a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа по ознакомлению с родным краем "РОДНЫЕ ТРОПИНКИ"

Автор: Костенкова Татьяна Владимировна Опубликовано: 2016-04-26 14:47:20

Документы для скачивания

М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 п. Стодолище Починковского района Смоленской области ПРИНЯТО «УТВЕРЖДАЮ» на заседании педагогического совета Заведующая МБДОУ д/ с №22 Протокол № от «. » 2016 г. п. Стодолище С. В. Мартынова Приказ № от 2016г. Программа п о патриотическому в оспитанию: " Родные тропинки" Автор: Костенкова Татьяна Владимировна воспитатель первой квалификационной категории п. Стодолище Содержание программы Пояснительная записка. Обоснование актуальности программы………………3 Цели и задачи программы………………………………………………………………4 Педагогические принципы программы………………………………………………. 5 Структура программы……………………………………………………………………. 5 Ожидаемый результат реализации программы……………………………………. . 7 Этапы внедрения программы…………………………………………………………. . . 8 Тематическое планирование: Младшая группа…………………………………………………………………. . 9 Средняя группа……. ……………………………………………………………. 10 Старшая группа. …………………………………………………………………. 11 Подготовительная группа………………………………………………………12 Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию………………. . 13 Формы и методы по патриотическому воспитанию…………………………………14 Педагогическая диагностика……………………………………………………………. 15 Материально – техническое сопровождение………………………………………. . . 17 Используемая литература………………………………………………………………. 17 2 Пояснительная записка Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем березки у дороги, по которой мы идем. Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом, Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем. В. Степанов Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Знакомство детей с родным краем: с историко- культурными, национальными, географически ми, природными особенностями формирует такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родном крае, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое дерево. Поэтому все, что усвоено в этот период, - знания навыки, привычки, способы поведения, черты характера, - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. 3 Обоснование актуальности программы О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. … И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной город. … Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение. Поэтому нами была разработана программа по патриотическому воспитанию « Родные тропинки » Цель и задачи программы Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Задачи: Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным краем. Формирование гражданской позиции и патриотических чу вств к пр ошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям. 4 Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества. Воспитание здорового образа жизни. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых. Педагогические принципы программы Актуальность – программа ориентирована на решение важных проблем будущего развития личности ребенка, при этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Рациональность – в программе определены цели, пути и способы их достижения, позволяющие получить оптимальный результат. Реалистичность – программа обеспечивает соответствие между желаемым и возможным, учитывает реальные возможности достижения той или иной цели. Доступность- принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Непрерывность- на нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств. Научность- одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края. Целостность- использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно- патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме. Системность- принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. Преемственность- патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе. Культуросообразность- этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально- культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций. Стимулирование активности- обеспечивает практические применения полученных знаний( совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома об истории города, края и др. ) Контролируемость – в программе определены конечный и промежуточный результаты, разработана система работы по патриотическому воспитанию. Структура программы Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст( 3- 4 года, младшая группа) , средний возраст( 4- 5 лет, средняя группа) , старший дошкольный возраст( 5- 8 лет, старшая и подготовительная к школе группа) . 5 Программа" Родные тропинки" предусматривает, что в процессе освоения ребенком ее содержания осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе. Содержательная часть программы систематизирована по тематическим блокам- их четыре. В каждом месяце учебного года изучается новая тема блока. I блок- " Я и моя семья" . Чувство Родины: Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, с восхищения тем, что видит перед собой малыш. Чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе: Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача первого блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя членом семьи, воспитанником детского сада. Ее осуществление возможно, если родители и педагоги заложат основы теплого чувства и привязанности к родной семье, искреннюю благодарность сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. блок- " Я и мой город" . Изучение тем второго блока подводит дошкольника пониманию, что их город- частица Родины. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Задача эта решается через познани е истории города, традиций, памятных и достопримечательных мест города, проявления интереса к событиям, происходящими в городе. блок- " Я и мой край, в котором я живу" . Особым обучающим эффектом обладает третий тематический блок. Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Задача третьего блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя жителем Смоленского края. Изучение тем второго и третьего блока позволяет воспитывать чувства собственного достоинства ребенка, как представителя своего народа, гордости за свою малую Родину; развивать познавательный интерес и навыки исследования доступных объектов окружающей действительности. IV блок- " Я и моя Родина- Россия" . Темы четвертого блока призваны сформировать у дошкольника чувства любви, гордости и патриотизма к своей Отчизне. У ребенка формируются первые представления об устройстве нашего государства, он изучает символику нашей страны, знакомится с другими городами России, со столицей нашей Родины. Осознает себя гражданином России. Быть патриотом и гражданином- это непременно быть интернационалистом. Поэтому особенно важно поддержать интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт. 6 Ожидаемый результат реализации программы Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. Дети должны знать: 3–4 года. Знать имя, отчество родителей. Знать где работают их родители. Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями. Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым. Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых. Знать название своего города; с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них. 4–5 лет. С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей. Уметь рассказывать о своем родном городе. Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию( стать военным, пожарным, милиционером и т. д. ) . Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им. 5–6 лет. Знать свой домашний адрес, название города, округа. Иметь представление о символике города, округа. Знать название близлежащих улиц. Иметь представление о жизни и быте народа насел яющего Смоленский край. Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них. Знать профессии своих родителей. Знать правила поведения в природе. Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей. Различать некоторые рода войск. 7 6– 8 лет. Краткие сведения об истории города, округа. Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада. Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о во и нах- защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д. Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. Правила безопасности поведения в природе и на улице города. Иметь элементарные представления об охране природы, Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества. Этапы внедрения программы Сбор информации. Разработка и внедрение программы. Разработка и реализация плана программы. Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала. Регулирование выполнения программы. Текущий мониторинг выполнения программы. Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг. 8 Тематическое планирование М ладшая группа( 3–4 года) МЕСЯЦ I НЕДЕЛЯ II НЕДЕЛЯ III НЕДЕЛЯ IV НЕДЕЛЯ Сентябрь Экскурсия по Сюжетно- ролевая Природоохран ная Целевая детскому саду игра «В детском акция прогулка( знакомство с саду» «Сохраним( растения сотрудниками цветок» участка, природа детского сада, с родного края) помещениями) Октябрь Беседа «Моя семья» Проект( занятие) Проект Проект( занятие) «Мама, папа, я –( рисование) «Как животные семья» «Портрет родного края к семьи» зиме готовятся» Ноябрь Проект «Варвара- Беседа «Хорошо у Сюжетно- Рассматривание краса, длинная нас в саду» ролевая игра иллюстраций коса»( знакомство с «Бабушка «Мамы всякие трудом мамы) . приехала» нужны, мамы всякие важны» Декабрь Природоохран на я Целевая прогулка к Наблюдение за Музей «Друзей и акция «Покормите ближайшей улице, трудом дружбы» – что птиц зимой» находящейся возле младшего мы там видели. детского сада. воспитателя. Январь Проект «Мой родной Проект Беседа Лепка «Угостим поселок». ( конструирование) «Домашние новых знакомых «Мы построим животные у нас оладушками ». новый дом». дома». Февраль «Белая береза под Проект( рисование) «Как мы с Беседа «Как моим окном» – «Приглашаем Фунтиком возили стать сильным? » деревья в родном снегирей съесть песок». Дать городе. рябину поскорей». представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. Март «Я и моя мама». Проект( рисование) «Что мы делаем Проект « П омоги «Для мамы в детском саду». растению». расческу я Труд взрослых. нарисую. Порадую милую, дорогую». Апрель «Рассказы о «Наши Беседа Аппликаци своей семье». добрые дела». « Дом в котором я «Строим, Труд взрослых мы живем». строим дом. Вырос дом огромный». Май Целевая прогулка к Проект( рисование) Чтение Беседа « Наш украшенной к «Это вспыхнул стихотворений город». празднику улице. перед нами яркий, «Что такое праздничный лес? », «Что салют» такое луг? », «Что такое река? », «Что такое море? » из сборника В. Степанова 9 Средняя группа( 4–5 лет) Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя «Детский сад» Проект( занятие) Акция «В нашем Знакомить с детским «У медведя во «Сохраним детском саду» садом и его бору грибы, ягоды цветок» Труд взрослых. Сентябрь сотрудниками, беру…» профессиями тех, кто работает в детском саду. Беседа «Семья» – Прохождение «Семейная Проект «Мой дать понятие семья, о экологической фотография» – родной город». Октябрь родственных тропы – природа расширение отношениях. знаний о своей семье. Экскурсия «С чего Труд: «Помоги С. Черный Целевая начинается Родина? » дворнику собрать «Когда никого прогулка « В Ноябрь( улицы города) . опавшие листья» нет дома» – нашем городе чтение строят новый стихотворения. дом». Проект( рисование) Беседа « Мое Труд взрослых: «Моя семья» – «Построим большой здоровье». понятие любимые Декабрь дом». «профессия», занятия профессии родителей и сотрудников других членов детского сада. семьи. Природоохран н ая Проект «Дружат Целевая Досуг «Рота, акция «Покорми птиц дети на планете». прогулка по подъем! » Январь зимой». близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. «Мы следопыты» – о Проект «Письмо в «На земле, в «Папы, жизни диких животных сказочную небесах и на дедушки – в Смоленских лесах. страну», море» – об солдаты» – о Февраль знакомство с армии, о родах государственно профессией войск. м празднике почтальона. «Защитники Отечества». «Наша мама лучше «Город. «Люблю березку Развлечение всех». Транспорт. русскую». «Быть Март пешеход». ( деревья и здоровыми растения, хотим». природа родного края) «Мой поселок », «В гости к деду Беседа Знакомство рассматривание Природоведу» – «Помощники» – детей с флагом альбома о поселке экологическая об обязанностях, России и Апрель С тодолищ е. тропа весной. которые дети Смоленской выполняют области. дома, об обязанностях членов семьи. Май Экскурсия по Рассказ Сюжетно- Целевая праздничным улицам воспитателя «О Дне Победы» ролевая игра «Разведчики» прогулка к памятнику В. Я. Качалова 17145- 698309500863600- 6965950002383790- 6965950003647440- 6965950004828540- 6965950005932805- 6983095002383790- 2498725004828540- 249872500 1 0 Старшая группа( 5–6 лет) Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя Беседа с детьми о «Край, в котором Рассказ воспитателя мы живем» летнем отдыхе – Экскурсия по «О Дне( географическое Сентябрь страна большая, экологической освобождения расположение, наш край, поселок тропе Смоленщины». климатические ее часть. особенности) . Мир природы Сюжетно- ролевая Рассказ Рассматривание «Хвойные и игра «МЧС». воспитателя «О карты России, лиственные символике карты Октябрь деревья». родного края». Смоленской области( местоположени е п. Стодолище) . Беседа «Чем Экскурсия к «Поиграем в Выставка славится г. строительству экономику»( что рисунков «Мама Ноябрь Смоленск( на основе нового дома. из чего лучшая на наглядного сделано? ) свете » материала) . посвященная Дню матери. «Панорама добрых Экскурсия в Природоохран- Создание дел». н ая акция «Не группового м узей детского сада. рубите елочку». альбома «Все Декабрь профессии важны, все профессии нужны» Чтение Изготовлени е История Проект Январь рассказа «Кто с детьми и возникновения( д/ и) «Вкусная и хозяин? »( В. Осеева) родителями герба п. Стодолище. полезная пища». п. Стодолище. Защитники Природный Акция Праздник земли Русской( Илья мир «Природа и «Подарки для День Защитника Февраль Муромец, Добрыня человек». Защитников Отечества. Никитич, Алеша Отечества». Попович) . Праздник, Целевая Изготовлен ие Экскурсия посвященный прогулка по альбома в международному близлежащим фотографий районную Март женскому дню 8 улицам. « Достопримеча- библиотеку Марта те льности п. «Встреча с о Природоохран ная С тодолище ». знаменитыми акция людьми». «Берегите птиц». Беседа с детьми Сюжетно- ролевая «Кем работают Экскурсия к «Люди каких игра наши родители». памятнику Апрель национальностей «Путешествие по неизвестного населяют наш п. Стодолище ». солдата поселок». Тематический «Вкусная и Беседа Викторина Май праздник «День полезная пища». «Национальная «Знаешь ли ты Победы». Встреча с одежда наших свой город? » героями ВОВ г. предков». 0- 349885000843915- 3498850002278380- 3498850003550285- 3498850004726305- 3498850005906135- 349885000 1 1 Подготовительная группа( 6– 8 лет) Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя Конкурс рисунков Родные просторы Проект «Край, в котором Проект « Н аше «Пам ятники героям»( знакомство с д ерево » Сентябрь посв ященны й Дню М естоположением живем» осво бождения Смоленска п. Стодолище на карте) «Как можно стать Посещение Оформление Экскурсия по юным экологом». библиотеки подборки из близлежащим «Как все начиналось» домашних улицам Октябрь фотоальбомов «История моего Рассказ педагога города». о происхождении названий улиц. Проект( комплексное Беседа «Лес – «Кладовая Спортивный досуг, занятие) «Символика многоэтажный Родного края »( поле посвященный Дню Ноябрь Смоленской области» дом», знакомство с зные ископаемые) матери. ( изобразительная и профессией музыкальная лесника, егеря. деятельность) . Беседа «Важные даты Экскурсия в Изготовление Творческая Смоленской области» М узей Стодолищенской плакатов на тему гостиная для Декабрь школы. «Сохраним детей и родителей красавицу елку» «Культура коренных народов». Спортивное Чтение З. Экскурсия Сбор информации развлечение «Достань Александрова в об участниках Январь пакет», «Ориентировка «Дозор». А. Нехода районную войны – жителях по карте». «Летчики». библиотеку. н ашего поселка, встреча с советом в етерано м. Природоохран н ая Оформление Операция Праздни к– День альбома История «Радость» Февраль акция «Помогите Защитника детского сада изготовление птицам зимой». Отечества. подарков Праздник « Наши «Все профессии Беседа с Рассказ педагога мамы». нужны, все использованием о Героях профессии важны». эксперимента Советского Март «Край суровый и Союза. ласковый»( климатические особенности) . Досуг « Зеленая «Чем богат наш Проект Беседа служба Айболита»( к о край»- беседа. ( рисование) «Язык «Архитектура Апрель д ню здоровья) . орнаментов». родного города». акция «Спасти и сохранить». Экскурсия к « Ал ле е Рассказ педагога о Викторина «Я и мой город» с памяти». заповедных местах. «Конкурс знатоков использованием родного города». поэтических Май произведений искусства, местных поэтов, художников. 0- 819150000848995- 8191500002284730- 8191500003551555- 8191500004734560- 8191500005915660- 8191500000- 650938500848995- 6509385002284730- 6509385003551555- 6509385004734560- 6509385005915660- 6509385000- 566737500848995- 5667375002284730- 5667375003551555- 5667375004734560- 5667375005915660- 5667375000- 398526000848995- 3985260002284730- 3985260003551555- 3985260004734560- 3985260005915660- 3985260000- 167449500848995- 1674495002284730- 1674495003551555- 1674495004734560- 1674495005915660- 167449500 1 2 Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Взаимодействие с родителями № п/ п Мероприятия Сроки Ответственные 1. Выставка цветов и композиций посвященных Дню города. Сентябрь Воспитатели, родители 2. Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени»( конкурс- выставка собранного урожая нашего края) . Октябрь Воспитатели 3. Круглый стол, посвященный Дню матери. Ноябрь Воспитатели 4. День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». Декабрь Воспитатели 5. Оформление стенда «Древо своей семьи». Январь Воспитатели, родители 6. Конкурс плакатов «Защитники Отечества». Февраль Воспитатели, родители 7. Досуг «Мой – папа». Февраль Воспитатели, родители 8. Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». Март Воспитатели, родители 9. Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». Апрель Воспитатели, музыкальный руководитель, родители 10. Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». Май Воспитатели, родители 11. День взаимопомощи: «Зеленая улица»( озеленение территории детского сада) . Проект « Зеленая улица». Июнь Воспитатели, родители 12. Экологический форум «Съезд животных Смоленских лесов». Июль Воспитатели, родители 13. Посиделки наших бабушек. Август Воспитатели, родители 1 3 Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов. Работа по каждой теме включает в себя: беседы, дидактические игры, игры – путешествия, экскурсии, игры – беседы, игры – инсценировки, развлечения. Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве. В результате внедрения программы" Родные тропинки" , образов ыв а ется" лестница роста патриота и гражданина" . Лестница роста патриота и гражданина Ожидаемые результаты программы « Родные тропинки »  Развить потребность по ознакомлению с « Я и моя большой Родиной – Россией; Родина-  Формировать любовь к отчизне, Россия»  Осознания понятия Я – россиянин. Мой дом – моя большая Родина- Россия  Формировать любовь к родному краю, «Я и мой край, интерес к прошлому и настоящему в котором я живу» Смоленского края;  Осознание понятия: Я – житель края.  Знакомство с малой Родиной – городом; «Я и мой город»  Формирование чувства любви и гордости за свой город;  Мой город – частица Родины.  Формировать духовно – нравственные отношения и чувства сопричастности к семье, «Я моя семья и детский детскому саду; сад»  Осознание понятий: Я – член семьи, воспитанник дет сада. Мой дом- моя семья. 5579110- 3175635005579110- 241236500 1 4 Педагогическая диагностика по программе « Родные тропинки » Уровни усвоения программы М ладшая группа Низкий Средний Высокий В ответ на просьбу взрослого ребенок показывает и называет объекты природы, наиболее яркие их признаки. Под руководством взрослого выполняет некоторые обследовательские действия. Эпизодически принимает участие в уходе за растениями и животными. Эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены. Знает, как зовут детей, воспитателя. Называет помещения в группе. Ребенок самостоятельно и по просьбе взрослого различает и называет несколько объектов природы, выделяет их признаки, свойства непосредственности. Под руководством взрослого обследует объекты, сравнивает их по отдельности отличительным признакам. Проявляет интерес к ярким, динамичным объектам природы. Под влиянием взрослого выражает сочувствие, сопереживание, восхищение. Имеет понятие о микрорайоне, в котором живет. Знает название города, что дети маленькие жители родного города. Называет помещения детского сада, знает о назначении детского сада. Ребенок различает и называет конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп нашего края. Определяет основные особенности органов, замечает и понимает признаки живого, движение, питание, состояние по сезонам. Устанавливает отдельные частные связи с помощью взрослого. Активно участвует в уходе за растениями и животными. Любознателен, эмоционален в общении с природой, проявляет бережное отношение к объектам природы. Умеет различать и выделять микрорайон, в котором живет. Знает главные площади, домашний адрес. Средний дошкольный возраст Низкий Средний Высокий Объем представлений о растениях и животных незначителен. Ребенок знает совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения движения, отдельные части растений. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний а дрес. Учет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада. Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых зверей, птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ним редки. Знает понятие «улица», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями города. Знает о том, что сознательная дисциплина – основа безопасных прогулок. Ребенок знает достаточно б ольшое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Отношение к животным и растениям достаточно осознанное. Умеет различать и называть район в котором он живет. Знает памятные места города. Старший дошкольный возраст Низкий Средний Высокий Ребенок знает некоторые потребности растений и животных, устанавливает частные связи объектов со средой обитания. Сложились некоторые существенные представления о живом. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения к природе ситуативно. Знаком с правилами личной безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками. Знает историю города. Знает признаки живого, устанавливает частные и некоторые общие связи объекта со средой обитания. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, но не достаточно результативно. Замечает нарушения правил поведения в природе, мотивирует необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов – практической пользой, красотой. Имеет представление о природных богатствах недр родного края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные Томской области занесены в нее. Легко устанавливает частные и общие связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом. Умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений, называет всю совокупность существенных признаков. Гуманно относится к природе, охотно и качественно выполняет трудовые процессы. По собственной инициативе длительно наблюдает за природой. Моделирует признаки объектов и связи. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Имеет навыки безопасного движения. Знает обычаи, традиции русского народа. Историю возникновения, символику, столицу Родины – Москву. 16 Материально- техническое сопровождение Дидактические и наглядные пособия; современные средства ТСО; методическая литература; Репродукции картин; картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»; «Моя семья»; художественная литература; грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет; карты, атлас Смоленской области; символика Смоленской области, Починковского района и т. д. Используемая литература Волчкова В. Н. , Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005. Евтушенко С. , Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. / / Дошкольное воспитание 2007 №6, с. 118- 121. Игушенцева А. Музей боевой славы/ / Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 11- 13. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю/ / Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3- 8. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников/ / Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 3- 10. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада/ / Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31- 36. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников/ / Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 10- 19. Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси/ / Воспитатель ДОУ 2008 №8, с. 27- 29. Соболева И. Любить малую родину. / / Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52- 54. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. 13. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007. 17

Оставить комментарий: