a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

программа профилактики девиантного поведения детей "группы риска"

Автор: Шаркова Мария Николаевна Опубликовано: 2016-04-22 04:46:45

Документы для скачивания

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Кебезенская средняя общеобразовательная школа» Турочакского района Республики Алтай Согласованно Заместитель директора по УВР_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ( Зеленская Н. И. ) «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2015г. Утверджено Директор школы_ _ _ _ _ _ _ _ ( Тадыжеков М. А. ) Приказ №_ _ _ _ от «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2015г. Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей «группы риска» Разработчики: Социальный педагог: Шаркова М. Н. Педагог- психолог: Романова О. А. с. К ебезень 2015г. Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей «группы риска» Пояснительная записка Во все времена, при всех экономических функциях предметом заботы учителя является не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к учению. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются в последствии, как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники. Усугубление кризиса семьи снижает ее воспитательный потенциал; интенсивная информация общества кардинально перестраивает пространства детства, процесс его духовного становления, влияет на психологию взаимодействия ребенка с окружающим миром. Глобальные экономические проблемы, международные конфликты, волна терроризма и т. д. – все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности, затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений. Эти и другие проблемы требуют перевоспитания подрастающего поколения. Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в массовую школьную практику научно- обоснованных психолого- педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания трудных учащихся могут дать хорошие результаты в повышении культуры их поведения, качества знаний и профилактика правонарушений. Поэтому большое внимание в программе уделяется ребенку как личности, способной самореализоваться в жизни. Проблема направлена на результативное разрешение проблем отклоняющегося поведения учащихся. Целью программы является: профилактика и коррекция девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного педагогического воздействия. Основные задачи, решаемые в рамках программы: Раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности; Укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями; Способствовать развитию детей в познании себя как личности; Формировать правильные суждения о жиз ни и окружающем мире. Сроки реализации программы: 2 года – 2015- 2017 Исполнители программы: социальный педагог, классные руководители, педагог- психолог. Структура программы. Программа включает в себя 4 этапа: Подготовительный Исследовательский Продуктивный Заключительный 1 этап – подготовительный. На данном этапе необходимо овладеть теоретическими знаниями по следующим аспектам: - педагогическая запущенность, причины, пути перевоспитания трудного подростка – это содержательный аспект. - понятие об умениях и навыках работ ы с трудными подростками – это методический аспект. Задача этого этапа заключается в формировании умений установления позитивных контактов с трудными подростками. Это становится возможным при овладении методикой Л. Б. Филонова, целью которой является: сокращение дистанции между людьми и его окружением. В диагностических целях используется опросник для выявления признаков педагогической запущенности личности – положительные и отрицательные особенности личности( см. приложение) . После изучения личности подростка ставится социальный диагноз и переход к следующему этапу. 2 этап – исследовательский. Задача этапа заключается во включении в процесс деятельности некоторых элементов исследований. Теоретическая основа умения базируется на знании ряда методик по изучению педагогической запущенности и коррекции поведения. В практике школьной работы диагностика девиантного поведения чаще всего носит симптоматический характер[ по запросам и жалобам] . Гораздо реже используются причины и условия формирования этих девиаций. Предлагаются разнообразные методики, но самыми распространенными являются: о просник М. Кеттела[ симптомо- комплексы] ; опросник А. Е. Личко[ акцентуации характера] . Универсальной считается «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению»( разработана Вологотским центром гуманитарных исследований «Развитие» в 1992г. ) . Показателем уровня сформированности данного этапа является умение социального педагога составить психолого- педагогическую характеристику трудного подростка и планировать коррекционную работу с ним. На этом этапе решается задача программы, раскрытие положительных качеств ребенка, выявление интересов и увлечений, выявление отрицательных факторов, влияющих на воспитание. 3 этап – продуктивный. Задача этого этапа заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на развитие личности и ее формирование, формирование личностной и социальной компетентности подростков. Коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, принимать ответственные решения. Для того чтобы ребенок умел делать выбор, его следует обучать умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагировать на критику, сопротивление давлению со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными способами. Работа по профилактике эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе: - успешности учебной деятельности; - эмоционально положительной системы, удовлетворяющей учащихся и их взаимоотношения со сверстниками; - психологической защищенности, ( т. е. знание учащимися своих прав и обязанностей, соблюдение учителями учебно- воспитательного процесса, равенство учащихся, исключающее какую- либо дискриминацию, соблюдение прав учащихся и самоопределение) . Оказываемая подросткам помощь при соблюдении данных требований позволяет обеспечить равномерное, гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении. Положительные качества, которые выявляет педагог, являются базовым ориентиром в воспитательной работе. Опираясь на них, педагог может создать конструктивные взаимоотношения. А вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства. Коррекционная работа также направлена на: - оздоровление условий воспитания и развития ребенка; - устранение неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения; - формирование у подростка положительной « Я- концепции »; - повышение мотивированности обучения, коррекцию его поведенческих реакций; - развитие способностей и нравственных личностных ориентаций. Принципы коррекции, которыми пользуется соц. п едагог – это дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность, а функции: восстановительная – восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до дезадаптации; компенсаторная – формирование у подростка стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности; стимулирующая – активизация положительной социально- полезной деятельности подростка, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение педагога к личности ребенка и его поступкам; исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения( убеждение, примеры, тренинги, психотерапевтические методики, консультирование) . Все результаты первоначального диагностического тестирования подростков, отметки об участии их в мероприятиях, их поведение на них, изменение в поведении подростка в течение всего периода коррекции отмечаются в индивидуальных картах коррекции. На данном этапе реализуются все задачи программы. 4 этап – заключительный. Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности. Проводится повторное тестирование, и сравниваются результаты. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка рекомендаций. План мероприятий № Мероприятия Сроки проведения Ответственные Профилактические беседы с обучающимися 5- 11 классов 1 раз в месяц в теч. уч. г ода Соц. п едагог, кл. рук Раннее выявление и учет обучающихся, склонных девиантному поведению В течение учебного года Соц. п едагог, Педагог- психолог Выявление обучающихся, систематически прогуливающих занятия в ОУ без уважительной причины. В течение уч. г ода Соц. п едагог Индивидуальные беседы с подростками, состоящими на учете в ПДН и и х родителями с целью профилактики поведения без правонарушений на период каникул В течение года Соц. п едагог, кл. рук Проведение спортивных мероприятий «За здоровый образ жизни» Ноябрь, апрель Зам по ВР, соц. п едагог Постоянно проводить контроль за посещаемостью и успеваемостью, оказывать им своевременную помощь в учебе. В течение учебного года Соц. п едагог Кл. р ук Уч. сектор Организация родительских собраний: - Закон и ответственность- Права и обязанности ребенка и взрослого- Система наказания за правонарушения В течение учебного года Кл. р ук соц. п едагог Классные часы: - ЗОЖ- Права и обязанности ребенка- Система наказания за правонарушения- Закон и ответственность В течение учебного года Кл. р ук, соц. педагог Развивающие занятия: - Риск и ответственность- Ценности жизни- Про жизнь В течение учебного года Педагог- психолог Коррекция девиантного поведения детей, совершивших правонарушения Работа по факту Педагог- психолог, Соц. п едагог Сотрудничество с правоохранительными органами, инспекторами КДН, медицинскими работниками В течение учебного года, по приглашению 2 раза в год Соц. п едагог

Оставить комментарий: