a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Проект для начальных классов

Опубликовано: 2014-05-11 12:35:48

Золотова Валентина Борисовна

Учитель начальных классов

МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. ГСС А.К. Харченко»

Технология 4 класс  Раздел программы: «Штучное и массовое.

От мастерской ремесленника к промышленному комбинату».

Тип урока: Комбинированный (Изучение нового и обобщение изученного материала)

Форма урока: Урок-защита проекта-исследования   

 Цель: Познакомить обучающихся с современным производством хлеба

Рассказать о научно-техническом прогрессе

Заставить задуматься над тем, как люди совершают открытия

Развивать любознательность и воображение

Воспитывать уважительное отношение к людям и бережное отношение к хлебу.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Оформление: Выставка хлеба и других мучных изделий, выставка круп.

Плакаты висят: «Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом», «Хлеб - всей жизни голова», «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Хлеба край и под елью рай, хлеба ни куска и полатях возьмёт тоска».

(презентация слайды «Хлеб - всему голова)

Ход урока.

Учитель: Растения, зёрна которых годятся в пищу, называют хлеба.  Хлеба – это пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Основные наши кормилицы – пшеница, рожь, ячмень – имеют и особое название – жито. Слово жито народ произвёл от слова жить. Будет жито и жить можно. Хлеб – всей жизни голова. Наш урок посвящается хлебу.

1 ученик: Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

2ученик: Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,

            Встретить Щедро от души, с уважением большим,

            То гостей таких встречаем круглым пышным караваем. 

            Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.

3 ученик: С караваем соль подносим, поклоняясь, отведать просим:

            Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб-соль из рук!

            (Вручают хлеб-соль гостям)

4 ученик: Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка,

            Хлеб с горбушкой золочёной шёл к тебе издалека.

5 ученик: В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.

            В нем здоровье, наша сила ; в нем – чудесное тепло.

            Сколько рук его растило, сохраняло, берегло.

6 ученик: В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.

            Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!

Учитель: Без хлеба – половина обеда. А мы едим хлеб и даже не задумываемся о том, как он появился, когда, кто его для нас выращивает.

Привычный всем хлеб люди изобретали долгие века. Важным открытием на пути к нему была каша. А прежде, чем сварить кашу, человек должен был овладеть огнём да ещё сделать посуду из глины.

Мужчины на охоте, сторожат на тропе у водопоя оленя или гонят его к яме-ловушке. Добудут ли оленя – дело не ясное. Однако, во владениях племени растёт пшеница. Люди дикие и пшеница дикая: колос тощий, зёрна маленькие. И всё же ими можно насытиться. А как быть младенцам и старикам? Зёрна позднего сбора, твёрдые, беззубым их не разжевать. 

(приложение №1)

Длинноволосая женщина думает думу. Она сидит возле костра. Вдруг спасительная мысль проносится в  мозгу первобытной женщины. Она наполняет глиняный горшок водой, ставит на угли, щепоть за щепотью сыплет в горячую воду твёрдые пшеничные зёрна. Зёрна набухают. Они становятся мягче, разбухли, стали больше, они впитали воду. Теперь под их оболочкой клейкая, сладковатая мякоть. Самая первая каша – готова – это предок хлеба.

Другой первобытный человек сообразил дробить зерно и растирать его не зубами, между двух камней. Между нижним неподвижным, как верхняя челюсть, и верхним, подвижным, как челюсть нижняя. Так он получил первую крупу – дроблёное зерно. Поусердствовал ещё, растёр зёрна в порошок – самую первую муку.

(приложение №2)

Кто-то, замесив муку на воде, получил первое тесто. Вот была вкусная еда! Кто-то из первого теста на раскалённом камне, как на сковороде, испёк лепёшку. То был первый – пресный хлеб. Но до хлеба, который мы теперь едим, были ещё долгие века. Нужно было овладеть тайной закваски. 

(приложение №3)

Родители 1: В лесах и садах жарких стран растут хлебные деревья. На стволах и на толстых сучьях хлебного дерева вызревают плоды, формой похожи на тыкву. Состоят они из крахмала, подобно зёрнам пшеницы и ржи. Зёрнышко весит меньше грамма, а плод хлебного дерева – до двадцати килограммов. Одно дерево кормит целый год трёх человек. Причём без хлопот. Сорвал хлебный шар, разрезал на пластины, подержал на горячей сковороде и получил свежую лепёшку. Хорошо, хлеб сам в рот падает. Но ведь так и облениться не долго.

Учитель: Русскому народу силу, стойкость и выносливость издревле давала работа на хлебном поле – ниве. Одно из самых жизнестойких племён восточных славян называлось «поляне». По Днепру и его притокам, на степных просторах, были поля полян. Труд тех людей, почти весь! – поглощался пашней. И пашня оделяла их за то пашеницей, то есть пшеницей.

У торговца богатство в кубышке, в кошельке. У пахаря богатство – это нива. При опасности зароет торговец свою кубышку, схватит кошелёк и пустится в бега. А пахарю своего не спрятать, не убежать с ним. Вот оно поле открыто всем ветрам и набегам. Надо его защищать. И пахарь – невольно воспитывает в себе воина, защитника земли.

Родители 2: У берегов Чёрного моря были дикие поля. Земля хорошая – но никем не паханая. С дикого поля, как повествуют сказания, налетал на города и сёла Руси Змей Горыныч. У сказочного змея было и реальное обличие – конные рати кочевников и половцев. Там, где они проносились с саблями и факелами, оставалась пустыня. И некому было хоронить мёртвых. Кто остался живым, того угоняли в полон (плен), продавали в рабство. Борьбу с печенегами в XI веке возглавил Киевский князь Владимир Святославович. Борьбу с половцами в XII  веке Киевский князь Владимир Всеволодович Мономах. Владимир – защитник земли русской.    

Родители 3: Зимой 1240-41 годов немецкие псы-рыцари, не сумев взять Новгород, отняли у окрестных селян лошадей и зерно. Так они надеялись  оставить весь новгородский народ без хлеба. Ведь поле не вспашешь, не засеешь. Потомки псов-рыцарей немецкие фашисты начали войну против русского народа в конце июня – до созревания и уборки хлебов. Так они рассчитывали оставить нас без урожая 1941 года.

7 ученик: В дыму Ленинградское небо, но горше смертельных ран

            Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба сто двадцать пять грамм.

8 ученик: В годы тягот и лишений новый мир мужал и креп,

            Шёл народ в огне сражений за свободу и за хлеб.

            Значит, правильны слова: «Хлеб – всей жизни голова»!

Учитель: Историки считают, что первыми хлеб на закваске пекли в Африке египтяне. Этот способ переняли народы Европы. Известно имя пекаря древнего мира – Марк Вергилий Эврисак, грек по национальности, переселился в Рим, построил пекарню, какой ещё не было в городе. Завоевал желудки египтян, он завоевал и их сердца!. Ему и его жене Анистии в итальянском городе Риме стоит памятник. Воздвигнут он ещё до нашей эры, две тысячи лет назад.

Родители 4: На свете я видела хлеба не мало.

            Крестьянка его из печи вынимала

            И клала на стол осеняя крестом.

            Он отдыхал накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко, 

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка,

Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

Родители 5: На Руси к хлебу  всегда относились с любовью и уважением. Из минувших веков ведётся обычай призывать хлеб в свидетели чего-либо важного. Не с куском мяса, не с яичницей выходят встречать гостей. Подносят на расшитом полотенце каравай: «Мы рады гостям, верьте в наше дружелюбие. Хлеб тому свидетель!» Церковный обряд венчания, соединявший жену с мужем, казался верующим недостаточно крепким. По возвращении из церкви молодые супруги у крыльца дома клали руки на хлеб. «Будем жить в любви и согласии. Хлеб свидетель наших обещаний. Каждый день он с нами  и напомнит в час размолвок».

Учитель: Туркмен не коснётся хлеба-чурека ножом. Разломит руками, чтобы не причинить ему обиды. На Руси хозяйка, уронив кусочек, тут же поднимет и коснётся губами – как бы испрашивая прощения.

9 ученик:        Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной.

                        Говорим мы: берегите, берегите хлеб родной.

10 ученик:      Берегите каждый колос наших радостных полей,

                        Словно песен тихий голос громкой родины своей!

11 ученик:      Не хотим мы видеть чёрных зёрен, выжженных войной,

                        Пусть сияет нам узорный золотистых волн прибой!

12 ученик:      Не мечтаем мы о чуде, к нам с полей живая речь:

                        «Берегите хлеб, вы, люди, научитесь хлеб беречь!»

Родители 6: Был обычай – сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Соблюдая старый обычай, люди, как бы обращаются к хлебу на «Вы», выказывая ему своё почтение. А как иначе. Ведь столько надо потрудиться хлеборобам, чтобы у нас на столе всегда был хлеб.

13 ученик:      Слава миру на земле!

                        Слава хлебу на столе! 

14 ученик:      Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Родители: А теперь давайте бережно отведаем хлеба разных сортов.

(дегустация)

 

 

 

 

Документы для скачивания