a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

педагогика + психология

Автор: Ирыгина Наталья Юрьевна Опубликовано: 2016-04-11 11:16:08

Документы для скачивания

Анализ работы педагога- психолога за 2014/ 2015 учебный год В 2014/ 2015 учебном году была поставлена цель: способствовать становлению готовности школьников к самоопределению в интеллектуальной, нравственной, коммуникативной, гражданственно – правовой сферах деятельности, и воспитании его как субъекта социализации. Для достижения этой цели решались следующие задачи: 1. Способствовать развитию мотивации к обучению через реализацию диагностических мероприятий и просветительскую деятельность. 2. Развитие произвольности в получение знаний, развитие регулятивных и коммуникативных учебных умений у учащихся 5 и 6 классов( на уроках психологии, индивидуальных и групповых занятиях) . 3. Расширять знания воспитанников 7, 8, 9 классов о способах саморегуляции, самоанализа, самокритичности, умении поступать в соответствии с морально- нравственными нормами и социальными правилами( во время консультирования, просветительской работы, тренинговых и индивидуальных занятий) . 4. Развивать потребность в здоровом образе жизни и формировать культуру здоровья через систему профилактической работы на тренингах социализации. Благодаря малой наполняемости школы в 2014 году( 17 человек) была возможность охватить психологической работой всех воспитанников школы. Для достижения поставленных задач деятельность педагога- психолога строилась по следующим направлениям: Диагностическое. Консультативное. Профилактико- просветительское. Коррекционно- развивающее. Психологическая диагностика Для сбора информации об индивидуальных особенностях воспитанников, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, были проведены следующие мероприятия: 1. Индивидуальная диагностика учащихся на выявление интеллектуальных умений, динамики развития умственных способностей, познавательной сферы, развития учебных навыков – со всеми учащимися школы 2 раза в год( всего 34 диагностики) - 100% . Используемые методики: «Интеллектуальная мобильность», исследование словесно- логического мышления( методика Э. Ф. Замбацявичене) , диагностика креативного мышления, исследование подвижности мыслительных процессов и нестандартности мышления, ШТУР( школьный тест умственного развития) и другие. 2. Диагностика характера, качеств и особенностей личности( всего – 28 диагностик) – 77% . ( Изучение направленности личности, доминирующих мотивов поведения, свойств нервной системы, акцентуации, защитных механизмов личности, характерологических особенностей, самооценки, способности преодолевать жизненные проблемы, умения общаться) . 3. Психодиагностика девиаций( вновь поступившие, выпускники, по необходимости или по запросу) . 19 диагностик – 110% . ( Методика склонности к отклоняющемуся поведению А. Л. Орёл, шкала социально- психологической адаптированности, формы агрессии Баса- Дарки, враждебности Кука- Медлей, опросник СОП – склонности к отклоняющемуся поведению, суицидального поведения и др. ) . 4. Психологический климат коллектива- диагностика младшей группы. Использовались три методики: социометрия, микропрактикум «Мой класс», цветовая методика «Дневник настроения». – 50% . 5. Профориентация. Диагностированы 3 человека из 8 и 9 класса – всего 7 опросов. Использованные методики: «Тест на предрасположенность к различным типам профессий», «Карта интересов», «Характер и профессия», «Самооценка творческого потенциала». 5. Диагностика сотрудника принятого на работу. Направление «Стиль общения с подростками». Консультации За консультацией к психологу обратилось 11 подростков( 19 обращений) – проблемы адаптации, учебы, здоровья, оценивания ответов педагогами на уроках, личностные неурядицы в общении с одноклассниками и педагогами. 8 бесед- консультаций состоялись по инициативе психолога( Щербаков В. Богомолов В. Соловьёв А. Сазонов М. Казанцев Е. Брондин Д. и др) поведенческие проблемы, адекватность поступков, общение с педагогами, интеллектуальная успешность( неуспешность) , занятость в свободное время( поиск интересов) . Консультацию психолога получили 6 педагогов( 9 встреч) , 3 работника режимной службы( 2- обращения, 1 – инициатива психолога) , 2 работника медицинского кабинета. Темы обращений: стиль общения с конкретными подростками, регулирование отношений в подростковой среде, взаимоконтроль и взаимопроверки при приготовлении домашних уроков, оказание помощи в подборе диагностических методик, коррекция нравственных и моральных качеств. Психологическая профилактика и психологическое просвещение Подростковая профилактика осуществлялась в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявлении и сдерживании таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношения. Прежде всего, работа была направлена на устранение факторов, препятствующих благополучной адаптации вновь прибывших учащихся. Для этого с воспитанниками были проведены ознакомительные беседы и консультации, осуществлялось сопровождение в виде наблюдений поведения и общения, защиты и наставничества( Чайков М, Соловьёв А, Антонов Ж. ) . С подростками имеющими «болезни поведения» Богомоловым В, Соловьёвым А, Каповым К. проводились упражнения и ситуативные сдерживания по адекватности негативных проявлений. Проводились индивидуальные и групповые психотерапевтические беседы, дети посещали кабинет психолога для разгрузок и снятия напряжения. С целью профилактики приема ПАВ, систематически проводилась просветительская работа с воспитанниками с использованием учебно- методических пособий Л. П. Великановой, О. В. Кавериной, Н. Г. Мяснянкиной. Эти пособия в доступной форме позволяют проводить с подростками беседы и занятия, формировать установки на здоровый образ жизни младших и старших школьников. В ходе этих занятий имели место не только беседы, но и ситуативные и ролевые игры, которые способствовали развитию навыков ЗОЖ, развивалось умение анализировать ситуации, связанные с отказом принятия ПАВ; развитию навыков самопомощи и саморегуляции ребёнка в трудную минуту; воспитанию ответственности за свое здоровье и будущее. Постоянно напоминалось ребятам о вреде курения( Чумакову, Давидаву, Щербакову и ситуативно другим имеющим эту привычку) . С режимной службой, по запросу администрации проведены профилактические занятия «Подростковая агрессия», «Конфликты в школе – пути выхода», «Индивидуальный подход к проблемным детям». На педсоветах выступила с презентациями «Психологическая безопасность образовательной среды», «Законы поведения школьников», « Кинесеологические упражнения – для коррекции проблем обучения». В течени и года оформлено 7 тематических стендов для педагогов и воспитанников с тематикой: «Советы педагогам – как начать учебный год», «Научная организация труда школьника», «Школьный этикет», «Способы регуляции эмоциональных состояний»- для взрослых, «Стихи о преодолении эмоциональных состояний»- для подростков, «Осторожно стресс», «Здоровый образ жизни». Коррекционно – развивающее направление Индивидуальной и групповой развивающей, воспитательной и коррекционной работой были охвачены все воспитанники. С младшими подростками Сусловым Ж. Тарасенко Е. и Рыбаковым Л. проводилась большая индивидуальная работа по развитию произвольности психических процессов и развитию учебных способностей. Ребята полностью освоили курс Т. Н. Князевой «Я учусь учиться»- занятия проводились 2 раза в неделю. На занятиях ребята развивали произвольность внимания, памяти, воображения; совершенствовали разговорную речь; учились анализировать, выделять существенные признаки, обучались приёмам логического, ассоциативного и образного мышления; развивали наблюдательность; формировали навыки контроля и оценки и многие другие умения необходимые в учебной деятельности. На уроках психологии в первой половине дня ученики 5 класса знакомились с психическими свойствами личности: способностями, характером, темпераментом, познавали себя и учились управлять собой. С учениками 6 класса во второй половине дня проведено 48 групповых занятий на темы: «Культура эмоций»- 12 встреч; «Уроки самопознания»- 12 встреч; «Теория и практика конфликта»- 6 встреч; «Шаги навстречу»( коррекция агрессивного поведения) – 8 занятий; «Перекрёстки возможностей»( социальные навыки и здоровый образ жизни»- 10 занятий. Темы групповых и тренинговых занятий хорошо раскрывают задачи и цели работы с этими подростками. На уроках психологии в первой половине дня развивали и совершенствовали психические процессы, способности, работали с текстом, логическими и математическими задачами, пословицами, учились обобщать, делать выводы, планировать, сотрудничать и т. п. С учениками 7 и 8 классов во второй половине дня проведены тренинговые и групповые занятия( 32) с целью социализации и здорового образа жизни. Занятия имели следующие направления: «Общение в ситуации просьбы и отказа» – 5 встреч, «Искусство жить в ладу с собой и миром»- 7 встреч; «Я и мой выбор» 11 занятий; «Я и они»- 9 занятий. С вновь прибывшими подростками проводились индивидуальные занятия по совершенствованию учебных навыков Чайковым М. – 7 встреч, Брондиным Д. – 4 встречи, Антоновым Ж. – 7 встреч( необходимо продолжить) . Ученики 9 класса в первой половине года занимались на тренинговых занятиях «На пороге взросления»( 12 занятий) . Цель тренинга: развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, открыть для себя значение семьи в жизни человека, изменить своё отношение к своему дому, своей роли в семье. Во второй половине года особое отношение уделялось профориентационной работе. Ребята освоили программу предпрофильной подготовки «Шаги навстречу»- 14 занятий и провели самостоятельную диагностику своих профессиональных предпочтений на 3 занятиях. Вывод: Диагностической, профилактической, коррекционно- развивающей и индивидуальной работой в течени и года старалась охватить всех подростков по мере необходимости и отработке запросов. Хороший показатель даёт учебная динами ка, все ребята( кроме Щербакова В. в IV четверти) повысили интеллектуальную активность, учебные способности. Процент успешности у каждого ин дивидуальный, например Брондин с 20% соответствия среднему уровню – до 60% всего за несколько ин дивидуальных занятий, а Суслов с 35% соответствия до 45% за 12 индивидуальных занятий. Снизились показатели фрустрационной тревожности, немотивирован ной агрессии( например: Богомолов В. к концу учебного года снизил количес тво яростных выходок; Капов К. - легче поддаётся уговорам, откликается на юмор, перекл ючает плохое настроение; Сазонов М. – стал испытывать чувство стыда, совестливости за неблаговидную выходку, способен повиниться) . Заметны некоторые личностные изменения у ребят желающих личностно расти, совершенствоваться – для этого им нужна лишь нравственно- педагог ическая направленность( Кислов А. Афанасьев Г. Рыбаков А. Чумаков Д. и др) . Есть ребята пассивно воспринимающие коррекцию: слушают психолога, соглашаются, но не проявляют активности и вообще никаких дейст вий в работе над собой( Богомолов В. Чайков М. Соловьёв А. Иванов И. и др) . Стала ли действенной пропаганда здорового образа жизни понять трудно. По опросам анкет – как будто многие за здоровый образ жизни, а как это будет выглядеть «на практике»- дать положительный прогноз не решилась бы. Социальные навыки также требуют совершенствования у всех ребят: конфликтное поведение, неумение вести «дипломатические» беседы, договариваться конструктивно, сотрудничать, критично подходить к оценке своего поведения и не критично к однокласснику – это и многое другое требуют постоянной направленной и ситуативной коррекции, научения, закрепления навыка, закрепления опыта. Неудовлетворительным в работе с подростками считаю то, что не смогла разбудить у некоторых воспитанников должного интереса к работе над собой, своим поведением, моралью и нравственностью. По данным «Диагностики доминирующих мотивов поведения» из 16 опрошен ных: - эгоцентрическая мотивация присутствует у 4 воспитанников – 23, 5% ( стремление к самоутверждению, завоевание авторитета, непослушание, настаивание на своём, трудность переубеждений) , - гедонистическую мотивацию имеют 6 подростков – 35% , это развлечения, удовольствия, соблазн, ранняя алкоголизация, наркомания, делинквентное поведение( у таких ребят быстро изменяются первоначальные намерения и поведение подростка, его действия, «запущенные» провокативным стимулом, кажутся немотивированными, случайными, мгновенно разворачиваются в благоприятной ситуации) . - И только у 6 воспитанников – 35% мотивация выходит за рамки у зколичных интересов( Афанасьев Г. , Антонов Ж. , Тарасенко Е. Соловьёв А. , Сазонов М. , Капов К. ) . В следующем году планирую строить свою работу по общепринятым направлениям: диагностика, просвещение, профилактика, коррекция и развитие. Конкретно, работа будет зависеть от наполняемости школы детским контингентом, диагностических показателей, запросов и т. п. Хочу в свою работу ввести занятия кинесиологией, а в дальнейшем обобщить опыт на школьном уровне по этому направлению. 28. 05. 2015 Педагог- психолог

Оставить комментарий: