a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект

Опубликовано: 2016-04-24 13:03:35

Документы для скачивания

Актуальность Возможность создавать что- то новое, необычное закладывается в детстве. Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры, характеристика новизны образов имеет значение только для него самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего мира, и именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение позволяет ребенку воспринимать как реальные, так и самые фантастические сказочные образы и ситуации. При этом с обственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир у детей дошкольного возраста недостаточны. Воображение и фантазия заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. Возникновение и развитие воображения- социально обусловленный процесс. Традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира. Играя важную роль в психической деятельности людей, воображение является одной из универсальных способностей, присущих только человеку. Первые экспериментальные исследования, посвященные воображению, относятся к концу XIX началу XX веков( К. Бюлер, П. Я. Гальперин, Э. Клаперд, С. Л. Рубинштейн и др. ) . Проведенный анализ значительного количества психолого – п едагогической литературы, а так же философских работ показывает существование разных точек зрения как на само понятие « воображение », его сущность, так и на связь с другими психическими процессами, на его роль в познавательной и преобразующей деятельности человека. Воображение детей дошкольного возраста формируется и проявляется в процессе деятельности. Эффективные пути и средства развития во ображения ученые( В. В. Давыдов, Ю. А. Полуянова, Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова и др. ) ищут в различных видах детской деятельности. Во многих работах( А. Н. Леонтьев( 1983) , Д. Б. Эльконин( 1978) и др. ) были показаны возможности развития воображения ребенка по мере овладения им предметной и сюжетно – ролевой игрой. А. Н Леонтьев подчеркивал, что игра – это ведущая деятельность дошкольника, и достаточно подробно анализировал процесс зарождения воображения в их игровой деятельности. Он показал, что воображение зарождается из необходимости создания особой игровой ситуации, которая имеет особый игровой смысл. Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Становление механизма представ ления, воссоздания образов, а также умения слушать и откли каться на содержание сообщения происходит через развитие по нимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений. О первых проявлениях воображения в 2, 5- 3 года свидетель ствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является пси хологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. В игре малыш действует в условной во ображаемой ситуации, но как взрослый, поскольку не может ре ально подражать всем привлекательным действиям старших. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности ста новится самостоятельной потребностью ребенка, хотя нужда ется в поддержке и поощрении взрослого. В этом возрасте у ребенка появляется воображение как самостоятельная функция. Трех- четырехлетние дети часто не отли чают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Рост критического отношения к образам воображения связан с рас ширением опыта детей. В 4- 5 лет у детей возрастают творческие проявления в дея тельности, прежде всего, в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены события ми, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Таким образом, воображение превращается в особую ин теллектуальную деятельность, направленную на преобразова ние окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выра женные в слове. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5- 7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажа ми, имеющими определенные характеристики, и действующими в соответствующих ситуациях. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов- это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью про цесс. Именно в реальном мире находится источник образов во ображения. Причина по добных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. Поэтому их появление- серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовле творяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения с взрослыми и сверстниками. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт соци альных взаимоотношений. Приемом антропоморфизм- одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольни ки, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов- это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью про цесс. Именно в реальном мире находится источник образов во ображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестан дартное творческое р ешение познавательной проблемы, опи раясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности. 2. Цель проекта: Развитие у детей воображения, творческих спосо бностей и использование приобретённых знаний в своем социальном опыте. 3. Задачи проекта: 1. Развивать процесс воображения у детей старшего дошкольного возраста. 2. Совершенствовать навыки, при развитии творческих способностей. 3. Воспитывать познавательную активность детей, л юбознательность при овладении знаниями. Задачи для воспитателя: 1. Совершенствовать знания и умения по проблеме развития воображения у детей 5- 6 лет. 2. Провести диагностику с целью выявления уровня развития воображения у детей 5- 6 лет. 3. Определить перспективы взаимодейств ия педагогов, родителей и детей в развитии творческих способностей. Задачи для родителей: 1. С пособств овать формированию представлений у родителей о развитии творческих спосо бностей детей старшего дошкольного возраста. 2. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе ДОО. 4. Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги. 5. По времени проведения: продолжительный( в течение учебного год а) 6. Тип проекта: познавательный, групповой. 7. По содержанию: п р а ктико- ори е нтированный. 8. Подготовка проекта: Определение инициативной групповой темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; Обсуждение проекта с родителями и инициативной группой, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. 9. Ожидаемые результаты: 1. Освоение детьми процесс ом замещения предметов( знаково- символической функцией) , развитие воображения, логического мышления. 2. Совершенствование приемов и средств для создания образов( развитие воссоздающего воображения) . 3. Развитие творческих способностей детей и обогащение их индивидуального жизненного опыта. 10. О существления проектной деятельности: Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ № 4 «Уголек», включающей: - совместную деятельность воспитателя и ребенка; - совместную деятельность родителя и ребенка; - самостоятельную детскую деятельность. 11. Организация работы с детьми. Формирование творческого воображения, фантазии, требует от педагога систематичности и целенаправленного планирования в работе с детьми. В планировании п о р азвитию у детей воображения использо вались разные средства и методы( Приложение 1) . К средствам, помогающим развивать воображение у детей, можно отнести и такие виды деятельности, как слушание музыки, рисунки по замыслу, элементы сказкотерапии, игры на словес ное воображения, игры- имитации( Приложение 2) . Игры на развитие познавательного воображения: «Что забыл нарисовать художник», «Дорисуй фигурки или преврати фигурки в различные предметы», «Что неправильно изобразил художник», игра- медитация «Прогулка в лес», «Доброе животное и др. , раскрывают творческий потенциал ребёнка( Приложение 3) . Такие игровые упражнения, творческие задания могут использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности дошкольников. Работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Для отслеживания направления и уровня развития воображения в работе можно использовать диагностические методики( Приложение 4) . 12. Организация работы с родителями Данная работа включает целенаправленное взаимодействие по теме проекта с родителями( Планирование 5) . Работа проводится в разных направлениях и формах: встреча с родит елями в форме круглого стола « Развитие творческих способностей ребенка »( Приложение 6) , в которой родители выбирали для себя один из предложенных вариантов ответа, отражающий их собственное отношение к процессу творчества ребенка, « Рекомендации для родителей »( Приложение 7) , анкетирование родителей по теме «Как развита фантазия у В ашего ребенка? »( Приложение 8) , т ест «Каков Ваш творческий потенциал», участие родителей в выставках, в совме стных праздниках и развлечениях( Приложение 9) , наглядно- тес товая информация в форме папки- передвижки «Помечтай со мною вместе»( Приложение 10) . Цель: Формирование представлений у родителей о ра звитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Данные, полученные с помощью анкетного опроса, помогают провести анализ представления у родителей о твор ческих способностях ребенка и уровня сформированности воображения, развития фантазии. Это очевидно пом ожет осознать родителям значение воображения в развитии ребенка, стимулировать его любознательность и формировать творческие способности. Таким образом, развитие воображения у ребенка происходит в течении всего дошкольного возраста, и к старшему возрасту более значимым развитие его любознательности. Так в 5- 6 лет предмет ом фантазии ребенка становится то, что сильно его взволновало, поразило: увиденный мультфильм, новая игрушка, новая книга. Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры, характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего мира, и именно в реальном мире находится источник образов воображения. Возникновение и развитие воображения- социально обусловленный процесс и взрослый закладывает у ребенка механизмы вооб ражения. Т олько в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов. Литература Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет[ Текст] : игровые технологии/ Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. Венгер, Л. А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками[ Текст] / Л. А. Венгер. - М. , 1996 – 128 с. Венгер, Л. А. Угадай, как нас зовут[ Текст] : игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольн ого возраста/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1994. – 96 с. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте[ Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. – 93 с. Дьяченко, О. М. Развитие воображение дошкольника[ Текст] / О. М. Дьяченко. - М. , 1996. – 197 с. Детская практическая психология[ Текст] : учебник/ под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Гардарини, 2001. - 255 с. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста[ Текст] : к н. для воспитателя дет. сада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 127 с. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника[ Текст] : к н. для воспитателей дет. сада и родителей. – М. : Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с. Субботина, Л. Ю. Развитие воображение детей[ Текст] / Л. Ю. Субботина. - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология[ Текст] : у чеб. пособие для сту д. сред. пед. учеб. заведений/ Г. А. Уруетаева. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 336 с. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии[ Текст] : п особие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с. Приложение 1 Тематический п лан и содержание занятий по развитию воображени я у дете й старшего дошкольного возраста № Тема занятия Цель Наименование форм работы и упражнений. 1 Пофантазируем Развитие творческого воображения, чувства сплоченности. Снятие н апряжения и расслабление мышц туловища Упражнение «Кто быстрее? Кто интереснее? » Мини- этюд «Солнце» Игра «Что забыл нарисовать художник» Релаксация «Солнечный зайчик» 2 Думай, учись, развивайся Развитие творческого воображения, невербальных форм общения. Снятие напряжения и расслабление мышц туловища Упражнение «Путаница» Мини- этюд « Цветок» Игра «Волшебные цветы» Релаксация «Солнышко и тучка» 3 Твори, выдумывай, пробуй! Развитие творческого воображения и фантазии. Развитие творческого воображения, концентрации внимания. Сня тие напряжения и расслабление мышц туловища Упражнение «Ушки на макушки» Игра «Дорисуй предметы» Игра «Пантомима» Релаксация «Солнечный зайчик» 4 Кто быстрее? кто интереснее? Развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления. Развитие воображения и фантазии. Умения использовать при восприятии картинки, свой опыт и знания. Упражнение «Скульптура» Игра «Что неправильно изобразил художник? » Игра «Пантомима» Релаксация «Улыбка» 5 Кляксы Развитие воссоздающего воображения, восприятия. Сня тие напряжения и расслабление мышц туловища Игра « Прятки» Мини- этюд Упражнение «Кляксы Релаксация «Драгоценность» 6 Добрая фея, злой колдун Развитие и формирование творческого воображения Снятие напряжения и рассла бление на различные групп мышц лица Упражнение Я положил в коробку. . . Игра «Раскрась картину доброй феи, раскрась картину злого колдуна» Упражнение Пантомима. Релаксация Улыбка 7 Коврики для доброй и злой волшебницы Снятие на пряжения и расслабление н мышц туловища Игра Движение Упражнение «Коврики для доброй и злой волшебницы» Релаксация Драгоценность 8 «Поиграй, подбери, подумай» 1 Развитие воссоздающего воображения, образного мышления Сня тие напряжения и расслабление мышц туловища Дидактическая игра «Поиграй, подбери, подумай» Упражнение Что бывает сладким( красным, круглым, горячим) ? Релаксация Воздушные шарики 9 « Поиграй, подбери, подумай » 2 Развитие воссоздающего воображения, образного мышления Дидактическая игра «Подбери лица и ситуации» Упражнение «Что н еправильно изобразил художник? » Релаксация «Улыбка» 10 «Волшебный песок» Упражнения на напряжение и расслабление мышц рук Снятие напряжения и расслабление мышц рук Упражнение «Волшебный песок» Игра «Мои интересы» Мини- этюд Из семени в дерево» Релаксация Игра с песком 11 Интересные фигурки Снятие напряжение, и расслабление на различные групп мышц( туловища) Упражнение Я положил на полку, повесил в шкаф… Игра «Преврати фигурки в интересные предметы» Мини- этюд Пантомима. Релаксация 12 Загадочные картины Развитие творческого воображения, внимания Развитие саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения. Упражнение «Закончи предложение» Игра «Что забыл нарисовать художник» Игра «Рыба, птица, зверь» Релаксация Доброе животное 13 Волшебные предметы» 1 Развитие воображения и фантазии. Развитие пространственных представлений Снятие напряжения и расслабление на различные групп мышц( туловища) Упражнение Зашифрованное послание Игра «Снежинки» Релаксация «Воздушные шарики» 14 Волшебные предметы» 2 Развитие образного воображения, творчества. Снятие внутримышечного напряжения Упражнение Сравнение понятий Игра «Дорисуй предметы» Релаксация Драгоцен н ость 15 «Сказочный лес» Развитие творческого воображения. Учиться управлять своими эмоциями. Упражнение «Угадай животное» Игра- медитация «Прогулка в лес». Игра «Сказочный лес» Релаксация Игра «Божья коровка». 16 Несуществующее животно е Развитие воображения и фантазии. Умения использовать при восприятии картинки, свой опыт и знания. Упражнение «Хлопни в ладоши» Игра- медитация «Росинки» Игра «Несуществующе е животное» Релаксация Доброе животное 17 Любимая игрушка Развитие творческого воображения. Снятие напряжение, и расслабление на различные групп мышц( туловища) Упражнение «Назови пять предметов» Игра Нарисуй свою любимую игрушку Релаксация «Воздушные шарики» 18 Играй, воображай Развитие воображения и фантазии. Умения использовать при восприятии картинки, свой опыт и знания. Упражнение Новые словечки Игра «У кого из нас» Упражнение «Комбинирование» Релаксация «Солнечный зайчик» 19 Думай, воображай Развитие воображения и фантазии. Снятие напряжения и расслабление на различные групп мышц( туловища) Упражнение Противоположности. Игра Что нарисовано? Релаксация «Драгоценность» 20 Мои мечты Цель: Развитие саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения. Упражнение Противоположности. Игра «О чем ты мечтаешь? » Релаксация Доброе животное Приложение 2 Конспекты занятий «Сказочный лес » Цель: Развитие творческого воображения. Материал: аудиозапись «Звуки природы», различные модули, горки, палатки, 6- 7 мелких предметов( кусочек меха, кисточка, бусы, вата и т. д. ) Ход: Ритуал приветствия: Дети стоят в кругу и приветствуют друг друга( пожимают друг другу руки) . Основная часть Игра- медитация «Прогулка в лес» Под аудиозапись «Звуки природы» дети отправляются в воображаемый поход на природу. Идут цепочкой, преодолевая препятствия, поднимаясь в горы, переправляясь через реку( ручей) . Во время отдыха слушают пение птиц, узнают голоса. Проползают под упавшими деревьями( тоннель) . В пути их застает гроза, дождь. Но вот наступает вечер. Ветер шумит в вершинах деревьев и на озеро ложится легкий туман, воздухе стрекот цикад, уханье сов. Под серенады ночных птиц возвращаются домой Игра «Ласковые лапки» Педагог объясняет детям, что по руке ходить зверек и касается ласковыми лапками. Надо закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Варианты игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колени, ладони. Затем дети меняются друг с другом местами. Игра «Доброе животное» Дети встают вкруг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное». Давайте послушаем, как оно дышит. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседа. А теперь послушаем все вместе! ». Вдох- все делают шаг вперед, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце ». Стук- шаг вперед, стук- шаг назад и т. д. Рефлексия занятия Дети обсуждают, что интересным было на занятии. Ритуал прощания Дети в кругу прощаются друг с другом. «Сказочное животное» Цель: Формирование творческого воображения. Материал: листы бумаги, цветные карандаши. Ход: Ритуал приветствия Дети стоят в кругу, здороваются друг с другом. Основная часть Игра «Несуществующе е животное » Педагог предлагает детям представить, что в волшебном лесу появилось «Сказочное животное», которое не существует нигде. - Представьте, какое оно? - Как зовут это животное- С кем оно живет? - С кем дружит? - Чем питается? - Доброе оно или злое? Индивиду ально дети рассказывают про своё животное, затем дети рисуют животное. Игра «Доброе животное»( см. в предыдущей совместной деятельности) Рефлексия занятия После завершения работы, предложить детям сесть в круг, показать и рассказать о том, что же у них получилось. Ритуал прощания Дети в кругу прощаются друг с другом, называя каждого по имени. «Мое настроение и музыка» Цель: Фо р мирование социально- эмоциональной сферы ребёнка. Материал: аудиозапись Гриценинен «Моя лошадка». Ход: Ритуал приветствия Дети в кр угу приветствуют друг друга- «З дравствуйте». Хлопают в ладоши, называя каждого по имени( «Доброе утро…Лена, Катя и т. д. ) Основная часть Упражнение «Замри» Педагог объясняет детям, пока звучит музыка, дети произвольно двигаются по кругу, как только музыка прекратиться, они должны замереть и не двигаться. Кто пошевелиться, тот садится. Дети выполняют действия. Что под эту музыку еще можно делать? Какое настроение передается через эту музыку? Какими красками можно передать такое настроение? ( Красный, желтый, дети подбирают цвет) Упражнение «Рисуем настроение» Предложить детям на мокром листе бумаге нарисовать свое настроение( выбирают цвет рисунка) и назвать свой рисунок. Рефлексия занятия После завершения работ. Предложить детям сесть в круг, показать и свое рассказать о том, что же у них получилось. Дети обсуждают рисунка, и что было интересным. Ритуал прощания Дети, взявшись за руки, прощаются друг с другом. Приложение 3 Игры на развитие воображения у детей 5- 6 лет Развитие вербального воображения Игра «Земля – воздух- вода» Цель: Развитие гибкости и оригинальности мышления, творческого воображения детей. Педагог предлагает поиграть в игру: «Сейчас мы будем бросать мяч друг другу. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух»- «вода»- «земля», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух»- название птицы, если «земля»- животного, если «вода»- название рыбы. Отвечать нужно, как можно быстрее. Игра «Хлопни в ладоши» Цель: Развитие воображения, обучение способности к переключению внимания детей. Педагог называет разные слова. Когда он назовет какое- нибудь животное, то нужно хлопнуть в ладоши. Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, туфли, кошка, коза, крыша, стена, тигр, медведь, карандаш, мяч, окно. Упражнение «Ушки на макушки» Цель: Развитие творческого воображения, концентрации внимания. Педагог предлагает детям послушать тишину. Дети должны перечислить как можно больше услышанных звуков. Какие звуки вы можете слышать на улице, в музыкальном зале, в игровой комнате своей группы. Какие звуки вы можете услышать, находясь в группе? Какие звуки можно услышать на улице? Как может ориентироваться в мире слепой( глухой) человек? Кто ему может помочь? Для каких целей люди используют очки? ( при плохом зрении, от яркого солнца, для защиты от внешних повреждений) . Игра « Прятки» Цель: Развитие воссоздающего воображения, восприятия. Ребенок закрывает глаза, и ему в руки даются разные предметы: игрушки, геометрические фигуры. На ощупь ребенок должен угадать предмет и их запомнить. После этого убираются предметы, ребенок открывает глаза и перечисляет предметы, которые он трогал у фигур форму и размер. Игра « Д вижение» Цель: эмоциональный настрой на занятие, развитие творческого воображения, чувства сплоченности. Дети выполняют любое танцевальное движение. Начинают и останавливаются под музыку, если после остановки музыки кто- то из детей продолжает двигаться, то садится на стул. Упражнение «Скульптура» Цель: развитие воображения и фантазии. Педагог предлагает детям превратиться один в глину, а другой в скульптора. Скульптор делает из глины какой- нибудь образ, при этом он мнет глину, делая легкий массаж плеч, рук, спины. Игры для развития творческого воображения Игра «Что забыл нарисовать художник» Цель: Развитие воображения и фантазии, у мения использовать при восприятии картинки, свой опыт и знания. Дидактический материал: набор карточек( 4 шт. ) : лиса без хвоста, расческа без зубчиков, машина без колес, рыба без плавников Описание задания детям предлагается поочередно каждая картинка, на которой они выделяют недорисованные элементы. Упражнение «Сказочный лес» Цель: Развитие воображения и фантазии, у мения использовать при восприятии картинки, свой опыт и знания. Дидактический материал: набор карточек Описание задания детям предлагается рисунок с разными незаконченными изображениями и предлагается дорисовать интересное, используя эти изображения. Упражнение « Комбинирование » Цель: Развитие воображения и фантазии, у мения использовать при восприятии картинки, свой опыт и знания. Дидактический материал: картинка с геометрическими фигурами Описание задания детям предлагается нарисовать рисунок, используя как можно больше данные геометрические фигуры. Упражнение « Точки » Цель: Развитие воображения и фантазии, у мения использовать при восприятии картинки, свой опыт и знания. Дидактический материал: картинка с точками Описание задания детям предлагается нарисовать, что- либо, соединяя точки, используя все точки, каждый раз необязательно. Упражнение «Что нарисовано? » Цель: Развитие воображения и фантазии, у мения использовать при восприятии картинки, свой опыт и знания. Дидактический материал: набор карточек( 4- 10 шт. ) с пунктирным изображением знакомых ребенку предметов, животных. Описание задания педагог детям поочередно показывает карточки и предлагает назвать, что здесь изображено. После названия, детям предлагается соединить пунктирные линии карандашом. Упражнение « Снежинки » Цель: Развитие воображения и фантазии, пространственных представлений. Дидактический материал: лист с точками. Описание задания педагог предлагает детям соединить все одинаковые кружочки между собой. Упражнение «Поиграй, подбери, подумай» Цель: Развитие воссоздающего воображения, образного мышления. Дидактический материал: лист с точками. Описание задания педагог предлагает детям рассмотреть картинки и подобрать к ним недостающие части к пустым кружочкам, чтобы получилась целая картинка. Упражнение «Что неправильно изобразил художник? » 1 Рассмотреть картинку и назвать, что неправильно нарисовал художник. ( Светит солнце, цветут цветы, купаются и играют дети, в небе летит зайчик, мальчик идет одетый и с лыжами) Упражнение «Что неправильно изобразил художник? » 2 Рассмотреть картинку и назвать, что неправильно нарисовал художник. ( Во дворе стоит дерево, на ветках висят рыбки, из скворечника смотрит козел, в будке, гусь, рядом дом, на крыше свинья, возле дверей кошка на цепи. ) Закончи словосочетания Предложить ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетание: «Хитрая рыжая…», «Настольная…», «Репчатый. . », «Спелое, сладкое…», «Куриное…», «Зеленый…», «Колючий…» Сравнение понятий Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением Морковь сладка, а редька… Молоко жидкое, а сметана … Трава низкая, а дерево … Зима холодная, а лето… Сахар сладкий, а перец … Новые словечки Ребенку предлагается описать н езнакомый( знакомый) предмет( мяч, яблоко, паровоз, кошку, лимон, снег и др. ) . Для этого используется следующая схема: Какого цвета? ( Какого может быть цвета, которой не бывает? ) На что похо ж? Из какого материала сделан? Какого размера, формы? Какой он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? «Угадай- ка» Педагог описывает предмет, а ребенок угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями. «Назови пять предметов» Педагог предлагает назвать пять предметов: больших( маленьких) , красных( зеленых, светлых, разноцветных и т. д. ) , квадратных( круглых, овальных) , сладких( горьких, соленых, кислых) , пушистых( гладких, холодных и т. д. ) «Угадай животное» Дети дополняют слово: Хитрый, как…? Трусливый, как…? Колючий, как. . ? Верный, как…? Мудрый, как…? Сильный, как…? «Закончи предложение» Животное, которое мяукает, называется… Птица, которая каркает, называется… Дерево, на котором растут яблоки, называется… Дерево, которое украшают к Новому году, называется… Упражнение «Три краски» Цель: развитие творческого воображения, фантазии. Педагог предлагает детям взять три краски, и заполнить весь лист. На что похож рисунок? Если детям трудно предложить дорисовать рисунок. Предложить придумать как можно больше названий к рисунку. Это может быть: Лес( летом, осенью, зимой) Занавес( в театре) Бумага цветная Упражнение «Преврати фигурки в интересные предметы» На картинке изображены разные фигуры, треугольник, квадрат, круг и т. д. Дорисовать фигурки, превратив их в разные предметы. Упражнение «Кляксы» Рассмотреть на картинке кляксы. На что они похожи. Предложить детям нарисовать с помощью гуаши и пальцев, новые рисунки. Упражнение «Дорисуй предметы» На картинке недорисованные предметы( домик, дерево, машина, медведь, собака, елка) . Детям предлагается дорисовать картинки. Упражнение «Несуществующе е животное» Детям предлагается рассмотреть картинку, где нар исованы несуществующие животные: м едведь с хвостом собаки, жираф с хвостом петуха( павлина) , ко шка, с хостом и лапами петуха. Упражнение «Путаница» Взлетела сорока высоко, И вот тараторит сорока, Что сахар ужасно соленый, Что сокол не сладит с вороной, Что раки живут на дубе, Что яблоки синего цвета Что необычного происходит в этом стихотворении? Игра- медитация «Прогулка в лес». Цель: Развитие личностного общения, творческого воображения, снятие внутримышечного напряжения, формирование умения управлять своими эмоциями. Описание задания: Под аудиозапись «Звуки природы»( шум ручья, пение птиц) дети отправляются в воображаемый поход на природу. Идут цепочкой, преодолевая препятствия; поднимаясь в горы, переправляясь через реку( ручей) . Во время отдыха слушают пение птиц, узнают голоса. Пролезают под упавшими деревьями( тоннель) . В пути их застает гроза, дожд ь( кассета «Звуки природы») . Но вот наступает вечер. Ветер шумит в вершинах деревьев и на озеро ложится легкий туман, в воздухе стрекот цикад, уханье сов. С пением ночных птиц дети возвращаются домой. Игра « Доброе животное». Цель: Развитие саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения. Описание задания: Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог говорит спокойным голосом: « Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! » Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию своих друзей. « А теперь подышим вместе! » Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперед, выдох – все делают 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». Игра «Божья коровка». Цель: развитие творческого воображения, снижение скованности, боязливости в движениях. Повышение уровня самооценки. Описание задания: Педагог предлагает представить, что мы поймали божью коровку. Вот она, у меня в руках. Хотите посмотреть? Я могу передать ее своему соседу, а он своему. Но это не простая божья коровка, а волшебная. Каждый раз, когда ее передают другому, она увеличивается в размерах в два раза. Так, что когда мы ее передадим ее по кругу, она уже будет вот такая( показывает) . Будьте очень осторожны с ней, погладьте ее по крылышкам, приласкайте ее, старайтесь не сделать ей больно, но помните, что с каждым разом, она становится все больше и больше, все тяжелее и тяжелее. Педагог держит в руках воображаемую божью коровку, поглаживает ее, показывает остальным детям, затем передает ее соседу. Божья коровка передается по кругу, взрослый все время напоминает детям о том, что она увеличивается. После того, как божья коровка попадет в руки последнему, педагог подходит вместе с детьми к окну и выпускает ее на улицу. Приложение 4 Методики для диагностики уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. «Дорисовывание фигур» методика Дьяченко О. М. Цель: исследование творческого воображения на основе схематического изображения предметов. Дети при выполнении задания «опредмечивают» образ с деталями, добавляют другие объекты в рисунок, создают сюжет рисунка. Так же используют «образ- включения», когда заданная для дорисовывания фигура занимает не центральное( как при использовании «опредмечивающего» образа) , а второстепенное место в рисунке. Использование такого нового типа решения характеризует в повышение оригинальности у детей старшего возраста. «Несуществующее животное» методика М. З. Друкаревича. Цель: исследование личностных особенностей, эмоционального воображения. В ходе выполнения рисунка, выявляются индивидуальные особенности воображения детей( создание образа через разные способы и средства воображения: схематизация, гиперболизация) , использование цвета при разукрашивании глаз, шерсти, когтей, кожи, какие бывают на самом деле, но и не соответствие цвета действительности( показатель, тревожности, повышенной возбудимости) . Большое значение имеет прорисовка использование дополнительных деталей, контур фигуры- с шипами, иглами, выступами( наличие агрессивности, конфликтности) . Выявления вида воображения( эмоциональное) и связанное с ним личностные особенности, могут быть применены при индивидуальной работе по развитию воображения дошкольника. «Волшебники» модифицированный вариант методики Субботина Л. Ю. Цель: исследование личностных особенностей, эмоционального воображения. Дети путем разукрашивания фигур, превращают одну в «добрую», а другого в «злого» волшебника. Проводиться после завершения рисунка беседа, в которой ребенок рассказывает во что мог бы превратить злой волшебник самого ребенка и как его победил добрый. Приложение 5 Перспективное планирование по развитию творческого воображения с родителями № Формы работы Содержание Сроки Ответственные Просветительство Родительское собрание «Возрастные особенности детей старшего возраста. Формирование заинтересованности в познании себя, выявлению природных задатков и способностей сентябрь Воспитатели Круглый стол Развитие творческих способностей ребенка октябрь Воспитатели Консультации специалистов Тематика определяется запросом родителей. 1 раз в квартал В течение года Муз. рук, Изо рук, педагог по танцам, логопед, воспитатель. Наглядно- текстовая информация Играя- воображая Оформление памятки для родителей октябрь Воспитатели «Помечтай со мною вместе…» Оформление информации в папку- передвижку Ноябрь Воспитатели Игровая развивающая среда дома Оформление информации На стенд декабрь Воспитатели Привлечение родителей к педагогическому процессу Дни открытых дверей Посещение занятий родителями воспитанников 1 раз в квартал В течение года Воспитатели, Специалисты( ИЗО, Муз. руководитель, хореограф, Физ. руководитель) Родительские гостиные «Клуб творческих людей» Спектакли с участием родителей, совместные праздники и досуги Ноябрь март Воспитатели, специалисты, родительский комитет Выставки Побуждение к совместному творчеству, «Альтернативная елка» декабрь Воспитатели, родители Помощь родителей группе Помощь родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно- ролевым играм, костюмов к праздникам и развлечениям Помощь в размножении и печати, игр дидактических, педагогической литературы. Фотоуслуги. В течение года Воспитатели, родительский кометет Просветительство Анкета для родителей «Как развита фантазия у вашего ребенка? » январь Воспитатели Консультация «Дидактические игры на развитие творческого воображения и мышления февраль воспитатели Тест Каков Ваш творческий потенциал март Специалисты( ИЗО, Муз. руководитель, хореограф, Физ. руководитель) Круглый стол Подведение итогов за год. май Воспитатели Приложение 6 Развитие творческих способностей ребенка( круглый стол) Цель: Формирование представлений у родителей о ра звитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Задачи: П роанализировать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, обуславливающие развитие творческих способностей, повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития у детей творческих способностей. План проведения 1. Вступительное слово 2. Этап педагогического всеобуча 3. Дискуссия( выступление психолога) 4. Этап педагогического всеобуча 5. Подведение итогов собрания. Ход мероприятия 1. Вступительное слово Воспитатель: Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители, кому небезразлична судьба своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети смогли достичь желаемого. Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть, как можно лучше, удовлетворяя эти требования. 2. Этап педагогического всеобуча Цель данного этапа родительского собрания – ознакомление родителей с такими терминами, как «воображение», «креативность», «творчество», показать суть использования данных терминов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Воображение- это свойство человеческого разума, позволяющее нам как воспроизводить образы предметов и явлений, которые мы прежде ощущали, так и конструировать для себя отрезки реальности, которые мы никогда и никак не воспринимали. Воображение- это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Самый благоприятный период – дошкольный возраст. Креативность- творческие возможности, которые могут проявиться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; характеризующие личность в целом и( или) ее отдельные стороны, продукты деятельности, процессы их созидания. Творчество- это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому. Ребенок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут, названы творцами. Конечно процесс творчества, являясь высшей степенью развития воображения, для детей дошкольного возраста еще не всегда подвластен. Но создавать условия для развития творческого мышления нужно уже в старшем возрасте, иначе инициатива не возникнет, она будет загублена в последующие годы. Даже такие простые предложения со стороны взрослого смогут способствовать созданию условий для развития воображения. Родителям обычных детей, желающим видеть своего ребенка личностью, желающим воспитывать в ребенке любовь к творчеству, к созданию новых идей, и решений, нужно ознакомиться и выбрать для себя один из предложенных вариантов ответа, отражающие собственное отношение к процессу творчества ребенка рекомендации. Родители выбираю т из списка для себя рекомендации( Приложение 7) ( См: Одаренные дети/ Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. - М: Прогресс, 1991. - С. 103- 105) Воспитатель: педагоги считают, что родителям полезно познакомиться с этими утверждениями и предполагают, что, если родители согласны с 20% из предложенных утверждений, то над остальными стои т еще подумать. Но если родителей устраивают полностью или хотя бы на 90% эти утверждения, то им следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу, как себе, так и ребенку. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка уже в дошкольном возрасте. Восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка вырабатывался внутренний стимул к движению вперед. С этой целью необходимы посещения дополнительных занятий, кружков, что во многом способствуют развитию у дошкольников заинтересованности в познании себя, выявлению природных задатков и способностей. 3. В ыступление представителя учреждения дополнительного образования. Ознакомление родителей с возможностями учреждения дополнительного образования: перечень кружков, секций, студий, режим их работы Рассказ о том, реализацию каких возможностей и способностей может предложить учреждение дополнительного образования. Демонстрация достижений учрежде ния дополнительного образования в виде показа наиболее удачно выполненных детьми работ, выставка работ педагогов. Обмен информацией между родителями и педагогом дополнител ьного образования( ответы на вопросы) . 4. Подведение итогов собрания. Обсуждение вопросов: Понятна ли вам необходимость рассмотрения темы «Развитие творческих способностей» именно на этапе старшей группы детского сада? Изменилось ли мнение кого- либо из родителей об актуальности данной темы? Знаете ли вы свои собственные способности? Готовы ли представить их в рамках общего творческого проекта дошкольной организации « Минута славы», который планируется провести. . . 5. Принятия решения собрания. Помочь детям определить направления своего развития и записаться в учреждение дополнительного образования. Организовать в группе мероприятия, способствующие развитию творческого потенциала детей и родителей. Это могут быть творческие проекты, тематические недели, организация конкурсов( чтецов, художников) Поддерживать инициативу детей к творчеству в детском саду и дома. Принять активное участие в конкурсе дошкольной организации по демонстрации талантов воспитанников и родителей «Минута славы». Приложение 7 Рекомендации для родителей Уважаемые родители, ознакомьтесь и выберите для себя один из предложенных вариантов ответа, отражающий собственное отношение к процессу творчества ребенка. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения. Я поручаю ребенку посильные заботы Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей Я никогда не наказываю ребенка унижением Я регулярно читаю ребенку Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном итоге. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею» Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий. ( Одаренные дети/ Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М. : Прогресс, 1991. - С 103- 105 Приложение 8 Анкета «Как развита фантазия у В ашего ребенка? № Вопросы ДА НЕТ 1 Увлекается ли ваш ребенок рисованием? 2 1 2 Часто ли он грустит 1 2 3 Когда он рассказывает какой- нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям 1 0 4 Проявляет ли он инициативу? 2 1 5 Увлекается ли ваш ребенок срисовыванием букв, слов с книги 1 0 6 Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? 2 1 7 Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки» 0 1 8 Любит ли он импровизировать под музыку танцы или стихи? 1 0 9 Присутствует ли в придуманных ребенком сказках, историях «несуществующие животные», сказочные персонажи 2 1 10 Ему сняться необыкновенные сны? 1 0 11 Он легко ориентируется в обстановке, знакомой ему только по описанию? 1 0 12 Плачет ли он под впечатлением просмотренного мультфильма или прочитанной сказки? 1 0 По считайте полученные очки. Если В аш ребенок набрал: 14- 16 очков: у него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему и окружающим людям. 9- 12 очков: фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и доразвитии. 5- 8 очков: скорее всего В аш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это объединяет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии. Приложение 9 Уважаемые родители, выберете один из предложенных вариантов ответа. Тест «Каков Ваш творческий потенциал» 1. Считаете ли Вы, что современная система обучения и воспитания может быть улучшена? а) да б) нет, она и так хороша в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии дошкольного образования незначительно 2. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в изменении сис тем ы обучения и воспитания? а) да, в большинстве случаев б) нет в) да, в некоторых случаях 3. Сч итаете ли Вы, что некоторые из В аших идей способствовали бы значительному прогрессу в той или иной сфере деятельности, в которой Вы работаете? а) да б) да, при благоприятных обстоятельствах в) лишь в некоторой степени. 4. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть очень важную роль и сможете что- то принципиально изменить в с истеме непрерывного образования? а) да, наверное б) это мало вероятно в) возможно 5. Когда В ы решите предпринять какое- то действие, думаете ли В ы, что осуществляете свое начинание, способствующее улучшению положения дел? а) да б) часто думаю, но не сумею в) да 6. Испытываете ли Вы желание заняться изучением дидактики, как науки об обучении? а) да, неизвестное меня привлекает б) нет, всё, что мне пока известно из этой науки, меня не привлекает в) все зависит от целей изучения этой науки 7. Вам часто приходиться заниматься сравнительно новым делом? Испытываете ли Вы желание добиться в нем успеха? а) да б) удовлетворюсь тем успехом, который был достигнут до меня в) нет, так как знаю, что успеха достичь невозможно. 8. Если проблема не решена, но ее решение Вас волнует, хотите ли Вы знать все теоретические положения, которые могут решить проблему? а) да б) нет, достаточно знаний первого опыта в) нет 9. Когда Вы терпите неудачу, то: а) какое- то время упорствуете, продолжая начатое б) махнете рукой на затею в) продолжаете делать свое дело 10. По- вашему профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей и перспектив для себя б) значимость и нужность профессии, потребности в ней в) преимуществ, которые она дает 11. Путешествуя, могли бы Вы легко пройти по маршруту, который однажды пройден? а) да б) нет в) да, но только в той местности, которая мне понравилась 12. Сразу после беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорили? а) да, без труда б) запоминаю только то, что меня интересует в) всего вспомнить не могу 13. Когда Вы слы шите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации? а) да, без затруднений б) да, если этот термин легко запомнить в) нет 14. В свободное время В ы предпочитаете: а) поразмыслить наедине б) находиться в компании в) вам безразлично, Вы все равно решаете свою проблему. 15. Вы занимаетесь подготовкой доклада( сообщения) . Решаете прекрати т ь это занятие только если: а) дело закончено и, кажется вам, отлично выполнено б) вы более ил менее довольны в) вам не все удалось сделать, но есть еще и другие дела 16. Когда Вы один то: а) любите почитать книгу любимого писателя б) пытаетесь найти себе любимое занятие в) решаете проблему, связанную с вашей работой 17. Когда какая- то идея захватывает Вас, то вы думаете о ней: а) независимо от того, где и с кем вы находитесь б) только наедине в) только там, где не слишком шумно 18. Когда Вы отстаиваете какую- то идею, то: а) можете отказаться от нее, если выслушиваете убедительный аргумент от оппонентов б) останетесь при своем мнении в) измените свое мнение, если давление будет сильным За каждый ответ «а»- 3 очка, «б»- 1 очко, «в»- 2 очка Вопросы 1, 6, 7, 8- определяют границу вашей любознательности Вопросы 2, 3, 4, 5- о п р еделяют веру в себя Вопросы 9, 15- определяют постоянство Вопросы 10- амбициозность Вопросы 12, 13- слуховую память Вопросы 11- зрительную память Вопросы 14- В аше стремление быть независимым Вопросы 16, 17- способность абстрагироваться Вопросы 18- способность сосредотачиваться Эти вопросы составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет пр имерный уровень В ашего творческого потенциала Ключ к тесту 49 и более очков В Вас заложен творческий потенциал, который представляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле можете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разнообразные формы творчества. От 24 до 48 очков У В ас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, Ваш потенциал позволит Вам творчески проявлять себя, если вы, конечно этого пожелаете Менее 23 очков Ваш творческий потенциал, увы, ограничен. Но может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы мешает вашему творчеству? Вам необходимо больше уверенности. Начните какое- то новое интересное дело и довед ите его до конца. Таким образом Вы и решите проблему. Приложение 10 Консультация для родителей « Помечтай со мною в месте» Возможность создавать что- то новое, необычное закладывается в детстве. С помощью воображения у детей формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение позволяет ребенку воспринимать как реальные, так и самые фантастические сказочные образы и ситуацию. Собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир у детей дошкольного возраста недостаточно. Воображение и фантазия заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном изменчивом мире. С развитие способности фантазировать у ребенка обогащается личность, повышаются возможности творческого мышления, появляется интерес к искусству науки. ОСТРОВ Я был на счастливом острове, Была там чашечка белая, Там я катался на ослике, Снова была она целая! И там грузовик мой валялся, И лампа там не разбитая Который давно потерялся! И мама там не сердитая! Э. Мошковская С помощью воображения ребенок пытается преобразовать не только настоящее, но и прошлое. Он представляет, что разбитая чашка снова стала целой, мама не сердится, нашелся любимый грузовик. Тем самым малыш как избавляе тся от ранящих его воспоминаний, внутреннего напряжения и неблагополучия. Воображение обеспечивает защиту от отрицательных пережи ваний. Эмоциональные трудности с помощью воображения превращаются в образ. Так ребенок объективирует свои трудности, начинает их осознавать. Воображение ослабляет реальное протекание отрицательных эмоций. ОБИДА Вот как вырасту я скоро, Пусть тогда попросит Вовка: Вот как стану я шофером, Димка, Димка, прокати … Подрулю я к дому ловко, Я немного помолчу: Позову всех: - Подходи! Ладно, Вовка, прокачу! О. Бундур Желание защититься от отрицательных персонажей приводит к тому, что ребенок представляет себя большим, сильным, великодушным, он представляет себя взрослым, ловко подъезжающим к дому на машине. Конечно, его обидчик попросит прокатить. И тогда он выполнить его просьбу. Ребенок иначе смотрит на травмирующую ситуацию с высоты своего воображаемого положения, поднимается над ней. И таким образом избавляется от тревожных переживаний. Он реализует имеющуюся тенденцию к самоутверждению и признанию. Воображение выполняет защитную функцию, защищает личность от тяжелых травмирующих переживаний. ПИСТОЛЕТ Красная Шапочка, Пистолет мне подарили, Ты иди, не бойся, Черный и блестящий, Я тебя не дам в обиду, У него курок и дуло- Ты не беспокойся, Он как настоящий. С. Купутикян Воображение помогает ребенку преодолеть страх, ощутить свою силу. Конечно, не надо бояться волка, даже если он злой. Ведь есть еще более слабые и незащищенные. Ребенок сравнивает себя с ними, понимает свое превосходство и освобождается от страха. То, что ребенок пережил в воображении, уже не пугает его в реальности. ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ Возьмите меня с собою, Вперед далеко смотрящий! Возьмите, ну что вам стоит! Я риф на пути увижу, На этот большой корабль. Из пены седой торчащий… Возьмите меня с собою. И ночью я спать не буду- Я буду впередсмотрящий, На вахте стоять я буду! Вперед далеко смотрящий! Возьмите, ну что вам стоит! Воображение дает возможность удовлетворить потребность быть взрослым, приносить пользу: стоять ночью на вахте. Теперь ребенку важно не просто действовать как взрослый, но помогать в трудную минуту. Эмоции направляют воображение на определенные пути, как бы подбирают образы, созвучные переживаемому настроению. В воображении ребенок проигрывает разные ситуации и переживает их. В пять- семь лет у дошкольника появляются первые представления о будущем, мечты о нем. В них выражается желания, стремления, интересы, мотивы поведения ребенка. В мечтах ребенок ищет решение жизненно важных задач, удовлетворяющих его потребности. Более того, мечты дошкольника пронизаны эмоциональными переживаниями: сочувствием, сопереживанием другим, удовольствием от того, что принес кому- нибудь пользу.

Оставить комментарий: