a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов «Обучение детей с ОНР чтению с использованием методики Н.А.Зайцева» Учитель - логопед Гащенко З.В.

Опубликовано: 2014-05-13 21:32:42

Документы для скачивания

 «Обучение детей с ОНР чтению с использованием методики Н.А.Зайцева»

Подготовила: Гащенко З.В.

Учитель-логопед I кв.категории

  

             Проблема обучения детей дошкольного возраста с ОНР чтению имеет общественную значимость и сопряжена с рядом психолого-педагогических сложностей. Процент детей, недостаточно овладевших первоначальными навыками чтения к первому классу, неуклонно растёт (М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Р.И. Лалаева и др.). У части детей, которые овладевают к школе механизмом чтения, к концу первого класса выявляется его недостаточная полнота и нестойкость. В результате этого примерно у 10% учащихся начальной школы обнаруживаются нарушения письменной речи.

          Многие учёные, дефектологи, учителя-логопеды занимались проблемой обучения чтению детей с речевыми нарушениями (М.Монтессори, Г. Доман,  Г.В. Чиркина, Н.В. Ахмылова,  Н.В. Пятибратова). Отечественные педагоги В.Г.Горецкий, Н.А.Зайцев, А.Н. Корнев, А.Н. Лагутина указывают на успех раннего обучения чтению и  возможность более продуктивного использования потенциальных возможностей коррекционной педагогики  даже у детей имеющих речевые нарушения.

        Нарушение всех компонентов речевой системы детей с ОНР, а также своеобразие их психического развития в целом, влияют на сформированность функционального базиса чтения, оценка состояния которого, определяет  реальный уровень готовности  к усвоению навыка чтения. А.Н.Лагутина  доказала, что комплексное обследование функционального базиса чтения у детей с ОНР, их правильная оценка, необходима для определения компенсаторного фона, создания условий для коррекции и  развития всех компонентов функционального базиса чтения, что  впоследствии позволит детям с ОНР успешно овладеть навыком чтения по методике Н.А.Зайцева.

        К причинам трудностей выработки навыков чтения относятся: недостаточная подготовленность детей к звукобуквенному анализу и синтезу, а также усвоению абстрактно-символических понятий, требующих соответствующего уровня логического мышления, который у данной категории детей формируется значительно позже. Поэтому психологические особенности методики  соотносятся с возрастными показателями зрелости соответствующих наиболее востребованных психических и языковых способностей. При использовании глобального метода обучения чтению Н.А.Зайцева как раз требования к анализу минимальны и основная опора делается на зрительный анализатор.

          Работа проводится по несколько модифицированной методике обучения чтению Н.А.Зайцева. В работе используются изготовленные дидактические игры, слоговые таблицы, карточки-слова и карточки - складовые картинки по лексическим темам.  Разработаны методические приёмы, содержание и структура занятий, специальные «опоры», обозначена логопедическая цель каждой игры.                            

                Модифицированная и вновь внедрённая методика обучения чтению по Н.А.Зайцеву, в полной мере отражает  принцип личностно-ориентированного обучения, природосообразности и реализации здоровьесберегающих основ, так как способствует профилактике нарушений зрения и осанки. Это достигается благодаря тому, что процесс обучения осуществляется в активной игровой форме.

       Опыт работы показал целесообразность создания двухкомпонентной модели обследования состояния речевых и неречевых предпосылок к овладению первоначальными навыками чтения.  Параллельно с обучением чтению проводится работа со схемой звукового анализа слова.  Схемы отражают цветовую гамму кубиков и таблиц, предложенную Н.А.Зайцевым.   Твёрдость и мягкость звуков показана размером больших и маленьких квадратиков соответственно. Разработаны и применены на практике  двухуровневые игры для обучения детей чтению глобальным методом (склад, слово).  Где на одной стороне карточек предлагаются задания для детей средней группы, а обратная сторона применяется в старшем возрасте, детьми,  владеющими звукобуквенным анализом слова и  умеющими читать.

          Применение комплексного подхода к обучению чтению, направленного на развитие вербальных и невербальных процессов помогает добиваться поставленной цели, и является профилактикой дислексии. Также отмечаются следующие  положительные результаты:  дети получили навыки осознанного чтения (слогов, слов, предложений),  написания печатных букв (слов, предложений); улучшились результаты  развития всех параметров функционального базиса чтения (в большей степени: зрительного гнозиса, зрительно-предметной и речеслуховой памяти); улучшилась речь.  Всё это обеспечивает качественную подготовку детей с речевыми нарушениями к школе в речевом, социальном, интеллектуальном и психологическом аспектах.

 

                                                                                                                                              

Оставить комментарий: