a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа разновозрастной группы

Опубликовано: 2016-05-03 19:36:21

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Тракторная начальная школа- детский сад» ПРИНЯТО: Утверждаю: на Педагогическом совете З аведующий МБОУ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2015г «Тракторная нач. - школа- детский сад» Игонова В. А/ _ _ _ _ Рабочая программа воспитател ей разновозрастной группы: Бычковой Елены Ивановны Мещеряковой Ирины Владимировны 2015- 2016г Содержание программы: 1. Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы в организации образовательного процесса Возрастная характеристика детей 3- 4 лет; 4- 5лет; 5- 6лет; 6- 7лет. Планируемые результаты освоения программы 2. Содержательный раздел 2. 1. Учебный план реализации ООП ДО в разновозрастной г руппе 2. 2. . Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. 2. 3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе 2. 4. Взаимодействие с родителями( законными представителями) в оспитанников, с социумом 2. 5. Способы и направления поддержки детской инициативы 3. Организационный раздел 3. 1 Материально- техническое обеспечение Программы 3. 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 3. 3. Предметно – пространственная развивающая среда 3. 4. Сетка занятий 4. Приложение Особенности традиционных событий Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений Комплексно – тематическое планирование I. Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной ос новной образовательной программы дошкольного образовани я« Детство»/ п од ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, образовательной п рограм мы ДОУ – в соответствии с Федеральным Г осударственным Образовательным С тандартом дошкольного образования. Рабочая программа ре ализуется в течени и 2015/ 16 учебного года. Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям- физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Конституция РФ, ст. 43, 72. • Конвенция о правах ребенка( 1989 г. ) . • Закон РФ «Об образовании». • Типовое положение о ДОУ. • СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 • Устав ДОУ. • ФГОС ДО. Цель и задачи  основной образовательной программы ДОУ Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Исходя из поставленной цели, приоритетными задачами развития и воспитания детей являются: - укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; - целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; - обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации- индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; - развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, с пособности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; - развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; - пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность; - органичное вхождение ребенка в современный мир, Разнообразное взаимодействие взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки. Принципы и подходы к формированию программы В основе реализации примерной основной образовательной программы лежит к ультурно- исторический( в центре личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей) и системно – деятельностный( активное и непрерывное взаимодействие ребенка с окружающей действительностью) подходы к развитию ребенка, являющиеся методоло гией ФГОС, который предполагает учет следующих принципов: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства( младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащения( амплификации) детского развития; индивидуализацию дошкольного образования( в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) ; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; партнерство с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастную адекватность( соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ; учёт этнокул ьтурной ситуации развития детей; сохранение уникальности исамоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования. релизация Программы прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое пазвитие ребенка. Примерная основная образовательная программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности. Основой организации образовательного процесса является единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников. МБОУ « Тракторная начальная школа- детский сад» работает в условиях полного 12- ти часового рабочего дня. Группа функционирует в режиме 5- ти дневной недели. Возрастн ая характеристика детей 3- 4 лет. В возрасте 3- 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной обще ственной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию при водит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Дети 3- 4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами( можно, нельзя, нужно) , могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. О днако при этом дети выделяют нарушение не самой нормы, а нарушение требований взрослого. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами- заместителя ми. В этот период высока потребность ребенка в движении, о сваиваются основные движения. Этот возраст является благоприятным для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств( скоростных, силовых, координации, г ибкости, выносливости) . Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлений окружающей действительности и о себе самом. В 3 года дети практически осваивают пространство игровой комнаты в детском саду, двора и т. д. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Работы схематичны, детали отсутствуют- трудно догадаться, что изобразил ребенок. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков и раскатывания их между ладонями. В аппликации- располагать и наклеивать готовые формы знакомых предметов. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух- трех частей. . Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за помнить 3- 4 слова и 5- 6 названий предметов. В ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. с помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. К концу младшего дошколь ного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно- действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты высту пают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Для трехлетнего ребенка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может откры т о высказывать негативную оценку в общении с партнером. Однако ему еще нужны поддержка и внимание взрослого. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мо тивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управ ление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограни чения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словес ными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в зна чительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характе ре выбираемых игрушек и сюжетов. Возрастная характеристика детей 4- 5лет В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно- образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно- логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени( 15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким- либо видом деятельности. Игровая деятельность по- прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы( дочки- матери, магазин) . Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха. В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Возрастная характеристика детей 5- 6 лет Ребёнок 5- 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5- 6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор( преимущественно в воображаемом плане) . Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий- вежливый, честный, заботливый и др.   В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу( убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п. ) . Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально- нравственным представлениям. Однако соблюдение норм( дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д. ) , как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.   В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре( «С ним интересно играть» и т. п. ) или его положительными качествами( «Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п. ) . Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга- указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем( «Кто будет…? ») . Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации( громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п. ) .   Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений( библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д. ) ; глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы( бумажный, деревянный и т. д. ) . Возрастная характеристика детей 6- 7лет В целом ребёнок 6- 7 лет осознаёт себя как самостоятельный субъект деятельности и поведения.   Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям( «Добрый человек- это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях( например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего- то приятного в пользу близкого человека) . Их социально- нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. К 6- 7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребёнку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы( алгоритм действий) , и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому( промыть ранку, обработать её, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По- прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, с одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении со взрослым, с другой- очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.   Большую значимость для детей 6- 7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения- в общении они стремятся проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.   В этом возрасте дети владеют обобщёнными представлениями о своей половой принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей половой ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств. К 7 годам дошкольники начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие половой роли в быту, общественных местах, в общении и т. д. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с половой ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.   В 6- 7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что- либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение( шёпотом, либо про себя) . Также ребёнок может использовать более сложный способ- логическое упорядочивание( разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа) . Ребёнок начинает использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6- 7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.   Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой- более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности.   1. 2. Планируемые результаты освоения программы. Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. II. Содержательный раздел 2. 1. У чебный план реализации   ООП ДО в разновозрасной группе МБ ОУ «ТРАКТОРНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА- ДЕТСКИЙ САД» Воспит ательно- образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации воспитательно- образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно- тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. В Программе дано комплексно- тематическое планирование для каждой возрастной группы. Направление развития Виды детской деятельности Формы образовательной деятельности Продолжительность и количество в неделю 1. Физическое развитие- двигательная- Подвижная игра, утренняя гимнастика, игровые упражнения, народные подвижные игры, ф изкультминутки, физкультурные занятия; организованная двигательная деятельность- 45мин( 3занятия) п/ и, утренняя гимнастика- ежедневно 2. Познавательное развитие- Познавательно- исследовательская, - конструктивная н аблюдения, э кскурсии, игры с правилами, экспериментирование, исследовательская деятельность. - 15мин( 1занятие) - 10- 15мин( 1занятие) 3. Речевое развитие- коммуникативная- Беседы, сюжетные игры, рассматривание картин и иллюстраций- 10- 15мин( 1занятие) 4. Художественно- эстетическое развитие- Продуктивная, - М узыкально- художественная, - Ч тение художественной литературы. - Изготовление продуктов детского творчеств а( рисование, лепка, аппликация) . конструирование из бумаги. пр. матер- ла. - Слушание и исполнение, музыкально- дидактическая игра, досуги, р азвлечения. - Ч тение, разучивание коротких стишков, п отешек, обсуждение художественных произведений. - Театрализованные игры- Настольный театр- 45мин( 3 занятия) - 10мин( 1занятие) - 35мин( 2 занятия) - 15мин( 1занятие) - 10мин( 1 занятие) 5. Социально- коммуникативное развитие Трудовая, коммуникативная, двигательная. - Совместные действия, посильные поручения, - игровая. - Ежедневно- 10- 15мин- в режимные моменты Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей( далее – образовательные области) : социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие. 2. 2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной программы в группе. Образовательная область Методические пособия Наглядно- дидактические пособия Электронные образовательные ресурсы «Социально- коммуникативное развитие»* «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» Т. Ф. Саулина Москва2014г. * «Ознакомление с предметным и социальным окружением »О. В. Дыбина 2014г. * «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н. В. Алешина2002г. * «Игры и задания» Ю. Соколова* Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» Л. Г. . Горькова. Л. А. Обухова. О. Е. Жиренко. * «Дорожные знаки: для работы с детьми 4 – 7 лет» И. Ю. Бордачева; * Серия «Мир в картинках»: государственные символы России; День победы; * Серия «Рассказы по картинкам»* «Д етям о правилах пожарной безопасности» «Познавательное развитие»* «Конструирование из строительного материала» Л. В. Куцакова; * «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенникова; * «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина; * «Формирование элементарных математических представлений» И. А. Помораева* «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», , В. А. В. А. ДрязДрязгунова* «Природа вокруг нас. Младшая и средняя группы. Разработки занятий »М. А. Фисенко, * «Математика в детском саду. » В. Н. Волчкова* «Развитие восприятия у дете й( цвет, форма, звук) . » Т. В. Бабашева* Раздаточный материал «Математика в детском саду» В. П. Новикова* Серия «Мир в картинках»: Бытова я техника; Водный транспорт; Деревья и листья; Домашние животные; Домашние птицы; Животные- домашние питомцы; Животные жарких стран; Животные средней полосы; Инструменты домашнего мастера; Космос; Морские обитатели; Насекомые; Овощи; Офисная техника и оборудование; Посуда; Рептилии и амфибии; Собаки – друзья и помощники; В горах; Ф рукты; Цветы; Ягоды лесные; Ягоды садовые. * Серия «Рассказы по картинкам»: Времена года; Родная природа; Кем быть? ; Профессии; Мой дом; В деревне и др. * Серия «Расскажите детям о…»: фруктах, овощах, садовых ягодах, деревьях, животных жарких стран, морских обитателях, птицах, насекомых, космосе, грибах, домашних животных, хлебе, бытовых приборах, музвкальных инструментах, космонавтике, лесных животных, домашних питомцах, транспорте, специальных машинах. * Плакаты: Овощи, фрукты, животные Африки, животные средней полосы, птицы, домашние животные, домашние питомцы, домашние птицы, цвет, форма, счет до 10, счет до 20. * Картины для рассматривания: Коза с козлятами, свинья с поросятами, собака с щенками, кошка с котятами. «Речевое развитие» «Развитие реч и в детском саду» В. Н. Волчкова с* Серия «Рассказы по картинкам»* Серия «Беседы с детьми»* Плакаты: алфавит. * Магнитная азбука « Художественно- эстетическое развитие»* «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова* «Конспекты занятий во второй младшей группе» Н. В. Волчкова. * «Подарки к праздникам в детском саду »А. Н. Малышева* «Морская лепка» И. А. Лыкова* « Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткин* Серия «Мир в картинках»: Филимоновская народная игрушка. — М. : Мозаика- Синтез, 2005- 2010. Городецкая роспись по дереву. — М, : Мозаика- Синтез, 2005- 2010. Полхов- Майдан. - М. : Мозаика- Синтез, 2005- 2010. Каргополь- народная игрушка. - М, : Мозаика- Синтез, 2005- 2010. Дымковская игрушка. - М. : Мозаика- Синтез, 2005- 2010. Хохлома, - М. : Мозаика- Синтез, 2005- 2010. Гжель. - М. : Мозаика- Синтез, 2005- 2010. «Физическое развитие»* Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа». — М. : Мозаика- Синтез, 2009- 2010. * Утренняя гимнастика в детском саду »Т. Е. Харченко* «Лучшие игры для детей» Кузнецова А. * Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа». - М. : Мозаика- Синтез, 2010. * «Общеразвивающие упражнения в детском саду» П. П. Буцинская. В. И. Васюкова. Г. П. Лескова* Серия «Мир в картинках»* Серия «Рассказы по картинкам»: зимние виды спорта, летние виды спорта, распорядок дня. 2. 3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. Направления развития Формы реализации программы Способы Методы Приемы Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьей Социально- коммуникативное развит ие мероприятия, э кскурсии, беседы, загадки, рассказывание, разговор, пальчиковые игры, разыгрывание игровых ситуаций игры, рассматривание картинок, д идактические игры, самообс луживание, сюжетно- ролевые игры. Консультации для родителей, п ривлечение в организации экскурсий, целевых прогулок, создания предметно- пространственной среды, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей. Индивидуальная работа. Групповая работа. Фронтальная работа. Просмотр компьютерных презентаций, кинофильм ов, упражнения, р азъяснения, упражнения( устные, графические, двигательные( для развития общей и мелкой моторики) и трудовые) ; Диалог, з агадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, обыгрывание игрушек, задание детям, пояснение к тому, что видят дети, показ предметов в разных действиях( спит, ходит, кушает) . Познавательное развитие Простые опыты, и гры, игры с правилами, игровые ситуации, упражнения на образце воспитателя, обучение в повседневных бытовых ситуациях, демонстрационные опыты, показ, целевые прогулки, экологические досуги, развлечения Работа с дидактическим материалом, рассматривание, игровая деятельность по интересам детей, самостоятельная деятельность в развивающей среде, игры с правилами Привлечение родителей к организации и проведения дидак тических игр дома, о знакомление родителей с основными показателями познавательного развития детей, о рганизация участия в развлечениях познават ельного цикла. Проблемные ситуации. Опыты, н аблюдения, игровые и воображаемые ситуации; игры- д раматизации; сюрпризные моменты, забавы, фокусы; медод демонстрация. Показ способа действий, показ предметов, в опросы, указание, объяснение, пояснение, включение предметов в деятельность детей, внезапность появления, исчезновение игрушки. Речевое развитие Эмоционально- практическое взаимодействи е( игры с предметами и сюжетными игрушками) , коммуникативные игры( потешки, прибаутки, колыбельные) , чтение, рассматривание иллюстраций, хороводные игры, пальчиковые игры, беседы с опорой на зрительное восприятие и без него. Совместная деятельность детей с использованием предметов и игрушек. Привлечение родителей к чтению по рекомендованным спискам произведений художественной литературы, о рганизация участия в литературных праздниках, гостиных и пр. , о знакомление родителей с основными показателями речевого развития детей( звуковая культура речи, фонетическая, грамматическая, лексическ ая сторона речи, связная речь) . речевое сопровождение действий; д оговаривание; комментирование действий; звуковое обозначение действий. Рассказы воспителя, ч тение, обсуждение, рассказы детей, рассматривание картин, работа с книгой, придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д. Демонстрация картин, д иалог, многократное повторение слова. Художественно- эстетическое развитие Наблюдения по ситуации, занимательные показы, индивидуальная работа с детьми, р исование, аппликация, лепка, музыкальные занятия, праздники, развлечения, слушание музыкальных сказок, рассматривание картин художников, чтение, рассматривание портретов композиторов, празднование дней рождения, театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная деятельность, игра, э кспериментирование со звуками с использованием музыкальных игрушек и шумовых инструментов, импровизация танцевальных движений, музыкально- дидактические игры. Организация и проведение выставок детского творчества. Организация тематических консультаций и папок- передвижек по разным направлениям художественно- эстетического воспитания ребенка. Совместная постановка спектаклей. П роведение праздников, музыкальных вечеров с приглашением родителей. технические и творческие действия, традиционные и нетрадиционные методы рисования, а ппликации, лепки. пение; с лушание музыки; музыкально- ритмические движения; музыкально- дидактические игры;  игра на музыкальных инструментах Показ способа действий, показ образца, использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа. Физическое развитие Занятия по физическому развитию, п одвижные игры, обучающие игры по инициативе воспитателя( сюжетно- дидактические развлечения) Подвижные игры, рассматривание сюжетных картино к( виды спорта) Ознакомление родителей с основными показателями физического развития детей. Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей, организация дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей. Развлечения. Дни здоровья Словесный метод Наглядный метод Практический метод Объяснение, п ояснение, указания, подача команд, сигналов, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, бесе да, словесная инструкция, Тактильно- мышечные приемы, н епосредственная помощь воспитателя, использование наглядных пособий( картины, рисунки, фотографии) имитация( подражание) Повторение упражнений без изменения и с изменениями, п овторение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме. 2. 4. Взаимодействие с родителями, с социумом Основные цели и задачи: Ва жнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструк тивного взаимодействия с семьей, сотрудничество педагогов и родителей. В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность( Закон “Об образовании”, ст. 18) . И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные нами как приоритетные, следующие задачи: повышение педагогической культуры родителей; приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы; изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка; изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. Для их решения используются следующие методы: индивидуальное или групповое консультирование; просмотр родителями занятий и режимных моментов; привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности; анкетирование; опрос; беседы с членами семьи; наблюдение за ребенком( спонтанное и целенаправленное) ; анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему; фиксация дня ребенка. Еще до поступления ребенка в ДОУ устанавливаются первые контакты между семьями и нашим детским садом: Приглашаем родителей с детьми посетить наш сад и познакомиться с развивающей средой, особенностями работы ДОУ; Заведующая детским садом беседует на предмет условий посещения ребенком учреждения; Оформляем договор. Дальнейшее взаимодействие родителей и персонала походит в процессе: Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; Ознакомления родителей с информацией, подготовленной воспитателями об их детях; Предложений посетить психолога, врача или других специалистов; Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок( “Недели открытых дверей для родителей”) ; Работы Попечительского совета ДОУ; Решения любых вопросов, касающихся их детей( родительский комитет) ; Оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком. Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно- образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Перспективный план работы с родителями № Содержание работы Сроки Ответственные Сентябрь 1. «Организацинное родительское собрание» 2. Беседа «Что нельзя давать ребенку в детский сад» 3. Конкурс рисунков « Я и моя семья» 1. 1- я неделя сентября 2. 2- я неделя сентября. 3. 3- 4- я неделя сентября Воспитатели Октябрь 1. Изготовление папки- передвижки «Дидактические игры для использования в семье» 2. Беседа «Почему ребенок иногда не хочет идти в детский сад? » 3. Анкетирование «Стиль воспитания ребенка в семье» 1. 1- 2- я неделя октября. 2. 3- я неделя октября 3. 4- я неделя октября Воспитатели Ноябрь 1. Беседа « Физическое воспитание дошкольников в режимеЗОЖ» 2. Фотовыставка «Жизнь ребенка в детском саду» 3. Папка- передвижка «День Матери» 1. 1- я неделя ноября 2. 2- я неделя ноября 3. 3- 4- я неделя ноября Воспитатели Декабрь 1. Памятка «За что надо наказывать детей» 2. Консультация «Как завоевать доверие ребенка» 3. Советы родителям: «Играйте вместе с ребенком», «Игры и упражнения по развитию речи». 4. Папка- передвижка: «Новый год в детском саду и дома». 1. 1- я неделя декабря 2. 2- я неделя декабря 3. 3- я неделя декабря 4. 4- я неделя декабря Воспитатели Январь 1. Памятка: «Искусство быть родителем! ». 2. Консультация: «Развитие речи через театрализованную деятельность». 3. Советы воспитателя: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика? ». 1. 2- я неделя января 2. 3- я неделя января 3. 4- я неделя января Воспитатели Февраль 1. Беседа «Роль семьи во всестороннем развитии детей» 2. Консультация: «Агрессивный ребенок». 3. Фотовыставка « Мой папа- самый лучший» 1. 1- я неделя февраля 2. 2- я неделя февраля 3. 3- я неделя февраля Воспитатели Март 1. Консультация: «Умеем ли мы общаться с детьми». 2. Доклад «Слезы нужны ребенку так же, как и смех» 3. Беседа «Режим дня- важно ли это? » 4. Выставка рисунков «Мама моя дорогая» 1. 1- я неделя марта 2. 2- я неделя марта 3. 3- я неделя марта 4. 4- я неделя марта Воспитатели Апрель Май 1. Анкетирование для родителей «Условия здорового образа жизни в семье» 2. Беседа «Привитие дошкольникам соблюдения правил поведения за столом» 3. Советы родителям: «Как провести выходные с ребенком». 1. Родительское собрание: «Результаты нашего сотрудничества». 2. Папка- передвижка: «Эхо войны». 3. Выпуск газеты: «День победы». 4. Консультация: «Профилактика детского травматизма». 1. 1- я неделя апреля 2. 2- я неделя апреля 3. 3- я неделя апреля 1. 1- я неделя мая 2. 2- я неделя мая 3. 3- я неделя мая 4. 4- я неделя мая Воспитатели Воспитатели Н ационально – культурные особенности: Этнический состав воспита нников группы: русские, мордва. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников прожи вает в условиях села. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально- культурными особенностями Мордовского края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы. Работа с социумом 1.                      2.         3.         4.     Образование: Детский сад §         Обобщение и закрепление знаний о профессии воспитателя( младший дошкольный возраст) Целевые посещения прачечной Целевые посещения кухни   Школа §         Экскурсия в школу  - целевые посещения     Здравоохранение: §         Знакомство с кабинетом медицинской сестры   Библиотека Экскурсия в библиотеку   Спортивные праздники: - «Красный, желтый, зеленый»( по согласованию) Торговля §         Экскурсия в магазин     Октябрь     В течение года   В течение года   В течение года   Октябрь             В течение года       В течение года             Воспитатели     Воспитатели       Воспитатели Воспитатели Воспитатели         Воспитатели         2. 5. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности: - самостоятельной сюжетно- ролевые, - режиссерские и театрализованные игры; - развивающие и логические игры; - музыкальные игры и импровизации; - речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; - самостоятельная деятельность в книжном уголке; - самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей; - самостоятельные опыты и эксперименты и др. В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований: - развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений; - создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; - постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу; - тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; - ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склон ных не завершать работу; «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае. - поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества. Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребенка взрослым необходимо: создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка; рассказывать детям о реальных, а также возможных в будущем достижениях; отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу; помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей; способствовать стремлению научиться делать что- то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе; не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи; учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость; всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности. 3. Организационный раздел 3. 1 Материально- техническое обеспечение программы Для успешного выполнения программы предусмотрено наличие необходимых условий для организации работы( игровая, спальня) , оборудование на территории ДОУ, площадка, игровое оборудование с учетом возрастных особенностей детей; использование спортивного зала и имеющегося спортивного инвентаря для проведения ежедневных спортивных занятий в ДОУ, прогулок воспитанников детского сада; методические материалы, средства обучения и воспитания: «Утренняя зарядка», «Времена года», «Уроки хорошего поведения» и др, демонстрационные и раздаточные материалы, Серия наглядно- дидактических пособий «Мир в картинках», «Расскажи детям о…», «Безопасность» Учебно- методическое пособиедидактические игры, направленные на развитие универсальных умственных действий; наличие сюжетно- ролевых игр; серии наглядно – дидактических материалов, обучающих карточек по экологии, ПДД, ОБЖ, развитию речи. картотеки дидактических игр, игр, помогающих малышам сблизиться друг с другом и с воспитателем, подвижных игр, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, художественной лит- ры ит. д. ; спортивный инвентарь в соответствии с возрастом театр пальчиковый, перчаточный, настольный, кукольный; разнообразные конструкторы, строительные наборы, «пазлы», мелкая и крупная мозаика; технические средства: магнитофон, ноутбук, мультимедиа; настольно- печатные игры, разрезные картинки 6- 8 частей. 3. 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Режим дня на холодный период Режимные моменты Вторая младшая группа Прием детей, самостоятельная деятельность 7. 00- 8. 30 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 30- 9. 00 Самостоятельная деятельность 9. 00- 9. 30 Занятия Занятие 1 9. 30- 9. 45 Занятие 2 9. 55- 10. 10 Занятие 3 15. 30- 15- 45 Второй завтрак 10. 20- 10. 30 Подготовка к прогулке, прогулка 10. 30- 11. 20 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду 11. 20- 11. 45 Обед 11. 40- 12. 15 Подготовка ко сну, дневной сон 12. 15- 15. 00 Постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15. 00- 15. 15 Полдник 15. 15- 15. 30 Занятия, самотоятельная деятельность 15. 30- 15. 45 Подготовка к прогулке 15. 50- 16. 05 Прогулка 16. 05- 17. 00 Возвращение с прогулки, Чтение художественной литературы 17. 00- 17. 45 Самостоятельная деятельность, уход домой 17. 45- 19. 00 Режим дня на теплый период Режимные моменты Вторая младшая группа Прием детей на улице, осмотр, игры, утренняя гимнастика 7. 00- 8. 30 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 30- 9. 00 Самостоятельная деятельность 9. 00- 9. 30 Совместная деятельность 9. 30- 9. 45 Второй завтрак 10. 20- 10. 30 Подготовка к прогулке, прогулка 10. 30- 11. 20 Возвраще ние с прогулки, водныепроцедуры, игры 11. 20- 11. 45 Подготовка к обеду, обед 11. 45- 12. 15 Подготовка ко сну, дневной сон 12. 15- 15. 00 Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры 15. 00- 15. 15 Подготовка к полднику, полдник 15. 30- 15. 45 Подготовка к прогулке, прогулка, игры на участке 15. 45- 17. 05 Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность 17. 05- 1 8. 00 уход детей домой 18. 00- 19. 00 3. 3Оформление предметно – пространственной развивающей среды Все содержание образовательного процесса способ ​ ствует неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельность даёт ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду. Предметно- развивающая среда группы организована в форме центров: театр; конструирования; парикмахерская; семья; магазин; познание; уголок природы; уголок медсестры книжный уголок: двигательной деятельности. ; изодеятельности. В них дети самостоятельно по желанию могут выбрать интересные дела. Все пособия, игрушки рас ​ полагаются так, чтобы создать условия для совместной деятельности и общения по интересам небольшими подгруппами. Предусмотрены места, где ребенок может на время уединиться, отойти от общения, подумать, помечтать. Ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для детей этого имеются куклы разных размеров, разного пола, наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные. В группе много разно ​ образного строительного материала, так как дети не только создают постройки, но и используют крупный строительный материал для иг ​ ровой планировки. Предоставлены в пользование детям предметы для ряженья; элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей. Это позволяет самостоятельно воспроизводить в играх- драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов. 3. 4 Сетка занятий Сетка организованной образовательной деятельности Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1. Познание( формирование целостной картины мира) 2. Физическое развитие 3. Художественно- эстетическое развити е( лепка/ рисование) 1. Познание( ФЭМП/ конструирование) 2. Художественно- эстетическое развити е( музыка) 1. Познавательное развити е( природный- 1- 3нед. / социальный мир- 2. 4 нед) 2. Физическое развити е( на прогулке) 1. Социально- коммуникативное развитие( Чтение художественной литературы) 2. Художественно- эстетическое развити е( Музыка) 3. Художественн о- эстетическое развитие( аппликация/ ручной труд) 3. Физическая культура 1. Речевое развитие 2. Физическое развитие Перечень методических пособий № Направления развития Программы Технологии и методики 1 Социально- коммуникативное развитие «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»/ / НИКОЛАЕВА С. Н.   В КН. : ЮНЫЙ ЭКОЛОГ: ПРОГРАММА И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. - М. , 1998. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. / Н. Н. АВДЕЕВА, О. Л. КНЯЗЕВА, Р. Б. СТЕРКИНА. М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2007. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ. ГЛАВА «МЫ С ВОВОЙ ДЕЖУРИМ ПО СТОЛОВОЙ». / В. Г. АЛЯМОВСКАЯ, К. Ю. БЕЛАЯ, В. Н. ЗИМОНИНА  И ДР. - М. : ИЖИЦА, 2004. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА. / Л. А. ПАРАМОНОВА. – М: КАРАПУЗ. 2 Познавательное развитие  ЛОГИКА И МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ/ АВТОР- СОСТ. Е. А. НОСОВА, Р. Л. НЕПОМНЯЩАЯ/ ( БИБЛИОТЕКА ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО») . – СПБ. : АКЦИДЕНТ, 1997.  НОВИКОВА В. П. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ. МЛАДШАЯ ГРУППА. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008 3 Речевое развитие 4 Художественно- эстетическое развитие  ЛЫКОВА И. А.  ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2- 7 ЛЕТ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». - М. : КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2007. ЛЫКОВА И. А. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ( МЛАДШАЯ, СРЕДНЯЯ, СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ) . – М. : КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2006.  КУЦАКОВА Л. В. КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ: ПРОГРАММА И КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ. М. , 2007 5 Физическое развитие Приложение Особенности традиционных событий Перечень событий, праздников, мероприятий, проводимых в о второй младшей группе Праздники. Новогодняя елка, «Мамин праздник», День защитника Отечества, «Осень», «Весна», «Лето». Тематические праздники и развлечения. «Здравствуй, осень! », «В весеннем лесу», «Здравствуй, лето! », «Ой, бежит ручьем вода», «На бабушкином дворе», « Во саду ли, в огороде», «На птичьем дворе». «Всегда и везде вечная слава воде». Театрализованные представления. «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка»( по мотивам рус. н ар. сказок) ; «Потешки да шутки», «Были- небылицы», «Бабушка- загадушка»( по мотивам русского фольклора) . Музыкально –л итературные развлечения. Концерт для кукол, представление «Мы любим петь и танцевать». Спортивные развлечения. «Кто быстрее? », «Зимние радости», «Мы растем сильными и смелыми». Забавы. «Музыкальные заводные игрушки», «Сюрпризные моменты»; забавы с красками, карандашами и т. д. Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений Основные движения Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два( парами) ; в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой( между предметами) , врассыпную. Ходьба с выполнением заданий( с остановкой, приседанием, поворотом) . Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке( ширина 15–20 см, длина 2–2, 5 м) , по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске( высота 30–35 см) . Медленное кружение в обе стороны. Бег. Бег обычный, на носках( подгруппами и всей группой) , с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам( ширина 25–50 см, длина 5–6 м) , по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий( останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место) , бег с изменением темпа( в медленном темпе в течение 50–60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м) . Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча( шарика) друг другу, между предметами, в воротца( ширина 50–60 см) . Метание на дальность правой и левой рукой( к концу года на расстояние 2, 5–5 м) , в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой( расстояние 1, 5–2 м) , в вертикальную цель( высота центра мишени 1, 2 м) правой и левой рукой( расстояние 1–1, 5 м) . Ловля мяча, брошенного воспитателем( расстояние 70–100 см) . Бросание мяча вверх, вниз, об пол( землю) , ловля его( 2–3 раза подряд) . Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой( расстояние 6 м) , между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие( высота 50 см) , не ка саясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание через бревно. Лазанье по лесенке- стремянке, гимнастической стенке( высота 1, 5 м) . Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед( расстояние 2–3 м) , из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15–20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4–6 линий( поочередно через каждую) ; через предметы( высота 5 см) ; в длину с места через две линии( расстояние между ними 25–30 см) ; в длину с места на расстояние не менее 40 см. Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; раз м ыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево п ереступанием. Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразви в ающих упражнений и циклических движений под музыку. Общеразвивающие упражнения Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны( одновременно, поочередно) . Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Передавать мяч друг другу над головой вперед- назад, с поворотом в стороны( вправо- влево) . Из исходного положения сидя: поворачиваться( положить предмет позади себя, повернуться и взять его) , наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать ноги( поочередно и вместе) , поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику( диаметр 6–8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни. Спортивные игры и упражнения Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с невысокой горки. Подвижные игры С бегом. «Бегите ко мне! », «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку! », «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках», «У медведя во бору». С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воро бышки и кот», «С кочки на кочку». С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики». С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет». На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».

Оставить комментарий: