a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Собрание общее 2015-2016г.

Опубликовано: 2016-04-21 10:06:41

Документы для скачивания

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К КНИГЕ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ « Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти ». Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало" немодно" . И эта проблема, проблема не читающей молодёжи( подростки, молодые родители) не просто актуальна, она архиактуальна. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время" чудесам техники" мы задаём себе вопрос: " Что делать? Как побудить читать подростков? " Но чтобы побудить ребёнка к чтению, прежде всего ему необходимо   с раннего детства   привить любовь к книге. Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг. Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли он будет читающим подростком, любящим книгу.   Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры- в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно- нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу вспомнить замечательные строчки из поэмы   « Читающая мама »:   Может быть, у тебя и много богатств,   Скрытых в ящиках и сундуках,   Но богаче меня ты никогда не станешь,   Ибо у меня- читающая мама.   Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3- 4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX- начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление    свое от чтения,    хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться. Домашнее чтение( семейное чтение) - источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи. Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе нами было проведено анкетирование среди родителей нашего детского сада. Анкета называлась:  "  Воспитание у р ебенка интереса и любви к книге" . На первый вопрос: Есть ли у вас дома детская библиотека? 92, 5% семей ответили, что имеют дома детскую библиотеку, но есть и такие семьи, где нет детских книг- 7, 5% ; На второй вопрос какие книги преобладают у вас дома, многие ответили, что в ваших детских библиотеках есть и сказки и стихи и познавательная литература. Часто ли Вы покупаете книги ребенку? Часто ответили 47, 5% родителей, редко 50% ; Многие из Вас руководствуясь, при покупке книге обращают внимание на возраст ребенка- 62, 5% ; н а содержание- 27, 5% , на иллюстрации- 2. 5% и покупают случайно- 10% ; На вопрос, как часто Вы читаете книги детям, 62, 5% родит елей ответили 2- 3 раза в неделю; 5% читают крайне редко; 2, 5% вообще не читают; лишь 22, 5% родителей читают ребёнку книги каждый день. На вопрос по чьей инициативе Вы читаете книги- 77, 5% родителей ответили по просьбе ребёнка; 22, 5% родителей по своей инициативе; О прочитанн ом беседуют 67, 5% родителей; 25% иногда; и не обсуждают вообще прочитанное произведение- 5% ; 60% детей рассказывают дома о художественной литературе, с которой познакомились в детском саду; иногда рассказывают 15% ; совсем не рассказывают- 17, 5% ; Всего 30% опрошенных родите лей, выписывают детские журналы. На вопрос какова роль книги в развитии ребенка, многие родители ответили: развитие речи, воображения, логики, морально- этических качеств, знакомство с окружающим миром, историей, из этого следует, что Вы понимаете всю важность книги в развитии ребенка, и лишь 5% родителей затруднились ответить на этот вопрос. Сделав определённые выводы после анкетирования, мы решили возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения. Ведь семейное чтение- это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом- это средство духовного обогащения семьи. Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разного жизненного опыта. Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок   является средством внутрисемейного общения   между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:   совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению" жизненной копилки" знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников; совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями; после чтения предлагаемых рас с казов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом; чтение сказок, включая сказки на духовно- нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.   Вот несколько рекомендаций,   которые помогут сделать процесс семейного чтения интересным и полезным:   1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на   проблему семьи и своего ребёнка  ( например, болезнь члена семьи, появление второго ребёнка, семейный разлад и т. д. ) ; 2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в   специально отведённое для этого время;   читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; 3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить,   как он сам понимает   слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии; 4) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или" сворачивать" разговор; если ребёнок" застрял" на чём- то- это для него очень важно, поэтому его необходимо   выслушать и понять; 5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги- это не случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло. Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру- драматизацию. Игра- драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку" примерить на себя" образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости. Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить   приемы работы со сказкой: обсуждение поступков   героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки; создание рисунков   по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации; активная работа с текстом   по выявлению причинно- следственных связей в сказке; проигрывание эпизодов сказки,   что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их; проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи « перетечёт » в семью уже повзрослевших детей.   В. А. Сухомлинский сказал: - « Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя ». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Оставить комментарий: