a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Опубликовано: 2016-04-21 19:37:45

Документы для скачивания

Министерство образования Республики Коми

Управление образования администрации

муниципального района «Усть-Куломский»

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 2» с. Помоздино

 

Сенсомоторное развитие детей младшего

дошкольного возраста

Методическая разработка

(из опыта работы)

Разработал: воспитатель, I кв. категории, Игнатова Ольга Изосимовна

Тема: «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Возраст: младший дошкольный.

Цель: развивать у детей представления о сенсорных эталонах.

Задачи:

- способствовать накоплению у детей сенсорного опыта (ощущений на основе операций с предметами);

- формировать представления о различных свойствах предметов;

- активизировать познавательную активность детей;

Тип занятия:  игровая деятельность.

Методы и приемы: создание игровой мотивации, словесный, показ, художественное слово, игровой, поощрение.

Этапы игровых занятий:

- соотнесение предметов по образцу (по заданному признаку) – цвет, форма, величина и т.д.;

- выбор по образцу;

- группировка предметов;

- чередование предметов;

- выбор по слову.

Основные требования к игровым занятиям:

- пособия, дидактические игрушки предлагаются детям после показа действий взрослым, иначе ребенок использует не по назначению;

- игры - занятия могут повторяться, пока большинство детей не овладеет соответствующими умениями;

- большая часть времени игры используется для самостоятельных действий ребенка с предметами;

-  после игры-занятия дидактические игрушки предоставляются для самостоятельных игр;

- одни и те же предметы нужно давать в различных вариантах ( разных размеров, окраски, материала);

- игры проводятся ежедневно.

Основные принципы планирования и проведения игровых занятий, игр:

-систематичность;

- последовательность;

- наглядность;

- дифференцированность.

Дидактическая   игра

 

Дидактическая задача, дидактический материал

Размещение грибков 4 цветовых тонов

Учить группировать однородные объекты по цвету.

Материал: 4-цветный столик с грибочками (красный, желтый, зеленый, синий)

Занимательные домики с вырезанными отверстиями различных фигур

Учить детей сравнивать предметы по форме, учитывая форму при выполнении действия - проталкивания.

Материал: коробки-домики с отверстиями различных форм.

 

« Сделаем

куклам бусы»

(колечки, колечки-фрукты, колечки-цветы)

Учить детей группировать колечки по цвету, по форме, по названию; нанизывать колечки на шнурочек. Развивать мелкую моторику.

Материал: деревянные колечки 4 цветовых тонов, деревянные фрукты и цветы разного цвета.

«Веселые матрешки»

Учить выполнять действия с предметами, размещающимися по величине, ориентироваться при этом на слова: «открой», «закрой», «большая», «поменьше», «самая маленькая».

Материал: трехместная, четырехместная матрешка.

Разберем и соберем»

Увлечь детей содержанием и совместным решением общей задачи: разобрать и собрать пирамидку методом сравнения колечек.

Материал: пирамидки с различным числом колечек, большая напольная пирамида.

«Найдем солнышку лучики»

Формировать у детей устойчивый образ предмета, независимо от его положения в пространстве.

Материал: одноцветные пирамидки на каждого ребенка, желтый круг - для обозначения центра, к которому сходятся лучи- колечки.

Игры из серии «Поиграй-ка»:

«Котята»

«Спрячь мышку»

«Птички в гнездышках»

«Подбери петушку перышки»

«Украсим елочку»

«Подбери такой же предмет»

«Раз - листочек, два- листочек»

«Разложи по цвету»

 

Учить детей сравнивать предметы (игрушки, картинки) по цвету, форме, величине, сопоставлять их, накладывать.  Развивать речь, мыслительные процессы.

Материал: серия игр «Поиграй- ка»

«Геометрические пазлы»

«Картинки-пазлы»

Учить детей соотносить пазлы с картинками. Закрепить цветовое восприятие, форму и величину. Развивать мелкую моторику.

Материал: деревянные геометрические пазлы, сюжетные картинки-пазлы.

«Волшебный шнурок»

Развивать у детей соотносящие действия и координацию обеих рук; зрительное восприятие и внимание.

«Выкладывание из мозаики»

Фиксировать внимание детей на то, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Развивать мелкую моторику.

Материал: крупная и мелкая мозаика.

«Разбор фасоли, ракушек,

абрикосовых косточек»

Учить детей раскладывать предметы разного цвета и размера по емкостям.

Материал: 3 ведерка; фасоли, ракушки, абрикосовые косточки в одной емкости.

«Забавные прищепки»

Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету. Развивать мелкие движения рук, зрительное восприятие.

«Веселые крышки»

Учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра и цветов, зрительно определять их заданное местоположение и цвет. Воспитывать интерес к обучению.

Материал: деревянные основы со встроенными в них горлышками для крышек; наборы крышек различного цвета и диаметра.

«Игры с водой и песком»

Учить детей через тактильные ощущения познавать свойства природных материалов. Совершенствовать координацию движений рук, развивать мышление, речь.

Материал: центр воды и песка.

 

Конспекты развивающих игр по сенсорному воспитанию.

  1. «Волшебные шарики»

Задачи:

- познакомить детей с действиями обследования ваты: дуть, сминать, бросать;

- учить детей выделять свойства ваты: белая, пушистая, мягкая, легкая;

- развивать тактильные ощущения;

- вызвать радость от игры с комочками ваты, развивать любознательность.

Материал: вата.

Персонаж: игрушка-снеговик.

Ход:

Раздается стук в дверь. Входит воспитатель, в руках у нее игрушка- снеговик, в руках у которого взбитая вата.

Воспитатель: снеговик пришел!

Снеговик: здравствуйте! Скучно на улице одному, а у вас здесь весело- зашел с вами поиграть.

Воспитатель: снеговик, что это у тебя такое?

Снеговик: это у меня вата- белая, как снег.

Воспитатель: как с ней будем играть?

Снеговик (дает кусок ваты воспитателю). Сейчас расскажу.

Воспитатель (берет вату; радостно). Какая она мягкая! (мнет в руках, восхищается).

Снеговик: а вы заметили, какая она легкая?

Воспитатель «взвешивает» на руке вату, затем сдувает кусочек с ладони, он летит.

Воспитатель: какая вата легкая! Что из нее будем делать?

Снеговик: из ваты можно сделать шарик Покатайте между ладонями- вот так (показывает).

Воспитатель: (делает шарик). Ребята, хотите поиграть с ватой?

Воспитатель и снеговик раздают детям кусочки ваты. Под музыку дети обследуют ее, делают шарики, играют ими.

Воспитатель: как много шариков получилось! (кладет шарик себе на голову и пытается удержать при ходьбе, восклицает радостно). Он не падает! (кладет на нос шарик, пытается удержать, говорит огорченно). Падает.

Снеговик: а еще можно комочки в ведро бросать.

Дети подходят, бросают.

Воспитатель: снеговик, а ты ведро с ватою с собой заберешь?

Снеговик: если хотите, я оставлю.

Снеговик уходит. Дети самостоятельно играют с ватой.

  1. «Рамки и вкладыши»

Задачи:

- вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур;

- учить находить нужные вкладыши к рамкам и вставлять их;

- продолжать знакомство с русскими народными сказками.

Материал: силуэты зверей из сказки «Теремок», рамки и вкладыши.

Ход:

Воспитатель: стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок. Как называется эта сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, «Теремок». Кто первый пришел жить в теремок?

Дети: мышка-норушка.

Воспитатель: правильно (вставляет силуэт мышка). Она какая?

Дети: серенькая, маленькая.

Воспитатель: а кто к мышке просился жить?

Дети: лягушка- квакушка.

Воспитатель: она какая?

Дети: зеленая, прыгучая.

Идет обыгрывание всех персонажей сказки.

Воспитатель: а где они все жили?

Дети: в теремке.

Воспитатель достает рамку Монтессори, выкладывает на столе теремок, кладет под рамки силуэты животных так, чтобы их было видно в отверстиях рамок.

Воспитатель: все животные живут в теремке, им там очень хорошо. Но вот наступила ночь, и всем пора спать. Нужно на ночь плотно-плотно закрыть окошки в теремке. Давайте поможем зверюшкам- плотно закроем отверстия вкладышами.

Дети подбирают нужные вкладыши, называя их цвет и фигуру. Затем игру можно усложнить.

  1. «Составь узор»

Задачи:

- учить складывать узоры по цвету, используя узор - задание;

- развивать у детей способность к анализу и синтезу;

- учить складывать узоры по цвету, используя узор - задание;

- развивать мелкую моторику.

Материал: кубики 4 цветов, узоры-задания, игрушка заяц, разноцветные маленькие машинки.

Ход:

Воспитатель: (показывает зайца). Зайчику на день рождения подарили красную коробочку, в которой лежат вот такие красивые кубики (рассматривают кубики). А как играть с ними, Зайка не знает. Он просит, чтобы мы с вами ему показали (раздает по 4 кубика каждому ребенку). Сейчас, Зайка, мы  что-нибудь придумаем. Ну вот, например, из этих кубиков можно построить поезд. Вот я аккуратно, приставляя кубик к кубику, построю синий поезд. Красивый у меня получился поезд? А как вы думаете, что еще можно построить из этих кубиков?

Дети: можно построить дорожку, машину, ступеньки.

Воспитатель: молодцы! Вот, Зайка, видишь, какие хорошие кубики тебе подарили. Сейчас ребятки тебе покажут, как нужно построить дорожки. Ты, Денис, построишь какую дорожку? (красную). А ты, Аня,- синюю, а ты, Лена- желтую, а ты, Никита- белую.

Дети строят дорожки, обыгрывают с помощью машинок. Когда дети начнут терять интерес к игре, нужно все сложить в коробку, отдать Зайке, поблагодарить его и пригласить еще в гости к деткам.

 

 

  1. «Уходи, волк, ты не наша мама»

Задачи:

- учить группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет;

- воспитывать отзывчивость.

Материал: геометрические фигуры 4 цветов, фигурки зайцев 4 цветов, фигура волка.

Ход:

Воспитатель: ребята, мы сейчас с вами окажемся в лесу. Посмотрите, это «полянки» в лесу, они красного, синего, желтого и зеленого цветов. На «полянках» играют и бегают зайцы. Положите зайчиков на «полянки», но так, чтобы цвета зайцев не совпадали с цветом «полян». Подвигайте ваших зайчиков, попрыгайте, ведь зайчики очень любят прыгать. И вдруг пришел волк (берет фигуру волка и двигает им). Зайчики испугались и спрятались. Быстро переместите зайцев на «полянки» такого же цвета ( синих зайцев - на синюю фигуру, красных- на красную и т.д.). Нет зайцев, не видит их волк. Убежал волк и зайчики снова выбежали из укрытий и играют на полянках.

Игра повторяется по желанию детей.

 

 

Список литературы:

  1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет.сада Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред.Л.А.Венгер.- М.: Просвещение,1988
  2. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Сост. Н.В.Нищева.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011
  3. Янушко Е.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.: Мозаика-Синтез,2011.

Оставить комментарий: