и здоровье. Дети во всем берут пример со своих мам и пап, даже в тех поступках, которые не заслуживают подражания. Насколько серьезно родители относятся к обучению детей правилам дорожного движения, мы выясняем с помощью анкеты «Я и мой ребенок на улицах города». Оказалось, что 83% опрошенных родителей считают, что усилия педагогов ДОУ по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице будут эффективными только при поддержке родителей. В детском саду проводим родительские собрания с участием сотрудника ГИБДД, который рассказывают и показывают родителям, что может произойти, если не соблюдать правила дорожного движения. Во всех группах проведены консультации «Дорога с ребенком в детский сад и обратно», «Что должен знать дошкольник о правилах дорожного движения», «Особенности обучения детей правилам дорожного движения», «Родители будущих первоклассников о безопасности дорожного движения», «Причины детского дорожно- транспортного травматизма и роль семьи в процессе детского травматизма». Оформлена наглядная агитация, памятки для родителей по правилам дорожного движения. Одним из способов реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители оказываются не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса. В связи с этим в нашем детском саду проводится конкурс рисунков и поделок, выполненных детьми совместно с родителями. Наши воспитанники демонстрируют хорошие знания дорожных знаков, разных видов транспорта. Об этом свидетельствуют резуль таты проводимого мониторинга. 60% имеют высокий уровень знаний правил безопасного поведения на проезжей ч асти, в транспорте, во дворе. 40% средний уровень знаний. Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в их рисунках, поделках, аппликациях, играх. В играх закрепляются знания правил поведения на улице, дороге, дети учатся культуре поведения в общественных местах. Мы надеемся, что наш опыт работы поможет детям в любой ситуации на дороге чувствовать себя уверенно и безопасно. Работа на этом не заканчивается. В дальнейшей своей работе мы больше будем обращать внимание на культуру поведения на улице самих родителей в присутствии детей. В результате совместной работы детского сада и семьи дети смогут свободно ориентироваться в правилах безопасного поведения на улице, не допускать нарушений правил уличного движения. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Каждый год к нам приходят малыши и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Детство наших детей должно быть без травм. Девизом для всех участников воспитательно- образовательного процесса нашего детского сада( детей, родителей, педагогов) являются следующие слова: «Выходя на улицу, приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А главное, внимание».

Оставить комментарий: