a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Использование упражнений М.Монтессори для усвоения звуков, учитель - логопед Жуковина Т.А.

Опубликовано: 2014-05-15 18:37:21

Документы для скачивания

              МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2 г. Шебекино»

 

 «Использование упражнений М.Монтессори для усвоения звуков родного языка детьми с задержкой психического развития»

          

                                                                                     Учитель-логопед Жуковина Т.А.

 

Проблеме воспитания личности с ограниченными возможностями здоровья, обеспечению условий социализации и успешной самореализации таких детей в настоящее время уделяется большое внимание.  Дети с задержкой психического развития относятся к детям с ОВЗ и нуждаются в специальных условиях воспитания и развития.  В нашем детском саду  уже более 10 лет функционируют  коррекционные группы для детей с ЗПР от 4 до 7 лет. Последние 3 года на базе коррекционных групп идет эксперимент «Апробирование и внедрение принципов педагогики М. Монтессори». Педагогическая система Марии Монтессори, в основе которой лежит идея: каждый ребенок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений - в полной мере отвечает специфике сегодняшней образовательной ситуации и отражает стоящую перед российским образованием задачу  интегрированного обучения.

Одной из задач, решаемых логопедом в коррекционных группах, является усвоение и различение звуков родного языка. А у детей с ЗПР не сформировано фонематическое восприятие (дифференциация и различение фонем) и фонематический анализ (возможность выделения звуков из речи). Эти функции у них формируются с большим трудом. Поэтому  в                  работе над звуками полезны специально разработанные Монтессори – материалы. Освоение ребенком русского языка  невозможно без естественного впитывания его мелодии, звукового строя, в котором важнейшую роль играют гласные звуки. Они по своей артикуляции, мелодичности, возможности длительного произнесения наиболее доступны для их выделения и различения в потоке звуков и в словах.  С учетом этого работа над звуками начинается с гласных. Для детей с задержкой психического развития выделение звука в слове и определение его позиции вызывает определенные трудности. Каждый ребенок нуждается в многочисленных упражнениях  со специально подобранным материалом.  С этой целью разработана серия игр по принципу упражнений Монтессори. В игре «Картинка – звук – буква» дети упражняются в выделении  из слова первых гласных звуков а, у, о, и, э. Самоконтроль осуществляется установлением соответствия между буквой – символом слова на обратной стороне картинки и буквой в ячейке коробки. В определении гласного звука в середине слова дети упражняются в игре «Гласный в середине слова». В ней используются слова из трех звуков типа   : лук, мак, дом и т. д. А в игре «Гласный в конце слова» дети упражняются в определении только конечного гласного в слове. Контроль ошибок осуществляется таким же образом, как и в первой игре.

         Когда дети в определенной степени начинают понимать и более уверенно определять место звука в слове можно использовать упражнение  «Звуки в кругу». Материалом служат игрушки или картинки по количеству детей. Ребенок четко произносит название своей игрушки или  картинки и определяет позицию звука, который называет педагог. Свою игрушку (картинку) ребенок кладет в соответствующую ячейку. Такую же работу на определение позиции звука в слове ребенок проводит в упражнении «Начало, середина, конец». В отличие от предыдущей игры материалом здесь являются игрушки или картинки  с определенным звуком, но в разной позиции. Самоконтроль в этих упражнениях осуществляется установлением соответствия между буквой на обратной стороне картинки и ячейки: Н, С, К.           Эти упражнения относятся к числу фонетических, никак не связанных с письмом и чтением. Ребенок может работать с материалом, вовсе не зная букв, символизирующих звуки. К ним же относится упражнение  «Звуковой паровозик». Ребенок упражняется в нахождении картинок с одним общим звуком и распределении их  по вагончикам в соответствии с позицией звука в слове. Самоконтроль осуществляется сравнением цифры на обратной стороне картинки с номером вагончика. Не менее сложную работу выполняет ребенок в игре «Найди общий звук». Материал игры состоит из картинок на несколько групп звуков. В коробке три отделения и в каждом лежат картинки, в названии которых имеется общий звук  (он находится в одной из трех позиций). Ребенок вынимает по 3 – 4 картинки одного цветового фона из каждого отделения и определяет общий звук  для этих слов.  Все перечисленные выше упражнения можно использовать с гласными звуками, а по мере изучения и с согласными.

            Обучение детей согласным звукам вызывает у детей больше трудностей, так как  они чаще всего пытаются произносить согласный в сочетании с гласным. Поэтому при знакомстве с каждым согласным звуком надо подчеркивать его особое произношение. Повторяя звук, ребенок должен произносить согласный отдельно, четко. «Произнося звуки согласных, - писала М.Монтессори, - ребенок, видимо, испытывает удовольствие. Для него это ряд звуков, столь разнообразных и столь отчетливых, представляет большую новизну, новизну загадки».

          Как известно, согласные звуки русского языка имеют разное качество, и могут звучать мягко и твердо. Для работы над различением этого качества  согласных хорошо использовать упражнение «Твердый – мягкий» в 2х вариантах.  До знакомства с буквами детям предлагается упражнение с картинками, подобранными на определенный звук, а для самоконтроля на обратной стороне наклеены символы  твердости и мягкости (синий или зеленый квадрат). Материал коробочки легко меняется по мере изучения звуков. Это дает возможность многократно упражняться в различении звуков по твердости и мягкости. Когда ребенок научится читать, он сможет выполнять данное упражнение уже с карточками слов. Выполняя это упражнение, ребенок реально видит, что твёрдо и мягко звучащие согласные звуки на письме обозначаются одной и той же буквой.

            Еже одна игра, а вернее, её вариант, которую можно отнести к фонетическому упражнению, называется «Домино из букв». Она рассчитана на распознавание детьми букв как символов звуков и интуитивное чтение. Ребенку предлагаются таблички, на одной стороне которых написано слово с выделенными красным цветом первой и последней буквами, а на обратной стороне – контрольный рисунок. Пока ребенок не знает букв, можно работать только с картинками, утончая слух, выделяя первый и последний звук произносимых слов.

            Еще одна особенность согласных звуков – их глухость и звонкость. Для их различения детям требуется определенный уровень развития тактильных ощущений (они должны улавливать колебания горлышка тыльной стороной ладошки) и развитие интуиции. Для детей с ЗПР это задание не из легких. Различению звуков по глухости-звонкости помогает упражнение «Глухой – звонкий». Она опирается на знание детьми букв, поэтому презентация игры проводится после изучения нескольких глухих и звонких согласных и их графических знаков-букв. Содержимое коробочки увеличивается по мере ознакомления с другими согласными. Самоконтроль осуществляется установлением соответствия между символами глухости и звонкости на обратной стороне карточки с буквой и соответствующей ячейкой коробки. Работая с этим материалом, ребенок углубляется в анализ русской речи, произнося звуки вслух и интуитивно чувствуя разницу в их звучании.

            Для лучшего усвоения и различения гласных и согласных звуков дети пользуются упражнением «Гласный – согласный», созданным по типу упражнения  «Глухой – звонкий». В нём ребенок продолжает развивать фонематический слух и интуицию, обнаруживая разницу в звучании гласных и согласных. Для самоконтроля с обратной стороны карточки с буквой наклеены символы гласных и согласных звуков: на гласных – красный квадрат, на согласных – синий.

            Для русского языка очень важно произношение слов с правильным ударением.  В отличие от других языков, в нем ударение ставится необязательно на первом или последнем слоге. Для детей с ЗПР характерно называние слов с неправильной постановкой ударения. Как же объяснить детям, что такое ударный гласный звук? Оказывается, наиболее надёжным ориентиром служит не сила, а долгота его произнесения. Любой ударный гласный звук произносится в три раза протяжнее, чем безударный. Значит, ударный гласный звук можно тянуть сколько угодно, а значение слова при этом не изменится. Чтобы потренироваться в определении ударения в слове, можно предложить детям упражнение «Гласный под ударением». Это упражнение предлагается ребёнку в тот период, когда сравнение звука и буквы на механическом уровне у него уже прошло. Ребёнок старается распознать на слух ударный гласный и вложить карточку в соответствующий кармашек. Он как бы углубляет, совершенствует свои представления о свойствах отдельных звуков языка, обращает внимание на то, что ударными могут быть только гласные звуки, а если их в слове несколько, то один из них обязательно звучит ярче, сильнее остальных. Упражнение считается выполненным, когда все картинки заняли свои места в кармашках, контроль осуществляет педагог. Кроме того, материал устроен таким образом, что на каждую ячейку таблицы можно положить только одну картинку. Это помогает ребёнку самому себя контролировать.

            Различные  упражнения со звуками М.Монтессори помогают детям с задержкой психического развития хорошо  развить языковую интуицию, которая впоследствии станет  основой грамотной речи. 

        С учетом особенностей детей с ЗПР презентацию некоторых упражнений необходимо повторить  два - три раза, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе до полного усвоения ребенком правил работы с материалом. После этого ребенок может работать с материалом самостоятельно. Материал упражнений  меняется по мере изучения звуков, это помогает избежать механического запоминания и сохранить интерес к работе. Так как для данной категории детей характерно рассеянное внимание и низкая работоспособность, то количество картинок и карточек в упражнениях колеблется от 4- 5 до 8 – 10. Это зависит от степени усвоения детьми материала и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Главное, чтобы ребенок почувствовал свои силы, закончил упражнение до конца. Только в такой ситуации у ребенка будет формироваться самостоятельность.

 

Оставить комментарий: