a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы заведующего ДОУ "Аспекты управленческой деятельности по формированию творческого коллектива ДОУ"

Опубликовано: 2016-04-19 15:08:03

Документы для скачивания

Управленческая деятельность не только многогранное, но и сложное явление. Каждый руководитель задумывается над тем: “Как пробудить чувство инициативы у сотрудника учреждения, дать начало инновационным преобразованиям? При каких условиях педагоги будут полностью увлечены идеей развивающего обучения дошкольников? Что может способствовать единению сотрудников в команду единомышленников?”

Так уж случилось, что мне “посчастливилось” стать руководителями в непростое время – время активных организационных и содержательных преобразований в сфере образования, время изменения технологии организации педагогического процесса.

Понятно, что в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС)   нам требовалось изменить и подходы к организации методической работы. Процесс этот длительный, связан с разрушением стереотипов, преодолением противоречий и недостатков, введением новшеств.

Без команды единомышленников очень трудно что либо решить. Однако, команда подразумевает избранный круг, ведь не каждый педагог готов к участию в экспериментальной работе, с точки зрения, как мотивационной готовности, так и уровня профессионализма  Создание творческих групп по основным направлениям работы дошкольного образовательного учреждения: здоровьесбережение, познавательное и художественно-эстетическое развитие детей, лучшее решение для сохранения доброжелательного отношения в коллективе. При формировании групп мною учитывалось желание, профессиональные интересы самих педагогов. Руководителей творческих групп выделяла из числа педагогов, имеющих организаторские способности, хорошую теоретическую и практическую базу.

Перед каждой группой мною была поставлена одна цель: творчески освоить новое содержание образования, новые формы и методы обучения, тем самым коренным образом преобразовать образовательную среду.

Деятельность каждой из групп направляла на поиск, изучение и апробацию инновационных программ, методик, технологий; создание на их основе собственных авторских или комплексно-целевых программ, их реализацию, оформление и описание результатов работы, распространение педагогического опыта, внедрение инноваций в деятельность дошкольного учреждения.

От меня, как от представителя администрации требовалось создать условия для творческой самореализации каждого педагога (помочь обрести неповторимую индивидуальность, раскрыть творческое начало, найти свой образ).

На примере творческой группы “Солнышко” раскроем суть организационно-методической работы по созданию творческого коллектива ДОУ.

Творческая группа “Солнышко” была создана 4 года назад. Перед членами этой группы была поставлена глобальная цель – обеспечить интеграцию и координацию специалистов, педагогов в рамках художественно-эстетического развития ребенка. Педагоги студии уверены, что художественно-образное познание мира – наиболее естественное средство развития личности ребенка-дошкольника. А синтез трех видов искусства: живописи, музыки, литературы может стать основой воспитания высококультурной и развитой личности.

Название выбрано неслучайно. В ее составе, как лучики солнца согревающие детей и наполняющие своим теплом их творческими способностями кружки и студии:                                              - «Золотой ключик»;                                                                                                                                           - «Диво»;                                                                                                                                                                            - «Стрекоза»;                                                                                                                                                                                           - «Лазорики»;                                                                                                                                                                                        - «Семицветик»

Все студии и кружки действуют на базе студии для апробирования новых методик и технологий, которые выбираются, обсуждаются во время заседаний группы.

Заседания группы проходят по-разному: живо, шумно, если педагоги обсуждают выявленные проблемы в работе ДОУ, обосновывают их актуальность, предлагают варианты решений, весело, если разрабатывается план проведения досуговых мероприятий, обсуждается сценарий, проходят репетиции. Бывают и очень напряженные заседания, если коллективно разрабатывается комплексно-целевая программа, готовится отчет о деятельности группы, обсуждаются результаты проведенной работы.

Ежегодно сами члены группы расширяют поле своей деятельности. Педагоги, по мере приобретения знаний и опыта, стараются этим багажом делиться с коллегами. В прошлом учебном году годовой план был составлен совместно с руководителями творческих, проблем групп. Данная группа не только предложила, но и самостоятельно организовала, провела семинары, практикумы, круглые столы на темы:                                                                                                                                                              - «Жизнь прекрасна, когда безопасна»;                                                                                                                     - «Моделирование предметно-развивающей среды в условиях ФГОС»;                                                                        - «Требование к организации предметно-развивающей среде в условиях ФГОС»;                                                                          - «Педагогическое проектирование, как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС» и др.

Руководителям групп делегирована и контрольная функция. Данной группой были проведены смотры-конкурсы: уголков по речевому развитию, предметно-развивающей среды, Новогоднее диво.

В детском саду традиционно проводятся такие тематические недели: «День знаний», «Осень разноцветная», «Хлеб -всему голова»; «Мой город, моя улица», «Дорожная азбука», «Наша Родина - Россия», «Я вырасту здоровым», «Русские обычаи и традиции», «Пожарная безопасность», «Загадочный подводный мир», «Наши защитники», «Космос», «День Победы» и др.

Логическим завершением и результатом работы всех творческих групп являются:

  • Творческие отчеты педагогов в День открытых дверей, взаимопосещения.
  • Методические отчеты , на которых руководители творческих групп рассказывают о результатах реализации научно-методической работы, делятся своим опытом, говорят о возникающих проблемах, предлагают внедрить инновации. Руководителями групп оформляются презентации, которые выкладываются на сайт нашего учреждения.

. Создать методическую службу по внедрению инноваций одно, а управлять ею – совсем другое.

Если говорить о системе управления творческим коллективом дошкольного учреждения, необходимо иметь ввиду то, что сам коллектив является частью системы образования, и то, что каждый член коллектива – это отдельная система.

Проводить инновационную политику непросто. Это сопряжено с рядом противоречий. Одно из них – стремление системы к сохранению стабильного положения, а именно, желание работать в определенном, годами установившемся режиме. Закономерно, что при внедрении новшеств происходит разрушение стереотипов, сложившегося порядка вещей, традиций.

Поддерживать и укреплять дух новаторства, оказывать влияние на подчиненных удается с помощью использования “мягких” методов управления, таких как:

  1. Убеждение(обращаться к разуму и здравому смыслу людей, приводя логически обоснованные факты, тезисы и аргументы).
  2. Внушение(обращаться к эмоциям и чувствам людей).
  3. Подражание(стараться быть образцом для подражания; демонстрируем стиль работы, умение держаться, вести разговор, отношение к работе, манеру поведения). Отсюда важный вывод – управлять творческим коллективом должен творческий руководитель.
  4. Заражение(учитывать, что эмоциональное состояние руководителя передается подчиненным на психофизиологическом уровне контакта).
  5. Стимулирование. Это по возможности материальное вознаграждение и психологическое поощрение. Люди редко устают от похвалы, внимания и признания. Поэтому психологический вид поощрения мы считаем наиболее действенным.

Как руководитель учреждения я стараюсь обеспечивать рекламу работников, добившихся значительных результатов как внутри детского сада, так и за его пределами. Формы презентации достижений педагогов различны: через информационные стенды, средства массовой коммуникации, открытые показы, рассказ о достижениях педагогов на родительских собраниях.

Как ни покажется странным, но очень действенно такое поощрение работников, как повышение их ответственности и самостоятельности. Работа, дающая возможность более свободно принимать решения и организовывать свой труд, ценится сотрудниками очень высоко. Я на примере работы творческой группы “Солнышко” постаралась доказать, что при таком стиле руководства педагоги, решая текущие задачи, используют часто непроторенные пути, прибегая к выдумке, инициативе, проявляют большую заинтересованность в работе. Главное, чтобы педагогам была понятна цель коллективной деятельности, задачи конкретны, а заинтересованность руководителей неподдельна. Воспитатели – люди творческие, обладающие тонким интуитивным чутьем, поэтому с легкостью разоблачат “работу для галочки”.

В качестве тезисов представляем “секреты” создания творческого коллектива нами апробированные и признанные наиболее действенными:

  1. Забота о положительном психологическом климате.Для этого мы продумали систему психологического сопровождения инновационных преобразований (Изучение психолого-педагогического портрета образовательного пространства: потенциальные возможности педагогов, степень психологической готовности к инновациям, выявление препятствующих и стимулирующих факторов, программа проведения тренингов и деловых игр).
  2. Сочетание контроля с само- и взаимоконтролем. Любой контроль всегда волнителен и неприятен, даже если он объективен и доброжелателен.
  3. Предоставление свободного пространства для инициативыработника, его самовыражения (в плане дизайна группы, желание применять конкретную технологию и т.п.). Каждый на своем участке работы должен быть самому себе шефом.
  4. Помощь в реализации любой идеи сотрудников, будь то проведение внепланового досуга, выставки, либо написание научного труда.
  5. Порционное введение инноваций.Постоянное введение новшеств хоть и обеспечивает развитие образовательного учреждения, но выводит его сотрудников из здорового равновесия. Невозможно постоянно бежать, необходимо дать возможность пройти, даже постоять, отдышаться.
  6. Поддержка традиций.В нашем коллективе традиционно проводятся: “Посвящение в пенсионеры”, “Празднование юбилеев”, “Новогодние посиделки”, “Веселые весенние старты”, “Празднование Дня воспитателя”, “Празднование Дней рождений детского сада”. У нас есть даже специальная группа по организации корпоративных вечеринок.

Самое главное – быть энергичным и уверенным в своих действиях и решениях. И никогда не унывать!

 

 

Оставить комментарий: