a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

«Создание условий в МБДОУ ДС для развития речи дошкольников»

Опубликовано: 2016-04-19 15:19:48
<p>Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &laquo;В пустых стенах ребёнок не заговорит&raquo;&hellip;- заметила в своё время Е. И. Тихеева. <strong>Насыщая групповое пространство</strong>, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Групповые помещения нашего детского сада&nbsp; оснащены &nbsp;игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах &nbsp;оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. (Раздаточный материал).</p> <p><strong>На занятиях</strong> всех педагогов детского сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей.</p> <p>Немаловажным условием является и <strong>профессионализм педагогов</strong>. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.</p> <p><strong>Организация работы с родителями</strong>, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:</p> <ul> <li>Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.</li> <li>Консультации: &laquo;Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка&raquo;, &laquo;Роль родителей в развитии речи детей&raquo;, ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, &laquo;Играем с пальчиками&raquo;, &laquo;Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка&raquo; и др.</li> <li>Проведение конкурсов (&laquo;Словотворчество&raquo;).</li> <li>Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями (ст. воспитателем).</li> <li>Практические советы родителям &ndash; показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.</li> <li>Показ открытых занятий по развитию речи.</li> <li>Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.</li> </ul> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов &ndash; организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы необходимые педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.</p> <p>&nbsp;</p>

Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы