a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад на тему: "Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом". Автор: Величко С.Г.

Опубликовано: 2014-05-14 19:33:30

Документы для скачивания

МАДОУ «Центр  развития  ребенка- детский  сад № 2

 г. Шебекино Белгородской области»

 

Доклад

на тему  «Воспитание  нравственно-патриотических  чувств  посредством

ознакомления с родным городом»

 

  Подготовила: воспитатель

                                                                              Величко С.Г.

2013

 

Нравственно - патриотическое  воспитание ребенка - сложный педагогический  процесс. В основе  его лежит развитие   нравственных  чувств, чувство  родины. Оно начинается  с отношения к  семье, к самым близким  людям - к  матери, бабушке, дедушке.  Это корни, связывающие  его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство родины начинается  с  восхищения тем, что видит перед собой  малыш, чему он изумляется и что вызывает  отклик  в его  душе. И хотя многие впечатления  еще им не осознаны глубоко, но, пропущенные  через  детское восприятие, они играют огромную роль в становлении  личности патриота.

Базовым  этапом формирования  у детей любви  к Родине считается накопление ими социального опыта жизни  в своем городе, усвоения принятых норм  поведения, взаимоотношений, приобщение к  миру  его культуры. 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к своей семье,  детскому саду; улице, на которой он живет,  к родному городу,  к родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и своей стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?  Как дошкольник может эти чувства выразить?  К чему должны стремиться мы, воспитатели?

Любовь  к отчизне начинается с любви к малой родине, месту,  где родился  человек. В  связи с  эти  огромное значение  имеет ознакомление  дошкольников  с историческим, культурным, национальным, географическим, природно- экологическим своеобразием  родного  края.

Любовь к родному краю  формируется у детей под влиянием окружающей жизни и через отношение и воспитание взрослых.   Воспитатель должен помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его среду эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, своей стране и т.д.  проявляются у него в чувстве восхищения. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным краем.  Такие чувства не могут возникнуть  после нескольких, даже очень удачных занятий, здесь необходимо длительное систематическое воздействие на ребенка. 

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве.

 Правильный отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной. Задача педагогов ДОУ воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине, сформировать  у детей дошкольного возраста самосознание,  интерес  к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробудить  гинетическую  и культурную память через приобщение к  культуре.

Наш детский сад работает по комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой, в которой уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию. Использует в работе с детьми следующую методическую литературу:

    Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999.;

   «Моя Родина – Россия». М.: издательство «ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА», 2010.;

Калашников Г.В.

   Гербы и символы: История российского герба. Альбом демонстрационных картин. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. и др.

 Планирование работы осуществляем  по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя Россия».

Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам праздники и досуги. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок  учится осознавать себя живущим в определенный  временной период, в определенных  этнокультурных условиях и в  тоже время приобщается к богатствам  национальной и  мировой культуры. В этой  связи успешность  развития ребенка  при знакомстве  его  с  родным городом  станет возможной  только  при условии  их активного  взаимодействия с окружающим миром эмоционально - практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные  виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Воспитание гражданственности, патриотизма   осуществлялось  в виде проекта «Мой город», участниками которого были:  воспитатели, родители и дети. Проект осуществлялся  с целью сбора информацию  об истории города, промышленности, образовании, о населении, творческих людях  города, пополнении знаниями о  родном городе, его достопримечательностях, истории, геральдики, воспитания любви к родному краю, гражданского мировоззрения, патриотизма, с   целью  воспитания  любви  и привязанности к малой Родине, к родному краю, городу, к тому месту, где ребенок родился и живет, где жили его предки,  которые берегли  и защищали свой родной край.

 Проводились  экскурсии по улицам города, в близлежащие места,  на площадь  Ленина,  в исторический музей  города, к  речке Нежеголь, к памятникам защитникам города: Вити Захарченко,  аллее Славы.

 В работе   с дошкольниками  применялись различные формы подачи материала: рассказ о городе,  чтение художественной литературы  местных авторов- Н.Н.Кузюлева,  В. Киреева, А.Тарасова,  заучивание стихов  и песен о городе, речке Нежеголь,  рассматривание  иллюстраций и фотографий достопримечательностей города,  картин местных художников, продуктивные виды детской деятельности: рисование, конструирование.  Закрепление  материала осуществлялось в  различных беседах «Мой город», «Моя улица», «Детский  сад».

          В группах    созданы необходимые условия: имеется  уголок патриотического воспитания, который оформлен в соответствии с возрастом детей,  где находятся  геральдические знаки: флаг города, герб, фотографии, альбомы, буклеты, художественная литература, фото картины местных художников. 

В рамках проекта вместе  с детьми  и родителями осуществлялся сбор  информации  об истории города, о поэтах и писателях города  и  района, художниках,   памятниках  города,  промышленности, спортсменах и спортивных достижениях,  музыкальных коллективах,  храмах города, речке Нежеголь, о геральдических знаках,  собирали краеведческий  материал.

Чтобы дети, узнавая какие – то факты, наблюдая определенную жизнь, могли лучше представить себе, что наш город является частью Белгородской области, были проведены занятия по ознакомлению с географией страны, области, подвела детей к тому, что город является частью Белгородской области, России. Провела беседу «Моя родина». Занятие старалась построить так, чтобы вызвать у детей интерес, любознательность, гордость за свою Родину, за свой город.

Особое внимание уделила знакомству с музеем города. Рассказала что такое музей, что в нем хранятся экспонаты, рассказывающие об истории города.

Во время экскурсии по краеведческому музею дети с восхищением наблюдали предметы народного быта, оружие, с помощью которого солдаты защищали родной город, родную страну. С интересом рассматривали картины местных художников, узнавали в них родную природу.

А так же узнали, какие талантливые люди живут в нашем городе: артисты, певцы, музыканты, поэты,  художники, строители, учителя.

Знакомя детей с родным городом,  нельзя обойти вниманием подвиг шебекинцев, которые защищали родину во время ВОВ, во время войны в Афганистане, в Чечне.  Поэтому ходили  с детьми  к аллее славы, где  рассказывала об обелиске погибшим воинам, обращала  внимание, как много имен записано на мемориале, обращала внимание на вечный огонь, он как память в наших сердцах, горит вечно. Дети возлагали цветы в день Победы и  в день освобождения  города  Шебекино. Они  почтили память погибших минутой молчания.  Чувства гордости за их подвиг наполняли  сердца  детей.

Рассматривая памятник скорбящей матери, некоторые дети даже заплакали, зная, почему и о ком, скорбит мать. Обратила внимание на то, как красиво оформлены и один и другой памятник, как много цветов высажено, как они ухожены. 

 Отметила, что все это делают люди, живущие в городе.  И мы тоже должны заботиться о чистоте и красоте родного города, и таким образом  отдавать дань уважения павшим солдатам.

Что делает город красивым, особенным, отличным от других городов? Это природа, памятники, здания, места отдыха людей.

Во время прогулки по улице Ленина обращала внимание детей на здания, отметив, что здания бывают разные – жилые дома, торговые центры, храмы, административные здания. Предложила детям назвать самые красивые здания в городе. Дети отметили Дворец культуры и храм «Всех  скорбящих радость». Я объясняла детям о назначении этих зданий, истории  строительства.

Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма. Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи, общества.

     Поэтому, большое значение имеет включение в проект родителей. Семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений и т.д.  Итогом этих экскурсий  стало совместное изготовление плакатов с фотографиями достопримечательностей родного города.  Внимание детей привлекалось к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д. Родители рассказывали об их назначении, подчеркивая, что все это создано для удобства людей. Так ребенок с помощью близких  всматривается в то, что его окружает, видит трудовую  и праздничную жизнь родного города.       Родители рассказывали детям о своих любимых местах города. Через иллюстрации, фотографии, открытки показывали им не только всю панораму современного города, но и отдельные исторические места.

В проект были включены беседы о предприятиях, магазинах, дошкольных и образовательных учреждениях, парках, памятниках и др. Содержание отбиралось, опираясь на местные условия так, чтобы  познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. Детям были предложены дидактические игры патриотического содержания: «Собери флаг», «Сложи герб», альбом «Шебекино». В итоговом мероприятии по проекту «Мой город», дети вспомнили то, что узнали о своём городе. Вспомнили о государственных праздниках, проводимых и в нашем городе, о своём  участии в праздновании Дня города. Рассказы детей вызвали  атмосферу их  общей радости и веселья. Воспитывая у детей любовь к родному городу, подводила  их к пониманию того, что наш город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…). Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники. Итогом проектной деятельности по названной теме стало составление детьми совместного коллажа «Для тебя любимый город». На занятиях по художественному  творчеству также использовалась тема родного города «Город готовится к празднику», «Город будущего», «Улица, где я живу», участвовали в  районном  конкурсе  рисунков «Город глазами  детей». Дети использовали в  своих работах  полученные знания во время экскурсий, наблюдений.

В процессе  всей  работы решались задачи: расширение и систематизация представления у детей о родной земле, о родном городе, его гербе, флаге, достопримечательностях. Знакомство с творчеством местных  поэтов и художников, прославляющих родной край.

      Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.        Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Помогает формировать у детей представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является  ЧЕЛОВЕК.

Таким образом, работа  по проекту «Мой город»  способствовала  приобщению детей к истории края и своего народа, воспитанию любви к   малой Родине,  формированию духовности, нравственности и культуры, патриотизма,  любви и бережного отношения к родному городу, краю, природе родного  края, уважения к труду людей, развитию интереса к традициям и обычаям своего народа.

 

Иллюстративный  материал

Альбом. История  нашего  города.

Альбом. Предприятия Шебекинского  района.

Альбом. Ими городится наш край (о поэтах, писателях, творческих коллективах  Шебекинского  района)

Альбом. Защитники  нашего края.

Художественная литература для детей местных авторов.

 

Кукла  девочка  и  кукла  мальчик  в народных  Шебекинских костюмах костюме

 

Сувениры с символикой города.

Фотоальбомы:

Город  сегодня.  Город вчера. 

Храмы нашего города.

Памятники города Шебекино.

 

 Видиодиски:  Наш город,  Праздник  города, песни о Шебекино.

коллажи: наш город, фотоколлажи

 

 

Материалы  для знакомства  с  геральдикой:   дидактические  игры «Собери флаг», «Собери герб».

 

Альбом  детских рисунков «Город глазами детей»

Альбом  «Семейные древа»

 

Материалы  проекта «Наш  город»:

Перспективный план работы

 

Слайд-презентация  по проекту «Наш город».

 

Оставить комментарий: