a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр» (Выступление на научно-практическом семинаре. 2016 г.)

Опубликовано: 2016-04-19 21:55:13

Повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Между тем научно – педагогические исследования, многолетний опыт педагогов — практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить с удовольствием и любознательностью изучать окружающий мир, обследовать предметы разными способами и методами.

Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Приобретение детьми круга сенсорных представлений об эталонах цвета еще не означает, что воспользуются знаниями самостоятельно на практике. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.

Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

Методика проведения дидактических игр в младшей группе.

  1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
  2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
  3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
  4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
  5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
  6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
  7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
  8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
  9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.
  10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).

Приобретение детьми круга сенсорных представлений эталона цвета не означает, что дети смогут воспользоваться ими самостоятельно на практике. Роль дидактических заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Дидактические игры могут выполнять функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей. Игры могут быть включены в любое занятие.

Результативность занятий обеспечиваются специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения дидактических игр:

Учет специфики овладения детьми сенсорных эталонов

Формирование подготовленного интереса через приемы работы, активизирующие деятельность ребенка.

Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности

В целях получения максимального педагогического эффекта, дидактические игры организуются при условии положительного эмоционального отношения у ребенка. Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей.

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями проблемного обучения:

  1. Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
  2. Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.
  3. Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.

Главный показатель эффективности работы по развитию сенсорных представлений детей младшего  дошкольного  возраста - это данные диагностического обследования детей. Я считаю, что положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной системы методической работы по проблеме сенсорное  развитие  детей младшего  дошкольного  возраста.

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Оставить комментарий: