a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

" Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Автор: Платицина Елена Владимировна Опубликовано: 2016-05-04 06:59:26

« Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры » Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета( образца) , его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир. Основным средством реализации данных задач являются дидактические игры, направленные на сенсорное развитие.    Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов( величину, форму, цвет) , а также устанавливать простейшие взаимосвязи.                                 Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки  приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.                                                                                                                        В  процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей. Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!   Например: игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями. «Пирамидки»  - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.                                                                                                                      «Мозаика», «Конструктор»,  - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам  мамы»-   помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз- рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны( цвет, форма, величина) . Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки- крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска. Игры- шнуровки  -   развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;   развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий" вверху" , " внизу" , " справа" , " слева" ; формируют навыки шнуровки( шнурование, завязывание шнурка на бант) ; способствуют развитию речи;   развивают творческие способности;   развивают усидчивость;   игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.               

« Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста » Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.   Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.   Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и, разворачивается позднее.   При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.   Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.   Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально- нравственных норм поведения в обществе.   Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.   Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей.   Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.   Итак, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.   Цель:   • способствовать эмоциональному развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.   Задачи:   • приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь.   • в ызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, пестушкам   • способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в ДОУ  • воспитывать гуманные отношения  Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что они помогут мне «разговорить» малышей, воспитать и способствовать появлению желания общаться. Работу я начала с создания условий в развивающей среде. Оформила «уголок ряженых и любования», с помощью родителей сшили сарафаны, рубашки, короны, изготовили кроватку- кочалку, в которой спит кукла Машенька. А также оформила картотеку потешек   В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», « Заюшкина избушка», а также театр рукавичек. Также вместе с родителями сшили шапочки для инсценировки сказок и потешек. В книжном уголке дети с удовольствием вместе со мной и помощником воспитателя, рассматривают книжки, картинки с потешками, сказками и проговаривают отдельные слова и фразы. Дети очень любят качаться на лошадке, приговаривая:   Еду- еду, к деду, к бабе   Н а лошадке, в красной шапке.   А также мы очень любим играть в хороводные игры: «Жили у бабуси», » «Мыши водят хоровод», «Ласковые имена», « Колпачок», «Мы на луг ходили», «Угадай, кто я? », «Ходит Ваня», «Всем Надюша расскажи», «Галя по садочку гуляла» и в игры, развивающие движение кистей рук, где использую народные песни и потешки.   Проводила с детьми занятия на тему: « Котя- котенька », «В гости к бабушке», «Петушок и его семья», «Кукла заболела», «Едем к кукле в гости», «Зимушка- зима», в которых знакомила детей с фольклорными произведениями.   Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности:   Потешки для режимных моментов  Одевание на прогулку  Раз, два, три, четыре, пять   С обираемся гулять.   Если хочешь прогуляться,   Нужно быстро одеваться,   Дверцу шкафа открывай,   И одежду доставай.   Обед  НА ТОГО КТО ЕСТ ОПРЯТНО,   И СМОТРЕТЬ ВСЕГДА ПРИЯТНО,   МЫ ЕДИМ ВСЕГДА КРАСИВО,   ПОСЛЕ СКАЖЕМ ВСЕМ" СПАСИБО" .   Вот и полдник подошел,   Сели дети все за стол.   Чтобы не было беды,   Вспомним правила еды:   Наши ноги не стучат,   Наши язычки молчат,   За обедом не сори,   Насорил- т ак убери.   Кто у нас любимый самый?  - Ложку первую за маму,   А вторую за кого?  - Да за папу твоего,   За кого же третью ложку?  - За веселую матрешку,   Съешь за бабу,   Съешь за деду,   За мальчишку- за соседа,   За подружек и друзей,   Съешь по больше не жалей!   Съешь за праздник, шумный, яркий,   За гостей и за подарки,   За котёнка, за Тимошку   Э ту маленькую ложку  И за рыжего кота,   Вот тарелка и пуста.   Умывание  Нужно мыться непременно  Утром, вечером и днем,   Перед каждою едою,   После сна и перед сном.   Щечки мыли?   Глазки мыли?   Ручки мыли?   ДА! ! !   И теперь мы чисты е-   Зайчики пушистые!   Водичка, водичка,   Умой мое личико,   Чтобы глазоньки блестели,   Чтобы щечки алели,   Чтоб смеялся роток,   Чтоб кусался зубок.   Я сегодня утром рано   У мывался из- под крана.   Я и сам теперь умею   В ымыть личико и шею.   Эх, водичка хороша,   Хороша водичка!   Пусть умоет малыша,   Чтоб сияло личико  Расчёсывание   Д ружат волосы с расческой,   Хороша моя прическа.   Расти коса до пояса,   Не вырони ни волоса.   Расти, коса, не путайся,   Маму, дочка, слушайся.   Перед сном  Баю- баю, баиньки   В огороде заиньки,   Зайки травушку едят  Детке спать велят  Спят медведи и слоны,   Заяц спит и ежик.   Все давно уж спать должны,   Наши дети тоже   Д ля самых маленьких  Птичка зернышки клюет,   Колет белочка орешки,   Травку козочка жует,   Ест улитка сыроежки,   Молоко котенок пьет,   У мышат- головка сыра,   Косточку щенок грызет,   У пчелы – кусок зефира.   Сено ест смешной теленок,   Кролик скушал лист капустный,   Что же любит наш ребенок?   Кашку? Ах, как это вкусно!   Во время утреннего приема, если ребенок капризничает, не хочет расставаться с мамой, ласковым голосом обращаюсь к нему:   Кто у нас хороший,   Кто у нас пригожий?   С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи- их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.   Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи – работа над формированием словаря.   Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.   Литература:   1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М. : Дет. лит. , 1988.   2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М. , 1957.   3. . Бударина Т. А. , Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПБ: Детство- пресс, 2001.   4. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.   5. Князева О. Л. , Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПБ: Детство- Пресс, 2000.   6. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. –М. : Просвещение, 1990.

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ                ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Именно мелкая моторика,  является главным рычагом в речевом и интеллектуальном развитии детей. Очень важно в дошкольном возрасте, как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы для будущего овладения письмом. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют не только работе речевых и мыслительных центров, но и развитию творческих способностей, формированию усидчивости. Если ребенок маленький, взрослый должен быть обязательно рядом. Ведь малыши могут что- то засунуть в нос, уши, рот. Важно помнить о безопасности. А дети постарше, посоревнуются со взрослыми, ведь играть вместе намного интересней и веселей. Не стремитесь навязать ребенку игру, а постарайтесь увлечь его этим видом деятельности. «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Вот игры, в которые можете играть дома вместе с ребенком. Игры с баночками. Пустые баночки и емкости разные по форме и размеру. Открыть все баночки и предложить ребенку закрыть все банки, правильно подобрав крышки. Яичный контейнер. Возьмите пластмассовый контейнер от куриных или шоколадных яиц. Предложите ребенку разложить в ячейки капсулы от киндер- сюрпризов. Игры с матрешками. Положите в одну матрешку конфетку и попросите ребенка угадать, кто съел конфетку? Малыш может подносить каждую матрешку к уху, а может их открывать. Игры с рамками- вкладышами. Рамки- вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, животные. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в определенные отверстия. Игры с пазлами. Пазлы бывают деревянные, картонные, пластмассовые. Начинать надо с самых простых, к рупных. Игры с мозаикой. Для малышей подойдет мозаика в виде шестиугольных сот или в виде гвоздиков- грибочков. Игры с конструктором. Для малышей подойдут деревянные и пластмассовые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках. Игры с магнитами. Магниты можно прикреплять и снимать с холодильника, магнитной доски. Игры с прищепками. Снимать прищепки с различных предметов: например с пластмассового ведерка, с книжки, с картонных силуэтов( ёжика, солнышка, птички, елочки и т. д. ) Игры с пуговицами, бусинами. «Витамины» Возьмите пузырек с широким горлышком и предложите сложить туда « витаминки »( пуговицы) . «Разложи по цвету» Возьмите баночки разных цветов( можно обклеить цветной бумагой) , прорежьте в крышках круглые отверстия, предложите ребенку разложить пуговицы по цветам – красные – в красную, синие – в синюю и т. д. «Разложи пуговицы. » Возьмите форму для изготовления льда и предложите ребенку разложить пуговицы по ячейкам. «Яблоки на яблоне» Вырежьте из цветного картона яблоню, разложите на ней пуговицы. Предложите ребенку собрать в миску урожай яблок. «Поймай рыбку» На столе две коробки. В одной – «рыбки»( пуговицы, шарики, мелкие фигурки) . У ребенка в руках пластмассовая ложка. Нужно переместить фигурки из одной коробки в другую, сначала одной рукой, затем другой. Шнуровки Предложите ребенку с помощью шнуровки «пришить» различные детали, протяни шнурок по краю картинки, протяни шнурок в каждое второе отверстие, выполни «обметку» через край, сделай шнуровку как на ботинках. Игры с палочками и спичками. Предложите ребенку сложить спички в коробок. Со спичек нужно предварительно удалить серную головку. Фигуры из счетных палочек. Из счетных палочек помогите выложить малышу  ( дорожку, забор, домик, елочку, флажок, окно, лесенку, кроватку, ракету, танк и т. д. ) ,  сначала по образцу, потом по памяти. Игры с бумагой и салфетками. «Снежки» Комкайте лист бумаги, чтобы получился снежок. «Снежинки» Порвать лист белой бумаги на мелкие кусочки- снежинки. « Секретики » Завернуть в бумагу игрушку от киндер- сюрприза и предложить ребенку развернуть подарок. «Выгладим платочки для мамы и дочки» Перед ребенком – скомканный лист бумаги. Разгладить бумагу. Игры с крупами. «Золушка» Взять две пустые емкости и третью с крупами( рис и гречка, фасоль и горох) . Действуя двумя руками ребенку необходимо разделить смесь на две части. Можно разбирать крупные и мелкие бусины, геометрические фигуры и т. д. «Рисунки на манке» Высыпьте на поднос манку, разровняйте ее, предложите ребенку нарисовать солнышко, шарик, дорожку, лесенку ит. д. Игры с нитками. «Озорной котенок» Смотать нитки в клубок, сначала правой, а потом левой рукой. Игры с пластилином Для игры понадобится дощечка, с нанесенным слоем пластилина, фасоль, горох, мелкие камешки. Задание: выложи из фасоли дорожку, солнышко, елочку, тучку и т. д. Играйте с ребенком, но помните, что для ребенка – это игра. Не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Занятия не должны превращаться в изучение и обучение. Пусть они станут для вашего ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира.

Оставить комментарий: